"Сказки добрые друзья"
рабочая программа по художественной литературе (младшая, средняя группа)

Ивашкина Екатерина Николаевна
Программа литературного кружка для детей 3-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок 71.41 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОГРАММА КРУЖКА

 

«СКАЗКИ  -  ДОБРЫЕ  ДРУЗЬЯ»

(литературный)

Для детей 3-5 лет

                                                                                                           Воспитатель: Ивашкина Е.Н.

        2019-2020у.г

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело».

В.Г.Белинский.

  1. Место реализации: СП Детский сад «Аленький цветочек».
  2. Название кружка: "Сказки - добрые друзья".
  3. Ф.И.О. руководителя кружка: Ивашкина Екатерина Николаевна.
  4. Тип программы: литературный.
  5. Вид программы: развивающий.
  6. Направление деятельности кружка: формирование интереса к книге, интеллектуальное  развитие дошкольника.
  7. Срок реализации программы: 9 месяцев
  8. Количество и периодичность ОД: 1 ООД в неделю, 28 ООД в год.
  9. Количество детей: вся группа
  10. Возрастная категория: дети 3-5г.
  11. Критерии отбора детей: на основе запроса родителей.
  12. Форма организации деятельности кружка: групповая.
  13. Продолжительность занятия:  15 минут.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

«Основная задача взрослых –

открыть в ребёнке талант читателя».

С.Я.Маршак.

Введение.

        Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

        Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?

        Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!

        В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

        Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении  к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».

        Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.

        Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральные государственные общеобразовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяют чтение художественной литературы в отдельную образовательную область, призванную помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира.

В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

        Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой -  вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге  и интеллектуальное развитие дошкольников.

        Рабочая  программа по приобщению дошкольников к книге  разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения          

      до школы" под ред.Н.Е.Вераксы МАОУ ДОД детский сад "Сказка" корпус "Звездочка";

  • Закон «Об образовании Российской Федерации»;
  • СанПин 2.4.1.3049-13 от  15.05.2013г.

        Цель данной рабочей  программы – повышение интереса  детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.        

Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Чтение художественной литературы» Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».         Дополнительным компонентом содержания данной программы является методика Л.Б.Фесюковой «Воспитание сказкой».

        Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д.Родари, Л.Б.Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.  Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний. Подробные методические рекомендации даны в Приложении № 1.

Основными принципами построения программы являются:

  • Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
  • Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
  • Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового  взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;

Основными задачами программы являются:

  1. Воспитание у детей дошкольного возраста  позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
  2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
  3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
  4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

Иными словами, данная рабочая программа ЯВЛЯЕТСЯ  ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ по отношению к основной программе, реализуемой в ДОО, так как помогает процессу воспитания  и развития дошкольников

К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.

Данная работа организуется в средней группе с октября по май каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Чтение художественной литературы».

Ежемесячно проводится углублённая работа по содержанию двух литературных произведений. В январе – 1 произведение в связи с наличием каникулярного времени. В течение учебного года по данной методике отрабатывается  13 произведений.

В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников, а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них может рассматриваться как на одном, так и на двух-трёх занятиях. Виды деятельности и «разделы» методики Л.Фесюковой подбираются воспитателем для каждого занятия с опорой на содержание планов. К содержанию каждой конкретной сказки педагог и воспитанники обращаются и в совместной деятельности.

Условия реализации рабочей  программы «Сказки – добрые друзья».

  1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.
  2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности  восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д. (Особенности восприятия детьми литературного произведения изложены в Приложении № 2).
  3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.
  4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть- прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Месяц

Тема

Кол.-во занятий в неделю

Кол.-во занятий в месяц

Другие формы работы

(совместная деятельность)

10

1.«Репка».

2.«Колобок»

1 (3-я неделя)

1 (4-ая неделя)

1

1

Итого: 2

Аппликация в технике обрывания бумаги.

Настольный театр для детей 1-ой младшей группы

11

1.«Петушок и бобовое зёрнышко».

2. «Маша и медведь».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

2

Итого: 4

Выставка коллекции семян бобовых в уголке экологии.

Выставка книг – данная сказка в разных изданиях.

12

1.«Теремок».

2. «Гуси-лебеди».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

2

Итого: 4

Игра-конструирование «Современный теремок».

Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке.

01

1.«Кот, петух и лиса

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

Итого: 2

Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке.

02

1. «Пых».

2. «Два жадных медвежонка».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

2

Итого: 4

Эксперимент: замешивание теста, наблюдение за брожением дрожжевого теста.

Сочинение нового варианта сказки «Два дружных медвежонка».

03

1.«Лиса и заяц» («Заюшкина избушка»)

2. «У страха глаза велики».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

2

Итого: 4

Игра-конструирование «Избушка для зайчика».

Выставка книг: произведения о трусости и храбрости. Беседы по содержанию выставки.

04

1.«Курочка Ряба».

2. «Кто сказал мяу?» В.Сутеев.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя).

1

3

Итого: 4

Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке.

Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке.

Фотовыставка кошек «Кто сказал мяу?»

