Познавательно–творческий проект «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»
проект по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему

Черникова Любовь Петровна

«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный,

блистательный, весёлый, праздничный»
                                                   И. Андроников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-tvorcheskiy_proekt.docx317.15 КБ

Предварительный просмотр:

 МКДОУ ЦРР – детский сад № 10 г. Россоши

Познавательно–творческий проект

«Путешествие по сказкам  К.И. Чуковского»

Подготовила:

Черникова Любовь Петровна, воспитатель

 высшая квалификационная категория

 

     

г. Россошь

2018 год

Актуальность

«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный,

блистательный, весёлый, праздничный»
                                                  И. Андроников

 

  Дошкольное детство  - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

  Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

  Детство. Самые яркие страницы жизни. Самые первые шаги в огромный, красочный мир радости и счастья. И конечно волшебники, которые дарят нам этот мир восторгов, восхищений, удивлений.

  Один из таких волшебников — Корней Иванович Чуковский.

  31 марта 20018 года исполнится 136 лет со дня рождения этого известного русского поэта, писателя и переводчика.  В связи с этой датой во второй младшей группе «Кувшинка» был реализован проект  "Путешествие по сказкам  К.И.Чуковского».

Тип проекта: Познавательно - творческий

 Цель: Знакомство детей с творчеством К.И.Чуковского

 Задачи:

  • Познакомить детей со сказками  Чуковского:  «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Цыплёнок», «Мойдодыр», «Телефон», «Муха Цокотуха».
  • Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;
  • Посредством произведений К.И.Чуковского способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попавшим в беду;
  • Учить договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;
  • Расширять представления родителей о детской литературе;
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.

 Участники проекта:

  • Воспитатель
  • Дети
  • Родители

 Сроки реализации проекта: Март 2018 года в подготовительной группе «Солнышко» от 6-и до 7-х лет

 

Этапы реализации проекта:

  1 этап  -  подготовительный (одна неделя)

  • Подбор методической, художественной литературы по данной теме.
  • Составления плана работ над проектом.
  • Подбор наглядного и дидактического материала.
  • Диагностика детей «В мире сказок Чуковского»
  • Анкетирование родителей «Семейное чтение и его роль в жизни младшего дошкольника»

  2 этап  -  основной (2 недели)

  • Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

  3 этап  -  итоговый (одна неделя)

  • Подведение итогов работы по проекту.
  • Повторная диагностика детей.
  • Повторное анкетирование родителей.

Планирование и организация деятельности

1этап – подготовительный

Мероприятия

Цель, задачи

Ответственные

Сроки проведения

Подбор методической, художественной литературы по данной теме.

Составления плана работ

над проектом.

Подбор наглядного

и дидактического материала.

  Черникова Л.П.

родители

1 неделя

Диагностика детей «В мире сказок Чуковского»

Выявить уровень знаний детей о сказках их героях.

Черникова Л.П  .

1 неделя

Анкетирование родителей «Семейное чтение и его роль в жизни младшего дошкольника»

Выявить, как часто родители читают детям книги. Определить уровень знаний родителей о жизни и творчестве

Чуковского.  

Черникова Л.П  

1 неделя

Беседа с родителями

на тему» «Проект»

(помощь, сотрудничество, участие в мероприятиях, проводимых в группе).

Познакомить с целью, задачами, предстоящими мероприятиями проекта.

 Черникова Л.П  

1 неделя

2 этап – основной

Работа с детьми

НОД  О.О.Познание

«Добрый дедушка Корней»

Познакомить детей с творчеством К.И. Чуковского

Черникова Л.П  

2 неделя

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского

Развивать у детей интерес

к книгам.

Черникова Л.П  .

2-3 неделя

Чтение сказок К.И.Чуковского:

«Телефон»,

«Муха-цокотуха», «Мойдодыр»,

«Доктор Айболит», «Федорино горе»

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе слов к заданному слову, пополнять словарь эмоционально-оценочной лексикой; учить находить средства выражения образа

в мимике, жестах, интонациях.

  Черникова Л.П  

2-3 неделя

Подвижные игры: «Каравай» («Муха-цокотуха»),

 «По ровненькой дорожке» («Федорино горе»)

Способствовать реализации потребности детей

в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении героев сказок.

