Литературные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста
картотека по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Колмакова Ирина

Литературные игры – одно из средств развития творческих способностей детей: речевых, изобразительных, артистичных. Использование литературных игр имеет большое значение в развитии коммуникативных способностей детей, также развиваются интеллектуальные способности ребёнка, основанные на памяти, мыслительных операциях.

Придумывание, создание и проведение таких игр с ребёнком или группой детей не потребует больших как материальных, так  и временных затрат.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Составила: Колмакова Ирина Сергеевна, воспитатель ОЧУ ПМГ

Литературные игры – одно из средств развития творческих способностей детей: речевых, изобразительных, артистичных. Использование литературных игр имеет большое значение в развитии коммуникативных способностей детей, также развиваются интеллектуальные способности ребёнка, основанные на памяти, мыслительных операциях.

Придумывание, создание и проведение таких игр с ребёнком или группой детей не потребует больших как материальных, так  и временных затрат.

«Собери картинку»

Задачи: развитие воссоздающего воображения, связной речи.

Материал и оборудование: разрезные картинки по сюжетам художественных произведений.

«Исчезнувшая картинка»

Задачи: развитие сообразительности, быстроты реакции, памяти.

Материалы и оборудование: серия картинок по литературному произведению.

 Инструкция к проведению: Перепутав картинки и убрав одну из них, воспитатель предлагает рассказать, какой эпизод «исчез».

«Театр картинок»

Задачи: развитие связной речи, закрепление знаний о литературных произведениях.

Материалы и оборудование: силуэты героев сказок.

Инструкция к проведению: воспитатель предлагает детям поиграть в литературную викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся. Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:

- В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?

- Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?

- В каких сказках действие происходят в лесу?

- В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия?

Игры-соревнования

Задачи: закрепление знаний о литературных произведениях.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки по литературным произведениям.

Инструкция к проведению:

Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.

Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т.д. Выигрывает команда, которая справится с заданием – выстроит сюжет из картинок первой без ошибок.

Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона. Например, «Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК.

 «Докончи фразу»

Задачи: развитие связной речи, памяти.

Материалы и оборудование: коробка с открытками, наклеенными на них отрывками из литературных произведений.

Инструкция к проведению:

Воспитатель из коробки достает открытку с наклеенным на нее отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.

Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос.

Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».

«Что не так?»

Задачи: Закреплять умение воссоздавать в воображении картины, созданные писателем. Учить передавать свои впечатления.

Материалы и оборудование: картинки с ошибками в изображении.

Инструкция к проведению:

Воспитатель показывает ребенку картинку:

- К какому произведению эта иллюстрация?

- Что в ней не так?

- Как можно исправить?

 «К какому произведению иллюстрация?»

Задачи: Закреплять умение воссоздавать в воображении картины, созданные писателем. Закреплять умение восстанавливать логику событий.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки к произведениям.

Инструкция к проведению:

Воспитатель показывает ребенку картинку.

- К какому произведению эта иллюстрация?

- Что на ней изображено?

Если ребенок затрудняется, можно предложить ему другие иллюстрации к этому произведению.

 «Расставь по порядку»

Задачи: Закреплять умение восстанавливать логику событий, выстраивать композицию рассказа, передавать идею, основную мысль рассказа.

Материалы и оборудование: серии сюжетных картинок по произведениям.

Инструкция к проведению:

Воспитатель показывает сюжетные картинки.

- К какому произведению относятся эти картинки?

- Расставь их по порядку. Составь по ним рассказ. О чем он?

 «Рассказ по цепочке»

Задачи: Закреплять умение восстанавливать логику событий, воссоздавать в воображении картины, созданные писателем.

Инструкция к проведению:

Воспитатель предлагает детям вспомнить какое-либо литературное произведение и рассказать его все вместе по цепочке.

Например,

- Давайте вспомним сказку Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович» и расскажем ее все вместе, друг за другом. По одному предложению. Кто хочет начать?

 «Угадай по рисунку сказочное животное»

Задачи: Закрепить у детей представление об особенностях изображения сказочных образов животных. Учить узнавать, из какой сказки животные, определять, какой художник их нарисовал. Развивать умение детей рассказывать о характере образа: злой, добрый, хвастливый, сердитый и т.д.

Материалы и оборудование: иллюстрации, выполненные художниками Е. Рачевым, Е. Чарушиным, Ю. Васнецовым, В. Сутеевым, В. Лебедевым, Т. Капустиной и др. (реалистические и сказочные образы).

Инструкция к проведению:

2-3 ребенка сидят за столом, перед каждым лежит ряд иллюстраций . По команде воспитателя дети должны отобрать сказочные и реалистические образы и разложить их по группам.

Правила игры:

Игра начинается после сигнала.

Когда задание выполнено, необходимо объяснить, почему рисунки так сгруппированы, и рассказать о каждой иллюстрации:

- Что в образе сказочного?

- Каков характер персонажа?

