«Талант добрый и веселый» ( По творчеству С. В. Михалкова)
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Литературная викторина (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературная викторина | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Архангельская область
П. Плесецк
МБДОУ «Чебурашка»
Учитель-логопед
Кокорина Ольга Константиновна
Литературная викторина
«Талант добрый и веселый»
( По творчеству С. В. Михалкова)
Подготовительная к школе логопедическая группа
Цель: с помощью разнообразных методов и приемов закрепить и систематизировать знания детей о творчестве С.В.Михалкова, помочь понять и оценить юмор произведений.
Программное содержание:
Обучающие задачи
Обобщить знания об особенностях различных жанров, познакомить (уточнить) знания детей о жанре – басни.
Развивающие задачи
Развивать связную речь, мышление детей. Упражнять в умении правильно передавать содержание произведений, оценивать поступки героев, определять их характер, выразительно воспроизводить диалоги действующих лиц.
Воспитательные задачи
Воспитывать у детей умение слушать друг друга, помогать друг.
Предварительная работа:
Чтение произведений.
Вопросы к детям. ( О чем произведение? Кто главные герои? Какие они по характеру?) Определение жанра.
Рассматривание иллюстраций к произведениям.
Материал:
- иллюстраций к произведениям;
- кроссворды - Трезор, мимоза, буквы;
- пазлы – 2 картинки к сказке «Три поросенка»;
- игрушки - вощи (картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, свекла), зеркало, очки, платочек, корзинка, фартук, платок;
- подборка книг С.В.Михалкова;
- портрет С.В.Михалкова;
- магнитная доска с кружочками для оценивания команд;
- схематические модели для пересказа к произведению С.В.Михалкова «Ошибка»;
- шапочки – журавля, зайца;
- магнитофон – «Песенка друзей» сл. С.В.Михалкова, муз. М.Старокадомского, «Веселый тренаж» музыка из кн. «Блондинка за углом», песенка «Три поросенка»
Ход занятия
Учитель-логопед. Добрый день ребята! Посмотрите, мы приготовили для вас выставку книг замечательного детского писателя – Сергея Владимировичи Михалкова. Давайте хором повторим, как зовут писателя (Сергей Владимирович Михалков). В марте 1913 года родился Сергей Владимирович Михалков (13.03.2013 – 27.08.2009). В 15 лет он написал свое первое стихотворение «Дорога», а теперь его знают и любят во всем мире. Я приглашаю вас на литературную викторину «Талант добрый и веселый».
Ребята, вы хотите отправиться в путешествие по произведениям С.В.Михалкова?
Дети. Хотим.
Учитель-логопед. Тогда, команды «Угадалки» и «Сообразилки» занимайте места в своих вагончиках.
(Звучат строчки из песни «Песенка друзей» - 1-й куплет)
С.В.Михалков работает во всех литературных жанрах, кроме романа.
Сначала мы вспомним его замечательные, веселые стихи.
Что мы будем вспоминать (стихи)?
- Разминка «Подскажи словечко»
В коридоре смех и шепот,
В коридоре гул речей.
В кабинете – дядя Степа
На осмотре….(у врачей).
(«Дядя Степа»)
Вы послушайте ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счету ровно…(пять).
(«Котята»)
Трусы и рубашка
Лежат на песке.
Никто не плывет
По опасной…(реке).
(«Фома»)
Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Все сидела и…(ждала).
(«Мой щенок»)
Он растет, боясь мороза,
У папы с мамой на виду,
Как растение мимоза
В ботаническом…(саду).
(«Про мимозу»)
Мы оставили Трезора
Без присмотра,
Без надзора.
И поэтому щенок
Перепортил все, …(что мог).
(«Трезор»)
(Оценка разминки.)
2. Как называются стихи о смешном, высоком, добром и смелом человеке. «Выбери нужную картинку». Команда «Угадалки» выбирает веселые, смешные эпизоды, а команда «Сообразилки» выбирает эпизоды, где он помогает людям. Затем, рассказывают об этих эпизодах (можно строками из этих фрагментов).
Он разыскивал на рынке
Величайшие ботинки,
Он разыскивал штаны
Небывалой ширины.
Купит с горем пополам,
Повернется к зеркалам –
Вся портновская работа
Разъезжается по швам!
Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас
За поступок благородный
Все его благодарят.
- Попросите что угодно, -
Дядя Степе говорят.
- Мне не нужно ничего –
Я задаром спас его!
Дядя Степа с тротуара
Достает до чердака.
Сквозь огонь и дым пожара
Тянется его рука.
Он окошко открывает.
Из окошка вылетают
Восемнадцать голубей,
А за ними – воробей.
Он успел схватить в охапку
Перепуганную бабку,
А старуха – за корзину:
- Я белье свое не кину!
Дядя Степа спас ее,
И корзину, и белье.
Подъезжают к семафору.
Что такое за обман?
Никакого семафора –
У пути стоит Степан.
Он стоит и говорит:
- Здесь дождями путь размыт.
Я нарочно поднял руку –
Показать, что путь закрыт.
Человек сидит в седле,
Ноги тащит по земле –
Это едет дядя Степа
По бульвару на осле.
- Вам, - кричат Степану люди, -
Нужно ехать на верблюде!
На верблюде он поехал –
Люди давятся от смеха:
- Эй, товарищ, вы откуда? Вы раздавите верблюда!
Сидя книги брал со шкафа.
И не раз ему в кино
Говорили: - Сядьте на пол,
Вам, товарищ, все равно!
Вам, при вашей вышине,
Нужно ехать на слоне!
Ребята, как вы думаете, Михалков высмеивал дядю Степу или восхищался им? А вы хотели бы быть похожими на дядю Степу?
С него можно брать пример.
Дядя Степа утром рано
Быстро вскакивал с дивана,
Окна настежь открывал,
Душ холодный принимал.
Чистить зубы дядя Степа
Никогда не забывал.
Приглашаю всех на «веселый тренаж» - физ. Минутка.
(Оценка 1-го задания.)
2) Разгадай кроссворд. (Трезор, мимоза)
Назовите слова на картинках, выделите 1 звук в слове, найдите нужную букву, поставьте их по порядку и прочтите слово.
(Во время работы детей звучит 2 куплет и припев «песенки друзей»)
3)Не зевай, думай, отвечай.
- Назовите произведение об изнеженном мальчике, которого сравнивают с цветком.
Кто же это?
Почему
Тащат валенки ему,
Меховые рукавицы,
Чтобы мог он руки греть,
Чтоб не мог он простудиться
И от гриппа умереть,
Если солнце светит с неба,
Если снег полгода не был?
Может, он на полюс едет,
Где во льдах живут медведи?
Нет.
(«Про мимозу»)
- Назовите стихи, в которых говорится о том, как дети любят, заботятся и переживают за своих домашних животных.
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его
Не оставим…(одного).
(«Трезор»)
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку.
Обезьяну, попугая –
Вот, компания, какая!
(«Песенка друзей»)
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как пчела
На хвосте жужжит пчела.
(«Мой щенок»)
Хороши у нас котята –
Раз, Два, Три, Четыре. Пять.
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать
(«Котята»)
- В каком произведении одному упрямому мальчику приснился сон, что его проглотили дикие животные?
Близка
Аллигатора хищная пасть.
- Спасайся, несчастный,
Ты можешь пропасть!
Но слышен
Ребятам
Знакомый ответ:
- Прошу не учить,
Мне одиннадцать лет!
(«Фома»)
Психогимнастика – команды показывают упрямого Фому, покусанного пчелами щенка.
А знаете ли вы, что С.В.Михалков не только сам пишет стихи, он очень хорошо переводит стихи иностранных авторов на русский язык.
4.Пантомима «Из какого произведения эти вещи?»
(«Где очки?») («Овощи») – пантомимой показываю фрагмент из стихотворения.
Герои стихов С.В.Михалкова – это ребята, такие, как и вы, любят посмеяться, попроказничать, а вообще-то они славные и свои недостатки еще исправят.
Ребята, о каком жанре произведений С.В.Михалкова мы с вами говорили (о стихах)?
(Подводим итоги 2,3,4 – го задания.)
Сейчас мы поговорим о сказках.
Какие сказки С. В. Михалкова вы знаете? ( Жадный Вартан», «Как старик корову продавал», «Мороз и морозец»).
Назовите сказку, которая начинается с цифры (« Три поросенка»).
В какой сказке высмеивается глупость (жадность, хвастовство, лень)?
5. Пазлы – «Угадай сказку» (Дети парами собирают картинки, говорят о том, какой эпизод изображен, остальные дети строят домики из палочек , камушков, соломинок.)
(Во время работы детей звучит песенка «Три поросенка»)
Дети, которые складывали пазлы, какой сказочный герой появился на вашей картинке, из чего сделан домик? Давайте посмотрим, какие получились домики из веточек и камушков. Ребята, представьте, что вы волки (покажите клыки, лапы с когтями, порычите), а теперь попробуйте сдуть их. Какой домик разлетелся (из веточек)?
Ребята, о каком жанре произведений С.В.Михалкова мы с вами говорили (о сказках)?
А теперь обратимся к еще одному жанру поэзии С.В.Михалкова – к басне. Басня – это короткая поучительная история. Она похожа на сказку. В баснях часто говорится о животных, а подразумеваются характеры людей.
Ребята вы читали басню С.В.Михалкова «Ошибка»?
