Доклад в воспитательскую копилку
консультация по художественной литературе на тему
Организация работы по приобщению ребенка к чтению очень важна в современном обществе. Приобщение ребенка к книжной культуре происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей дошкольного возраста. Деятельность воспитателя детского сада по приобщению дошкольников к литературе способствует:
- продвижению детского чтения, вхождению ребенка в книжную культуру;
- осознанию родителями ценности семейного чтения, необходимости приобщения ребенка к книге и чтению;
- созданию домашней библиотеки с раннего возраста;
- просвещению родителей воспитанников в области детской литературы и методики приобщения к чтению,
а самое главное — помогает детям осознать, что чтение — это удовольствие, счастье познания и творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_vremya.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад в воспитательскую копилку
Деятельность воспитателя в организации работы по приобщению ребенка к чтению
Детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке.
В отечественной науке детское чтение рассматривается как важнейший источник и средство развития личности растущего человека. Вместе с тем последние исследования чтения детей свидетельствуют о его глубоком кризисе, выход из которого немыслим без решения проблем раннего приобщения ребенка к книге, чтению.
Приобщение ребенка к книжной культуре происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей дошкольного возраста.
Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми. В «круг детского чтения» входят фольклор, детская литература, книги, перешедшие в детское чтение, творчество самих детей.
Публикация произведений юных авторов теперь становится нормой, которая свидетельствует о подвижности понятия «круг детского чтения».
Исходными принципами при формировании круга чтения дошкольников являются: психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные. Книги для дошкольников должны быть доступны их восприятию, эстетичны, разнообразны по жанрам. Место детской литературы в культуре детства определяется традиционным приоритетом слова в современной цивилизации.
В подборе круга детского чтения должно уделяться особое внимание:
- доступности
- наглядности
- занимательности
- динамичности сюжета
- воспитательной ценности произведения.
В круг детского чтения должны входить все виды литературы:
- проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература
- фольклорные жанры: народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, детские народные песенки, страшилки
- авторские сказки, стихотворные миниатюры, рассказы, повести
- произведения литературы народов мира.
Правильно сформированный «круг детского чтения» предполагает учет половых (гендерных) различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, должен учитывать, что девочкам не нужно забывать читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении (В. Одоевский «Рукодельная песенка»; Б. Поттер «Ухти-тухти»; Е. Благинина «Вот какая мама» и др.). Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и т.д. (Б. Житков «На воде», «Помощь идет» и другие. Образовательная программа, которая реализуется в дошкольном учреждении, содержит в себе определенный список рекомендуемой литературы для чтения детям, согласно возрастной категории.
В круге детского чтения существует ряд произведений, обязательных, без которых дошкольное детство не возможно себе представить. Это произведения прошедшие проверку многими поколениями читателей, классические произведения:
- народные сказки
- произведения К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто
- юмористические рассказы Н. Носова, В. Драгунского
- сказки Ш.Перро, Х.Андерсена, А.Линдгрен, Братьев Гримм.
Не прочитанные вовремя, они не станут основой культурного развития личности ребенка.
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов: пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые; активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.
Ребенок-дошкольник это слушающий читатель. Живо и эмоционально слушает стихи, труднее прозу. Ему свойственна наивность. Порой, не дослушав окончания произведения, может изменить его, к примеру - плохой конец на хороший или просто просит не читать дальше.
Что нужно воспитать в ребенке, чтобы он стал читателем? В первую очередь это воспитание чувств, свободы духа, развитие фантазии, умения мыслить (Белинский В.Г.).
Наряду с чтением в детском саду, содержание которого зависит от образовательной программы, выполняемой в дошкольном учреждении, существует домашнее, семейное чтение. Домашнее чтение – это вариативная часть чтения, содержание которой зависит от образования, знания детской литературы, вкуса и возможностей родителей. Вариативность детского чтения играет положительную роль, так как способствует сохранению уникальности ребенка-читателя.
Семья отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий отца или матери. Читающие родители становятся образцом для подражания. В настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин её воздействие на формирование ребенка-читателя затруднено. Не способствует этому процессу низкая педагогическая грамотность многих родителей, сложное финансовое положение семей, отсутствие должного внимания к процессу читательского развития ребенка со стороны отца и матери.
Основными задачами в организации семейного чтения являются: вовлечение семьи в атмосферу чтения, педагогическое просвещение родителей, особенно молодых, в области детской литературы и детского чтения.
Таким образом, деятельность воспитателя детского сада по приобщению дошкольников к литературе способствует:
- продвижению детского чтения, вхождению ребенка в книжную культуру;
- осознанию родителями ценности семейного чтения, необходимости приобщения ребенка к книге и чтению;
- созданию домашней библиотеки с раннего возраста;
- просвещению родителей воспитанников в области детской литературы и методики приобщения к чтению,
а самое главное — помогает детям осознать, что чтение — это удовольствие, счастье познания и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательский час по личностному развитию на тему: "Здравствуйте вам"
Беседа с детьми...
Воспитательский час по личностному развитию на тему:«Здравствуйте Вам!»
Воспитательский час по личностному развитию на тему:«Здравствуйте Вам!»...
Воспитательские позиции.
В презентации предоставлен анализ позиции воспитателя. Указаны основные принципы работы и какие результаты мы при этом получаем....
Воспитательская работа
Воспитательская работа...
воспитательское занятие на тему "Насекомые"
Обобщение и систематизация знаний детей о насекомых...
воспитательские копилки
здесь вы можете посмотреть картотеки или конспекты занятий...
Презентация к докладу на РМО учителей-логопедов "Копилка игр учителя-логопеда используемая при автоматизации звуков".
Автоматизация звука – достаточно длительный процесс, который нельзя спрогнозировать по срокам. Поэтому в копилке логопеда должно быть достаточное количество наглядно-дидактического материал...