Познавательно–творческий проект «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»
проект по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему
«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный,
блистательный, весёлый, праздничный»
И. Андроников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-tvorcheskiy_proekt.docx | 317.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ ЦРР – детский сад № 10 г. Россоши
Познавательно–творческий проект
«Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»
Подготовила:
Черникова Любовь Петровна, воспитатель
высшая квалификационная категория
г. Россошь
2018 год
Актуальность
«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный,
блистательный, весёлый, праздничный»
И. Андроников
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Детство. Самые яркие страницы жизни. Самые первые шаги в огромный, красочный мир радости и счастья. И конечно волшебники, которые дарят нам этот мир восторгов, восхищений, удивлений.
Один из таких волшебников — Корней Иванович Чуковский.
31 марта 20018 года исполнится 136 лет со дня рождения этого известного русского поэта, писателя и переводчика. В связи с этой датой во второй младшей группе «Кувшинка» был реализован проект "Путешествие по сказкам К.И.Чуковского».
Тип проекта: Познавательно - творческий
Цель: Знакомство детей с творчеством К.И.Чуковского
Задачи:
- Познакомить детей со сказками Чуковского: «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Цыплёнок», «Мойдодыр», «Телефон», «Муха Цокотуха».
- Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;
- Посредством произведений К.И.Чуковского способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попавшим в беду;
- Учить договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;
- Расширять представления родителей о детской литературе;
- Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.
Участники проекта:
- Воспитатель
- Дети
- Родители
Сроки реализации проекта: Март 2018 года в подготовительной группе «Солнышко» от 6-и до 7-х лет
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный (одна неделя)
- Подбор методической, художественной литературы по данной теме.
- Составления плана работ над проектом.
- Подбор наглядного и дидактического материала.
- Диагностика детей «В мире сказок Чуковского»
- Анкетирование родителей «Семейное чтение и его роль в жизни младшего дошкольника»
2 этап - основной (2 недели)
- Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап - итоговый (одна неделя)
- Подведение итогов работы по проекту.
- Повторная диагностика детей.
- Повторное анкетирование родителей.
Планирование и организация деятельности
1этап – подготовительный
Мероприятия | Цель, задачи | Ответственные | Сроки проведения |
Подбор методической, художественной литературы по данной теме. Составления плана работ над проектом. Подбор наглядного и дидактического материала. | Черникова Л.П. родители | 1 неделя | |
Диагностика детей «В мире сказок Чуковского» | Выявить уровень знаний детей о сказках их героях. | Черникова Л.П . | 1 неделя |
Анкетирование родителей «Семейное чтение и его роль в жизни младшего дошкольника» | Выявить, как часто родители читают детям книги. Определить уровень знаний родителей о жизни и творчестве Чуковского. | Черникова Л.П | 1 неделя |
Беседа с родителями на тему» «Проект» (помощь, сотрудничество, участие в мероприятиях, проводимых в группе). | Познакомить с целью, задачами, предстоящими мероприятиями проекта. | Черникова Л.П | 1 неделя |
2 этап – основной
Работа с детьми
НОД О.О.Познание «Добрый дедушка Корней» | Познакомить детей с творчеством К.И. Чуковского | Черникова Л.П | 2 неделя |
Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского | Развивать у детей интерес к книгам. | Черникова Л.П . | 2-3 неделя |
Чтение сказок К.И.Чуковского: «Телефон», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе» | Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе слов к заданному слову, пополнять словарь эмоционально-оценочной лексикой; учить находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях. | Черникова Л.П | 2-3 неделя |
Подвижные игры: «Каравай» («Муха-цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе») | Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении героев сказок. | Черникова Л.П | 2-3 неделя |
О.О. Художественное творчество (лепка) «Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо!» | Учить лепить выразительные образы живых существ по мотивам стихотворения К.И.Чуковского. Разнообразить и обогатить способ лепки на основе цилиндра: раскатывать прямыми движениями ладоней длинные столбики, видоизменять форму – изгибать, закручивать, дополнять мелкими деталями – прикреплять глаза из бусин, пуговиц и т.д. Развивать наглядно – образное мышление, творческое воображение. | Черникова Л.П | 2 неделя |
