Использование художественного чтения в различных видах деятельности для формирования речевой активности детей с ТНР
статья по художественной литературе на тему

Данная статья может быть использована педагогами логопедических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennoe_chtenie.docx399.69 КБ

Предварительный просмотр:

 "Использование художественного чтения в различных видах деятельности для формирования речевой активности детей с ТНР.

  Воспитатель Трапезникова Е.Г.  г. Архангельск

Речь является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, т.к. от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Работая с детьми с тяжёлыми речевыми расстройствами, наблюдаем, что такие дети с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложение, у них бедный словарный запас, недостаточная сформированность связного высказывания.

Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использовать в логопедической работе художественное слово, которое включаем в различные виды деятельности и в режимные моменты. Начиная со средней группы, используем малые фольклорные формы, такие как: потешки, прибаутки, считалки, чистоговорки, загадки, сказки - как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка.

Приобщая детей к культурно гигиеническим навыкам, мы используем отрывок из " произведения Корнея Чуковского Мойдодыр".

        

Хорошо подходят и такие потешки:

        

Во время одевания на прогулку могут служить следующие стихи Елены Благининой:

Во время приёма пищи и подготовки детей к дневному сну используем следующие пословицы:

Приучая детей к трудовой деятельности и воспитывая значимость результата труда в жизни человека, целенаправленно используем для заучивания различные пословицы и поговорки.

В образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во время лепки, рисования, аппликации создаём условия для усиления эстетических эмоций, используя художественное слово. Здесь применяем небольшие стихи и несложные загадки для внесения объекта для изображения. Например, когда с детьми рисовали грибы, вносили корзинку старичка Лесовичка и предлагали отгадать загадку про гриб.

А можно зачитать при показе объекта стихотворение по заданной теме.

Организовывая с детьми различные игры для выбора, ведущего мы любим, использовать различные считалочки. Детям они очень нравятся, они с желанием заучивают их на память.

        

Считалка является одним из жанров устного творчества народа.           Её применяют для развития памяти у детей, считалки отменно развивают речевой аппарат и дикцию, что необходимо для самовыражения.

Во время прогулки наблюдаем различные объекты живой и неживой природы, уделяем большое внимание художественному слову. Используем различные стихи о природе, загадки, поговорки.

Не секрет, что дети очень любят сказки. Своё использование сказки могут найти и в беседах по безопасности. Сказка поможет создать установку на безопасный образ жизни, на примерах героев произведений. Беседуя с детьми на тему "Осторожно незнакомец" можно прочитать сказку "Красная Шапочка" или "Колобок", в которых хорошо отслеживается мораль общения с незнакомыми людьми.                                                                                    Ежедневно проводим пальчиковые игры и дыхательные гимнастики с использованием художественного слова.

В свободную деятельность вкючаем хороводные игры, которые позволяют координировать речь с движением. Наприме, такая игра" За малиной в лес пойдём"  "Колпачок"  "Заинька серенький попляши"

Дети участвуют в театральных спектаклях, разучивают роли, готовят совместно с родителями костюмы.

В группе создан уголок чтения художественной, литературы, имеем свою библиотеку, где раз в неделю проводим целевые занятия, знакомим детей с новыми произведениями и сказками.

Привлекаем родителей к чтению художественной литературы детям в домашних условиях. Создаём выставки рисунков и поделок знакомых сказок. Используем дидактические игры своих разработок "Найди лишнего героя" "Собери потешку" "Узнай сказку".

Вывод: таким образом, использование художественных произведений у детей с ТНР способствует эффективному и плодотворному развитию связной речи и пополнению словарного запаса, формирует коммуникативную культуру дошкольника и развивает правильную и полноценную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с различными видами театра для повышения речевой активности детей старшего возраста

Ознакомление детей с различными видами театра  и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к  повышению и  эффективности  речевого развития детей ...

Выступление на тему: «Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников»

Выступление на тему:«Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников»...

Использование загадок при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста

Данный материал содержит методические рекомендации по использованию загадок в практике воспитателя ДОУ...

Использование детского фольклора в различных видах деятельности в развитии речи детьми младшего дошкольного возраста.

Фольклор – оптимальное информационное поле, легко вводящее ребенка в мир  человеческих отношений, культуры, познания окружающего. Он включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жа...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "...

«Использование конструкторов «Lego» в различных видах деятельности при реализации ФГОС ДО»

Материал отражает педагогический опыт работы с конструктором Лего в различных видах детской деятельности в ДОО....

Опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья....