«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК".
учебно-методический материал по художественной литературе (средняя, старшая группа)
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Джанни Родарри
Очень важно каждую сказку донести до детей, как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора. А для этого необходимо, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы.
Актуальность проблемы.
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. В связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. Дошкольный возраст – это возраст сказки. Ребенок проявляет интерес ко всему сказочному, необычному, чудесному. Восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно, они могут влиять на развитие связной речи и поэтому целью данной работы является изучение особенностей связной речи дошкольников и роли сказок в развитии данного вида речи.
Цель исследования: развитие речи детей через использование сказок на занятиях в ДОУ.
Для достижения цели определены задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
- Показать возможность использования сказок на занятиях по развитию речи;
- Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования сказок.
Сказка как жанр художественной литературы. Крупнейший исследователь и собиратель сказки А.И.Никифоров много работал над методикой собирания сказок. По его мнению: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением». А.И.Никифоров определил 3 признака, отличающие сказку от других жанров литературы. Но есть еще один признак, недостаточно раскрытый А.И. Никифоровым, состоящий в том, что в действительность рассказанного не верят.
Развитие связной речи на занятиях, с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. В своей работе я опирались на труды таких авторов как: Запорожец А.В., Пропп В.Я., Фесюкова Л.Б. и др.
Формы проведения:
Традиционная форма проведения занятий - чтение или рассказывание, пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.
Нетрадиционная форма проведения занятий – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один:
- отгадывание загадок, придумывание - разносторонне развивает и обогащает речь, формирует у детей способность к анализу, обобщению, способствует развитию образного мышления;
- дидактические игры: «Что умеют делать звери?», «Дополни предложение», «Задай вопрос герою сказки», «Какой, какая, какое?», «Кто сумеет похвалить», «От каждого по словечку», «Скажи наоборот», «Чья песенка?» и т. д.;
- развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо», «Назови ласково» и др.
- моделирование (рассказывание сказки по схеме);
- придумывание нового окончания сказки (с изменением сюжета или путем добавления нового героя);
- рисование сказочной истории или героя, изготовление поделок к сказке.
Принципы подбора сказок
- Сказки должны выражать нравственные ценности, быть увлекательными, достаточно информативными.
- Сказки не должны быть слишком длинными, чтобы дети на одном занятии могли услышать всю сказку от начала до конца.
Для детей, чтение (рассказывание) сказки, необходимо в простой и доступной форме, обязательно подкрепляемое наглядностью.
За время проведения формирующего исследования в данной возрастной группе были поставлены: пьеса-сказка для детей старшего дошкольного возраста «Колобок - Ледяной бок», музыкальный спектакль по произведениям Г.Струве для старшей и подготовительной к школе группе, в основе которого лежали сказки и музыкальный спектакль по мотивам русской народной сказки «Царевна-лягушка», авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане».
Система работы по развитию речи с использованием сказки велась в трех направлениях:
-Знакомство со сказкой;
-Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи;
-Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения.
Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем сказку; рассказываем сказку; сочиняем сказку; играем в сказку.
Использование сказки на занятиях способствует активизации разных сторон речи детей: словаря; грамматического строя диалогической и монологической речи; совершенствованию звуковой стороны речи.
Специфика и разнообразие приемов обучения по сказке детей дошкольного возраста: совместный пересказ (рассказ); вопросы; пересказы по частям и по ролям; игра – драматизация; придумывание сказки на предложенный сюжет; беседа по содержанию; моделирование сказок или работа с рисуночной схемой; чтение вслух, рассказывание и просмотр сказок; музыкальное сопровождение образов и героев сказки.
Анализ результатов. Проведя формирующее исследование, целенаправленно и систематически развивая связную речь, при помощи системы мероприятий на основе использования сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа помогла повысить уровень речевого развития детей в целом и связной речи детей в частности.
Мы рекомендуем подходить к работе со сказкой не традиционно. Т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязанно, то уча детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Родителям стоит больше внимания уделять сказке. Конкретное содержание каждой сказки поможет им найти свои пути решения вопросов воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы на тему:"Развитие речи детей через использование презентаций по лексическим темам"
Проект "Развитие речи детей через использование презентаций по лексическим темам" при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребенка. Логопед и воспитатель испол...
Развитие речи детей через драматизацию сказок, потешек
Презентация Развитие речи детей через драматизацию сказок, потешек...
педагогический проект "Страна сказок" (развитие речи детей через театрализацию сказок)
Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, то они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом....
Сказочная викторина «Развитие речи детей с использованием сказок» для родителей средней группы.
Цель: Познакомить родителей с театрализованной деятельностью, как средством развития речи детей.Ход: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы хотим поговорить с вами о методах развития р...
Развитие речи детей через использование потешки.
Потешки - это небольшие весёлые и смешные стихотворения, которые помогут развитию речи ребёнка....
Презентация Развитие речи детей через драматизацию сказок, потешек
ull;Развитие и обогащение словаря.•Совершенствование связной диалогической и монологической речи.•Овладение грамматически правильной речью.•Работа над фонематической стороной речи.&bu...
Организация работы по развитию речи детей через использование различных форм и видов детской деятельности
Художественно – эстетическая деятельность как средство развития речи дошкольников (Примеры НОД)Цель: развитие эмоциональной, выразительной речи детей раннего дошкольного возраста...