«Талант добрый и веселый» ( По творчеству С. В. Михалкова)
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Кокорина Ольга Константиновна

Литературная викторина (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Литературная викторина122 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Архангельская область

П. Плесецк

МБДОУ         «Чебурашка»

Учитель-логопед

Кокорина Ольга Константиновна  

Литературная викторина

«Талант добрый и веселый»

( По творчеству С. В. Михалкова)

Подготовительная к школе логопедическая группа

Цель: с помощью разнообразных методов и приемов закрепить и систематизировать знания детей о творчестве С.В.Михалкова, помочь понять и оценить юмор произведений.

Программное содержание:

Обучающие задачи

Обобщить знания об особенностях различных жанров, познакомить (уточнить) знания детей о жанре – басни.

Развивающие задачи

Развивать связную речь, мышление детей. Упражнять  в умении правильно передавать  содержание произведений, оценивать поступки героев, определять их характер, выразительно воспроизводить диалоги действующих лиц.

Воспитательные задачи

Воспитывать у детей умение слушать друг друга, помогать друг.

Предварительная работа:

Чтение произведений.

 Вопросы к детям. ( О чем произведение? Кто главные герои? Какие они по характеру?) Определение жанра.

Рассматривание иллюстраций к произведениям.

Материал:

  • иллюстраций к произведениям;
  • кроссворды - Трезор, мимоза, буквы;
  • пазлы – 2 картинки к сказке «Три поросенка»;
  • игрушки - вощи (картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, свекла), зеркало, очки, платочек, корзинка, фартук, платок;
  • подборка книг С.В.Михалкова;
  • портрет С.В.Михалкова;
  • магнитная доска с кружочками для оценивания команд;
  • схематические модели для пересказа к произведению С.В.Михалкова «Ошибка»;
  •  шапочки – журавля, зайца;
  • магнитофон – «Песенка друзей» сл. С.В.Михалкова, муз. М.Старокадомского, «Веселый тренаж» музыка из кн. «Блондинка за углом», песенка «Три поросенка»

Ход занятия

Учитель-логопед.  Добрый день  ребята!  Посмотрите, мы приготовили для вас выставку книг  замечательного детского писателя – Сергея Владимировичи Михалкова. Давайте хором повторим, как зовут писателя (Сергей Владимирович Михалков). В марте 1913 года родился Сергей Владимирович Михалков (13.03.2013 – 27.08.2009). В 15 лет он написал свое первое стихотворение «Дорога», а теперь его знают и любят во всем мире. Я приглашаю вас на литературную викторину «Талант добрый и веселый».  

Ребята, вы хотите отправиться в путешествие по произведениям С.В.Михалкова?

Дети. Хотим.

Учитель-логопед. Тогда, команды «Угадалки» и «Сообразилки» занимайте места в своих вагончиках.

(Звучат строчки из песни «Песенка друзей» - 1-й куплет)

С.В.Михалков  работает во всех литературных жанрах, кроме романа.

Сначала мы вспомним его замечательные, веселые стихи.

Что мы будем вспоминать (стихи)?

  1. Разминка «Подскажи словечко»  

В коридоре смех и шепот,

В коридоре гул речей.

В кабинете – дядя Степа

На осмотре….(у врачей).

 («Дядя Степа»)

Вы послушайте ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята –

Их по счету ровно…(пять).

(«Котята»)

     Трусы и рубашка

Лежат на песке.

Никто не плывет

По опасной…(реке).

(«Фома»)

Два часа я горевала,

Книжек в руки не брала,

Ничего не рисовала,

Все сидела и…(ждала).

(«Мой щенок»)

Он растет, боясь мороза,

У папы с мамой на виду,

Как растение мимоза

В ботаническом…(саду).

(«Про мимозу»)

Мы оставили Трезора

Без присмотра,

Без надзора.

И поэтому щенок

Перепортил все, …(что мог).

(«Трезор»)

(Оценка разминки.)

2. Как называются стихи о смешном, высоком, добром и смелом человеке. «Выбери нужную картинку». Команда «Угадалки» выбирает веселые, смешные эпизоды, а команда «Сообразилки» выбирает  эпизоды, где он помогает людям. Затем, рассказывают об этих эпизодах (можно строками из этих фрагментов).

Он разыскивал на рынке

Величайшие ботинки,

Он разыскивал штаны

Небывалой ширины.

Купит с горем пополам,

Повернется к зеркалам –

Вся портновская работа

Разъезжается по швам!

Жив, здоров и невредим

Мальчик Вася Бородин.

Дядя Степа в этот раз

Утопающего спас

За поступок благородный

Все его благодарят.

- Попросите что угодно, -

Дядя Степе говорят.

- Мне не нужно ничего –

Я задаром спас его!

Дядя Степа с тротуара

Достает до чердака.

Сквозь огонь и дым пожара

Тянется его рука.

Он окошко открывает.

Из окошка вылетают

Восемнадцать голубей,

А за ними – воробей.

Он успел схватить в охапку

Перепуганную бабку,

А старуха – за корзину:

- Я белье свое не кину!

Дядя Степа спас ее,

И корзину, и белье.

Подъезжают к семафору.

Что такое за обман?

Никакого семафора –

У пути стоит Степан.

Он стоит и говорит:

- Здесь дождями путь размыт.

Я нарочно поднял руку –

Показать, что путь закрыт.

Человек сидит в седле,

 Ноги тащит по земле –

Это едет дядя Степа

По бульвару на осле.

- Вам, - кричат Степану люди, -

Нужно ехать на верблюде!

На верблюде он поехал –

Люди давятся от смеха:

- Эй, товарищ, вы откуда? Вы раздавите верблюда!

Сидя книги брал со шкафа.

И не раз ему в кино

Говорили: - Сядьте на пол,

Вам, товарищ, все равно!

Вам, при вашей вышине,

Нужно ехать на слоне!

Ребята, как вы думаете, Михалков высмеивал дядю Степу или восхищался им? А вы хотели бы быть похожими на дядю Степу?

С него можно брать пример.

Дядя Степа утром рано

Быстро вскакивал с дивана,

Окна настежь открывал,

Душ холодный принимал.

Чистить зубы дядя Степа

Никогда не забывал.

Приглашаю всех на «веселый тренаж» - физ. Минутка.

(Оценка 1-го задания.)

2) Разгадай кроссворд. (Трезор, мимоза)

Назовите слова на картинках, выделите 1 звук в слове, найдите нужную букву, поставьте их по порядку и прочтите слово.

(Во время работы детей звучит 2 куплет и припев «песенки друзей»)

   3)Не зевай, думай, отвечай.

  • Назовите произведение об изнеженном мальчике, которого сравнивают с цветком.

Кто же это?

Почему

Тащат валенки ему,

Меховые рукавицы,

Чтобы мог он руки греть,

Чтоб не мог он простудиться

И от гриппа умереть,

Если солнце светит с неба,

Если снег полгода не был?

Может, он на полюс едет,

Где во льдах живут медведи?

Нет.

(«Про мимозу»)

  • Назовите стихи, в которых говорится о том, как дети любят, заботятся и переживают за своих домашних животных.

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой мыли.

Ни за что теперь его

Не оставим…(одного).

(«Трезор»)

Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку.

Обезьяну, попугая –

Вот,  компания, какая!

(«Песенка друзей»)

Нос распух, не видно глаза,

Перекошена щека,

И, впиваясь, как пчела

На хвосте жужжит пчела.

(«Мой щенок»)

Хороши у нас котята –

Раз, Два, Три, Четыре. Пять.

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать

(«Котята»)

  • В каком произведении  одному  упрямому  мальчику приснился сон, что его проглотили дикие животные?

      Близка

Аллигатора хищная пасть.

- Спасайся, несчастный,

Ты можешь пропасть!

Но слышен

Ребятам

Знакомый ответ:

- Прошу не учить,

Мне одиннадцать лет!

(«Фома»)

       Психогимнастика – команды  показывают упрямого Фому, покусанного пчелами щенка.

А знаете ли вы, что С.В.Михалков не только сам пишет стихи, он очень хорошо переводит стихи иностранных авторов на русский язык.

4.Пантомима  «Из какого произведения  эти вещи?»

(«Где очки?») («Овощи»)  – пантомимой показываю фрагмент из стихотворения.

Герои стихов С.В.Михалкова – это ребята, такие, как и вы, любят посмеяться, попроказничать, а вообще-то они славные и  свои недостатки еще  исправят.

Ребята, о каком жанре произведений С.В.Михалкова мы с вами говорили (о стихах)?

(Подводим итоги 2,3,4 – го задания.)

Сейчас мы поговорим о сказках.

Какие сказки С. В. Михалкова вы знаете? ( Жадный Вартан», «Как старик корову продавал», «Мороз и морозец»).

Назовите сказку, которая начинается с цифры (« Три поросенка»).

В какой сказке высмеивается глупость (жадность, хвастовство, лень)?

    5. Пазлы – «Угадай сказку»  (Дети парами собирают картинки, говорят о том,  какой эпизод изображен, остальные дети строят домики из палочек , камушков, соломинок.)

(Во время работы детей звучит песенка «Три поросенка»)

Дети, которые складывали пазлы, какой сказочный герой появился на вашей картинке, из чего сделан домик? Давайте посмотрим, какие получились домики из веточек и камушков. Ребята, представьте, что вы волки (покажите клыки, лапы с когтями, порычите), а теперь попробуйте сдуть их. Какой домик разлетелся (из веточек)?

Ребята, о каком жанре произведений С.В.Михалкова мы с вами говорили (о сказках)?

А теперь обратимся к еще одному жанру поэзии С.В.Михалкова – к басне. Басня – это короткая поучительная история. Она похожа на сказку. В баснях часто говорится о животных, а подразумеваются характеры людей.

Ребята вы читали басню С.В.Михалкова «Ошибка»?

Кто главные герои басни (журавль и заяц)?

   6. Драматизация фрагмента басни (по схематической модели)

Ошибка

  Прибежал как-то Заяц к Журавлю.

  — Журавушка, дорогой! Ты хорошо зубы лечишь, вставь мне, пожалуйста, зубы!

  — Да они у тебя хорошие!

  — Хороши да малы! Вставь мне львиные клыки!

  — Зачем тебе клыки?

  — Я с Лисой рассчитаться хочу! Надоело мне от нее бегать, пусть теперь она от меня побегает!

  Улыбнулся Журавль и вставил Зайцу искусственные зубы — два львиных  клыка. Совсем как  настоящие! Страшно смотреть!

  — Вот здорово! — воскликнул Заяц, посмотрев на себя в зеркале.  — Побегу Лису искать!

  Бежит Заяц по лесу — Лису ищет, а она сама ему навстречу из-за кустов выходит. Увидел Заяц Лису и бросился от нее наутек. Прибежал к Журавлю — дрожит, трясется от страха.

  — Жу-жу-равушка, дорогой! Замени скорей клыки!

  — А эти чем плохи?

  — Не плохи, да малы! Против Лисы не годятся! Может, у тебя побольше есть?

  — Не поможет! — ответил Журавль, — ошибся я, Косой. Надо было сердце тебе заменить. Твое заячье выкинуть, а львиное поставить.

                                                                                          (С.Михалков)

    В басне или в сказке можно поменять сердце, зубы, превратиться в кого-то, а в жизни может так быть?

   Ребята, вы слышали, иногда говорят – у него заячье сердце, заячья душа -  о каких людях так говорят (трусливых)?

А -  у него  львиное сердце (храбрых)?

Так в чем же ошиблись журавль и заяц (важно какой ты по характеру, а не как ты выглядишь, какие бы зубы зайцу не поставить, он все равно остается трусливым)?

         Ребята, о каком жанре произведений С.В.Михалкова мы с вами говорили (о басне)?

       Мы выполнили все задания викторины. Давайте подведем итоги  (отмечают, как справлялись с заданиями команды).

Ребята, мы путешествовали по произведениям какого автора (С.В.Михалкова)? Какие жанры произведений С.В.Михалкова мы вспоминали? Какие задания вам показались трудными, интересными?

    Вот и подошло к концу путешествие по произведениям С.В.Михалкова. Давайте встанем в круг и споем последний куплет «Песенки друзей».

     У нас действительно замечательная компания, команда «Угадалки», команда «Сообразилки» и добрые, веселые произведения С.В.Михалкова. Главная награда для любого детского писателя, в том, что его книги любят и читают дети, поэтому я  вручаю вам новые книги С.В.Михалкова.

Литература

1 .Детство: Программа развития и воспитания детей    в   детском    саду  / В.И. Логинова и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой,  Л.М. Гурович: 3-е, переработанное. –  СПб.: Детство-Пресс, 2002. –  224с.

  1. Детская литература. – М.: Просвещение, 1985. – 399 с.
  2. Джежелей  О.В., Светловская  Н.Н. Учимся любить книгу. –

    М.:    Просвещение, 1982. – 112с.        

  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Спб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2004. – 528с.
  2. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. –  М.: ТЦ Сфера, 2005. –  224с.

               Журналы

Веселый день с Сергеем Михалковым//Читает, учится, играет – 1998. - №8. –С.132-138

Лежнева О.С. Талант добрый и веселый (По творчеству С В.Михалкова)// Досуг в школе – 2002. - №4. – С.9-10

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к комплексу мероприятий по изучению творчества С. В. Михалкова в ДОУ, посвященного 100-летию со дня рождения писателя "Дядя Степа в гостях у малышей"

Данная работа представляет собой творческий проект по изучению творчества С. В. Михалкова, который был реализован в подготовительной группе ГБОУ ЦРР - детский сад № 2667 и который состоит из неск...

"Знакомство с жизнью и творчеством С.В. Михалкова"

Методический материал по знакомству детей  с  жизнью и творчеством С. Михалкова....

"Литературный вечер для детей старшего возраста, посвященный творчеству С.В.Михалкова"

В 28 февраля 2013 года наша страна отмечала 100 лет со дня рождения С.В.Михалкова - классика русской детской литературы, поэта, баснописца, драмматурга, автора двух гимнов Советского Союза и Российско...

Педагогический проект "Знакомство с творчеством С. В. Михалкова детей среднего дошкольного возраста"

Проект направлен на ознакомление детей с творчеством С. В. Михалкова. Дети знакомятся с произведениями  писателя, заучивают понравившиеся стихи, учатся внимательно слушать произведения, принимают...

Сценарий литературного досуга для подготовительной группы, посвященный творчеству С.В.Михалкова "Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!"

В марте 2013 года в нашем детском саду был проведен литературный досуг для подготовительной группы, посвященный 100-летию со дня рождения С.В.Михалкова....

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Весна Победы в Ивановском"

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант  и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Ве...