Кто главные герои басни (журавль и заяц)?
6. Драматизация фрагмента басни (по схематической модели)
Ошибка
Прибежал как-то Заяц к Журавлю.
— Журавушка, дорогой! Ты хорошо зубы лечишь, вставь мне, пожалуйста, зубы!
— Да они у тебя хорошие!
— Хороши да малы! Вставь мне львиные клыки!
— Зачем тебе клыки?
— Я с Лисой рассчитаться хочу! Надоело мне от нее бегать, пусть теперь она от меня побегает!
Улыбнулся Журавль и вставил Зайцу искусственные зубы — два львиных клыка. Совсем как настоящие! Страшно смотреть!
— Вот здорово! — воскликнул Заяц, посмотрев на себя в зеркале. — Побегу Лису искать!
Бежит Заяц по лесу — Лису ищет, а она сама ему навстречу из-за кустов выходит. Увидел Заяц Лису и бросился от нее наутек. Прибежал к Журавлю — дрожит, трясется от страха.
— Жу-жу-равушка, дорогой! Замени скорей клыки!
— А эти чем плохи?
— Не плохи, да малы! Против Лисы не годятся! Может, у тебя побольше есть?
— Не поможет! — ответил Журавль, — ошибся я, Косой. Надо было сердце тебе заменить. Твое заячье выкинуть, а львиное поставить.
(С.Михалков)
В басне или в сказке можно поменять сердце, зубы, превратиться в кого-то, а в жизни может так быть?
Ребята, вы слышали, иногда говорят – у него заячье сердце, заячья душа - о каких людях так говорят (трусливых)?
А - у него львиное сердце (храбрых)?
Так в чем же ошиблись журавль и заяц (важно какой ты по характеру, а не как ты выглядишь, какие бы зубы зайцу не поставить, он все равно остается трусливым)?
Ребята, о каком жанре произведений С.В.Михалкова мы с вами говорили (о басне)?
Мы выполнили все задания викторины. Давайте подведем итоги (отмечают, как справлялись с заданиями команды).
Ребята, мы путешествовали по произведениям какого автора (С.В.Михалкова)? Какие жанры произведений С.В.Михалкова мы вспоминали? Какие задания вам показались трудными, интересными?
Вот и подошло к концу путешествие по произведениям С.В.Михалкова. Давайте встанем в круг и споем последний куплет «Песенки друзей».
У нас действительно замечательная компания, команда «Угадалки», команда «Сообразилки» и добрые, веселые произведения С.В.Михалкова. Главная награда для любого детского писателя, в том, что его книги любят и читают дети, поэтому я вручаю вам новые книги С.В.Михалкова.
Литература
1 .Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: 3-е, переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 224с.
- Детская литература. – М.: Просвещение, 1985. – 399 с.
- Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учимся любить книгу. –
М.: Просвещение, 1982. – 112с.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Спб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2004. – 528с.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224с.
Журналы
Веселый день с Сергеем Михалковым//Читает, учится, играет – 1998. - №8. –С.132-138
Лежнева О.С. Талант добрый и веселый (По творчеству С В.Михалкова)// Досуг в школе – 2002. - №4. – С.9-10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к комплексу мероприятий по изучению творчества С. В. Михалкова в ДОУ, посвященного 100-летию со дня рождения писателя "Дядя Степа в гостях у малышей"
Данная работа представляет собой творческий проект по изучению творчества С. В. Михалкова, который был реализован в подготовительной группе ГБОУ ЦРР - детский сад № 2667 и который состоит из неск...
"Знакомство с жизнью и творчеством С.В. Михалкова"
Методический материал по знакомству детей с жизнью и творчеством С. Михалкова....
"Литературный вечер для детей старшего возраста, посвященный творчеству С.В.Михалкова"
В 28 февраля 2013 года наша страна отмечала 100 лет со дня рождения С.В.Михалкова - классика русской детской литературы, поэта, баснописца, драмматурга, автора двух гимнов Советского Союза и Российско...
Педагогический проект "Знакомство с творчеством С. В. Михалкова детей среднего дошкольного возраста"
Проект направлен на ознакомление детей с творчеством С. В. Михалкова. Дети знакомятся с произведениями писателя, заучивают понравившиеся стихи, учатся внимательно слушать произведения, принимают...
Сценарий литературного досуга для подготовительной группы, посвященный творчеству С.В.Михалкова "Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!"
В марте 2013 года в нашем детском саду был проведен литературный досуг для подготовительной группы, посвященный 100-летию со дня рождения С.В.Михалкова....
Конспект образовательной деятельности по творчеству С.В.Михалкова «Путешествие в компании веселых друзей» для детей шестого года жизни
конспект образовательной деятельности по творчеству С.В.Михалкова...
Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Весна Победы в Ивановском"
Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Ве...