- Из какой он сказки?

- Какой художник его нарисовал?

Игрок, рассказавший все правильно, получает фишку.

Выигрывает тот, у кого больше фишек.

«Узнай, какой художник меня нарисовал?»

Задачи: Закреплять у детей представление об особенностях средств выразительности, используемых художниками Е.М. Рачевым, Ю.В. Васнецовым, Е.И. Чарушиным.

Материалы и оборудование: Карточки-иллюстрации разных животных, выполненные Е.М. Рачевым, Ю.В. Васнецовым, Е.И. Чарушиным – 1-й вариант.

Большие и маленькие карты по типу «Лото» - 2-й вариант.

Инструкция к проведению:

1-й вариант.

Играют 3-4 ребенка. У каждого несколько карточек с иллюстрациями художников. Детям предлагается разобрать картинки по группам, т.е. в одну группу рисунки Е. Рачева, в другую – Ю. Васнецова, в третью – Е. Чарушина.

Объяснить, почему так подобрали? Как узнали?

2-й вариант

Игра по типу «Лото». Детям раздаются большие карты – по одной каждому. В углу карты изображено одно животное (например, заяц), нарисованное Ю. Васнецовым или Е. Чарушиным, или Е. Рачевым. У воспитателя маленькие карточки с изображением животных, выполненным тем или иным художником.

Воспитатель показывает карточку и спрашивает:

- Кто меня нарисовал?

Дети, посмотрев  на свою карту, определяют по манере изображения, кто художник, и поднимают руку.

Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою карту.

 «Угадай, какие звери в этом домике живут?»

Задачи: Поупражнять детей в видении своеобразия художественного языка художников-иллюстраторов  Е.М. Рачева, Ю.В. Васнецова, Е.И. Чарушина.

Материалы и оборудование: два нарисованных домика-книжки в стиле Ю. Васнецова, Е. Рачева (декоративная манера) и Е. Чарушина (реалистическая манера). На коньке каждого дома нарисован в манере определенного художника петушок.

Инструкция к проведению: Для игры детям можно предлагать Е. Рачева и Е. Чарушина или Ю. Васнецова и Е. Чарушина.

Играют 3-4 ребенка. Воспитатель расставляет на противоположных концах домики, а в центре стола кладет рисунки зверей, выполненные Чарушиным и Васнецовым или Чарушиным и Рачевым.

Ход игры (пример игры с иллюстрациями Е. Чарушина и Ю. Васнецова):

Воспитатель:

- Дети, послушайте, что однажды случилось в детском саду. На книжной полке стояли очень интересные книги, в них рисунки разных животных, нарисованные художниками Чарушиным и Васнецовым. Днем эти книги рассматривали дети, и животным – зайчикам, лисичкам, серым волкам, мишкам – очень нравилось, что на них так внимательно смотрят, любуются ими.

Но пришел вечер, потом ночь, и уже никто на них не смотрел. Скучно им стало. Вот они все и выпрыгнули из книжек, собрались вместе и стали друг перед другом хвастаться.

Одни кричали: «Мы сказочные! Мы нарядные!» А другие говорили: «Зато мы как настоящие!»

Стали они хороводы водить да танцевать. Так развеселились, что и забыли, в какой книге, в каком домике живут.

Пришло утро, а звери так и не могли узнать свой дом. Они очень растерялись, перепугались и перепутались. Сидят все вместе и горюют.

- Ребята, поможем им свои дома-книги отыскать?

- Давайте сначала домики рассмотрим. Это что за дом? – воспитатель показывает дом-книгу, нарисованный в стиле Ю.Васнецова.

- Да, это сказочный теремок! А как он расписан? Какие на нем узоры? Вот какой сказочный! И кто же его нарисовал? – Ю. Васнецов.

- А это что за дом? – воспитатель показывает дом-книгу, нарисованный в стиле Е. Чарушина.

- Как настоящая избушка лесника. Здесь могут жить лесные звери, которых лечит и подкармливает лесник. Как избушка нарисована? Похожа она на настоящий дом? Кто мог его нарисовать? – Е. Чарушин.

- А сейчас попробуйте помочь животным, покажите каждому его дом.

Дети по очереди выполняют задание, при этом рассказывают, почему они относят то или иное животное к определенному домику.

После выполнения задания воспитатель говорит детям:

- Вот мы и помогли животным найти свои дома-книги. То-то они радуются! А еще они довольны потому, что вы правильно узнали, какой художник их нарисовал!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены занимательные игры с использованием планов, схем, что помогают развивать мыслительную деятельность....

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены занимательные игры с использованием планов, схем, что помогают развивать мыслительную деятельность....

Ритмические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Побобраны игры и упражнения на координацию речи с движением. Речевой материал для данных упражнений  небольшой по объему, простой для запоминания.  Основная задача этих упражнений – сформиро...

Словесные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Подбор словесных игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста...

Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста...