Проект на тему: «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей»
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Прект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_hudozhestvennoy_literature.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДСКВ «Югорка»

Проект на тему:

«Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей»

Воспитатель: Шахбанова Гари Исхадиновна

Пояснительная записка

О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во время Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка - дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем.
Дети дошкольного возраста - слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребенка возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
И ещё. Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу. Это свидетельствует о том, что у детей резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Использование технологии проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом. 
Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать! 

Проблема: непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни;
незнание истории её развития и современного состояния; 
поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой, не достаточное внимание уделяется чтению художественной литературы родителями детям, замена книги на мультфильмы и компьютер, всё это приводит к серьёзной проблеме: у детей падает интерес книге, плохо развивается речь, познавательная активность. Полагаю, что партнёрское сотрудничество дошкольного учреждения и семьи поможет приобщить дошкольников к книге и процессу. Поэтому решила углубить работу в этом направлении. 
В процессе беседы с детьми выявила, что дети не знают детских писателей и их произведений; не умеют выразительно рассказывать стихи, пересказывать знакомые произведения. Кроме того к большому нашему сожалению не все дети любят слушать, когда им читают, им интересны в основном иллюстрации. Если взять книгу со стихами или сказками, а на иллюстрации нет какого-нибудь героя, о котором идет речь, то книга становиться сразу "не интересная! " и дети категорически отказывается слушать! Что сделать для того, чтобы заинтересовать маленького слушателя?
Отсюда и возникла идея проекта «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». (Проект для воспитанников в подготовительной группе). В процессе проектирования происходит взаимодействие всех: и детей, и воспитателей, и взрослых. Начиная работу над проектами родители сами начинают включаться в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Паспорт проекта.

Вид проекта: 
По доминирующей в проекте деятельности: информационный, познавательно-игровой, творческий
По числу участников проекта: групповой 
По профилю знаний: межпредметный 
По типу объекта проектирования: социальный.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Цель проекта: формирование у детей любви к книге через комплексное воздействие и выполнение творческих заданий.
Задачи проекта:
1. создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме;
2. пробудить желание к чтению книг;
3. развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;
1. воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним; 
2. обучить правилам обращения с книгой;
3. активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности, привлечь родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;
4. поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;
5. развивать память, речь, внимание, коммуникативные навыки.
Разработка проекта:
• Донести до участников проекта важность данной темы;
• Создать развивающую среду: дидактические игры, иллюстрации, подобрать материал;
• Подобрать материал для продуктивной деятельности;
• Составить перспективный план работы.

Актуальность

Нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Интеграция образовательных областей:

  • «Чтение художественной литературы»,
  • «Коммуникация»,
  • «Художественное творчество»,
  • «Социализация»,
  • «Музыка».

Цель проекта:

Формирование социально-нравственных качеств через художественное слово и сказки.

Задачи проекта:

  • Заложить основы социально-нравственной личности с активной жизненной позицией.
  • Формировать навыки восприятия художественного произведения.
  • Возрождать интерес детей и родителей к художественной литературе, к сказкам, к художественному слову.
  • Помочь детям усвоить нравственные категории: добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие.
  • Воспитывать у детей милосердие, сострадание, терпимое отношение к окружающим.
  • Формирование представлений  у детей о  нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали.
  • Развивать эмоции, воображение детей.

Этапы проекта

1 этап (изучение проблемы)

  • Диагностика нравственных качеств детей на начальном этапе:

Высокий уровень – 12%, средний уровень – 28%, низкий уровень – 60%

  • Анкетирование родителей.

      Анализ результатов показал, что интерес у детей к чтению художественной литературы  развит недостаточно, так как родители дома уделяют данному вопросу мало внимания, у детей возникает затруднение в определении названий произведений, узнавании персонажей, не могут дать оценку действий героев. Интерес к сказкам – драматизации развит, но дети не могут передать эмоции и характерные особенности персонажей и без помощи взрослого не могут распределять и брать на себя роли.

2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач)

  • Подобрать художественную литературу, подготовить необходимый иллюстративный материал по теме проекта, создать или подобрать презентации Microsoft Power Point.
  • Составить перспективный план работы по теме проекта.
  • Пополнить предметно-развивающую среду.
  • Провести анкетирование с родителями.
  • Создать «Аллею сказок» на территории ДОУ.
  • Продумать план сотрудничества с детской библиотекой

3 этап (работа над проектом)

Предметно-пространственная  развивающая среда. 