05

1. Ненецкая сказка Кукушка

2.Сказочка про Козявочку

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя).

2

2

Итого:4

Активизирующее общение: составление кодекса « Кто примерный сын, кто примерная дочь».

Выставка иллюстраций «Насекомые».

ОКТЯБРЬ.

Сказка «Репка».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- Дело любое спорится у друзей.

- Если помогать и работать дружно, то всё получится.

2.

Воспитание добрых чувств.

- За что можно похвалить каждого из сказки?

- Только ли мышка помогла деду? А если бы мышка была одна, а остальные ушли? А можно ли за что-то похвалить других персонажей? (кошка не съела мышку, собака не поссорилась с кошкой, они дружно трудились и пр.).

3.

Сказка и математика.

- Сосчитать на слух всех участников «трудовой бригады».

- Смоделировать сказку, используя геометрические фигуры или объёмные геометрические тела.

- Разделить репку на всех, так, чтобы никому не было обидно.

4.

Речевая зарядка.

- Повторить рефрен сказки («Дедка за репку, бабка за дедку»…) громко, затем шёпотом, затем тонким голосом, затем низким, «басом».

- Пересказать сказку, подставив частицу «не» перед словом «репка». Затем придумать, что же на самом деле посадил дед? Рассказать новую сказку.

5.

Сказка и экология.

-  Как вы думаете, почему деду удалось вырастить такую большую репку? Чем полезна репа и другие овощи? Как их выращивают?

- Рассматривание фотографий (или натуральных) овощей.

Физкультминутка

- Пантомима: изобразить выражение лица деда, когда он не смог вытянуть репку; затем – когда репку вытянули.

- Логоритмика: ритмичные шаги под декламирование рефрена сказки.

- Физкультурная  разминка: изобразить, как тянут репку.

6.

Сказка развивает руки

- Вылепить репку из пластилина.

- Нарисовать иллюстрацию к сказке на длинной полосе бумаги (рисуют несколько детей).

7.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать имена каждому герою.

- Придумать продолжение сказки (что было потом,  после окончания сказки: может, репка оказалась волшебной, или были приглашены гости на обед? Или возникли споры, как её разделить?

- Придумать новый конец сказки, разыграв её с помощью настольного театра.


Сказка «Колобок».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

Хвастовство да непослушание не доведут до добра.

Меньше хвались, за родню крепче держись.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как вы думаете, расстроились ли дед с бабкой, когда обнаружили исчезновение колобка? Почему? Как их можно успокоить?

- За что можно похвалить колобка, а за что – поругать?

3.

Сказка и математика.

- Сосчитать героев сказки.

- Выложить панно из геометрических фигур: каждая фигура цветом и формой ассоциируется с героем сказки.

4.

Речевая зарядка.

- Спеть песенку колобка разными голосами и с разной громкостью.

- Многократно проговаривать чистоговорку, добиваясь чёткого произношения каждого звука: «Колобок, колобок, у тебя округлый бок!»

- Словесное упражнение «Какой, какая, какое?» (на подбор определений к существительным, сочетание их в роде. Например: Колобок какой? Румяный, круглый, озорной, любопытный, мягкий… Лиса какая? Небо какое?

5.

Сказка и экология.

- Выяснить, из чего делается колобок?

- Чем полезен хлеб? Где и как выращивают пшеницу, из которой делают муку.

Физкультминутка

- Игра с мячом « Поймай колобка».

- Изобразить, как двигаются звери, как катится колобок.

6.

Сказка развивает руки

- На отдельном листе: игровое  графическое задание: «Помоги колобку вернуться домой». Мимо нарисованных фигурок зверей пунктирная кривая линия – тропинка, которую надо обвести по возможности ровно, не нарушая изгибов.

- Слепить колобка из пластилина.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Несправедливо, что весёлая песенка есть только у колобка. Придумать песенки для каждого героя.

НОЯБРЬ.

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- В беде друг друга выручай.

- Поспешишь – людей насмешишь.

- Спешка до добра не доведёт.

2.

Воспитание добрых чувств.

- За что вам жалко петушка?

- Объясните ему, как надо кушать, чтобы не подавиться.

- За что пожалеть и похвалить курочку?

3.

Сказка и математика.

- Сколько в сказке животных, а сколько людей? Кого больше?

- Сравнить несколько семян (боб, горох, гречишное зерно) по величине.

4.

Речевая зарядка.

- Проговаривать путь курочки от хозяйки до кузнеца: медленно, затем быстрее, затем совсем быстро.

- Сочинить письмо для Петушка.

5.

Сказка и экология.

- Показать детям семена: боб, фасоль, горох. Объяснить, для чего они нужны.

Физкультминутка

- Ходьба «как петушок и курочка».

- Стихи «Вышла курочка гулять» и потешка «Петя-Петя петушок» по принципу логоритмики.

6.

Сказка развивает руки

- Раскрашивание изображений курочки и петушка.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Что бы делала курочка, если бы герои сказки отказались помочь петушку?

Сказка «Маша и медведь».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- Смекалка всегда выручает.

