Отчет о педагогической деятельности по теме: "Реализация задач приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе в условиях введения ФГОС До "
проект по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
В отчете предоставлен материал по формированию у детей устойчевого интереса к художественной литературе и потребности в чтении , в контакте с библиотекой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obmen_opytom.docx | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 215 комбинированного вида «Кораблик детства»
Отчет
педагогической деятельности
Тема "Реализация задач приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе в условиях введения ФГОС ДО"
Выполнила:
воспитатель
Потапенко Л.П.
Новосибирск 2018 г.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»
В.А.Сухомлинский
Я, Потапенко Людмила Петровна – воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 215 комбинированного вида «Кораблик детства». В данном учреждении работаю с 2003 года. Педагогический стаж работы – 44 года, награждена знаком "Отличник народного просвещения".
Ознакомление ребёнка дошкольного возраста с художественной литературой нацелено на формирование целостной картины мира, овладение родным литературным языком, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, воспитание бережного отношения к книге. В процессе восприятия художественного текста, ребёнок сопереживает неудачам и радуется успехам литературных героев, а после прослушивания реализовывает свои фантазии в сюжетно-ролевых играх, самостоятельно придумывает небольшие сказки и загадки.
* В последние годы с широким распространением планшетов, компьютеров и смартфонов педагоги столкнулись с тем, что: у детей не развит интерес к художественной, познавательной литературе и чтению больших произведений;
* дети затрудняются в ответах на вопросы по содержанию литературного произведения, не могут высказать суждения о поступках героев, строить умозаключение;
* у детей узкий круг чтения, они не знакомы с лучшими российскими и зарубежными произведениями детской литературы.
Родители, выказывая беспокойство по поводу нелюбви к книге у детей, в силу своей занятости, вместе с тем не уделяли должного внимания чтению и обсуждению с ними прочитанного. А ведь от воспитывающих взрослых во многом зависит, как сложатся у дошкольника первые «отношения» с книгой.
Учитывая вышесказанное, я поставила перед собой
Цель: формирование у детей устойчивого интереса к художественной литературе и потребность в чтении.
Для достижения цели были поставлены задачи:
*обеспечить благоприятную предметно-пространственную среду в группе детского сада для гармоничного развития дошкольника.
*способствовать обогащению словаря, развитию диалогической и монологической речи в процессе знакомства детей с лучшими образцами российской и зарубежной детской литературы.
*повысить педагогическую компетентность родителей воспитанников в процессе реализации разных форм сотрудничества.
Перед тем как приступить к реализации поставленных задач, изучила нормативно-правовую базу:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.
- Указ Президента В.В. Путина №426 от 13 июня 2014 г.
"Провести в 2015 году в Российской Федерации год литературы".
- Новую программу "От рождения до школы" ФГОС ДО.
- Методическую литературу:
- "Художественная литература для детей 5 -7 лет"
Т.И. Алиева, Н.Е. Васюкова М., "ТЦ Сфера" 2013 г.
- "Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи" О.С. Ушакова.
- "Приобщение детей к художественной литературе" В.В. Гербова М., 1988 г.
- "Ребенок и книга" Л.М. Гурович М., "Просвещение", 2002 г.
Администрация МКДОУ д/с № 215 и МКУК "Централизованная библиотечная система имени А.П. Чехова Железнодорожного района филиал библиотеки имени О.В. Кошевого" заключили договор о совместной деятельности.
Мною была составлена модель «Реализации задач через разделы образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно–эстетическое развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Физическое развитие» и модель «Построения деятельности "Чтение художественной литературы» в соответствие с ФГОС ДО.
Совместно с библиотекарем составили план мероприятий по ознакомлению детей с литературой и привлечению родителей к посещению библиотеки с целью выбора понравившейся книги ребенку.
Одним из наиболее эффективных средств реализации поставленных задач является проектная деятельность, где продолжительность каждого проекта – месяц.
Реализовали проекты: «И это только начало», «Где можно выбрать книгу для чтения», «Прощай осень», «Новогодняя азбука», «Удивительный мир – Живая старина», «С любовью к Отечеству», «Сказки дедушки Корнея» и т.д.
К проектам ставились задачи:
*познакомить детей с жизнью и творчеством писателей;
*формировать у детей эмоционально – образное восприятие произведений через художественное описание образов;
*способствовать воспитанию у детей добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, интереса и любви к героям произведений;
*учить детей договариваться, делиться, понимать, друг другу оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполнению заданий;
*приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений, используя книгу, взятую в библиотеке и привлекать родителей к участию в конкурсах.
Проекты делила на три этапа.
Первый этап - подготовительный: изучение литературы, анкетирование родителей, беседа по образовательному проекту, экскурсия в библиотеку, оформление книжного уголка.
Второй этап - основной: экскурсии в библиотеку, знакомство с творчеством писателей, "Веселая мастерская" по изобразительной деятельности, игры – драматизации, литературные викторины, инсценировки, спектакли, выставки детских работ, участие детей в конкурсах различного уровня.
Третий этап – оценка результатов.
Например:
1. Паспорт проекта "За волшебной дверью"
"Сказки дедушки Корнея"
Поставив цели и задачи к данному проекту, приступила к его реализации. Во время экскурсии в библиотеку, дети обратили внимание на выставку посвященную творчеству К.И. Чуковскому. Дети заинтересовались его книгами. Они могли не только посмотреть книги на выставочном стенде, но и подержать в руках, рассмотреть иллюстрации . Дети заинтересовались его книгами. Мы записались и выбрали следующие произведения: "Телефон", "Путаница", "Доктор Айболит", "Муха – Цокотуха", "Федорино горе", "Краденое солнце", "Тараканище". Так постепенно знакомили детей с творчеством К.И. Чуковского: читали, беседовали, участвовали в "Веселой мастерской". Дети лепили и раскрашивали посуду для Федоры; создавали аппликацию, иллюстрировали сказки: "Мои любимые герои", делали книжки - малышки. Работы детей были представлены в творческом конкурсе "Мы покажем все, что знаем", участвовали в городском конкурсе детских рисунков «Обложка для моей любимой книжки», посвящённого Международному дню детской книги в Год литературы Российской Федерации, организаторы Фонд «Родное слово». Ксюша С. заняла третье место, была награждена грамотой и ей был вручен сборник сказок К.И. Чуковского. Провела с детьми викторину "Сказки дедушки Корнея", конкурс "Угадай - ка ", игру – драматизацию "Путаница". Организовала подвижную игру "Тараканище". Для младших групп дети показали инсценировку по сказке "Муха – Цокотуха". Инсценировка была включена в утренник посвященный Дню 8 Марта. В следующее посещение библиотеки была проведена литературная игра "Умники и умницы".
При повторном посещении библиотеки, дети обратили внимание на выставку рисунков выполненных младшими школьниками, посвященными творчеству В.Г. Сутееву. Выставка вызвала у детей положительные эмоции. В библиотеке мы взяли сборник сказок. Детей познакомила со следующими сказками: "Под грибом", "Мешок яблок", "Палочка – выручалочка" и т.д. По этим сказкам поставили спектакли, которые небольшими инсценировками использовались в утренниках, были показаны детям других возрастных групп. В занятийной деятельности дети рисовали героев сказок, раскрашивали, лепили, выполняли аппликацию, делали книжки – малышки, разучивали загадки, подбирали пословицы к ним. Были изготовлены дидактические игры: "собери картинку", "отгадай". Таким образом мы знакомились с творчеством В.Г. Сутеева. Знания детей закреплялись в библиотеке, путем отгадывания кроссвордов, загадок, участия в викторинах.
В следующее посещение библиотеки внимание детей привлекли портреты писателей: И.З.Сурикова, Н.Некрасова, А.С, Пушкина, Сергея Есенина, А.Л. Барто, С.Я. Маршака. Так появился новый проект "Поэты детям о зимушке – зиме". Дети получили эстетическое удовлетворение от чтения стихотворений с использованием слайдов. Продолжила знакомить детей с творчеством С.Я. Маршака. Прочитали такие произведения, как "Багаж", "Сказка о глупом мышонке", "Где обедал воробей", "Вот какой рассеянный", "Детки в клетке", "Веселый счет". С детьми лепили и рисовали на тему "Зоопарк", дидактическая игра – "Где обедал воробей", сюжетно – ролевая игра "Вокзал", физкультурный досуг "Кошкин дом", на ФЭМП при ознакомлении с цифрами - "Веселый счет". Посещение родителей с детьми Новосибирского зоопарка.
Библиотекарь при последующем посещении детей, подготовила загадки, викторину, просмотр литературы.
В проекте "Поэты детям" продолжила расширять знания детей о творчестве А.Л. Барто и И.Н. Токмаковой и З.П. Александровой: "Вовка – добрая душа", "Веревочка", "Девочка чумазая"; "Дуб".
Совместно с детьми и родителями поставили спектакль "Вечерняя сказка", "Где ночевала рыбка"; "Родина", "Дождик" и т.д.
"Что за прелесть эти сказки" - проект появился после того, как ребенок принес сборник "Дюймовочка и другие сказки" и на нем был библиотечный штамп. В этот сборник вошли сказки: Г.Х. Андерсена, Бр. Гримм, Ш. Перро. По желанию детей были прочитаны сказки. В книжном уголке поместили раскраски с книжным текстом, книжки – малышки.
С использованием настольных театров, магнитных, пальчиковых, Бибабо и сделанными своими руками, дети устраивали красивые зрелищные спектакли. Рисовали афиши, делали пригласительные билеты, к предисловиям сказок разучивали присказки, заклички, песенки, как русского народного фольклора так и зарубежного.
Были показаны по мотивам русских народных сказок: "Теремок", "Соломенный бочок", "Журавль и лиса" так и по мотивам зарубежных сказок "Три поросенка".
В библиотеке для детей была подготовлена выставка удивительный мир "Живая старина" и фильм путешествие в историю русского фольклора - "Масленица".
