Проект по Художественной литературе "Роль сказки в жизни детей".
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему

Сидельник Надежда Григорьевна

Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих социальное развитие детей, является отечественная художественная литература, сказки.

Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.  Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста через использование отечественной художественной литературы,  авторских и русских народных сказок даёт возможность развиваться творческой и гармоничной личностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация города Подольска Комитет по образованию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад образовательного вида № 24 «Русалочка»

 

Проект

«Роль сказки в жизни детей»

Старшая группа № 4 «Ягодка»

     

                                                                     Воспитатель: Сидельник Н.Г.

Проект: «Роль сказки в жизни детей» 

Вид проекта: образовательно-игровой 

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Образовательная область: Социализация, коммуникация, художественное творчество 
Основное направление проекта:  Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста через использование отечественной художественной литературы.

Актуальность: В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих социальное развитие детей, является отечественная художественная литература, сказки.

Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.

Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.

Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой дисциплине.

Русская народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.

Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.

Никакие сенсации, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики, прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека. Сказка повествует о правде жизни. Просто, правда эта увидена и подана под особым углом зрения.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

В сказке есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи "вредители", аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией, но и характером персонажа.

Цель проекта.

Формировать у ребенка социально-нравственные качества через отечественную художественную литературу. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие жизненные ситуации, развивать творческие способности через знакомство с русскими народными сказками.


Задачи проекта: 

  1. Создать условия для развития у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения; 
  2. Обеспечить комплексное расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала; 
  3. Заложить начало формированию образа дошкольника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли; 


Предполагаемый результат:

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- развитие у детей коммуникативных навыков, познавательной активности, творческих способностей;

- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- содействие творческому развитию детей;

-  развитие интереса к русской литературе; 

Продукт проектной деятельности: 
- рисунки, поделки, работы по рисованию по сказкам, игры драматизации.

Работа воспитателя при подготовке к проекту: 

Роль родителей в реализации проекта:

Участники в проектной деятельности для совместного творчества с детьми,

-создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней. 

Основные этапы  реализации проекта: 
Подготовительный:

-Анкетирование родителей: «Знакомим детей с художественной литературой»

-какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.

- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

 Основной:                          

               Совместная деятельность детей и воспитателя. 

  1. Чтение сказок. 
  2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий. 
  3. Игры –драматизации по сказкам. 
  4. Игры на звукоподражание 
  5. Игра-фантазия “Цветик семицветик.” 
  6. Оформление выставки детских работ по сказкам 

                     Самостоятельная деятельность детей. 

  1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок 
  2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам
  3. Игры драматизации. 

             (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд, театрализованные игры)

                       Совместная деятельность детей и родителей. 

  1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам 
  2. Заучивание и драматизация отрывков из сказок. 
  3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению поделок, рисунков по сказкам. 

Заключительный этап: 

  1. Оформление выставки «Моя любимая сказка».
  2.  Подведение итогов проектной деятельности.
  3.  Проведение родительского собрания по теме проекта.
  4. Драматизация сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Народная сказка в жизни детей"

В этой консультации содержтся полезная информация для начинающих воспитателей....

Из опыта работы:«Сказка в жизни детей».

Судьба ребенка зависит от того, какие взрослые люди его окружают. Если эти взрослые сумеют быть добрыми и умелыми воспитателями, если каждый день малыша будет наполнен умным разнообразным общени...

Проект «Сказки в жизни детей» 2 младшая группа

Краткосрочный проект в младшей группе детского сада с непосредственным участием родителей воспитанников "Сказки в жизни детей". Постановка сказки Теремок....

Краткосрочный проект в подготовительной группе « Сказки в жизни детей»

Приобщать детей к художественной литературе, развивать коммуникативные навыки, прививать интерес к театральной деятельности...

Проект в старшей группе «Сказка» «Движение - жизнь»

Актуальность: Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (снижение физической активности, несбалансированное питание, несо...

Проект в средней группе "Сказка в жизни ребенка"

В этом проекте проводилось приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, п...

Проект в группе раннего возраста. «Сказки в жизни детей»

Проект в группе раннего возраста.«Сказки в жизни детей»...