- Насильно мил не будешь.

- Сколько в гостях ни живи, а дома лучше.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Кого тебе больше жаль, Машу или медведя?

- За что можно пожалеть как одного, так и другого?

- А разве не жаль дедушку и бабушку? Представьте, как они тревожились, пока Машенька не вернулась? Как бы вы их утешили?

3.

Сказка и математика.

- Придумать и посчитать, с чем Машенька напекла пирожков, и сколько было каких?

- Сколько раз медведь отдыхал по пути в деревню?

4.

Речевая зарядка.

- Д/и «Какой, какая, какое?» Подобрать эпитеты к словам «медведь», «короб», «бабушка», «дедушка», «лес», «избушка» и т.п.

- Придумать письмо от Машеньки в деревню, успокаивающее дедушку и бабушку.

5.

Сказка и экология.

- Что растёт в лесу? Рассмотреть иллюстрации с разным видом леса, лесными растениями.

- Как нужно вести себя человеку в лесу, чтобы не нарушить покой лесных жителей.

- Из чего пекут пирожки? Чем пирожки полезны? Почему нельзя есть слишком много мучного и сладкого?

Физкультминутка

- Ходьба «по-медвежьи».

6.

Сказка развивает руки

-Раскрасить иллюстрацию к сказке.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Как вы думаете, что делали дед и баба, пока Машеньки не было дома? Как они действовали?

ДЕКАБРЬ.

Сказка «Теремок».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору.

- Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

- В тесноте да не в обиде.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как вы думаете, какими были звери в сказке? (добрыми, отзывчивыми, не жадными).

- По-вашему, медведь специально или нечаянно сломал теремок?

- Как вы думаете, он участвовал в строительстве нового теремка?

- Что помогло зверушкам построить новый теремок?

3.

Сказка и математика.

- Сосчитать на слух всех зверушек в сказке.

- Сколько это: вдвоём, втроём, вчетвером, впятером?

- Сколько зверушек отвечало из теремка мышке? Лягушке? Зайчику? Лисичке? Волчку? Медведю?

- Сконструировать из геометрических фигур макет нового теремка, который звери построят взамен разрушенного.

4.

Речевая зарядка.

- Рассматривание фотографий или иллюстраций поля и животных – персонажей сказки.

- Почему у каждого зверя есть кличка: норушка, квакушка, побегайчик, серый бочок. Придумать забавные прозвища другим животным: корова, жучок, олень, собака.

5.

Сказка и экология.

- Как вы думаете, смогли ли бы на самом деле жить все эти звери вместе? Почему?

- Где живут эти животные? Чем питаются, какие привычки имеют?

- Рассказ воспитателя о том, как люди охраняют животный мир.

Физкультминутка

- С помощью движений изобразить строительство теремка.

6.

Сказка развивает руки

- Складывание теремка и его обитателей из различных мозаик и конструкторов.

7.

Развитие мышления и воображения.

-  Придумать продолжение сказки (что было после окончания сказки: какой теремок построили зверушки, может, они ещё кого-нибудь пригласили к себе жить? А медведя они оставили в теремке?).

 Сказка «Гуси – лебеди»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- Как аукнется, так и откликнется.

- Всегда слушайся старших, не оставляй малышей без присмотра.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Кто вам больше всего понравился в сказке?

- Понравились ли вам печка, яблоня и речка? Чем?

- Кого вам было жаль в сказке? Почему?

- А можно ли за что-то пожалеть гусей-лебедей? Может, им несладко жилось на службе у бабы Яги?

3.

Сказка и математика.

- Сколько персонажей сказки помогали Машеньке? Перечислить их.

4.

Речевая зарядка.

- Назвать грустные, весёлые слова из сказки.

- Описать Машеньку, её братца.

5.

Сказка и экология.

- Рассматривание иллюстраций с изображением леса.

- Можно ли ходить детям в лес без взрослых и почему?

- Как можно выбраться из леса, опираясь на знание растений?

- Рассматривание иллюстраций с изображением гусей, лебедей. Рассказ воспитателя об этих птицах. Как человек должен себя вести, чтобы облегчить жизнь птиц?

6.

Сказка развивает руки.

- Раскрашивание иллюстраций к сказке.

- Обведение контурного изображения «пути», по которому Машенька искала братца, на самодельной карте.

ЯНВАРЬ.

 Сказка «Кот, петух и лиса»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- Без друга в жизни туго.

- Дружба и братство дороже богатства.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как вы относитесь к доверчивости петуха в сказке?

- Почему петух поверил лисе и не послушался кота?

- Кого в сказке можно назвать верным и преданным другом и почему?

3.

Сказка и математика.

- Сколько в сказке было персонажей?

- Сколько раз кот вызывал лису из её избушки?

4.

Речевая зарядка.

- Повторить песенку кота, которую он пел около лисьей избушки.

- Придумать два – три новых названия сказки.

5.

Сказка и экология.

- Могли ли жить в лесу кот и петух? Почему?

- А есть ли польза в лесу от лисы и какая?

6.

Сказка развивает руки.

