Конспект НОД по художественной литературе
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Крылатый, мохнатый да масляный»
Подготовила: Шахбанова Г.И.
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный».
Задачи:
Образовательные:
- учить понимать характер и поступки героев.
- замечать и понимать образные выражения.
- учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей.
- формировать у детей интерес к устному народному творчеству.
Развивающие:
- развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русским народным сказкам.
- воспитывать доброжелательность;
Словарная работа: крылатый, мохнатый, масленый.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок; пересказ; разыгрывание сказок по ролям.
Оборудование: презентация с иллюстрациями к р. н. с. «Крылатый, мохнатый да масленый»; мяч.
Ход НОД:
Музыкальная игра «Ну-ка все встали в круг».
Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, но сначала мне хочется узнать, любите ли вы сказки? Итак, путешествие в страну сказок начинается!
- Я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные? (Ответы детей)
-Вспомните, как начинаются русские народные сказки? (Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:
- раз-два-три в стране сказок очутись.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Ты мне – я тебе».
(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.)
Например: Корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка»; Коза- «Коза-дереза»; Козленок- «Волк и семеро козлят»;
Воспитатель: Чему учат сказки? (Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке).
- Молодцы!
- Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами. Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый» (воробей) или «крылатая» (птица, бабочка); «мохнатый», «масляный»? (ответы детей). Мы неслучайно с вами вспомнили, так как они и составляют название новой русской народной сказки, которая называется «Крылатый, мохнатый да масляный».
Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
Чтение сопровождается презентацией.
Физминутка под музыкальное сопровождение «Мышь полезла в первый раз».
Воспитатель:
- Как звали героев сказки?
- Как жили друзья в начале сказки?
- Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?
-Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)
-Что можно посоветовать друзьям (жить дружно и не ссориться).
- Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?
-Можно ли было поступить по другому? Если можно то как? (спросить 2-3 детей)
Вспомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)
А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)
— Когда же, друзья мои, так бывает?
- «Вот так всегда бывает, когда один на другого сваливает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал? (Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому).
Воспитатель: Правильно ребята. Ведь не даром русский народ сложил пословицу о дружбе: «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».
-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).
-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким? (Воробья. Взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу).
- Чем заканчивается сказка?
— Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.
- Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я предлагаю вам обыграть эту сказку.
- Как вы думаете, какое настроение было у блина, когда он пошел в лес: веселое или грустное?
-Ребята, с помощью мимики лица покажите радость. (Улыбнемся).
- Почему вы думаете, что веселое?
Как вы думаете, что такое мимика (ответы детей)
Мимика – это выражение лица, которое зависит от нашего настроения.
Если у вас веселое настроение, то вы, улыбаетесь, а если грустное то вы, грустите.
- А кто вышел навстречу блину? (Лиса)
- А какая лиса обычно в сказках? (Хитрая).
- Покажите хитрое выражение лица. Давайте покажем, как ходит лиса. (показывает 1 ребёнок)
Вот лиса увидела блин. Нюхает его, облизывается. Покажите, как лиса
облизывается.
- И лиса у него спрашивает: «Ты куда, блинок, бежишь?»
Скажите эту фразу так, чтобы было понятно, что лиса хитрая. (все дети)
- А как вы думаете. Какое было выражение лица у блина, кода лиса обнюхивала его и облизывалась? (Он был удивлен (напуган).
- Покажите удивление (страх).
- А в это время мышка дома варит щи, но они не получаются у неё такими
вкусными как у блина. Давайте представим, что мы взяли ложку и пробуем щи.
А они оказались невкусными.
- Что делает мышка, чтобы щи стали вкусными? (Мышка прыгает в горшок).
- А щи в горшке, какие: горячие или холодные? (Горячие).
- Мышка выпрыгивает из горшка. Ей больно. Ребята, покажите, какое выражение лица может быть у человека, если ему больно?
- А про воробья мы сказали, что он стал дрова на мелкие щепки ломать.
Что случилось с воробьем? (Он свернул клюв).
- Воробей клювом ломает дрова на щепки. Хватается за клюв. Садится на пенёк и плачет. (показ детьми).
- Тут воробью стало стыдно. Покажите с помощью мимики лица, что человеку стыдно.
- Почему воробью стало стыдно? (потому что он позавидовал своим друзьям)
- Ребята, вы все молодцы!
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться из страны сказок. Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись.
- Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?
- Чему научила вас эта сказка? (Ответы детей)
Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила.
-Вы молодцы ребята, хорошо сегодня поработали, мне очень понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе
Конспект занятия называется "Путешествие в деревню "Сказкино"....
Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди» Старшая группа
Программное содержание: Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди»Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки.Развити...
конспект занятия по художественной литературе по сказке "Мальчик-звезда" Оскар Уайльд
тема добра по сказке Оскара УАйльда "Мальчик -звезда"...
Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»
В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям средней группы детского сада....
Конспект интегрированной НОД (художественная литература и художественный труд) в подготовительной группе на тему: "Перелётные птицы"
Данный конспект интегрированной НОД проведён в подготовительной группе с целью : Создать композицию "Птицы". Задачи: Познакомить со стихотворением Плещеева А.Н. "Дети и птичка"; учить дете...
Конспект занятия по художественной литературе. Конспект составила: Рагимли Хаяла
Конспект занятия по художественной литературе...
Музыкальная песенка Потешки-Пестушки - Мишка косолапый по лесу идёт...(дополнение к конспекту Интегрированная НОД (художественная литература, художественно - эстетическое развитии) для детей первой младшей группы с учетом ФГОС).
Музыкальное сопровождение. Интегрированная НОД (художественная литература, художественно - эстетическое развитии) для детей первой младшей группы с учетом ФГОС. «Отрывок из стихотворения З. Александро...