  В группе мною была оборудована библиотека, в которой представлены сказки, картинки, раскраски, иллюстрации, подобраны произведения детской художественной литературы, которые способствуют формированию нравственных качеств дошкольников:

Русские народные сказки

Сказки о животных

Волшебные сказки

Авторские сказки

Корнея Чуковского

  • «Доктор Айболит»
  • «Краденое солнце»
  • «Телефон»
  • «Бармалей»
  • «Муха-цокотуха»
  • «Путаница»

Произведения Самуила Маршака

  • «Сказка об умном мышонке»
  • «Сказка о глупом мышонке»
  • «Двенадцать месяцев»
  • «Усатый-полосатый»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Где обедал воробей»

Владимира Сутеева

  • «Палочка-выручалочка»
  • «Мешок яблок»
  • «Разные колёса»
  • «Под грибком»
  • «Мешок яблок»

Ганса Кристиана Андерсена

  • «Принцесса на горошине»
  • «Дикие лебеди»
  • «Дюймовочка»
  • «Гадкий утёнок»
  • «Огниво»

Рассказы Николая Носова

  • «Заплатка»
  • «Живая шляпа»
  • «Огурцы»
  • «Мищкина каша»
  • «На горке»
  • Рассказы о Незнайке

Начало формы

Проводились тематические выставки:

«Русские народные сказки у нас в гостях»

«Выставка книг ко дню рождения Чуковского»

«Творчество Носова – детям»

«Поучительные сказки Сутеева»

В подборе книг к выставкам принимали участие дети и их родители. Каждый ребенок имел возможность взять понравившуюся книгу, рассмотреть иллюстрации, обсудить с друзьями понравившийся эпизод.

Один раз в неделю приходили в гости сказочные персонажи, которые приносили мультфильмы со знакомыми сказками для совместного просмотра с детьми.

В группе созданы следующие виды театра:

  • пальчиковый театр «Колобок», «Курочка ряба», «Теремок»,
  • настольный театр «Заюшкина избушка», «Кот, лиса, дрозд и петух»,
  • кукольный театр «Колосок», «Три поросёнка»,
  • Костюмированный театр «Репка», «Курочка ряба».

Используя театр-сказку, дети обыгрывали прочитанные произведения, реализуя свои творческие замыслы. Такая деятельность способствовала закреплению у детей знаний, полученных в процессе образовательной деятельности, обогащала их социальный опыт.

На территории ДОУ вместе со вторым воспитателем группы Васильевой М.В. и родителями группы была создана «Аллея сказок». Дети могли очутиться в мире сказок и чудес – побывать в гостях у Мухи-цокотухи, у Лукоморья, познакомиться с Бабой ягой и Котом в сапогах или очутиться в волшебной сказке и сразиться с Кощеем бессмертным. Здесь их ждала встреча и с черепахой Тортиллой с золотым ключиком. А в тени берёз их ждали Лель и Снегурочка. 

Организация детской деятельности.

     Работа с детьми, проводимая в ДОУ по нравственному воспитанию через художественную литературу, строилась с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, что позволило организовывать различные виды деятельности:

  • Непосредственно образовательную деятельность;
  • Совместную деятельность взрослого и детей;
  • Самостоятельную деятельность детей.

Алгоритм работы с книгой

  • Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.
  • Чтение.
  • Беседа и рассматривание иллюстраций.
  • Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.
  • Выставки рисунков детей в детской городской библиотеке.

    Читая детям художественную литературу, я учу их передавать эмоции, чувства, действия персонажей, расширяю кругозор и активизирую речь. Чтение художественных произведений  сопровождаем показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций помогает понять смысл произведения. Подбор книг с качеством печати, иллюстраций,  доступностью языка, образов позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует лучшему запоминанию текста. Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывают у детей удовольствие и радость.

Кроме того подобрана аудио и медиотека сказок и рассказов для прослушивания детям:

Работа с семьей.

  С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:

- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;

- полезные советы;

- выставки книг;

- совместная творческая деятельность родителей и детей на родительском собрании по совместной работе над театрализованной постановкой русских народных сказок «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок».

Вовлечение родителей в образовательный процесс способствует повышению их педагогической компетентности, соблюдению преемственности в воспитании детей.

4 этап (определение эффективности работы с детьми)

Результаты повторного мониторинга представлены в сравнении с результатами на начало обучения. Данная программа говорит о результативности нашей работы.

 Высокий уровень-33%

Средний уровень- 49%

Низкий уровень- 18%

В будущем продолжить работу с детьми по формированию нравственных качеств дошкольников посредством знакомства их с детской художественной литературой и сказкой.

Использование данного проекта способствует формированию у детей   нравственных качеств таких как: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянного культурного развития и соблюдению правил морали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.Социально – нравственное воспитание – очень ак...

Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественная литература. Дошкольный возраст - сензитивный период,под руководством взрослых ребёнок приобретает п...

Перспективный план "Художественная литература как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Предлагаемый перспективный план представляет интеграцию детской деятельности на основе ознакомления с произведениями художественной литературы. Интегративный подход напрвлен на формирование  нрав...

Проект на тему: «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников».

Проект на тему: «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». ...

Доклад-консультация на тему: «Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста»

Доклад-консультация на тему: «Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста»МАДОУ  д/с № 44Минакова М.О.Нравственное восп...

Статья на тему: «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств дошкольника»

Художественная литература способствует развитию мышления и воображения, речи ребёнка, также обогащает  его эмоциями, прививает любовь к родному краю, к природе. Одна из важных задач во...

Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.Социально – нравственное воспитание &nda...