-Раскрасить иллюстрацию к сказке

7.

Развитие мышления и воображения.

- Жить в лесу в избушке – хорошо или плохо? (ТРИЗ).

ФЕВРАЛЬ

Сказка «Пых»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «У страха глаза велики – чего нет, и то видят».

- «Бояться волка – бегать и от белки».

- «Бояться волков – быть без грибков».

- «Волков бояться – в лес не ходить».

2.

Воспитание добрых чувств.

- За что можно похвалить дедушку, бабушку, Алёнку?

- Доказать, что Алёнка лучше всех.

- Как движениями похвалить Алёнку?

- Как и чем ты бы помог бабушке и дедушке вырастить огород?

3.

Сказка и математика.

- Сколько видов овощей растёт на огороде?

- Назвать форму и цвет овощей.  На какие геометрические фигуры они похожи?

- Сколько иголок у ёжика (какими разными словами можно ответить на этот вопрос)?

4.

Речевая зарядка.

- Игра «От каждого по словечку» (составление длинного, распространённого предложения, например:

   «Бабка» -«Бабка бежит» -«Бабка бежит по огороду» -«Бабка быстро бежит по огороду).

- Придумать загадку об овощах.

5.

Сказка и экология.

- Что можно приготовить из свеклы, морковки, репки, капусты?

- Как правильно ухаживать за овощами и вообще за растениями?

6.

Сказка развивает руки.

- Рисование овощей.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Почему сказка называется «Пых

- Из сказки убежали дедушка, бабушка, внучка Алёнушка, пых – будет ли сказка узнаваемой?

- Представь, что ты ёжик, живёшь в лесу. Расскажи детям, кем ты был, кого боишься, что ты любишь больше всего, что не любишь? (Приём эмпатии, ТРИЗ)

Сказка «Два жадных медвежонка».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Скупой платит дважды».

- «В чужом глазу сучок велик».

- «В чём оплошаешь, за то и отвечаешь».

- «В чужих руках кусок велик».

- «Было, да сплыло».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Кого тебе жалко в этой сказке? Почему?

- Мне, конечно, жалко медвежат, но больше всего я сочувствую старой медведице маме.

   Почему?

- За что и как можно пожалеть медведицу маму?

- Как подружить медвежат и лису?

- Как по-доброму могла поступить лиса, встретив споривших медвежат?

- Как бы ты поступил на месте медвежат, лисы?

3.

Сказка и математика.

- Как помочь медвежатам разделить сыр на две равные части?

- Форма, цвет сыра.

- Сосчитать, сколько раз лиса укусила сыр?

4.

Речевая зарядка.

- Найдите лишнее слово: медведица, лиса, лес, медвежата, ёж.

- Словарная работа: Какими словами можно сказать про медвежат (какие они?), лису (какая    она?), медведицу? (подбор прилагательных, определений).

- Предложить детям говорить голосами героев (тембр голоса).

- Составить описательный рассказ о медведице, медвежатах, лисе.

5.

Сказка и экология.

- Можно ли найти сыр в лесу?

- Что растёт в лесу? Кто живёт там?

- Как вы думаете, что и кого видели и слышали медвежата в лесу?

- Как нужно вести себя в лесу?

- А что могли найти медвежата в лесу и что так же трудно разделить?

6.

Сказка развивает руки.

- Обвести контурное изображение куска сыра с дырочками, стараясь не сбиваться с контура. Раскрасить сыр.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Что было бы, если б медвежата дружно разделили сыр?

- Как бы вы закончили сказку?

- Представьте, что вы – лиса. О чём бы вы подумали, увидев глупых жадных медвежат? Чего бы вы боялись? Чему бы радовались? (ТРИЗ)

МАРТ.

Сказка «Лиса и заяц» («Заюшкина избушка»).

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

«Не зарься на чужое, свое береги».

«Друзья познаются в беде».

«Помоги тому, кто попал в беду».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Почему зайчик поверил Лисе?

-За что можно посочувствовать зайцу, за что лисе?

-Кого вы больше всего уважаете в сказке? За что?

Объясните лисе, почему нельзя занимать чужое жилище.

3.

Сказка и математика.

-Сколько друзей зайчика попытались ему помочь?

-Сосчитать на слух всех участников сказки, начиная с самого большого.

-Закрепить понятия «Большой», «Маленький».

4.

Речевая зарядка.

-Какие слова можно подобрать, чтобы пожалеть зайчика, успокоить.

-Звукоподражание героям сказки.

-Какая лиса? (подбор определений).

-Как ласково можно назвать героев сказки (заяц-зайчик, лиса-лисичка и т.д.).

-Назвать детенышей тех животных, которые встречаются в сказке.

5.

Сказка и экология.

- Какая избушка лучше летом, а какая зимой и почему? (ледяная, деревянная, каменная, железная).  

 -Почему растаяла избушка лисы? Эксперимент: таяние льда, вывод – из чего состоит лёд.

-Какие деревья растут в лесу, в котором живут лиса и заяц?

-Почему зайчик меняет цвет? (летом серый, а зимой белый).

-Где живут заяц и лиса в лесу на самом деле? А где живут собаки, петушок?

- Как человек должен вести себя в лесу, чтобы не навредить ни животным, ни растениям.

6.

Сказка развивает руки.

-  Раскрасить иллюстрацию по теме сказки.

7.

Развитие мышления и воображения.

-Каких новых персонажей можно предложить в помощь зайчику?

-Придумать новый финал сказки: зайчик помогает строить лисе избушку, взамен растаявшей – они стали соседями, живут дружно и ходят в гости друг к другу.

- Ледяная избушка – хорошо или плохо? Придумать доводы «за» и «против». (ТРИЗ).

Сказка «У страха глаза велики».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Трусливому зайке и пенек волк».

- «Трус, что заяц, своей тени боится».

- «Волков бояться – в лес не ходить».

2.

Воспитание добрых чувств.

-За что можно посочувствовать героям сказки?

-Кому ты больше сочувствуешь? Почему?

-Как их можно пожалеть, чем утешить?

3.

Сказка и математика.

-Кто жил в избушке? Сосчитать на слух всех участников.

-В каких ведерках герои сказки носили воду? Распределить ведёрки по величине, относительно каждого персонажа. Закрепить понятия «Большое», «Поменьше», «Еще меньше», «Самое маленькое». Кому какое ведро принадлежит?

4.

Речевая зарядка.

-Подобрать ласковые слова героям сказки, чтобы пожалеть их.

-Повторить, кто жил в избушке? (бабушка- старушка и т.д.).

5.

Сказка и экология.

- Выяснить, как растут яблоки, как за ними ухаживают люди?  Чем полезны яблоки.

6.

Сказка развивает руки.

- В технике обрывания цветной бумаги выполнить аппликацию «Яблоко».

7.

Развитие мышления и воображения.

 -Вспомнить и назвать тех зверей, которые со страху померещились героям сказки? Попробовать заменить их на каких-либо других персонажей.

- Представить себе, что СТРАХ – это сказочное существо. Как он будет выглядеть?  Прогнать СТРАХ, сказать ему, почему мы ничего не боимся, как можно победить его (включить свет, внимательно осмотреть всё вокруг, позвать на помощь друга, взрослых и проверить, всё ли в порядке).

АПРЕЛЬ

Сказка Курочка Ряба».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Не жалей разбитого, добро можно нажить».

- Будь осторожен с вещами.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как можно успокоить деда и бабушку?

- Виновата ли мышка в том, что она задела яичко?

3.

Сказка и математика.

- На какую геометрическую фигуру похоже яйцо? ».

- Чем похоже яйцо на овал, а чем отличается?

4.

Речевая зарядка.

- Игра «Кто какой, что – какое?». Подбор определений к существительным: яйцо бывает какое? (простое, золотое, крутое, всмятку, хрупкое, сырое, куриное, голубиное и т.п.); мышка бывает какая?

- Придумать имена бабушке, дедушке, мышке.

5.

Сказка и экология.

- Сравнить скорлупу яйца и металл – золото. Прочность, вес.  Может ли на самом деле быть яйцо золотым?

6.

Сказка развивает руки.

- Раскрасить плоскостное изображение яйца.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать новый финал сказки: яйцо разбилось, а дед с бабой давай хохотать! Почему им стало смешно?

- Золотое яйцо – хорошо или плохо? Почему?  (ТРИЗ).

Сказка «Кто сказал мяу?» В.Сутеев.

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- Любопытство иногда не доводит до добра.

- Не бойся узнавать новое и интересное, но будь внимателен и осторожен.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как пожалеть щенка, как его утешить, ведь не все герои сказки были к нему добры?

- Что бы вы посоветовали каждому из героев сказки? Как нужно отвечать на вопросы, общаться с маленькими?

3.

Сказка и математика.

 -Сосчитать всех героев сказки.

- Изобразить каждого героя с помощью кружочка определённой величины, расположить их в порядке увеличения размера.

4.

Речевая зарядка.

Мяукнуть разными голосами: низким и высоким, тихим и громким.

-Придумать кличку каждому из персонажей.

5.

Сказка и экология.

- Составить рассказ по схеме «Что значит – ухаживать за кошкой, собакой?»

6.

Сказка развивает руки.

- Раскрасить изображения котят и собак..

7.

Развитие мышления и воображения.

- Какие черты характера у котёнка в этой сказке? А у щенка?

- Представь себе, что ты – котёнок (щенок). Чего бы ты боялся больше всего? Что бы любил? О чём бы мечтал? Что бы посоветовал своему хозяину? (ТРИЗ).

МАЙ

Ненецкая сказка «Кукушка».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

«Себя губит, кто других не любит».

«Нет такого дружка, как родная матушка

2.

Воспитание добрых чувств.

- Кого тебе больше жалко, маму или братьев?

-Почему нам жалко маму?

-Можно ли пожалеть братьев? Почему?

3.

Сказка и математика.

-Сколько персонажей участвует в этой сказке?

-Закрепить понятия «старший», «средний», «младший».