Черникова Л.П  

2-3 неделя

О.О. Художественное творчество (лепка)

«Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!»

Учить  лепить выразительные образы живых существ по мотивам стихотворения К.И.Чуковского. Разнообразить и обогатить способ лепки на основе цилиндра: раскатывать прямыми движениями ладоней длинные столбики, видоизменять форму – изгибать, закручивать, дополнять мелкими деталями – прикреплять глаза из бусин, пуговиц и т.д. Развивать наглядно – образное мышление, творческое воображение.

Черникова Л.П  

2 неделя

Дидактическая игра

«Всё наоборот»

Учить подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением.

Черникова Л.П  

2 неделя

О.О. Коммуникация

«Цыплёнок»

По сказке по К.Чуковского "Цыплёнок"

Учить детей правильно отвечать на вопросы, воспроизводить содержание сказки по вопросам. Закрепить правильность произношения звука [К], учить отчётливо

и внятно произносить слова

с этими звуками.

Черникова Л.П  .

2 неделя

Беседа

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам!»

Формировать культурно-гигиенические навыки.

Черникова Л.П  

2 неделя

О.О. Художественное творчество (аппликация)

«Подарок для Федоры»

Учить детей располагать узор

в центре и по краю круга;

составлять  изображение

из деталей. Закреплять умение пользоваться клеем, кистью и   салфеткой. Воспитывать самостоятельность,

стремление сделать  подарок.

Черникова Л.П  .

2 неделя

Сюжетно-ролевая игра

«Угощенье»

По сказке

Муха – Цокотуха.

     Продолжать обогащать

содержание игр. Способствовать объединению детей

для совместных игр.

Черникова Л.П  .

2 неделя

Словесная игра

«Доскажи словечко»

Развивать фонематический слух, внимание, память.

Черникова Л.П  

2 неделя

Беседа «Любимый герой

из сказок Чуковского»

Учить составлять короткий описательный рассказ о героях сказок Чуковского

Черникова Л.П  

3 неделя

О.О. Художественное творчество (рисование)

«Развесёлые цыплята»

По сказке по К.Чуковского "Цыплёнок"

Продолжать формировать интерес к изобразительному искусству. Познакомить детей

с нетрадиционными приемами рисования (с использованием ватной палочки). Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение, не выходя за контур. Воспитывать эстетические чувства.

Черникова Л.П  

3 неделя

Дидактическая игра

«Бусы для Федоры»

Учить выявлять закономерности

в расположении фигур.

Черникова Л.П  

3 неделя

«Полечи книжку»  

-  ручной труд

Учить детей умению «лечить» порванные книги. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Черникова Л.П  

родители

3 неделя

Сюжетно-ролевая игра

«Больница»

По сказке

Доктор Айболит.

учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас:  «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».

Черникова Л.П  

3 неделя

Развивающая игра

«Сказки Дедушки Корнея» (лото)

Продолжать знакомить с героями сказок Чуковского. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать умение играть сообща.

Черникова Л.П

3 неделя

Викторина по сказкам

Продолжать  формировать заинтересованное отношение к творчеству писателя. Расширять словарный запас.

Черникова Л.П  

родители

3 неделя

Работа с родителями

Консультация

«Сказочный мир К. И. Чуковского»

Познакомить родителей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского

Черникова Л.П  

2 неделя

Акция

«Подарите  книгу группе»

Пополнить библиотеку группы книгами К.И.Чуковского. продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе

Черникова Л.П  

родители

2 неделя

Оформление центра книги,  посвящённого творчеству К.И.Чуковского.

Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам.

Черникова Л.П  

родители

2 неделя

Выставка рисунков по сказкам К.И.Чуковского

Передавать в рисунке  эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность.

Родители

3 неделя

Разучивание с детьми отрывков из сказок Чуковского

Помочь детям разучить отрывки из любимых сказок Чуковского.

Родители

3 неделя

Литературная гостиная

«В мире сказок К.И. Чуковского»

Познакомить с жизнью

и творчеством писателя. Прививать любовь к семейному чтению.

Черникова Л.П  

3 неделя

3 этап заключительный

Повторная диагностика детей

Выявить уровень знаний детей

о сказках их героях.

Черникова Л.П  

4 неделя

Повторное анкетирование родителей

Узнать мнение родителей

о проделанной работе.