При составлении проекта "С любовью к Отечеству" думала с каким из полководцев познакомить детей. Решение пришло само, когда одна из девочек принесла открытку с портретом А.В. Суворова. Дети с интересом рассматривали его портрет. В библиотеке с дети познакомились с этим легендарным полководцем, взяли литературу для чтения автора С.П. Алексеева "Рассказы о Суворове" и Н. Головиной "Моей первой русской истории в рассказах для детей". Детские рисунки можно было увидеть на выставке "Наша армия сильна", которая была организована администрацией ОАО "Экспресс – пригород"; рисунки детей были выставлены на стенде "Мы будущие защитники Родины" в библиотеке. Были прочитаны произведения А.Л. Барто "На заставе" и З.П. Александровой "Дозор".
Были проведены развлечения "Подрастем в Армию служить пойдем", подвижные игры – соревнования: "Самолеты", "Погоны", "Шифровальщики", "Юнга".
К празднику Дню Победы в библиотеке мы взяли литературу Е.Благининой "Шинель", С.М.Георгиевская "Галина мама", Ю.П.Герман "Вот как это было", В.Ю.Драгунский "Арбузный переулок", Л.Кассиль "Рассказ об отсутствующем"
Все мероприятия проходили очень интересно, дети перевоплощались в образы героев, были очень активны, радостны. Скромные стеснительные дети раскрепощались, становились более общительными, эмоциональными. Рисунки, аппликации и поделки демонстрировались в холле библиотеки. При посещении библиотеки дети с гордостью рассматривали на стендах свои работы. Совместная деятельность с взрослыми увлекала детей и вызывала положительные эмоции, особенно когда их работы оценивались похвалой грамотами или скромными подарками. В процессе мероприятий учитывала и соблюдала длительность мероприятий, посадка детей, следила за осанкой, и правила безопасности. После чтения А. Барто "Девочка чумазая", "Федорено горе" К.И.Чуковского дети стали беречь игрушки, мыть их, следить за своим внешним видом и за порядком в группе.
Большую помощь при разрешении проектов оказывали родители. Они участвовали в организации выставок, в изготовлении атрибутов, декораций, шитью костюмов, дарили книги для групповой библиотеки, оформляли альбомы, делали книжки – малышки. Книжный уголок постепенно стал превращаться в библиотеку. Были изготовлены формуляры, книги оформили по разделам. Использовала знаковую систему: русский фольклор (малые формы, сказки) – балалайка; авторские сказки (А. Пушкин, П. Бажов, К. Чуковский, С. Маршак) – шкатулка; реалистическая литература, познавательного плана (Е. Чарушин, Б. Бианки, М. Пришвин, Е. Пермяк и др.) - солнышко; зарубежных писателей (Д. Родари, Г-Х. Андерсен, братья Гримм, Р. Киплинг) – Чиполино. В библиотеку поместили разные книги новые, красивые, зачитанные, но аккуратно подклеенные самими детьми, книги выпуска прошлых лет, в хорошем состоянии. Репродукции картин И.И. Левитана "Золотая осень", "Весна – большая вода", фотоиллюстрации "Природа нашего края". Дети самостоятельно по желанию стали выбирать книгу бережно рассматривать ее, "перечитывать". У них возник интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними. Они делятся друг с другом своими впечатлениями о прочитанном, рассказывают о переживаниях, пересказывают понравившийся сюжет, интересуясь причинно – следственными связями, самостоятельно научились придумывать небольшие стихи, загадки, сказки, играть в сюжетно – ролевые игры "Библиотека, "Книжкина больница".
В работе с родителями использовала следующие формы:
1. Родительское собрание: "Папа, мама, я – читающая семья"
2. Беседы: "В стране сказок", "Как подобрать стихи", "Использование иллюстраций, музыки.
3. Консультации: "Первые книги ребенка", "Воспитание сказкой", "Организация бесед по сказкам", "Что мы читаем детям по программе ФГОС ДО".
4. Рекомендации: "Копилка полезных советов" (Литература для чтения и разучивания, как читать, обыгрывать песенки, потешки, сказки.)
5. Наглядная агитация: устный журнал "Ребенок и книга".
Таким образом, можно сделать вывод:
При постоянном общении с книгой у детей сформирована вера в добро, дружбу и справедливость, произошло раскрепощение детей, вырос уровень речевого развития, коммуникативных навыков, творчества, создана библиотека детской литературы, налажено тесное сотрудничество с детской библиотекой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе
Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе...
"Кружок по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе "Юные книголюбы"
Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и всех остальных д...
Практикум для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»
Практикум для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»...
«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» (Педагогические чтения «Дошкольное образование ХХIвека: взгляд современного педагога»)
Сообщение из личного опыта работы....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»
Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...
Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе
Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе...
Проект «Книга-лучший друг» для детей младшей группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе
В дошкольном возрасте дети делают первые шаги в мир художественной литературы и проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Родители в большинстве не читают своим детям художественную ли...