Проект «Народные сказки!»
проект по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Приобщать детей к духовно-нравственным традициям русского народного творчества через различные виды театра. Формирование первичной коммуникации, адаптации в социальной среде и обогащение эмоциональной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Народные сказки!» | 48.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1637»
111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А тел.:(495) 672-02-35
e-mail: 1637@edu.mos.ru тел./факс: (495) 672-01-99
Проект
«Народные сказки!»
участники: дети подготовительной к школе группы,
родители
Автор:
учитель-дефектолог
Смирнова И.А.
Москва, 2017 год.
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатель, учитель-дефектолог.
Новизна данного проекта заключается в том, что работа по этому проекту развивает не только речевые навыки, эмоции и чувства у детей, но и помогает социализироваться в среде сверстников.
Материалы проекта могут использовать в педагогической деятельности воспитателей, специалистов, работающих с дошкольниками, а также родителями, гармонично и творчески развивающими своих детей.
Теоретическая значимость проекта определяется тем, что результаты позволяют расширить знания детей о театральном искусстве и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Разработанные театрализованные сценарии могут быть использованы воспитателями и родителями в развитии фантазии, эмоциональной открытости, чувственности и духовности у детей.
Практическая значимость работы заключается в том, что при подготовке сказки к показу у детей развиваются творческие способности: дети учатся выступать перед зрителями, формируется просодическая сторона речи, развивается выразительность движений, воображение, память, дети становятся более общительными. Совместная творческая деятельность сближает родителей и детей. У них появляются общие интересы и идеи для творчества.
Цель проекта: приобщать детей к духовно-нравственным традициям русского народного творчества через различные виды театра. Формирование первичной коммуникации, адаптации в социальной среде и обогащение эмоциональной сферы.
Задачи:
- развивать устойчивый интерес к народной сказке;
- развивать просодическую сторону речи и коммуникативные навыки;
- научить детей создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, учитывая: цвет, форму, величину, характер героя; узнавать сказочные ситуации по заместителям;
- формировать умение водить куклу, согласовывать слова и действия в роли, движением куклы передавать эмоции своего персонажа.
- формировать умение к наглядному моделированию при ознакомлении детей со сказками;
- развивать у детей творческие способности и воображение;
- привлечь родителей к творческой деятельности детей, к ознакомлению детей с художественной литературой.
Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, игровая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).
Данный проект представляет собой последовательный ряд специально организованных мероприятий:
- знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, просмотр мультфильмов);
- эмоциональное восприятие знакомого материала (рассматривание иллюстраций, игрушек, чтение стихов, потешек, слушание и подпевание детских песен, загадывание загадок, пальчиковые игры, игры на имитацию и т.д.);
- художественная деятельность (лепка, рисование пальчиками, трафаретами, закрашивание, конструирование);
- создание игровой среды (дидактические игры, малоподвижные игры, песенки-игры);
- игра-драматизация (повторное рассказывание, чтение с элементами драматизации, оформление игрового помещения, которое вызывает желание «играть в сказку»);
- мини-спектакль.
Эти мероприятия в комплексе решают задачу вовлечения детей в театральную деятельность.
Целенаправленная деятельность способствует воспитанию у детей повышенного интереса к сказкам, развитию словотворчества и диалогического общения, вовлечению каждого ребёнка в мир театрализованной деятельности, обогащение социального опыта.
Содержание работы с родителями:
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Домашние задания для родителей и детей (изготовление кукол персонажей сказки «Курочка Ряба», рисование иллюстраций к сказкам).
- Чтение сказок с детьми.
- Придумывание сказок совместно с детьми.
- Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
- Изготовление масок, костюмов для игр драматизаций.
Пути реализации проекта:
- Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
- Организация выставки поделок, рисунков.
- Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов, макетов.
Этапы работы:
- Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
- Обсуждение проекта с учителем-дефектологом.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- Изготовление макета.
- Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Презентация проекта.
- Показ сказки «Яичко не простое, а золотое».
Практический этап: (сентябрь 2016г. – декабрь 2016г.)
- реализация проекта согласно перспективному плану мероприятий с детьми и родителями;
- изготовление информационных стендов, папок передвижек;
- проведение открытых просмотров, с приглашением родителей для участия в праздниках и развлечениях;
- консультации, открытые просмотры, мастер классы.
Результат: конспекты проектной деятельности, игры-драматизации, сценарии досуговых мероприятий, подбор художественной литературы, атрибутов и костюмов к различным видом театра, организация выставки «В театральной гостиной», творческие работы дошкольников, создание мини-музея «Русская изба» и макет для магнитного театра.