Дидактическая игра «Всё наоборот» | Учить подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением. | Черникова Л.П | 2 неделя |
О.О. Коммуникация «Цыплёнок» По сказке по К.Чуковского "Цыплёнок" | Учить детей правильно отвечать на вопросы, воспроизводить содержание сказки по вопросам. Закрепить правильность произношения звука [К], учить отчётливо и внятно произносить слова с этими звуками. | Черникова Л.П . | 2 неделя |
Беседа «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!» | Формировать культурно-гигиенические навыки. | Черникова Л.П | 2 неделя |
О.О. Художественное творчество (аппликация) «Подарок для Федоры» | Учить детей располагать узор в центре и по краю круга; составлять изображение из деталей. Закреплять умение пользоваться клеем, кистью и салфеткой. Воспитывать самостоятельность, стремление сделать подарок. | Черникова Л.П . | 2 неделя |
Сюжетно-ролевая игра «Угощенье» По сказке Муха – Цокотуха. | Продолжать обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр. | Черникова Л.П . | 2 неделя |
Словесная игра «Доскажи словечко» | Развивать фонематический слух, внимание, память. | Черникова Л.П | 2 неделя |
Беседа «Любимый герой из сказок Чуковского» | Учить составлять короткий описательный рассказ о героях сказок Чуковского | Черникова Л.П | 3 неделя |
О.О. Художественное творчество (рисование) «Развесёлые цыплята» По сказке по К.Чуковского "Цыплёнок" | Продолжать формировать интерес к изобразительному искусству. Познакомить детей с нетрадиционными приемами рисования (с использованием ватной палочки). Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение, не выходя за контур. Воспитывать эстетические чувства. | Черникова Л.П | 3 неделя |
Дидактическая игра «Бусы для Федоры» | Учить выявлять закономерности в расположении фигур. | Черникова Л.П | 3 неделя |
«Полечи книжку» - ручной труд | Учить детей умению «лечить» порванные книги. Воспитывать бережное отношение к книгам. | Черникова Л.П родители | 3 неделя |
Сюжетно-ролевая игра «Больница» По сказке Доктор Айболит. | учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура». | Черникова Л.П | 3 неделя |
Развивающая игра «Сказки Дедушки Корнея» (лото) | Продолжать знакомить с героями сказок Чуковского. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать умение играть сообща. | Черникова Л.П | 3 неделя |
Викторина по сказкам | Продолжать формировать заинтересованное отношение к творчеству писателя. Расширять словарный запас. | Черникова Л.П родители | 3 неделя |
Работа с родителями
Консультация «Сказочный мир К. И. Чуковского» | Познакомить родителей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского | Черникова Л.П | 2 неделя |
Акция «Подарите книгу группе» | Пополнить библиотеку группы книгами К.И.Чуковского. продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе | Черникова Л.П родители | 2 неделя |
Оформление центра книги, посвящённого творчеству К.И.Чуковского. | Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам. | Черникова Л.П родители | 2 неделя |
Выставка рисунков по сказкам К.И.Чуковского | Передавать в рисунке эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность. | Родители | 3 неделя |
Разучивание с детьми отрывков из сказок Чуковского | Помочь детям разучить отрывки из любимых сказок Чуковского. | Родители | 3 неделя |
Литературная гостиная «В мире сказок К.И. Чуковского» | Познакомить с жизнью и творчеством писателя. Прививать любовь к семейному чтению. | Черникова Л.П | 3 неделя |
3 этап заключительный
Повторная диагностика детей | Выявить уровень знаний детей о сказках их героях. | Черникова Л.П | 4 неделя |
Повторное анкетирование родителей | Узнать мнение родителей о проделанной работе. | Черникова Л.П | 4 неделя |
Составление презентации к проекту | Объединить все материалы по проекту в единое целое. | Черникова Л.П | 4 неделя |
Результаты
На подготовительном этапе проекта, проведённая с детьми диагностика показала:
Уровень знаний детей по сказкам Чуковского
- Высокий уровень – 15% детей
- Средний уровень – 25% детей
- Низкий уровень – 60% детей
Повторная диагностика с детьми, проведённая на заключительном этапе проекта показала:
Уровень знаний детей по сказкам Чуковского
- Высокий уровень – 70% детей
- Средний уровень – 20% детей
- Низкий уровень – 10% детей
Видно, что результаты изменились. Дети знают название сказок К.И. Чуковского. Кто их написал. Могут определить из какой сказки отрывок. Могут определить, к какой сказке относится тот или иной герой.
