Кейс стихотворений, пословиц и сказок про трудовую деятельность
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)
Трудолюбие К.Ушинский назвал самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство.
На пятом году жизни в игре закладываются основы общественно полезной деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания. Постепенно дошкольники начинают относится к труду как к серьезной деятельности, одобряемой и поощряемой родителями и воспитателями. Такое отношение к труду следует всячески поддерживать.
В ходе бесед воспитатель рассказывает детям о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости; знакомит дошкольников с различными профессиями; на конкретных примерах показывает, что труд, даже самый простой, требует определенных усилий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_hudozhestvennoy_liter.docx | 49.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс стихотворений, пословиц и сказок про трудовую деятельность
Трудолюбие К.Ушинский назвал самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство.
На пятом году жизни в игре закладываются основы общественно полезной деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания. Постепенно дошкольники начинают относится к труду как к серьезной деятельности, одобряемой и поощряемой родителями и воспитателями. Такое отношение к труду следует всячески поддерживать.
В ходе бесед воспитатель рассказывает детям о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости; знакомит дошкольников с различными профессиями; на конкретных примерах показывает, что труд, даже самый простой, требует определенных усилий.
Сказки
Г. Браиловская «Ушки – неслушки»
Пришел папа с работы, просит дочку:
- Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта?
- А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки- непослушки!
- Анюта, - зовет из кухни мама, - отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!
- А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки - непослушки!
- Куда я свои очки закинула? - говорит бабушка Анюте, - Не поищешь, Анюточка!
- А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки - непослушки!
Отложил дедушка газету, здохнул.
- Ведь, вот досада, я собирался спросить, что тебе на праздник подарить- большую куклу или заводную машинку? Или книжку?
- Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта- И чтобы глаза закрывались! И в самом нарядном платье!
Дедушка приставил к уху ладонь.
- Что..- говорит не слышу.. не разберу…
Я говорю кук-лу!- что было силы закричала Анюта. И чтобы глаза…
Но дедушка только руками развел.
- Не слышу, - говорит - ничегошеньки!
Уши словно ватой заложило. Должно быть на ветру продуло. Вот ведь беда какая!
Вздохнул и снова начал читать газету.
Так и осталась Анюта к празднику одна без подарка.
А ушки у нее теперь послушки!
Украинская сказка «Колосок»
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
— Нужно его обмолотить.
— А кто будет молотить? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал один.
— Только не я! — закричал другой.
— Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу.
И принялся за работу.
А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муку намолоть.
— А кто понесёт? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал Круть.
— Только не я! — закричал Верть.
— Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
— Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять своё:
— Только не я, — запищал Круть.
— Только не я, — запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
— Ох, и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох, и есть мне хочется! — пищит Верть.
Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок?
— Ты нашёл! — громко закричали мышата.
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
— Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.
— А вы что делали?
Что сказать в ответ! И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.
Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
Морозка
Жил дед с семьей: первая его жена умерла, остался он с дочкой, но на другой бабе женился, а у той тоже дочка была. Так они и жили вчетвером.
А с мачехой жить сложно, в народе говорят, перевернешься — бита и недовернешься — бита. К родной дочери другое отношение: что ни сотворит, все в умницах ходит.
Падчерица по дому всю сложную работу делала: избу мела, печь топила, воду носила, дрова рубила, за скотиной ухаживала. С утра до ночи в заботах и хлопотах, но мачехе угодить не могла, все сварливой бабе не так было, все худо.
Мачеха все придумывала падчерице работу, а потом и вовсе решила со свету мужнюю дочь сжить, заставила старика отвезти ее в лес зимой, на мороз.
— Вези, чтобы мои глаза ее больше не видели, — сказала старуха старику.
Тот поплакал, но делать нечего, пришлось запрягать лошадь и увозить родную дочь в лес.
В лесу посадил ее в сугроб, а сам уехал.
Девушка сидит в сугробе под огромное елью, вся замерзла. Тут слышит, как рядом Морозко с елки на елки перескакивает, по веточкам потрескивает да пощелкивает. Подобрался к елке, где девушка сидит.
— Тепло ли тебе, девица? — полюбопытствовал он.
— Ой, тепло, Морозушко, тепло.
Удивился Морозко, решил пониже спуститься, да сильнее стужу напустить. Снова спрашивает:
— Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?
— Ой, тепло, Морозушко, тепло.
Еще пуще припустил Морозко, ветки вокруг затрещали да защелкали. Снова спрашивает:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, милая?
А девушка совсем замерзла, еле-еле разговаривает:
— Ой, тепло, Морозушко, тепло, голубчик!
Жалко ему стало девушку, снял Морозко с себя шубу, укутал ее, да подарками дорогими одарил.
Тем временем мачеха печет блины поминальные, да кричит старику:
— Вези свою дочь, хоронить будем.
Поехал старик туда, где оставил дочку, приезжает и видит такую картину: сидит его дочка в дорогой шубе, румяная, веселая, а рядом с ней стоит короб с серебром и золотом. Обрадовался старик, посадил дочь в сани и повез домой вместе с подарками.
Старуха ждет старика, блины печет, а собака под столом тявкает для приговаривает:
— Тяф, тяф! Старик везет свою дочь с золотом и серебром в придачу, а старухину дочь никто замуж не берет.
Старуха кидает собаке блинок и говорит:
— А ну говори быстрее, что старухину дочь замуж берут, а старикову дочь по косточкам везут.
Собака блин съела, а сама свое тявкает:
— Тяф, тяф! Старик везет свою дочь с золотом и серебром в придачу, а старухину дочь никто замуж не берет.
Тут ворота во дворе заскрипели, и в дом входит падчерица, вся сияет, в шубу одета, а за ней короб тащат с серебром да золотом. Старуха увидела, да как закричит:
— А ну, старый хрыч, запрягай лошадь, де вези в лес мою дочь, да чтобы посадил ее на том же месте.
Старик послушно отвез дочь старухи и прямо на том же месте под елью в сугроб посадил и оставил.
Сидит девица в снегу, холодно ей, она зубами стучит. Заприметил ее Морозко, стал по лесу потрескивать, с елки на елку перескакивать. Подобрался к елке, где девушка сидит.
— Тепло ли тебе, девица? — полюбопытствовал он.
А она ему:
— Ой, холодно! Не скрипи, не трещи, Морозко…
Морозко ее не послушал, стал ниже спускаться и пуще потрескивать да пощелкивать.
— Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?
— Ой, руки и ноги у меня отмерзли! Уйди, Морозко…
Еще пуще припустил Морозко, ветки вокруг затрещали да защелкали. Снова спрашивает:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, милая?
А девушка ему в ответ:
— Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!
Морозко рассердился, да так припустил, что старухина дочь до косточек замерзла.
На утро старуха отправляет мужа в лес, говорит:
— Поезжай скорее, старый хрыч, вези дочь мою в злате-серебре из лесу.
А сама она стала пироги печь, готовиться дочь встречать с подарками.
Собачка под столом сидит и тявкает:
— Тяф, тяф! Старикову дочь женихи сватают, а старухину дочь по косточкам из лесу везут.
Старуха кидает собаке пирог:
— А ну говори быстрее, что старухину дочь с коробом золота и серебра везут.
Собака пирог съела, а сама свое тявкает:
— Тяф, тяф! Старикову дочь женихи сватают, а старухину дочь по косточкам из лесу везут.
Тут ворота во дворе заскрипели, старуха на улицу побежала, а в санях ее дочка лежит, до косточек замёрзшая.
Заплакала старуха, да поздно.
Сказка Рукодельница да Ленивица
Мороз Иванович Жили-были Рукодельница да Ленивица, да с ними нянюшка.
Рукодельница рано вставала и тут же за дело принималась.
А Ленивица меж тем в постельке лежала, с боку на бок ворочалась.
Однажды с Рукодельницей беда приключилась: случайно упустила она ведро в колодец.
Строгая нянюшка и говорит: "Сама ведёрко утопила, сама и доставай!" Пошла Рукодельница опять к колодцу, за верёвку ухватилась да на самое дно и опустилась.
Смотрит - перед ней печка, а из печки пирожок поглядывает да приговаривает:
- Кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт.
Рукодельница вынула его и за пазуху положила.
Дальше идёт, смотрит - в саду дерево, а на дереве золотые яблочки меж собою говорят:
-Кто нас с дерева стрясёт, тот себе возьмёт.
Рукодельница и натрясла яблочек в передник.
Дальше идёт, смотрит - старик Мороз Иванович на ледяной лавочке сидит.
-Здорово, - говорит, - Рукодельница! Спасибо тебе, девица, что пирожок мне принесла - давно уж я горяченького не ел.
Они вместе пирожком да яблочками наливными позавтракали, а потом старик сказал:
-Знаю, за ведёрком ты пришла; я тебе его отдам, только ты мне за то три дня послужи.
И вот пошли они в дом, а дом тот был весь изо льда, а стены были украшены снежными звёздочками блестящими, а на постели вместо перины снег лежал.
Принялась Рукодельница снег взбивать, чтобы старику спать было помягче, и руки у неё, у бедной, окостенели, но потёрла она их снежком, руки и отошли.
А Мороз Иванович приподнял перину, а под ней - травка зелёная.
Рукодельница удивилась: зачем старик травку на свет Божий не выпускает, он и ответил: -Ещё трава в силу не вошла.
Вот весна придёт, перина растает, травка заколосится, зерно выглянет, его крестьянин на мельнице смелет, и будет мука, а из муки ты хлебы испечёшь.
Потом старик спать на взбитую перину улёгся, а Рукодельница по хозяйству хлопотать стала.
Так и прожили они три дня, а когда ей уходить надо было, Мороз Иванович сказал:
-Спасибо тебе, утешила старика.
Вот твоё ведёрко, я в него серебряных пятачков насыпал, а ещё брильянтик - косынку закалывать.
Рукодельница поблагодарила Мороза Ивановича, домой пошла и там рассказала, что с ней приключилось.
Нянюшка и говорит Ленивице:
-Видишь, что люди за работу получают! Опустись в колодец, найди старичка да послужи ему.
Пошла Ленивица к колодцу, да и бух прямо к дну.
Печку с пирожком увидела, дерево с яблочками наливными - ничего не взяла, лень было.
Пришла к Морозу Ивановичу с пустыми руками:
-Хочу послужить да за работу получить! -Дельно говоришь.
Взбей-ка мне перину, в доме чисто прибери, да кушанье приготовь.
Ленивица подумала: "Не стану я себя утомлять", - да и не сделала, что велел ей Мороз Иванович.
Старик сам кушанье сготовил, в доме прибрал да Ленивицу накормил.
Прожили они три дня, и девица награду запросила.
-Какая ж была твоя работа? - удивился старичок.
- Это ты мне должна заплатить, потому что я тебе служил.
Да ладно, какова работа - такова награда.
Мороз Иванович дал Ленивице в одну руку огромный серебряный слиток, а в другую - большой-пребольшой брильянт.
Ленивица старика даже не поблагодарила, домой радостная побежала.
Пришла и хвастается.
-Вот, - говорит, - я не сестре чета, не горсточку пятачков заработала.
Не успела она договорить, как слиток серебряный да брильянт растаяли и полились на пол.
А вы, детушки, думайте-гадайте, что здесь правда, что неправда, что шутки ради сказано, а что в наставление.
Василий Сухомлинский
Бабушка и Петрик
В теплый весенний день бабушка взяла внука с собой в лес. Собираясь в дорогу, она дала Петрику корзинку с едой и фляжку с водой. Петрик был ленивым мальчиком, и вскоре ноша показалась ему тяжелой.
Тогда бабушка понесла корзинку с едой сама.
В лесу они сели под куст передохнуть. Вскоре к соседнему дереву прилетела маленькая птичка. В клюве она несла волосинку.
Петрик тихонько, чтобы не вспугнуть птичку, поднялся и увидел на дереве большое волосяное гнездо.
А птичка быстро улетела и вскоре возвратилась к гнезду с волосинкой в клюве. Петрик широко раскрыл глаза от удивления.
– Бабушка, – прошептал он, – неужели она каждый раз приносила по волосинке и построила такое большое гнездо?
– Да, по волосинке, – ответила бабушка. – Это трудолюбивая птичка. Петрик задумался. Через минуту он сказал:
– Бабушка, можно я сам понесу корзинку с едой? И пальто ваше понесу. Можно?
Василий Сухомлинский
Каждый человек должен
Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря – отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке – для Петрика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:
– Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он идет сам?
– Ночью тоже ведет поезд машинист.
– Как? – удивляется Петрик. – Неужели он ночью не спит?
– Не спит, сынок.
– Мы спим, а он не спит? Целую ночь? – еще больше удивляется Петрик.
– Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.
– Но как же это так? – не может понять Петрик. – Ведь спать-то ему хочется?
– Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек – должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью.
– И я должен? – спрашивает Петрик.
– И ты должен.
– Что же я должен?
– Быть человеком, – ответила мама. – Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.
Петрик долго не мог уснуть.
Василий Сухомлинский
Правильно думай о труде
Пятиклассники посадили много кустов рябины. Когда-нибудь целая роща вырастет. А пока что нужно поливать кусты, ухаживать за ними.
Разделили кусты между учениками. Каждому досталось по четыре деревца.
Марийка и Оля сидят за одной партой. И кусты рябины их рядом.
Договариваются девочки и приходят вместе поливать деревья.
Первую рябину Марийке поливать очень легко, вторую – немного труднее, третью – трудно, а на четвертую уже совсем мало остается сил.
Но вот заболела Оля, и пионервожатая попросила Марийку:
– Поливай и Олины деревца. Она же твоя подруга.
Марийка тяжело вздохнула, взяла ведро и пошла к рябиновой роще. Она все думала: теперь ей поливать восемь деревьев. Восемь поливалок воды надо нести от колодца.
Девочка взялась за работу. Полила одно дерево, второе, третье. И вот что странно: работа казалась ей легкой. Уже на шестом деревце стало труднее. Седьмое деревце поливать было совсем трудно, а на восьмое едва хватило сил.
«Вот оно что, – думала Марийка, окончив работу. – Теперь я знаю, как облегчить работу. Надо думать: мне поливать двенадцать деревьев. Тогда восемь поливать будет совсем легко».
Так она и сделала на следующий день. Собираясь на работу, она все время думала: мне надо полить двенадцать деревьев. Вытащить из колодца и отнести в рябиновую рощу двенадцать ведер воды.
Поливая, она все время думала только об одном: мне сегодня надо полить двенадцать деревьев.
Полила восемь – и не ощутила усталости. «Самое трудное – приучить себе правильно думать о труде», – вспомнила Марийка слова учителя.
Валентина Осеева
Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
А третья молчит.
– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
– Что же сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьем заливается – заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё ведра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
– Ну что? Каковы наши сыновья?
– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!
Василий Сухомлинский
Пекарь и Портной
Заспорили Пекарь и Портной: чей труд важнее и нужнее людям? Пекарь говорит Портному:
– Что случится, если я не испеку хлеб? Да без хлеба ни шахтер в шахту не спустится, ни тракторист за руль не сядет, ни ты, Портной, ножницы в руки не возьмешь.
– А что случится, если портных не станет? Кто одежду сошьет? Без одежды ни шахтер в шахту не спустится, ни тракторист за руль не сядет, ни ты, Пекарь, в свою пекарню не пойдешь.
Так и не пришли к одному мнению – чей же труд важнее и нужнее людям.
– Я обойдусь без тебя, Портной, – сказал Пекарь.
– И я проживу без тебя, Пекарь, – ответил Портной.
Пошли каждый на свою работу. Трудится Пекарь день, трудится другой – можно и без Портного обойтись. На третий день повесил Пекарь пиджак возле печи, рукав пиджака и обгорел; да так обгорел, что и пепел посыпался. Почесал затылок Пекарь. Что же делать? Пиджак с одним рукавом. К Портному нужно идти…
А Портной тем временем поработал день без хлеба – ел суп и кашу. Поработал второй день без хлеба… А на третий день живот так подвело, что и ножницы из рук выпали. Надо идти к Пекарю за хлебом.
Вышли из дома одновременно – Пекарь и Портной. Пекарь шел к Портному, а Портной – к Пекарю.
Встретились. Пекарь держит в руке пиджак без рукава, а Портной – пустую корзинку.
Василий Сухомлинский
Счастье и труд
У одной бедной женщины были два сына-близнеца. Когда сыновьям исполнилось семь лет, мать дала им по ведру, взяла за руки и сказала:
– Пойдем, сыны, добывать разум.
Шли они день, шли другой, а на третий пришли к высокой горе.
– В этой горе, – рассказала мать, – маленькими золотыми крупицами рассыпан разум. Чтобы добыть разум, нужно найти полное ведро маленьких золотых крупинок. Добывайте себе разум. – И дала сыновьям по маленькой лопатке.
Сыновья-близнецы были очень похожи друг на друга: синие глаза, черные брови, белое лицо… но душа у них была разная. Один сын – Работящий, а другой – Ленивый.
Ленивый взял ведро и лопатку и пошел прочь от горы.
– Пойду к речке, – сказал он Работящему, – рыбу половлю и уху сварю.
А Работящий сел возле высокой горы и начал пересыпать землю маленькой лопаткой. Наберет лопатку земли, высыпет, а из нее иногда падает золотая крупинка. Он ту крупинку и кладет в ведро.
Прошло много лет. Ленивый сын вспомнил о своем Работящем брате и решил: пойду посмотрю, жив ли он еще.
Идет день, идет другой, на третий день приходит к горе. Но гора совсем не там, где была много лет тому назад, когда они с братом были семилетними детьми. Стоит возле горы Работящий брат, а рядом с ним полное ведро золотых крупинок.
Удивился Ленивый, понял, что его Работящий брат пересыпал всю земляную гору и добыл разум. А он, Ленивый, только и научился рыбу ловить и уху варить.
– Что же ты теперь будешь делать? – поинтересовался Ленивый брат у Работящего.
– Пойду добывать счастье для матери.
– За золото, счастье купишь? – спросил Ленивый.
– Счастье не покупается, – отвечал Работящий брат, – счастье достигается трудом.
Стихи
Э. Огнецвет
Шофёр не любит долго спать,
Чуть свет встаёт шофёр.
К своей машине он спешит,
Чтоб завести мотор.
Везде дела шофёра ждут –
Вовсе концы земли
Возить готов он кирпичи,
Чтоб города росли.
Едва забрезжила заря –
Поднялся хлебопёк,
Чтоб ты румяным калачом
Полакомиться мог.
Маляр порадовать спешит
Природу и людей –
Нам пестроту весны дарит
Весёлый чародей.
Спроси у солнца и земли,
Спроси у быстрых рек:
– Кто начинает новый день?
– Рабочий человек!
*****
Я. Аким
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
*****
И. Воронько
Я носила воду, воду –
От колодца к огороду.
А потом носила в сад,
Поливала десять гряд.
И на грядках – погляди-ка! –
Нынче выросла клубника.
Спелых ягод я нарву,
Всех подружек созову!
*****
Строители
Г.Люшнин
Папу знает весь район,
Мастер он отличный.
Со своей бригадой он
Строит дом кирпичный.
Дом среди других домов
И стройней и выше.
Говорят, до облаков
Дом достанет крышей.
Мы с сестрёнкою вдвоем
На лугу зеленом
Двухэтажный строим дом
С окнами, с балконом.
Папа к нам вчера пришел,
Осмотрел, как надо,
И сказал он: «Хорошо.
Славная бригада!».
*****
Стирка
Е.Серова
Не мешайте нам сейчас -
Стирка срочная у нас:
Я и мама, мы вдвоем
Управляемся с бельем.
Наше правило такое -
Не давать белью покоя!
Так и эдак повернем
и намылим и натрем.
Воду чистую в корыто
Надо чаще подливать…
Все готово, перемыто -
Значит, будем отжимать!
Я развесила белье
Куклино и мишкино,
Мама вешает моё
и еще братишкино.
Михкина рубаха -
Белая, как сахар!
Сохнет куклин наряд…
Наряжу своих ребят!
*****
Труд
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.
*****
Трудится Земля
Сколько нужного на свете
Люди делают вокруг:
Те плетут морские сети,
Те с рассветом косят луг,
Варят сталь, штурмуют космос,
За станком в цеху стоят,
Миллионы умных взрослых
Учат грамоте ребят,
Кто-то нефть в тайге качает
Из глубин земных пластов,
А другие листья чая
Аккуратно рвут с кустов.
Ежедневно дел в достатке
Для тебя и для меня.
Будет все всегда в порядке,
Если трудится Земля.
*****
Портниха
В.Орлов
Научилась вышивать я
Кур, цыплят и петушков.
А еще для кукол платья
Сшила я из лоскутков.
- Молодец, – сказала мама, -
Ты у нас портниха прямо!
*****
Кем хотите стать вы, дети?
Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
— Я хочу шофѐром быть.
Грузы разные возить.
— Я мечтаю о балете.
Лучше нет его на свете.
— Я хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его - болезней нету!
— В красках я души не чаю.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет.
Справлюсь я, сомнений нет!
— Вы со мной, друзья, не спорьте,
Я хочу стать первым в спорте.
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за "Спартак"!
— Я хочу стать пианисткой.
Замечательной артисткой.
Музыка со мною с детства,
Я люблю еѐ всем сердцем.
— Я мечтаю стать скорей
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть.
Дни рожденья отмечать.
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!
*****
Кем я буду
Хочу я стать врачом. Зубным.
И улыбаться всем больным.
– Не дѐргайся, голубчик,
Вот твой молочный зубчик!
И продавцом хочу я быть.
Но за прилавком – не грубить.
– Пройдите, бабушка, вперѐд,
А этот мальчик подождѐт.
