Проект "Умная сказка"
проект по художественной литературе (средняя, старшая группа)

Вязовикова Ирина Викторовна

Проект "Умная сказка" в средней и старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Солнышко» г. Куса»

ПРОЕКТ

«Умная сказка»

Воспитатель: Вязовикова И.В.

2019г.

«Сказка - ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок»

А.С.Пушкин

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»

А.Н. Толстой

Название проекта: «Умная сказка».

Участники проекта: дети средней и старшей групп, педагоги детского сада, родители.

Тип проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Цель проекта:  Создать оптимальные условия для формирования духовно- нравственного развития детей дошкольного возраста через сказку.

Задачи проекта:

  • Прививать детям интерес к русским народным и авторским сказкам;
  • Воспитывать у детей положительные моральные качества через знакомства со сказками;
  • Формировать у детей представления о добре и зле, о красоте добрых поступков, о их необходимости в жизни людей;
  • Развивать умение размышлять, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других;
  • Содействовать развитию речи, обогащению словарного запаса.
  • Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту;
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании детей.

Актуальность проекта.

В сказках заложена многовековая народная мудрость. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь, бабушки пряли и рассказывали сказки, поучительные истории, в памяти малыша накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? какой жизненный урок скрыт в ней? Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. А читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения.  Сказка развивает фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной, а дети, наоборот, не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.

Поэтому роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства - сказку. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания.

Сказки дают ребенку первое впечатление о мире и человеческих взаимоотношениях. То, что добро всегда побеждает зло – это возможно страшнейшее клише для взрослых, но для детей – это единственно правильный вариант. Они часто ассоциируют себя с героями не только книжек, но и комиксов, которые без устали спасают людей и борются со злом. Многие наши идеалы и моральные ценности происходят из сказок, которые с младых лет учили нас, что хорошо, а что плохо:

  • Доброта, справедливость, щедрость, самоотверженность – качества настоящего героя. Дети, которые хотят походить на своего любимого героя, будут стремиться развивать в себе хорошие качества
  • Злодеям рано или поздно приходится отвечать за свои поступки. В сказках злодеи всегда лживые, трусливые и жестокие люди. И всегда, без исключения, их злодействам приходит конец. Проще говоря, они показывают детям, как нельзя себя вести и, что плохие поступки в результате несут за собой наказание.
  • Героям тоже не все дается легко и сразу, им приходится преодолевать трудности на своем пути. Тот факт, что даже могучим богатырям и принцессам приходится работать и прилагать немало усилий ради победы учит детей тому, что ничего в жизни не дается просто так, что трудолюбие нужно даже тем, кто от природы талантлив и силен
  • Героем может стать любой. Нередко в сказках героем становится добродушный и простоватый парень, над которым все потешались в начале. Люди, которых часто недооценивают, тоже могут восторжествовать, главное, не обращать внимание на насмешки и не позволять другим опускать себя и свои способности.
  • Сила – это еще не все. Конечно, все любят сказки про богатырей, которые одной рукой могут выкорчевать столетний дуб, а другой зарубить дракона. Но физическое превосходство не всегда помогает найти выход из ситуации. Важно быть сообразительным и умным, чтобы иметь возможность перехитрить своих врагов.
  • Справиться в одиночку не всегда возможно. Умение дружить, помогать друг другу и работать в команде – одни из самых важных знаний, которые нужны подрастающему члену общества. Как ни крути, а человеку постоянно приходится с кем-то общаться, с кем-то работать и ладить, поэтому сказки так часто делают акцент на командной работе, давая ребенку понять, что, каким бы сильным не был главный герой, ему тоже нужна помощь и поддержка друзей.

Гипотеза проекта.

 Если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными и авторскими сказками, будут вовлечены в эту работу родители, то это окажет позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей  дошкольного возраста.

Предполагаемый результат.

  • Будет создана система работы по формированию духовно – нравственного воспитания детей через знакомство со сказками;
  • у детей повысится интерес к художественной литературе;
  • у родителей повысится активность в вопросах эффективности использования сказок;
  • работа по теме будет способствовать воспитанию положительных моральных качеств;
  • у детей будет развиваться умение анализировать поступки героев и своих действий.

Условия реализации проекта: подбор детской литературы по теме проекта, подбор дидактических игр, пополнение театральных зон, аудиозаписи, видеозаписи, иллюстрации по сказкам.

Материально – технические ресурсы: специальная литература, детская художественная литература, дидактические игры, иллюстрации, рисунки по сказкам, театральные куклы.

Этапы проекта.

Ι этап – подготовительный.

  1. Изучение специальной литературы.
  2. Подбор материала по теме проекта.
  3. Подбор библиотеки сказок, соответствующих возрасту детей и теме проекта.
  4. Сбор картотеки сказок.
  5. Пополнение материала в театральных зонах.
  6. Опрос детей на знание сказок.
  7. Анкетирование родителей на выявление знаний по теме проекта.

ΙΙ этап – основной.

Мероприятия с детьми:

  1. Беседы: «Что такое сказки, чему они учат?»

              «Что такое доброта?»

               «Что такое милосердие?»

               «Что такое – хорошо и что такое – плохо?»

  1. Чтение и обсуждение сказок:

 «Царевна – лягушка» в записи А.Н.Афанасьева,

«Кот, петух и лиса» р.н.с.,

«Крошечка – хаврошечка» в обработке А.Н.Толстого,

«Петушок и бобовое зернышко» р.н.с.,

«Красная шапочка» Ш.Перро,

«Маша и медведь» р.н.с.,

«Снежная королева» Г.Х.Андерсен,

«Цветик – семицветик» В.Катаев,

«Кот в сапогах» Ш.Перро,

«Колобок» р.н.с.,

«Репка» р.н.с.

          3. НОД в старшей группе по чтению художественной литературы «Цветик – семицветик» 

          НОД в старшей группе по развитию речи с элементами драматизации в старшей группе. Сказка «Лиса и журавль».

  1. Рисование:

 «Сказки гуляют по свету»

 «Мой любимый сказочный герой»

 «По сказке «Цветик – семицветик»

  1. Лепка: «Сказочные животные», « Теремок».
  2. Выставка книг со сказками.
  3. Нетрадиционные формы со сказкой:

«Из сказки задачку»

«Сказка, но по-новому»

«Решение противоречий в сказке»

  1. Дидактические игры: «Угадай сказку», «Сказочное лото», «Пазлы по сказкам», «Правильно – неправильно», «Я начну, а ты продолжи».
  2. Решение проблемных ситуаций: «Шапки для Красной шапочки», «Корзинки для козлят», «Узелок для Маши».
  3. Театральная деятельность: «Теремок», «Маша и медведь».
  4.  Рассматривание иллюстраций в книгах со сказками.
  5.  Сюжетно – ролевые игры: «Маша пригласила в гости сказочных героев», «В магазине игрушек».
  6.  Отгадывание загадок о сказочных героях.
  7.  Консультации для родителей: «Что и как читать ребенку дома», «Сказкотерапия для детей».

ΙΙΙ этап – заключительный.

  1. Проведение досуга «Чему нас учит сказка».
  2. Анализ достигнутых результатов.
  3. План дальнейшей работы по данной теме.

Результат проекта.

  •  Была создана система работы по формированию духовно – нравственного воспитания детей через знакомство со сказками;
  • дети с удовольствием слушают сказки, знают названия , героев, рассматривают иллюстрации ;
  • у родителей повысилась активность в вопросах эффективности использования сказок;
  • работа по теме способствует воспитанию положительных моральных качеств, дети начинают сравнивать поступки свои и других с поступками сказочных героев.

Перспективы развития проекта.

  • работа с детьми и родителями по теме проекта будет продолжена,
  • будет дополнена картотека игр,
  • продолжится работа по использованию проектных технологий.

Используемая литература:

  1. З.А.Гриценко «Пришли мне чтения доброго» - М.:Просвещение, 2001г.
  2. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Путь к волшебству» - СПб.: Речь,1998г.
  3. «О значении художественной литературы в формировании личности ребенка», журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2007г.
  4. «Полная хрестоматия дошкольника. 4-5 лет» - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007г.
  5. В.В.Гербова и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. 4-6 лет» -М.: Оникс, 2007г.
  6. Р.И.Жуковская, Л.А.Пеневская «Хрестоматия для детей дошкольного возраста» - М.: Просвещение, 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...