Влияние игры на воспитание эмоционально-положительных отношений к сверстникам у старших дошкольников.
статья (старшая группа) на тему
Все острее встает вопрос об адаптации детей к быстро меняющимся, новым социальным условиям. Не секрет, что резкая их смена сопровождается переживаниями, волнениями и в результате затруднениями в адекватных реакциях на школьный социум. У ребенка, попавшего в непривычные условия, может развиться состояние страха, подавленности, психической напряженности – вплоть до эмоционального стресса. Потребность маленького ребенка в самовыражении и самоутверждении среди сверстников особенно ярко проявляется в совместных играх. Большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, которая является для ребенка не Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим. только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otnosheniya_v_igre.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области гимназия № 1 города Новокуйбышевска
городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад «Ладушки»
Влияние игры на воспитание эмоционально-положительных отношений к сверстникам у старших дошкольников.
Составила
воспитатель ГБОУ гимназия №1
СП «Детский сад «Ладушки»
Солдаткина Светлана Николаевна
г. Новокуйбышевск, 2018г.
Все острее встает вопрос об адаптации детей к быстро меняющимся, новым социальным условиям. Не секрет, что резкая их смена сопровождается переживаниями, волнениями и в результате затруднениями в адекватных реакциях на школьный социум. У ребенка, попавшего в непривычные условия, может развиться состояние страха, подавленности, психической напряженности – вплоть до эмоционального стресса. Перед системой дошкольного образования ставятся особые задачи. Важнейшая задача – всестороннее развитие социально адаптированной личности ребенка и полноценная дальнейшая жизнь нового поколения. В связи с этим исключительный интерес представляют вопросы становления детского коллектива. Сверстники дошкольнику подражают больше и чаще. Известно, что в детском саду по сравнению с семьей дети, как правило, меньше капризничают и плачут, чаще смеются, с большим удовольствием и более эффективно трудятся.
Потребность маленького ребенка в самовыражении и самоутверждении среди сверстников особенно ярко проявляется в совместных играх. Где многие дети стремятся к выполнению главных ролей, а для некоторых дошкольников определяющим мотивом при объединении в общую игру со сверстником является возможность командовать партнером, который беспрекословно выполняет все его указания.
Сверстники удовлетворяют и потребность в дружеских отношениях, и в эмоциональной поддержке со стороны равных. Для эмоционального благополучия ребенка важно, чтобы он чувствовал себя равным среди других детей.
Большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, которая является для ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. Образ жизни детей в детском саду и особенности их игровой деятельности также накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения детей.
Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.
Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решат поставленные задачи. Взаимоотношения рождаются между детьми во время игры, совместной деятельности, на занятиях и т.д.
Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию и развитию личности ребенка.
Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное, часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до агрессивности в поведении. В этой связи возникает необходимость разрабатывать специальные игровые средства воспитания у детей возможности установления положительных взаимоотношений, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации. Поэтому педагог должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения. Вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе.
При развитии ребенка не только растет масса тела и происходит активизация его физических возможностей. Одновременно ребенок развивается и психически, познает мир, действительность, вступает с ним в общение. И здесь, основой общения ребенка с миром становится игра. Необходимы игры на темы. Близкие их опыту и отражающие события общественной жизни. Игры служат средством формирования социального сознания ребенка, объединяют детей в коллектив.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств у детей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни. Через игру ребенок размышляет над тем, что видел, о чем читал и слышал.
Педагог должен ярче проявлять мастерство в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, как распределять детей в группе, на участке, чтобы им было удобно играть, как устранять возникающие между ними конфликтные ситуации. От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
Главное внимание педагогов обращается на сюжетно-ролевую игру. В игре дети впервые вступают в общение со сверстниками. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива. Сюжетно-ролевая игра, особенно к середине дошкольного возраста, достигает своей развитой формы, и дошкольнику необходимы равные партнеры, у кого такие же интересы, переживания, т.е. интересы, отличные от взрослых. Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий. Способность установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Большое значение имеет воспитание в детях умение жить и трудиться в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка педагогом естественной потребности детей в общении.
Педагогу в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребенка. Для примера, если один ребенок медлительный, который не сразу включается в игровую деятельность, то педагог подбирает для него такие роли в игре, где надо будет действовать сообща, где выполнение задания невозможно без участия сверстников. Первое детское общество - это группа детского сада. Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исключительной значимостью общества сверстников, так и эмоциональной притягательностью. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности.
В ходе контактов со сверстниками в рамках ситуативно-делового общения ребенок жадно стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Он чутко ловит в их взглядах и мимике отношения к себе. В сверстнике дошкольник видит в основном себя, и видит только положительное. Позже он видит и сверстника, но только его недостатки. После четырех лет дети постоянно спрашивают, каковы были успехи их товарищей; просят скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Такую манеру поведения дошкольников иногда называют соревновательностью или склонностью к конкуренции, желанием утвердить себя. Желание утвердиться связано с содержанием потребности в общении со сверстниками. Потребностью в признании и уважении ровесника.
Отставание в развитии общения с товарищами в рамках ситуативно-делового общения оказывает уже заметное неблагоприятное воздействие на психическое развитие. Дети тяжело переживают свою отверженность. Что связано с невозможностью осуществить игру. Это порождает пассивность, замкнутость, а порой и недоброжелательность.
Основное стремление, побуждающее дошкольников к сложным контактам – жажда сотрудничества. Сотрудничество развертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра заметно изменяется. На смену играм с сюжетом и ролями, окрашенными фантазией, приходят игры с правилами. Для старших дошкольников это как бы упражнения в отношениях с другими людьми: помогают им осознавать свои обязанности, выступающие тут в виде всеобщих правил.
Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим. Открывает в себе новые возможности. Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников
В статье рассказывается о роли игровой деятельности в социолизации дошкольника...
Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников.
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Периодом наиболее интенсивного развития считается именно дошкольный возраст. Высокая ...
Мастер - класс "СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
Сюжетно - ролевая игра "Аэропорт"...
Буклет "Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений со сверстниками"
«Самые любимые, самые нужные детям игры – это те, где дети сами ставят цель игры…Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления…Тут важен сам...
Обобщение психологического опыта. Тема: "Влияние уровня внеситуативно-личностного общения на освоение ролевых отношений в игровой деятельности старшими дошкольниками"
Внеситуативно-личностное общение имеет огромное значение для развития личности ребенка. Во-первых, он сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действ...
Картотека игр для развития коммуникативных навыков Игры и упражнения, направленные на развитие у детей чувства коллектива, воспитания доброжелательного, внимательного отношения к сверстникам.
Картотеки собраны игры на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Будет полезна педагогам дошкольных учреждений....