Проект "Читаем вместе"
проект по художественной литературе

Шапиро Юлия Геннадиевна

Проект "Читаем вместе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chitaem_vmeste.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Читаем вместе»

Паспорт проекта

«Читаем вместе»

Сроки реализации проекта (ноябрь 2018 – апрель 2019)

Актуальность проблемы:

За последние двадцать лет роль чтения, отношение к нему в обществе сильно изменилось. В связи с развитием индустрии развлечений, компьютерных 
и интернет-технологий снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией. Современная ситуация с чтением представляет собой системный кризис читательской культуры. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%.

«Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры», - говорится в преамбуле «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, на период с 2007 по 2020 г.г. (далее – Программа).

Потребность в книге закладывается на всю жизнь как раз в первые годы жизни ребенка. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги 
в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители (законные представители) и воспитатели. Именно они учат его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читать первые книжки. Именно благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать, не только нужно, но и очень интересно. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Значимость проекта «Читаем вместе» обуславливается рядом факторов:

  • первая встреча ребенка с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Совместное семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения;
  • семейное чтение готовит ребенка к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении взрослых – следствие несформированности ее с раннего детства;
  • семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения ребенка во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства – степени овладения речью;
  • регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей;
  • семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, ребенок испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку;
  • семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений;
  • чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей (поскольку может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение – это результат жизни без книг, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью).

В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать 
и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им. Повзрослев, дети будут вспоминать, как читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух – прекрасная традиция, которой нужно следовать.

Актуальность проекта заключаются:

в возрождении, начиная с раннего возраста, традиции совместного семейного чтения;

в приобщении ребенка к книге, к процессу чтения и обдумывания ее содержания;

Цели проекта:

1. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания ребенка, в том числе популяризации семейного чтения.

2. Содействие в формировании ребенка – читателя.

Задачи проекта:

  1. Приобщить детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг.
  2. Способствовать возрождению традиций семейного чтения.
  3. Содействовать воспитанию интереса к детской книге.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: педагоги, родители и дети групп раннего возраста ДОУ.

Этапы реализации проекта

1этап (организационный)

Определение задач, механизмов реализации проекта, анкетирование родителей

2 этап (основной)

Проведение мероприятий

3 этап (итоговый):

Анализ итогов реализации проекта

Ожидаемые результаты

  1. - Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
  2. -Возрождение традиции домашнего чтения.
  3. -Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
  4. -Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя. 

Перспективы дальнейшего развития

Организованные в рамках проекта мероприятия могут стать основой для проведения традиционных мероприятий в ДОУ.

Механизмы реализации проекта

Проект предусматривает несколько этапов.

Цель подготовительного этапа – исследование уровня владения информацией родителей о значении художественной литературы в воспитании детей. Анкетирование родителей «Читаем вместе».

Беседа с детьми «Моя любимая книга», которая показала наличие традиции семейного чтения в условиях семейного воспитания.

Цель основного этапа – теоретическое, практическое изучение проблемы во взаимодействии с родителями и педагогами ДОУ.
На данном этапе предполагается консультационная и просветительская работа с родителями, практическая работа с участием родителей по изготовлению оборудования и атрибутов для театрализованных игр, проведение литературных и конкурсных мероприятий с участием воспитанников и их родителей.

Цель заключительного этапа – анализ эффективности реализации проекта.

План реализации проекта

Подготовительный этап (ноябрь)

-анкетирование родителей и обработка результатов

-подбор консультации для родителей по организации домашнего чтения

-беседа с детьми «Книги, которые читаем дома»

-изготовление атрибутов для инсценировки литературных произведений

Основной этап (декабрь – март)

-литературные вечера

-игры-инсценировки

- сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;

- лекции для родителей

- составление домашней библиотеки

-выставка детских рисунков по прочитанным произведениям;

-фотовыставка «Вечер семейного чтения»

- литературный марафон (просмотр мультфильмов по произведениям детских писателей).

-родительское собрания «Роль детской книги в речевом развитии детей».

-мастеркласс для родителей по созданию книжки-малышки

Оформление в родительских уголках раздела «Навигатор в мире детских книг» (составление тематических перечней и каталогов для родителей (законных представителей): «А Что читаете Вы?», «ЧИТАТЬ – Это Модно».

Заключительный этап (апрель)

1.Открытие мини-музея «Моя любимая книга»;

2. Оформление библиотеки в группе;

3. Выставка детских рисунков.

     4.Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.

5.Обработать результаты реализации проекта.

6.Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».

Конечные результаты

 Родители:

-          Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;

-          Повышают интерес ребенка к художественной литературе;

-          Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;

-          Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.

Воспитанники:

-          Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;

-          Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;

-          Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;

-          Сформированы нравственные качества ребенка;

-          Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой.

Перспективы дальнейшего развития

Организованные в рамках проекта мероприятия могут стать основой для проведения традиционных мероприятий в ДОУ.

Литература

  1. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000г.
  2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
  3. Доронова Т.Н.  Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
  4. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
  5. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
  6. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу.  - М.: Просвещение, 2000г
  7. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
  8. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

Интернет-ресурсы

1. http://tmndetsady.ru/konkursyi-na-sayte/konkurs-metodicheskih-rabot-interaktivnyie-formyi-sotrudnichestva-s-roditelyami/news2661.html

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/02/02/proekt-semeynoe-chtenie

3. http://www.maam.ru/detskijsad/raznobraznye-formy-raboty-s-roditeljami-dlja-priobschenija-doshkolnikov-k-hudozhestvenoi-literature-i-chteniyu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".

«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий         Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...

"Вместе с папой, вместе с мамой"

Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...