-Посчитать, сколько у мамы было сыновей.

4.

Речевая зарядка.

-Придумать, что могли бы сказать дети своей маме в конце сказки?

-Рассказать сказку,  заменяя слово «мама» на «мамочка»

-Как вы помогаете своей маме?

5.

Сказка и экология.

-Чем покрыто тело птиц?

-Какой домик строят себе кукушки?

6.

Сказка развивает руки.

-- Нарисовать иллюстрации к разным отрывкам сказки.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать сказке добрый конец.

- Добавить персонажей в эту сказку (папу, бабушку, дедушку). Как изменятся события?

- Почему нелегко жить в чуме, в тундре? Рассказ воспитателя о жилищах оленеводов и их труде.

Сказочка про Козявочку.

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Как проживешь, так и прослывешь».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как ласково зовут героиню сказки?

- Какие хорошие черты в характере у Козявочки вы увидели?

- Что бы вы хотели посоветовать Козявочке, чему её научить?

3.

Сказка и математика.

- Повторить  понятия «много», «мало», «маленький», «большой», «дальше», «ближе».

Сколько персонажей в этой сказке?

Сколько раз встречались опасности Козявочке?

4.

Речевая зарядка.

-Перечислить все «ласковые», добрые слова, которые ты услышал при прочтении сказки.

-Какими ласковыми словами называют вас дома?

-Как описывается весна в этой сказке?

-Подходит ли здесь пословица «без дела жить – только небо коптить»?

5.

Сказка и экология.

-Кто такая Козявочка?

-Какую пользу приносят эти насекомые?

- Можно ли уничтожать насекомых?

7.

Развитие мышления и воображения.

-Придумать Козявочке важное дело

-Если бы Козявочка не уснула зимой, что бы она делала?

-Придумать, чем бы мы смогли помочь ей.

-Изменим ситуацию в сказке: Козявочка жила не на улице, а  в вашем доме…

Приложение № 1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  К  РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ    ПРОГРАММЫ

«СКАЗКИ  -  ДОБРЫЕ  ДРУЗЬЯ».

1. В основу содержания работы с текстом каждой сказки, предлагаемой вниманию дошкольников, лежит методика Л.Фесюковой, изложенная в её книге «Воспитание сказкой».  Исследователь справедливо утверждает, что сказки есть в каждом доме, в каждом детском саду. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

        Однако удивительный сказочник Д.Родари, а в дальнейшем и большинство авторов ТРИЗ совершенно справедливо утверждают следующее:

- существует много сказок жестоких, несущих в своём содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как зарезали коровушку из сказки «Крошечка-Хаврошечка»  и девочка плакала на её могиле, как сёстры и мачеха издевались над Золушкой.

- сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это – чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей.

- сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

        Л.Б.Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д.Родари и рекомендации авторов ТРИЗ, плюс авторский подход. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход как раз и даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но без жестокости и агрессии. «Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребёнка».

        Для этого Л.Б.Фесюковой разработана универсальная схема, помогающая эти недостатки ликвидировать.

Она выглядит следующим образом:

Название сказки.

  1. Нравственный урок.
  2. Воспитание добрых чувств.
  3. Речевая зарядка.
  4. Развитие мышления и воображения.
  5. Сказка и математика.
  6. Сказка и экология.
  7. Сказка развивает руки.

«Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Пусть вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует нашу методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д.» (Л.Б.Фесюкова).

  1. Нравственный урок. Его можно выразить пословицей или поговоркой, или кратким, но ёмким высказыванием. Например, нравственный урок сказки «Рукавичка» - «В тесноте да не в обиде». Это один из вариантов, с которым вполне можно согласиться. Но можно и ввести противоречие: да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то? Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её обитателям. А все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. Значит, можно добавить к основному нравственному уроку ещё один -  «Не надо терять свои вещи». Можно рассмотреть различные стороны случая: кому хорошо в этой ситуации, а кому плохо? А может, и не так страшно это для деда? Баба свяжет ему новые рукавички и он будет их беречь.
  2. Воспитание добрых чувств. Раздел вытекает из нравственного урока. Как и за что можно пожалеть дедушку? А обитателей рукавички? Что бы  вы придумали, если бы оказались в этой сказке? Чем бы помогли героям?

Аналогично ведётся работа и по остальным разделам схемы.

2. Основа работы по данной программе - воспитание у ребёнка позиции активного читателя (слушателя).  По утверждению З.А.Гриценко, процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления его личности. Необходимо помнить, что ребёнок-дошкольник является своеобразным читателем.  В действительности это- слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, создание системы чтения – всё это во власти взрослого.

Ребёнок постепенно привыкает к тому, что процесс обращения к книге – это позитивный момент жизни. С книгой связано множество увлекательных занятий, но чтобы перейти к этим занятиям, необходимо внимательно прочесть произведение. Поэтому, работая с содержанием сказки, педагогу необходимо постоянно показывать и личную заинтересованность в процессе. Стимулировать интерес к литературным произведениям помогут такие формы работы, как активизирующее общение на темы: «За что сказать спасибо этой книге?», «Как книга человека выручает» и пр.  