На подготовительном этапе проекта, проведённое с родителями анкетирование выявило:
Уровень знаний родителей о жизни и творчестве К.И. Чуковского
- Высокий уровень – 20% детей
- Средний уровень – 30% детей
- Низкий уровень – 50% детей
Многие родители смогли назвать 2-3 произведения написанные Чуковским. Путают героев сказок автора. Не знают, что 31 марта 20018 года исполнится 136 лет со дня рождения этого известного русского поэта, писателя и переводчика. Также отмечено, что далеко не все родители уделяют внимание ежедневному семейному чтению.
Повторное анкетирование, проведённое на заключительном этапе проекта, выявило:
Уровень знаний родителей о жизни и творчестве К.И. Чуковского
- Высокий уровень – 80% детей
- Средний уровень – 20% детей
Родители знают, где и когда родился Чуковский. Как он стал писателем. Могут назвать большое количество стихов и сказок Чуковского. Пополнили свою домашнюю библиотеку его произведениями. Отметили важность ежедневного семейного чтения.
В группе созданы необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством К.И. Чуковского:
- Создана библиотека произведений К.И. Чуковского;
- Оформлен альбом рисунков по произведениям К.И. Чуковского.
- Собрана папка с иллюстрациями к сказкам Чуковского
Достижения
- Даша Корнеева заняла 2 место в конкурсе чтецов «Улыбка дедушки Корнея» в возрастной группе (старший дошкольный возраст) на уровне района.
- Совместная деятельность воспитателя Черниковой Любовь Петровны и детей группы «Солнышко» «У меня зазвонил телефон» в группе.
Вывод
Сказки “дедушки Корнея” входят в жизнь ребенка как добрые, веселые, а иногда и насмешливые друзья. Сказки смеются и плачут вместе с ним. И вместе с ним растут, открывая ребенку громадный мир вещей и звуков, красок и света, мир человеческих чувств и размышлений. Сказки Чуковского не только радуют, но и учат: «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности; «Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку; «Айболит» - быть добрыми, заботиться о других; «Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.
Список использованной литературы
1. И. Г. Сухин. Литературные викторины для маленьких читателей. М.: Айрис Пресс Рольф, 2001.
2. И. Г. Сухин. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. М.:Новая Школа, 1994.
3. К. И. Чуковский. От двух до пяти. М.: Детская литература, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Путешествие в страну сказок Чуковского»
Цель: Спроектировать совместную деятельность педагогов, родителей и детей для создания условий и творческого осуществления проекта по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.Задачи:1....
Образовательный проект познавательно - творческого характера "Неожиданный мир произведений К.И. Чуковского"
Формирование интереса и потребности в постоянном чтении произведений, знакомство с литературным творчеством детского писателя К.И.Чуковского...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Путешествие в страну сказок Чуковского»
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает пре...
Проекты «Путешествие в страну сказок Чуковского»
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает пре...
Краткосрочный Проект "Путешествие в страну сказок Чуковского"
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает пре...
Познавательно - творческая встреча, посвящённая 140-летию К.И. Чуковского. Изготовление настольного театра к произведению "Муха - Цокотуха". Родительский клуб. 2022г
В группе "Лисята" образовательной площадки Д-8 ГБОУ "Школа 2065" отметили 140 - летний юбилей всеми любимого детского писателя К. И. Чуковского, проведя ряд мероприятий.Ребята совм...