Черникова Л.П  

4 неделя

Составление презентации к проекту

Объединить все материалы

по проекту в единое целое.

Черникова Л.П  

4 неделя

Результаты

На подготовительном этапе проекта, проведённая с детьми диагностика показала:

Уровень знаний  детей по сказкам Чуковского

  • Высокий уровень – 15% детей
  • Средний уровень – 25% детей
  • Низкий уровень – 60% детей

Повторная диагностика с детьми, проведённая на заключительном этапе проекта показала:

Уровень знаний  детей по сказкам Чуковского

  • Высокий уровень – 70% детей
  • Средний уровень – 20% детей
  • Низкий уровень – 10% детей

   Видно, что результаты изменились. Дети знают название сказок К.И. Чуковского. Кто их написал. Могут определить из какой сказки отрывок.  Могут определить, к какой сказке относится тот или иной герой.

На подготовительном этапе проекта, проведённое с родителями анкетирование выявило:

Уровень знаний  родителей о жизни и творчестве К.И. Чуковского

  • Высокий уровень – 20% детей
  • Средний уровень – 30% детей
  • Низкий уровень – 50% детей

   Многие родители смогли назвать 2-3 произведения написанные Чуковским. Путают героев сказок автора. Не знают, что   31 марта 20018 года исполнится 136 лет со дня рождения этого известного русского поэта, писателя и переводчика. Также отмечено, что далеко не все родители уделяют внимание ежедневному семейному чтению.

Повторное анкетирование,  проведённое на заключительном этапе проекта, выявило:

Уровень знаний  родителей о жизни и творчестве К.И. Чуковского

  • Высокий уровень – 80% детей
  • Средний уровень – 20% детей

   Родители знают, где и когда родился Чуковский. Как он стал писателем. Могут назвать большое количество стихов и сказок Чуковского. Пополнили свою домашнюю библиотеку его произведениями. Отметили важность ежедневного семейного чтения.

В группе созданы  необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством К.И. Чуковского:

  • Создана библиотека произведений К.И. Чуковского;
  • Оформлен альбом рисунков по произведениям К.И. Чуковского.
  • Собрана папка с иллюстрациями к сказкам Чуковского

Достижения

  • Даша Корнеева заняла 2 место в конкурсе чтецов «Улыбка дедушки Корнея»  в возрастной группе (старший дошкольный возраст) на уровне района.
  • Совместная деятельность воспитателя Черниковой Любовь Петровны и детей группы «Солнышко» «У меня зазвонил телефон» в группе.

Вывод

Сказки “дедушки Корнея” входят в жизнь ребенка как добрые, веселые, а иногда и насмешливые друзья. Сказки смеются и плачут вместе с ним. И вместе с ним растут, открывая ребенку громадный мир вещей и звуков, красок и света, мир человеческих чувств и размышлений. Сказки Чуковского  не только радуют, но и учат: «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности; «Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку; «Айболит» -  быть добрыми, заботиться о других; «Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.

Список использованной литературы

1. И. Г. Сухин. Литературные викторины для маленьких читателей. М.: Айрис Пресс Рольф, 2001.

2. И. Г. Сухин. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. М.:Новая Школа, 1994.

3. К. И. Чуковский. От двух до пяти. М.: Детская литература, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Путешествие в страну сказок Чуковского»

Цель:  Спроектировать совместную деятельность педагогов, родителей и детей для создания условий и творческого осуществления проекта по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.Задачи:1....

Образовательный проект познавательно - творческого характера "Неожиданный мир произведений К.И. Чуковского"

Формирование интереса и потребности в  постоянном чтении  произведений, знакомство с литературным творчеством детского писателя К.И.Чуковского...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Путешествие в страну сказок Чуковского»

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает пре...

Проекты «Путешествие в страну сказок Чуковского»

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает пре...

Краткосрочный Проект "Путешествие в страну сказок Чуковского"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает пре...

Познавательно - творческая встреча, посвящённая 140-летию К.И. Чуковского. Изготовление настольного театра к произведению "Муха - Цокотуха". Родительский клуб. 2022г

В группе "Лисята" образовательной площадки Д-8 ГБОУ "Школа 2065" отметили 140 - летний юбилей всеми любимого детского писателя К. И. Чуковского, проведя ряд мероприятий.Ребята совм...