Использование художественного чтения в различных видах деятельности для формирования речевой активности детей с ТНР
статья по художественной литературе на тему
Данная статья может быть использована педагогами логопедических групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_chtenie.docx | 399.69 КБ |
Предварительный просмотр:
"Использование художественного чтения в различных видах деятельности для формирования речевой активности детей с ТНР.
Воспитатель Трапезникова Е.Г. г. Архангельск
Речь является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, т.к. от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Работая с детьми с тяжёлыми речевыми расстройствами, наблюдаем, что такие дети с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложение, у них бедный словарный запас, недостаточная сформированность связного высказывания.
Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использовать в логопедической работе художественное слово, которое включаем в различные виды деятельности и в режимные моменты. Начиная со средней группы, используем малые фольклорные формы, такие как: потешки, прибаутки, считалки, чистоговорки, загадки, сказки - как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка.
Приобщая детей к культурно гигиеническим навыкам, мы используем отрывок из " произведения Корнея Чуковского Мойдодыр".
Хорошо подходят и такие потешки:
Во время одевания на прогулку могут служить следующие стихи Елены Благининой:
Во время приёма пищи и подготовки детей к дневному сну используем следующие пословицы:
Приучая детей к трудовой деятельности и воспитывая значимость результата труда в жизни человека, целенаправленно используем для заучивания различные пословицы и поговорки.
В образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во время лепки, рисования, аппликации создаём условия для усиления эстетических эмоций, используя художественное слово. Здесь применяем небольшие стихи и несложные загадки для внесения объекта для изображения. Например, когда с детьми рисовали грибы, вносили корзинку старичка Лесовичка и предлагали отгадать загадку про гриб.
А можно зачитать при показе объекта стихотворение по заданной теме.
Организовывая с детьми различные игры для выбора, ведущего мы любим, использовать различные считалочки. Детям они очень нравятся, они с желанием заучивают их на память.
Считалка является одним из жанров устного творчества народа. Её применяют для развития памяти у детей, считалки отменно развивают речевой аппарат и дикцию, что необходимо для самовыражения.
Во время прогулки наблюдаем различные объекты живой и неживой природы, уделяем большое внимание художественному слову. Используем различные стихи о природе, загадки, поговорки.
Не секрет, что дети очень любят сказки. Своё использование сказки могут найти и в беседах по безопасности. Сказка поможет создать установку на безопасный образ жизни, на примерах героев произведений. Беседуя с детьми на тему "Осторожно незнакомец" можно прочитать сказку "Красная Шапочка" или "Колобок", в которых хорошо отслеживается мораль общения с незнакомыми людьми. Ежедневно проводим пальчиковые игры и дыхательные гимнастики с использованием художественного слова.
В свободную деятельность вкючаем хороводные игры, которые позволяют координировать речь с движением. Наприме, такая игра" За малиной в лес пойдём" "Колпачок" "Заинька серенький попляши"
Дети участвуют в театральных спектаклях, разучивают роли, готовят совместно с родителями костюмы.
В группе создан уголок чтения художественной, литературы, имеем свою библиотеку, где раз в неделю проводим целевые занятия, знакомим детей с новыми произведениями и сказками.
Привлекаем родителей к чтению художественной литературы детям в домашних условиях. Создаём выставки рисунков и поделок знакомых сказок. Используем дидактические игры своих разработок "Найди лишнего героя" "Собери потешку" "Узнай сказку".
Вывод: таким образом, использование художественных произведений у детей с ТНР способствует эффективному и плодотворному развитию связной речи и пополнению словарного запаса, формирует коммуникативную культуру дошкольника и развивает правильную и полноценную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с различными видами театра для повышения речевой активности детей старшего возраста
Ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей ...
Выступление на тему: «Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников»
Выступление на тему:«Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников»...
Использование загадок при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста
Данный материал содержит методические рекомендации по использованию загадок в практике воспитателя ДОУ...
Использование детского фольклора в различных видах деятельности в развитии речи детьми младшего дошкольного возраста.
Фольклор – оптимальное информационное поле, легко вводящее ребенка в мир человеческих отношений, культуры, познания окружающего. Он включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жа...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "...
«Использование конструкторов «Lego» в различных видах деятельности при реализации ФГОС ДО»
Материал отражает педагогический опыт работы с конструктором Лего в различных видах детской деятельности в ДОО....
Опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрывается опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья....