Пословицы, поговорки, сказки
консультация по художественной литературе (старшая группа)
Воспитательный потенциал народных сказок, пословиц, поговорок.
Одним из наиболее действующих средств народной педагогики являются сказки, половицы и поговорки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy_pogovorki_skazki.docx | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Пословицы, поговорки, сказки, свидетельствующие о накоплении знаний о воспитании детей.
Воспитательный потенциал народных сказок, пословиц, поговорок.
Одним из наиболее действующих средств народной педагогики являются сказки, половицы и поговорки.
Народное педагогическое наследие — пословицы и поговорки о воспитании детей. Они несут в себе огромный опыт, передаваемый из уст в уста. Безусловно, нам, современным родителям, чрезвычайно полезно знакомство с мудростью предков. Это поможет избежать ошибок и воспитать детей в соответствии с культурными традициями русского народа. Подборка самых интересных русских пословиц о воспитании для размышления:
Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.
Пословицы и поговорки – не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.
Пословицы и поговорки прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат - поведение.
Наиболее распространенная форма пословиц и поговорок – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий:
- поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона;
- поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению,
- наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ПРО СВОЕВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.
И к худу и к добру приучаются смолоду.
К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
Выкормил змейку на свою шейку.
Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
Как постелешь — так и поспишь.
Что посеешь — то и пожнешь.
Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.
Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.
Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ПРО МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
Наказывать легче, воспитывать труднее.
Хороший пример – наилучшая проповедь.
Верная указка — не кулак, а ласка.
Водила за ручку — получила белоручку.
Побои мучат, а не учат.
Не корми калачом, да не бей кирпичом.
Немой упрёк тяжелее сказанного.
Неразумная опека хуже беспризорности.
У семи нянек дитя без глаза.
Без строгости и щенка не вырастишь.
Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
Что у взрослого на уме, то у малого на языке.
Добрый пример лучше ста слов.
К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
Пожалеешь розгу — испортишь ребенка.
Хорошая порка еще никому не помешала.
Как постелешь — так и поспишь.
Что посеешь — то и пожнешь.
Каков привет — таков ответ.
Умному слово пуще дубины.
Немой упрёк тяжелее сказанного.
Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.
Добрый пример лучше ста слов.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
Добро добро покрывает.
На хотенье есть терпенье.
Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВОСПИТАНИИ
Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.
Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.
Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.
На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.
Непросто поставить детей на ноги — особенно ранним утром.
Родился сам — помоги другому.
Счастливые родители — выспавшиеся родители.
Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!
Хорошо воспитанные дети — это не клад, а клад из кладов.
Хорошо еще, когда на детях природа отдохнула, хуже, когда посмеялась.
Русские народные и современные пословицы о воспитании
- Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло.
- Живое слово дороже мертвой буквы.
- Хорошему надо учиться три года, а дурному — одного часа достаточно.
- Воспитать ребенка — не выпустить цыпленка.
- Голодное брюхо к ученью глухо.
- Выкормил змейку на свою шейку.
- Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
- Побои мучат, а не учат.
- Смолоду прореха — под старость дыра.
- Из одной хворостины трудно разжечь огонь, одного сына трудно воспитать.
- Человек без воспитания — тело без души.
- Ученье в детстве так же прочно, как гравировка на камне.
- Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.
- К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
- Что вспоено, что вскормлено, то и выросло.
- Человек без воспитания — что тело без души.
- Вещи моют водой, человека воспитывают поучением.
- Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Наказывать легче, чем воспитывать.
- Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
- Дурака учить — решетом воду носить.
- Сумел родить, сумей и воспитать.
- Повторенье — мать ученья.
- Идти в науку — терпеть муку. Без муки нет и науки.
- Спасибо тому, кто на ноги поставил; да спасибо и тому, кто на ум наставил.
- Так гни, чтоб гнулось, а не так, чтоб лопнуло.
- Наказывать легче, воспитывать труднее.
- Понукание — не воспитание.
- Не штука проучить, а штука научить.
- Не нужен ученый, а нужен смышленый.
- Воспитывай лаской, а не таской.
- Не всё таской, нужно и лаской.
- Не хлебом единым сыт человек.
- Ум и воспитание — братья-близнецы.
- Паси, чтобы вскормить; не паси, чтобы озолотить.
- Учение образует ум, воспитание — нравы.
- Кто от кого, тот и в того.
- Не выучит школа, выучит охота.
- Верная указка — не кулак, а ласка.
- Воспитай старшего, а младший сам научится.
- Доброму одно слово пуще дубины.
- Человек не для себя родился.
- Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.
- Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.
- Капризен в детстве — уродлив в старости.
- Беда вымучит, беда и выучит. Что вымучит, то и выучит.
- Сын хорошим не родится, а воспитывается.
- У семи нянек дитя без глазу.
- Красна птица перьем, а человек ученьем.
- Послушному сыну отцов приказ не в тягость.
- Написано пером — не вырубишь топором.
- Человек неученый — что топор неточеный.
- Глядя на людей хоть и не растешь, а тянешься.
- Детушек воспитать — не курочек перещипать.
- Не тот родитель, кто родил, а тот, кто выкормил.
- Диплом имеет, а дела не разумеет.
- Не гонкой волка бьют, а уловкой.
- Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
- Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать и подавно.
- Учи других и сам научишься.
- У доброго батюшки добры и детки.
- Учиться никогда не рано и никогда не поздно.
- Один добрый пример лучше ста слов.
- Не выучит школа — выучит охота.
- Не тот отец, что вспоил, вскормил, а тот, что уму-разуму научил.
- Чему научился в молодости, то пригодится в старости.
- Верная указка — не кулак, а ласка.
- Не силою дерутся, а умением.
- Детушек воспитать — не курочек пересчитать.
- По ученику и об учителе судят.
- Пусти детей на волю, сам будешь в неволе.
- Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
- Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает.
- Красен обед пирогами, река берегами, а сходка головами.
- Кто много знает, с того много и спрашивается.
- Не та мать хорошая, которая родила, а та, которая воспитала.
- Сытое брюхо к ученью глухо.
- И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
- Кто не закалит своего сердца, не воспитает ребенка.
- Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
- От умного научишься, от глупого разучишься.
- Воспитывай детей с детства.
- Неразумная опека хуже беспризорности.
- Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
- Кто не мог взять лаской, не возьмет и строгостью.
- Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.
- И к худу и к добру приучаются смолоду.
- Пока сын мал, будь ему воспитателем; когда вырастет — братом.
- Ум не имеет цены, а воспитание — предела.
- Умел дитя родить — умей и научить.
- Сперва аз да буки, а потом науки.
- Не учась и лаптя не сплетешь.
- Водила за ручку — получила белоручку.
- Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел.
- Недалеко от дерева яблочко падает.
- Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.
- Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
- К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
- Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
- Как постелешь — так и поспишь.
- Что посеешь — то и пожнешь.
- Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
- Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.
- Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
- Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
- Хороший пример – наилучшая проповедь.
- Не корми калачом, да не бей кирпичом.
- Немой упрёк тяжелее сказанного.
- У семи нянек дитя без глаза.
- Без строгости и щенка не вырастишь.
- Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
- Что у взрослого на уме, то у малого на языке.
- Добрый пример лучше ста слов.
- Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
- Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
- Пожалеешь розгу — испортишь ребенка.
- Хорошая порка еще никому не помешала.
- Каков привет — таков ответ.
- Умному слово пуще дубины.
- Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.
- Добро добро покрывает.
- На хотенье есть терпенье.
- Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
- Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
- Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.
- Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.
- Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.
- На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.
- Непросто поставить детей на ноги — особенно ранним утром.
- Родился сам — помоги другому.
- Счастливые родители — выспавшиеся родители.
- Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!
- Хорошо воспитанные дети — это не клад, а клад из кладов.
Отражение народной педагогической культуры в устном народном творчестве
История педагогической мысли любого народа начинается с народной педагогики: дети всегда мысли и остаются объектом особого внимания и заботы всех народов Земли.
Фольклор был одним из важнейших средств сохранения национальной самобытности, культуры, традиций, обычаев. Благодаря устному народному творчеству ребенок узнавал простые, но очень важные сведения о явлениях внешнего мира, взаимоотношениях между людьми; в процессе общения в семье и за ее пределами у детей формировалась любовь к труду, уважение к земле и хлебу, развивалась находчивость, умение преодолевать трудности. Однако следует отметить, что народная педагогика не была свободна от недостатков, обусловленных влиянием господствующей церковной идеологии, суеверий, патриархальным образом жизни и пр. В целом же, несмотря на то, что в разные эпохи влияние народного мировоззрения на воспитание детей проявлялось по-разному, оно всегда формировало любовь к родине, к труду и человеку труда.
Народная педагогика рассматривала ребенка не только как объект, но и как субъект воспитания, о чем свидетельствует детская субкультура, выражавшаяся в детских играх, считалках данного возраста, при помощи которых дети утверждали себя в качестве общности, отличной от взрослых своей автономией и психологической самостоятельностью.
Составной частью народной педагогики была народная дидактика – содержание, методы и средства обучения, передачи детям трудовых, бытовых, агротехнических навыков и умений, математических, медицинских и других знаний.
Народная педагогика находила свое выражение в конкретном показе трудовых операций, в усвоении народных примет погоды, наблюдении за ростом и развитием растений, определении сроков сбора ларов природы (грибов, ягод, орехов), в сочинительстве загадок-задач, развивавших логическое мышление.
Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.
Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.
В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.
Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека - кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.
Сказка — это особый, вкусно интригующий воображение, жанр литературного творчества, которому присуща феноменальная особенность: сказки любят и мал, и велик, и дети, и взрослые, и бедняк, и богач, и глупец, и умница, и наоборот…
Сказки делятся на два вида: народные (или, как их называют заумные филологи, - фольклорные сказки) и авторские, то есть сказки литературные, написанные конкретным писателем-сказочником. Попробуем посмотреть на сказку со стороны народа и со стороны автора. Итак, что говорят о народных сказках и сказках авторских учебники филологов:
Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза).
Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
А лучше всего сказки не исследовать, а сказку читать и сказкой наслаждаться!
Русские народные сказки
Посмотрите на ребенка, который слушает, как мама читает ему русские народные сказки. И вы увидите умные глаза и одухотворенное лицо.
Байка про тетерева (Русские народные сказки)
Как волк птичкой стал (Русские народные сказки)
Кобылье яйцо (Русские народные сказки)
Конь, скатерть и рожок (Русские народные сказки)
Кочеток и курочка (Русские народные сказки)
Курочка (Русские народные сказки)
Курочка, мышка и тетерев (Русские народные сказки)
Лиса и тетерев (Русские народные сказки)
Мертвая мать (Русские народные сказки)
Черт и мужик (Русские народные сказки)
Архиерей (Русские народные сказки)
Арысь-поле (Русские народные сказки)
Как лиса волку шубу шила (Русские народные сказки)
Волк и коза (Русские народные сказки)
Петр Великий и кузнец (Русские народные сказки)
Барин-кузнец (Русские народные сказки)
Ямщик и купец (Русские народные сказки)
Бабушка, внучка и курочка (Русские народные сказки)
Барин и мужик (Русские народные сказки)
Барин и плотник (Русские народные сказки)
Глупый мужик (Русские народные сказки)
Мужик и мошенники (Русские народные сказки)
Мужик и поп (Русские народные сказки)
Петр Первый и мужик (Русские народные сказки)
Барин и собака (Русские народные сказки)
Волк и дурень (Русские народные сказки)
Глупый волк (Русские народные сказки)
Глухой муж (Русские народные сказки)
Иванушка и домовой (Русские народные сказки)
Лисичка-сестричка и волк (Русские народные сказки)
Барин лает в церкви (Русские народные сказки)
Черт и солдат (Русские народные сказки)
Барин-слуга (Русские народные сказки)
Клад (Русские народные сказки)
Дурак и берёза (Русские народные сказки)
Как Иван-Дурак дверь стерег (Русские народные сказки)
Безрукий и безногий богатыри (Русские народные сказки)
Притворная болезнь (Русские народные сказки)
Афонька! Где был-побывал? (Русские народные сказки)
Журавль и цапля (Русские народные сказки)
Мужик, журавли и медведь (Русские народные сказки)
Деревянный орел (Русские народные сказки)
Месяц, солнце и ворон (Русские народные сказки)
Ворона и рак (Русские народные сказки)
Лиса и дрозд (Русские народные сказки)
Кот, петух и лиса (Русские народные сказки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка материалов на тему «Цифры рядом с нами» (цифры в пословицах, поговорках, загадках, стихах)
Данная подборка предназначена для воспитателей подготовительных групп детского сада и для учителей начальной школы. Загадок, пословиц и поговорок с использованием цифр можно найти немало в различных и...
Загадки, пословицы, поговорки и стихи про спорт и различные виды спорта
Загадки, пословицы, поговорки и стихи про спорт и различные виды спорта...
Консультация для родителей «Пословицы , поговорки , стишки о здоровье в картинках для детей»
Консультация с использованием мнемотехники....
Загадки, пословицы, поговорки.
ненецкие загадки, пословицы,поговорки ....
НОД «Пословицы, поговорки, сказки» для детей 3-4 лет
НОД «Пословицы, поговорки, сказки»Воспитатель: Бирюкова О.А.МБДОУ №14 «Белочка» Занятие№1 Цель: Познакомить детей с понятием «фольклор». Закрепить знание о русских народных сказк...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование социокультурных ценностей у детей раннего дошкольного возраста через ознакомление с фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками, сказками).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТФормирование социокультурных ценностей у детей раннего дошкольного возраста через ознакомление с фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками, сказк...
Народные пословицы, поговорки и сказки о воспитании детей.
Важная роль в воспитании ребенка принадлежит народному фольклору. В нем сохранились нравственные ценности, особенности русского характера, представления о добре, храбрости, правде, верности. Фольклор ...