3.  Крайне важным в процессе реализации данной программы является сотрудничество воспитателя с родителями. Необходимо способствовать тому, чтобы и у родителей возникло понимание: чтение способствует духовной связи  ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей. Позитивным моментом в данном аспекте воспитательной работы будет приглашение родителей на кружковое занятие для их наглядного, практического ознакомления с тем, как сделать процесс общения с книгой приятным и полезным для ребёнка. Родители вполне способны и, как правило, достаточно активны в подборе книг для выставок, в  подготовке для детей рассказов о любимых книгах своего детства. Важно, чтобы воспитатель был здесь направляющей и мотивирующей силой.

Приложение 2.

В ПОМОЩЬ  К  ПРОВЕДЕНИЮ  ДИАГНОСТИКИ.

Основными диагностическими «инструментами» являются: наблюдение за работой  ребёнка в процессе  изучения того или иного художественного произведения. В случаях затруднений  в оценке усвоения программы – индивидуальные беседы с ребёнком.

При организации наблюдения и беседы используется методика, разработанная психологами Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной, представленная в издании «Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада\ Под ред. Г.А.Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995.

Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование результатов в естественных условиях повседневной деятельности. При наблюдении необходимо соблюдать определённые условия:

- Перед любым наблюдением педагог формулирует для себя цель: какое умение, качество ребёнка при работе с художественной литературой будет изучаться, например, умение видеть и использовать средства речевой выразительности (многозначность, сравнения и т.п.).

- В зависимости от цели исследования выбирается структурный компонент  кружкового занятия, в которых будет осуществляться наблюдение. Например, «Речевая зарядка».

- При наблюдении необходимо поддерживать естественную, привычную атмосферу кружкового занятия, не заостряя внимания на том, что педагог «проверяет» данного ребёнка. Педагог не вмешивается в деятельность или ответ ребёнка.

- Наблюдение даёт объективные данные, если проводится последовательно и систематично, то есть за ребёнком наблюдение по данному структурному моменту занятия ведётся не менее 2-3 занятий подряд. Это связано ещё и с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений (настроения ребёнка, мотивированности его на деятельность, сложности задания и т.п.).

- Педагог заранее определяет для себя способы фиксации данных – высказывания ребёнка, не искажая и не приукрашивая их. Такие результаты может фиксировать младший воспитатель или второй воспитатель группы, чтобы не нарушать естественный ход занятия. В протоколе отмечаются и эмоции, реакции ребёнка на происходящее, что даст дополнительные данные для определения отношения ребёнка к прочитанному.

        Нет строго определённой формы фиксации результатов – воспитатель выбирает удобный, понятный для себя вариант, на основе которого будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.

        Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с наблюдением. Например, изучая отношение ребёнка к прочитанному, педагог наблюдает за ним во время 2-3 занятий, а затем задаёт вопросы индивидуально:

- Что тебе больше всего было интересно в этой сказке? С кем ты не согласен? А если бы ты попал в эту сказку, что бы ты сказал героям, чем бы им помог? Хочется ли тебе что-нибудь изменить в этой сказке? Почему? Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:

- Подготовка беседы требует от педагога постановку конкретной цели, выбор материала для неё, например, конкретной сказки, иллюстраций к ней.

- Вопросы для беседы должны быть чёткими, краткими, конкретными, не должны подсказывать готовые ответы. Следует избегать использования в вопросах слов с двойным толкованием, имеющих неясный для ребёнка смысл.

- Педагог заучивает вопросы наизусть и задаёт ребёнку в строго определённом порядке, стимулируя его к развёрнутым ответам. Возможно использовать уточняющие вопросы, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.

- Беседа не должна превышать 10-15 минут, чтобы ребёнок не потерял к ней интерес.

- До начала беседы необходимо установить с ребёнком доверительные отношения, мотивировать его на беседу. Для этого можно сначала поговорить с ребёнком на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринуждённо, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал малышу личную заинтересованность в разговоре с ним.

- Предварительно продумывается способ фиксации данных. Можно вести запись, как и в процессе наблюдения, можно использовать технические средства (диктофон). На основе зафиксированных данных будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.

Психологические особенности восприятия детьми литературного произведения:  После 4-х лет у ребёнка возникают новые возможности в понимании литературного произведения, связанные с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистическими жанрами и сказкой, чувствуют сказочные законы. Легче усваивают простые причинные связи в тексте. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают верные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения. Эмоциональное отношение к героям и литературным фактам у детей имеет конкретный действенный характер.

Познавательные и речевые  умения

Критерии усвоения программы.

Отношение к прочитанному

Критерии усвоения программы.

Внимательно слушать и слышать чтение литературных произведений. Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом. Устанавливать причинные связи в тексте. Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге. Представлять в воображении героев и события. Выделять поступки героев и давать им элементарную оценку. Запоминать и воспроизводить поэтические произведения. При рассматривании книжных иллюстраций воспроизводить по ним текст рассказа или сказки. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения. Выражать в речи отношение к героям и событиям. Использовать яркие и точные слова и выражения. Участвовать в играх и инсценировках по сюжетам знакомых книг. Выразительно исполнять стихи, знать тексты хороводных игр, потешек, загадок и других произведений.

