Влияние игры на воспитание дошкольников.
статья по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
В данной статье рассматривается важность и значение игры как формы воспитания и обучения детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение
- Детский сад №90 Приморского района г. Санкт-Петербурга
Статья
Влияние игры на воспитание дошкольников.
Подготовила: воспитатель Моисеева О.Д.
Санкт-Петербург
2018
Влияние игры на воспитание дошкольников.
Игра практически с древних времен выступает как форма воспитания и обучения детей, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Естественное стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике.
Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели, а конкретное содержание и формы игрового процесса очень разнообразны. Основные компоненты игры – воображаемая ситуация, роль и реализующие её игровые действия, а также роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, то есть замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими [1, с. 72].
Воспитание дошкольников чаще всего осуществляется в процессе развивающих (дидактических) и терапевтических игр. Развивающие игры – это игры на развитие внимания, памяти, мышления, т.е. психических процессов, интенсивное формирование которых происходит в дошкольном возрасте. Поэтому развивающие игры должны быть оригинальными, интересными и нести в себе задачу, вопрос, проблему, которые необходимо решить ребёнку, только в этом случае они выполняют свою цель.
Одной из разновидностей развивающих игр являются настольные игры, которые в интересной красочной форме учат ребенка самостоятельности, сообразительности, образности мышления. Например, детское домино с изображением геометрических фигур на фишках, не только научит ребёнка взаимодействовать в коллективе, но и запомнить основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное – познавательное, и игровое – занимательное.
Прочие виды игры оказывают собственное воздействие на процесс воспитания ребенка. Так, предметная игра позволяет четче и детальнее познавать особенности окружающего мира и относиться к его объектам бережнее. Здесь важно отметить, что бережное отношение к неодушевленным объектам (самим игрушкам, другим предметам быта) составляет общую основу процесса воспитания: дошкольник учится обращаться с вещами аккуратнее и правильнее. С течением времени он может экстраполировать такое отношение к вещам уже на животных, а затем и на людей. Кроме того, предметное познание мира – это существенная грань воспитания в целом: чем адекватнее пройдет этот процесс, тем свободнее будет чувствовать себя дошкольник уже в пространстве социума. Здесь на первый план в организации воспитания выходят творческие игры, требующие от ребенка интеллектуальных усилий. Процесс воспитания усложняется: дошкольник пытается играть конкретную роль, выстраивая свое поведение в соответствии с ее особенностями. Помимо этого, он стремится запомнить (а затем и осознать) основные отличия выбранной роли от других (врача от пациента, учителя от ученика).
Творческая и ролевая игра способствует социализации дошкольника, более глубокому освоению закономерностей окружающего мира.
Самая сложная форма игры – сюжетно-ролевая – наиболее очевидным образом влияет на процессы социализации дошкольника, его коммуникативного и эмоционального развития. Эти аспекты и составляют сущность процесса воспитания.
Ведущие педагоги и психологи подчеркивают: там, где сама деятельность создает условия для объединения детей, взаимоотношения не только ярче проявляются, но и наилучшим образом формируются. Исследования, проведенные Смирновой Е.О. [5], свидетельствуют, о том, что отношение дошкольников к сверстникам зависит от содержания их общения между собой. Таким образом, можно целенаправленно формировать добрые отношения детей на основе удовлетворения их потребности в общении, которая, как мы уже отмечали, развивается на основе игровой деятельности.
В ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения: по мнению Г.П. Лаврентьевой [6,с.45], в первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив, при этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, т.е. разыгрываемые отношения персонажей. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределение ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей, ведь игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность. Судя по мнению О. Зверевой [3], групповой характер сюжетно-ролевой игры развивает способность координировать свои действия с другими, ребенку необходимо уметь общаться, устанавливать со сверстниками определенные отношения. В игре ребенок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает необходимые для этой роли нормы поведения, развивает способность ориентироваться в сфере норм и правил человеческих отношений. Таким образом, с одной стороны, уровень развития игры является важнейшим показателем развития ребенка, а с другой стороны, в игре раскрываются существенные характеристики умственного и социального развития ребенка.
Когда ребенок выполняет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность: принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания, морально-волевых качеств. Как отмечают в своем сборнике Т.И. Бабаева и 3.А. Михайлова [2, с.54], в процессе развития личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те поведенческие проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными.
Таким образом именно новые, только появившиеся и еще не укрепившиеся, формы поведения по преимуществу входят в игру. Войдя в игру и совершенствуясь в ней, ребенок закрепляет соответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими, и игра становится для него своеобразной школой жизни. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Поэтому игра считается в детской психологии своеобразной практикой развития коммуникативно-моральных качеств ребенка. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Список литературы
- Азаров Ю.П. Искусство любить детей. — М., 1987
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, 3.А. Михайловой. – СПб: Детство-Пресс, 2007. – 189 с
- Зверева О. Сюжетно-ролевая игра // Игра и дети. – 2003. - №6.
- Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. – Киев: Радянска школа, 1988. – 125 с.
- Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. №3
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение
- Детский сад №90 Приморского района г. Санкт-Петербурга
Статья
Влияние игры на воспитание дошкольников.
Подготовила: воспитатель Моисеева О.Д.
Санкт-Петербург
2018
Влияние игры на воспитание дошкольников.
Игра практически с древних времен выступает как форма воспитания и обучения детей, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Естественное стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике.
Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели, а конкретное содержание и формы игрового процесса очень разнообразны. Основные компоненты игры – воображаемая ситуация, роль и реализующие её игровые действия, а также роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, то есть замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими [1, с. 72].
Воспитание дошкольников чаще всего осуществляется в процессе развивающих (дидактических) и терапевтических игр. Развивающие игры – это игры на развитие внимания, памяти, мышления, т.е. психических процессов, интенсивное формирование которых происходит в дошкольном возрасте. Поэтому развивающие игры должны быть оригинальными, интересными и нести в себе задачу, вопрос, проблему, которые необходимо решить ребёнку, только в этом случае они выполняют свою цель.
Одной из разновидностей развивающих игр являются настольные игры, которые в интересной красочной форме учат ребенка самостоятельности, сообразительности, образности мышления. Например, детское домино с изображением геометрических фигур на фишках, не только научит ребёнка взаимодействовать в коллективе, но и запомнить основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное – познавательное, и игровое – занимательное.
Прочие виды игры оказывают собственное воздействие на процесс воспитания ребенка. Так, предметная игра позволяет четче и детальнее познавать особенности окружающего мира и относиться к его объектам бережнее. Здесь важно отметить, что бережное отношение к неодушевленным объектам (самим игрушкам, другим предметам быта) составляет общую основу процесса воспитания: дошкольник учится обращаться с вещами аккуратнее и правильнее. С течением времени он может экстраполировать такое отношение к вещам уже на животных, а затем и на людей. Кроме того, предметное познание мира – это существенная грань воспитания в целом: чем адекватнее пройдет этот процесс, тем свободнее будет чувствовать себя дошкольник уже в пространстве социума. Здесь на первый план в организации воспитания выходят творческие игры, требующие от ребенка интеллектуальных усилий. Процесс воспитания усложняется: дошкольник пытается играть конкретную роль, выстраивая свое поведение в соответствии с ее особенностями. Помимо этого, он стремится запомнить (а затем и осознать) основные отличия выбранной роли от других (врача от пациента, учителя от ученика).
Творческая и ролевая игра способствует социализации дошкольника, более глубокому освоению закономерностей окружающего мира.
Самая сложная форма игры – сюжетно-ролевая – наиболее очевидным образом влияет на процессы социализации дошкольника, его коммуникативного и эмоционального развития. Эти аспекты и составляют сущность процесса воспитания.
Ведущие педагоги и психологи подчеркивают: там, где сама деятельность создает условия для объединения детей, взаимоотношения не только ярче проявляются, но и наилучшим образом формируются. Исследования, проведенные Смирновой Е.О. [5], свидетельствуют, о том, что отношение дошкольников к сверстникам зависит от содержания их общения между собой. Таким образом, можно целенаправленно формировать добрые отношения детей на основе удовлетворения их потребности в общении, которая, как мы уже отмечали, развивается на основе игровой деятельности.
В ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения: по мнению Г.П. Лаврентьевой [6,с.45], в первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив, при этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, т.е. разыгрываемые отношения персонажей. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределение ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей, ведь игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность. Судя по мнению О. Зверевой [3], групповой характер сюжетно-ролевой игры развивает способность координировать свои действия с другими, ребенку необходимо уметь общаться, устанавливать со сверстниками определенные отношения. В игре ребенок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает необходимые для этой роли нормы поведения, развивает способность ориентироваться в сфере норм и правил человеческих отношений. Таким образом, с одной стороны, уровень развития игры является важнейшим показателем развития ребенка, а с другой стороны, в игре раскрываются существенные характеристики умственного и социального развития ребенка.
Когда ребенок выполняет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность: принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания, морально-волевых качеств. Как отмечают в своем сборнике Т.И. Бабаева и 3.А. Михайлова [2, с.54], в процессе развития личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те поведенческие проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными.
Таким образом именно новые, только появившиеся и еще не укрепившиеся, формы поведения по преимуществу входят в игру. Войдя в игру и совершенствуясь в ней, ребенок закрепляет соответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими, и игра становится для него своеобразной школой жизни. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Поэтому игра считается в детской психологии своеобразной практикой развития коммуникативно-моральных качеств ребенка. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Список литературы
- Азаров Ю.П. Искусство любить детей. — М., 1987
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, 3.А. Михайловой. – СПб: Детство-Пресс, 2007. – 189 с
- Зверева О. Сюжетно-ролевая игра // Игра и дети. – 2003. - №6.
- Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. – Киев: Радянска школа, 1988. – 125 с.
- Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние семьи на воспитание дошкольника
Влияние семьи на воспитание дошкольника«Родители, балующие своих детей, обрекают их на несчастье.» П. Бауст В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализ...
Влияние ЗОЖ на воспитание дошкольников
особенности воспитания здорового образа жизни в дошкольном возрасте...
Влияние игры на воспитание эмоционально-положительных отношений к сверстникам у старших дошкольников.
Все острее встает вопрос об адаптации детей к быстро меняющимся, новым социальным условиям. Не секрет, что резкая их смена сопровождается переживаниями, волнениями и в результате затруднениями в...
Влияние сюжетно-ролевой игры в воспитании дошкольника.
Формирование нравственных качеств личности дошкольника является одной из сложнейших задач современного дошкольного образования. Педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциона...
Круглый стол для родителей "Влияние сюжетно- ролевой игры в воспитании дошкольника"
Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собст...
Родительское собрание «Влияние сюжетно-ролевой игры в воспитании дошкольника"
Повышать практический уровень родителей по организации сюжетно-ролевой игры. Способствовать творческому поиску. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллек...
«Влияние сюжетно-ролевой игры в воспитании дошкольника»
На современном этапе развития российского общества, с присущим ему многообразием нравственных норм и жизненных ценностей, проблема нравственного воспитания подрастающих поколений приобретает осо...