Заключительный этап: (декабрь 2016г.)
- проведение диагностики по результатам проектной деятельности;
- презентация результатов проектной деятельности.
Результат: презентация проекта, показ спектакля «Яичко не простое, а золотое».
Формы и методы реализации проекта.
Используемые формы работы с детьми:
- организованная образовательная деятельность;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств:
- театральные уголки в группах,
- разнообразные виды театров,
- костюмы, декорации,
- DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты,
- наглядные иллюстрации сказок.
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование «Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей» (вводное, итоговое);
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация: папка «Народные традиции» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в подготовительной группе»;
- посещение театра всей семьей;
- фотовыставки «Куда пойти в выходной день»;
- выставка – презентация разных видов театра «Мир театрального искусства»;
- открытые просмотры;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Система мониторинга результатов театрализованной деятельности.
Этюдный тренаж (мастерство актеров): дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки). Жесты (этюды на выразительность жеста). Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера). Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Вокальное исполнительство: выразительность исполнения. Исполнительская импровизация.
Ритмопластика: чувство музыкального ритма. Передача образа персонажа в движении. Согласованность исполнительской и двигательной деятельности.
Игры – драматизации: желание участвовать в играх-драматизациях. Умение общаться с партнёром. Способность импровизировать при создании образа.
Кукольные спектакли: желание участвовать. Умение общаться с партнёром, используя куклы и кукольные театры разного вида. Способность создавать образ с помощью кукол.
Игры-спектакли с элементами кукольного театра: желание играть с куклой.
Умение управлять ею. Способность импровизировать с куклой.
Кукольные спектакли: желание участвовать. Умение общаться с партнёром, используя куклы настольного театра. Способность создавать образ с помощью кукол настольного театра. Управлять куклой, спользуя различные средства.
Игры – спектакли с элементами кукольного театра: желание участвовать в игре-спектакле. Умение общаться с партнёром. Умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения).
Стратегия достижения поставленных целей.
В жизни ребенка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Взрослые, говоря о «сказочном мире детства», ошибочно полагают, что сказочное детство от того и делает детей счастливыми, что нет у них ни забот, ни хлопот, ни проблем взрослых. Однако у детей трудностей не меньше, чем у их мам и пап, и зачастую мы их не замечаем, потому что ребенок сам находит выход из положения. Что же порой помогает ему преодолеть эти трудности? Подсознательно с ребенком всегда вера в то, что все закончится хорошо, а успокоит его мысль о том, что добро обязательно победит, а зло - будет наказано. Сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мира ощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправданно.
Для успешного становления данных ценностей нам необходимо улучшать условия, способствующие развитию творческих способностей детей. Именно поэтому нам необходимо создать театральную студию на базе ГБОУ, площадку для постановок театральных представлений на территории детского сада в летний, осенне-весенний периоды, пополнить костюмерную, изготовить декорации, новые виды театров.
Действия по реализации проекта будут осуществлять старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги, специалисты и родители.
Эффективность проводимой работы с детьми в рамках проекта определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает педагогическую оценку развития навыков театрализованной деятельности.
Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности:
- знание основ театральной культуры;
- речевая культура;
- навыки кукловождения;
- эмоционально-образное развитие;
- основы коллективной творческой деятельности.
Итоговая диагностика развития ребенка в процессе театрализованной деятельности основана на работе Т.С. Комаровой. Основной метод «отслеживание» – наблюдение позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейшие планы, наметить перспективу работы всей группы и проведение индивидуальных занятий.
Основное направление в реализации проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с различными видами театра ложится на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
Так как проект является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
Использованная литература:
- Аленский Ю. «Азбука театра».
- Веракса Н.Е. «Программа дошкольного образования: "От рождения до школы"
- Горбушина Л.А. «Инсценирование литературных произведений».
- Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников»
- Детская энциклопедия «Театр от А до Я».
- Доронова Т.Н. «Играем в театр»
- Карамаренко Т.Н. «Кукольный театр дошкольникам».
- Прохорова Е.Ф. «Театрализованные игры для дошкольников».
- Сазонов Е.Ю. «Театр наших детей».
- Сорокина Н. Программа «Театр – творчество – дети».
- Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности».
- Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Народная сказка как средство нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления ...
Проект «Народные сказки»
Воспитывать у детей любовь к народным сказкам; развивать у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей....
Материалы по реализации проекта «Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Материалы по реализации проекта «Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Проект «Народные сказки, их роль в речевом развитии детей»
В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Одной из современных ...
Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...
Проект: «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
Проект: «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»...