Низкий  уровень:

Ребёнок невнимателен в процессе чтения или рассказывания. Не может вспомнить факты из собственного опыта, сходные с фактами литературного произведения. Не даёт оценку действиям персонажей. Плохо запоминает стихи. При рассматривании иллюстраций не узнаёт сказку. А если узнаёт – не может рассказать о том, какой эпизод изображён на картинке. При пересказе литературного произведения испытывает сильные затруднения, нуждается в постоянной подсказке взрослого. Словарь ребёнка однообразен, высказывания однообразные, односложные. Ребёнок не участвует в инсценировках и драматизациях по сюжету книги, а если участвует, то при этом пассивен, затрудняется в передаче образа героя. Не воспроизводит стихи  наизусть без помощи взрослого. Чтение наизусть невыразительно, не соблюдается темп чтения, неточно передаётся ритм стихов.

Средний уровень:

Периодически отвлекается в процессе слушания или чтения художественного произведения. Чаще внимателен.  При использовании наводящих вопросов педагога способен соотнести литературные факты с имеющимся опытом. Иногда затрудняется в установлении причинных связей в сюжете, требуется помощь взрослого. Способен представить в воображении героев и события. Выделяет некоторые (самые яркие) поступки главных героев. Даёт им элементарную оценку. При рассматривании иллюстраций чаще всего  узнаёт сказку. Может с помощью воспитателя рассказать о том, какой эпизод изображён на картинке. С помощью взрослого пересказывает знакомые литературные произведения. Вновь услышанные пересказать не может. При рассказывании использует достаточно точные слова и выражения, но не использует образную речь по собственной инициативе. Участвует в играх и инсценировках по произведениям, но предпочитает «вторые» роли, с небольшим количеством текста. Выразительно читает стихи небольшого объёма.

Высокий уровень:

Внимательно слушает и слышит  литературные произведения. Точно и правильно соотносит литературные факты с имеющимся жизненным опытом. Устанавливает причинные связи в тексте. Безошибочно различает границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге. Представляет в воображении героев и события., может  описать собственное представление. Выделяет поступки всех героев и может давать им элементарную оценку. При рассматривании книжных иллюстраций воспроизводит по ним текст рассказа или сказки или его часть.  Пересказывает знакомые и услышанные впервые литературные произведения, используя яркие и точные слова и выражения, в том числе образные и устойчивые. Выражает в речи отношение к героям и событиям. Заинтересованно и с удовольствием участвует в играх и инсценировках по сюжетам знакомых книг. Выразительно исполняет стихи, знает тексты хороводных игр, потешек, загадок и других произведений.

Получать удовольствие от общения с книгой, стремиться к повторной встрече с ней. Сочувствовать и сопереживать героям произведения. Стремиться соотнести своё поведение с действиями и поступками привлекательного героя. Оценивать себя и других детей с позиций этических норм, представленных в художественных образах. Радоваться встрече с весёлой книжкой, откликаться на комическое содержание, чувствовать юмор ситуации, поступков, слов. Испытывать удовольствие  от встречи с поэзией.

Низкий  уровень:

Равнодушен к общению с книгой, не проявляет удовольствия при обращении воспитателя к литературному произведению. Не выражает сопереживания к героям произведения. Затрудняется соотносить собственные поступки с действиями персонажей книг. Откликается на комическое содержание, ориентируясь на реакцию сверстников.

Средний уровень:

Чаще всего получает удовольствие от общения с книгой. Но не стремится к повторному обращению к ней. Не всегда верно соотносит своё поведение с действиями и поступками положительного героя, нуждается в помощи воспитателя для оценки себя и других детей с позиций этических норм, представленных в художественных произведениях..

Высокий уровень:

Получает явное удовольствие от общения с книгой, стремится к повторному обращению к ней, предлагает воспитателю «почитать» или поиграть в сказку. Самостоятельно обращается к рассматриванию книг в книжном уголке. Верно соотносит своё поведение с действиями и поступками положительного персонажа.

Менее 2 баллов - низкий

От 2 до2,5 баллов - достаточный

3 балла - высокий

УРОВНИ:

Список литературы:

  1. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. –
  2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001.
  3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6.
  4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5.
  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997.
  6.  Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»

Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного  процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления   ...

"Сказки - добрые друзья"

Рабочая программа кружка...

Рабочая программа "Сказки - добрые друзья"

Программа включает пояснительную записку и планирование работы по возрастным группам....

Программа кружка «СКАЗКИ - ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ» (литературный) Для детей 4-5 лет

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральные государственные общеобразовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошк...

Проект в подготовительной группе "Сказки - добрые друзья"

Цель: повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале сказок.Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задуш...

Сказки добрые друзья

Повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.   Научить детей оригинально, непривычно, по-своему н...

Отчет по работе литературного кружка "Сказки - добрые друзья"

В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках в библиотека...