Быть парикмахером хочу:
Девчонкам косы отхвачу
И сделаю им стрижку
Под плюшевого мишку!
Ещѐ хочу собакой стать,
Чтоб забраться под кровать,
И шлѐпанцы искать впотьмах,
И папе приносить в зубах!
*****
Помогать я буду всем
Л.Дьяконов
У меня сестренок семь.
Помогать я буду всем:
С Пашей сеять,
С Дашей жать,
С Леной куклу наряжать,
С Нюрой стряпать,
С Шурой шить,
С Верой сено ворошить,
Песни петь с Марусенькой,
Самою малюсенькой.
*****
Строители
Б.Заходер
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока
Этот домик из песка.
Пословицы
- Без труда не будет и плода
- Кто не работает тот не ест
- У ленивого Федорки всегда отговорки
- Делу — время, а потехе — час.
- Кто не работает, тот не ест.
- Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Больше дела, меньше слов.
- Кончил дело — гуляй смело.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
- Кто мало говорит, тот больше делает.
- Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.
- Люби дело — мастером будешь.
- Слезами делу не поможешь.
- Дело мастера боится.
- Мала пчелка, да и та работает.
- Усердная мышь и доску прогрызет.
- Любишь кататься — люби и саночки возить.
- Семь раз отмерь, один — отрежь.
- Землю красит солнце, а человека — труд.
- Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
- Доброе начало — половина дела.
- Недаром говорится, что дело мастера боится.
- Каков мастер, такова и работа.
- Труд кормит, а лень портит.
- Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
- Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
- Делаешь наспех — сделаешь на смех.
- Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
- У лодыря что ни день, то лень.
- Труд всегда даёт, а лень берёт.
- Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
- Не бойся работы — пусть она тебя боится.
- Рукам работа — душе праздник.
- Кто мастер на все руки, у того нет скуки.
- Откладывай безделье, а не откладывай дело.
- Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Дело не воробей не улетит.
- Без работы день годом кажется.
- Торопливость делу не помогает.
- Труд, труд и труд — вот три вечных сокровища.
- Больше науки — умнее руки.
- Всякий человек на деле познаётся.
- Без работы и машина ржавеет.
- Есть терпение — будет и умение
Загадки про профессии
Если вьется пламя,
Дым валит столбом,
«Ноль-один» мы наберем,
Его на помощь позовем. (Пожарный)
Он с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу. (Повар)
Он одет в комбинезон,
Красит рамы, стены.
Он и пол и потолок
В доме выкрасить помог. (Маляр)
Из рассыпчатой муки
Он печет нам пироги,
Булки, плюшки, сайки.
Кто он? Угадай-ка. (Пекарь)
У него товара горы:
Огурцы и помидоры,
Кабачки, капуста, мед.
Все он людям продает. (Продавец)
Феном, щеткой и расческой
Ловко сделает прическу. (Парикмахер)
Сегодня играла я Бабу Ягу,
А завтра Снегурку сыграть я могу.
Угадайте-ка, друзья,
Какая профессия у меня? (Актер)
Он приучает детишек к порядку,
Он проверяет ребячьи тетрадки.
Научит детей и писать, и читать,
И складывать цифры, и вычитать. (Учитель)
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не пугайся и не плачь,
Ведь тебе поможет ... (врач).
Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,
Пропишет пилюли и витамины. (Врач)
Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались ли, ребята,
Кто следит за чистотой? (Дворник)
Сошьет он платье, брюки,
Обрадует обновой.
Скажут: «Золотые руки
У этого ...» (портного).
Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом. (Строители)
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он... (Артист)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы? (Пожарники)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пословицы по трудовой деятельности
Знакомство с трудом детей....
Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.
Не нужно, наверное, никому доказывать важность вопроса трудового воспитания детей. Все мы знаем, что трудовое воспитание - это...
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...
Сборник: загадки,стихотворения пословицы, стихи о труде
Сборник для выучивания с детьми (пособие)...
КАРТОТЕКА стихотворений, пословиц, загадок по теме «Покормите птиц зимой»
Развитие экологической культуры и творческого потенциала дошкольников; осуществление эстетического воспитания; повышение интереса к природе ; расширение кругозора детей....
Проект «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности с использованием стихотворений, пословиц, загадок, скороговорок »
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Являясь наиболее рас...
Сборник стихотворений, пословиц, поговорок, потешек, загадок, считалок.
Цель: ознакомление дошкольников с социальным миром...