Формирование невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики
методическая разработка на тему
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich.razrabotka_nespetsifich_sredstva.doc | 377.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение Новоспасский детский сад №7
Методическая разработка
«Формирование невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики»
Автор проекта:
воспитатель Маракаева С.Е.
Исполнители:
воспитатель Маракаева С.Е.
родители воспитанников
воспитанники
р.п.г.т. Новоспасское, 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики.
1.1. Проблема организации оздоровительной работы в ДОУ в научно-методической литературе………………………………………………………...6
1.2. Современный подход к проблеме формирования невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики. Принципы и методы закаливания детского организма………8
1.3. Организация работы с родителями по проблеме невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики……………………………………………………………………30
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики.
2.1. Выявление уровня заболеваемости детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...31
2.2. Содержание и методика работы по формированию невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики…………………………………….................................................35
2.3. Эффективность разработанной методики работы по формированию невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………..44
Литература……………………………………………………………………...46
Приложение…………………………………………………………………….48
Введение
Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Задача охраны и укрепления здоровья детей всегда была приоритетной в практике работы дошкольных образовательных учреждений. Актуальность этого требования обусловлена тем, что до сих пор еще не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детей. По данным врачей-гигиенистов (Степанова М.И., данные Министерства образования Российской Федерации, 2005) лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеет функциональные отклонения.
Но проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Анализ современных существующих программ позволяет отметить, что они, как правило, содержат описание одной из методик оздоровительно-воспитательной работы с дошкольниками. В нашем исследовании формирование невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики рассматривается шире; на основе целого комплекса, системы методик воздействия на детский организм с целью его оздоровления и поддержки.
Важность выявленной проблемы и недостаточная ее разработанность определили выбор темы: «Формирование невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики» и проблемы исследования, которая формулируется следующим образом: каковы методы и средства эффективного формирования невосприимчивости организма детей дошкольного возраста к инфекционным болезням? Решение данной проблемы будет являться целью исследования.
Объект исследования: восприимчивость детского организма к инфекционным болезням.
Предмет исследования: процесс формирования невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики.
Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс формирования невосприимчивости детского организма будет более эффективным при следующих условиях:
- Организация комплексной оздоровительно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
- Учет принципа индивидуализации профилактических мероприятий.
- Организация благополучной атмосферы, развивающей среды.
Проблема, цель, объект, предмет исследования позволили сформулировать задачи исследования:
1. Провести анализ психологической, медико-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Организовать систему оздоровительно-воспитательной работы, направленную на формирование невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням.
3. Выявить и изучить уровень заболеваемости каждого ребенка за период с сентября 2014 по апрель 2015 года.
4. Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность разработанного содержания работы, педагогических условий.
В ходе исследования использовались следующие методы:
1. Изучение и анализ психологической, медико-педагогической и научно-методической литературы с целью ознакомления с фактами и современным состоянием данной проблемы.
2. Изучение и анализ передового педагогического опыта, анализ собственного опыта работы.
3. Изучение документации дошкольного учреждения.
4. Методы изучения динамики уровня заболеваемости каждого ребенка: сравнение данных по заболеваемости за период с сентября 2015 по апрель 2017 года до проведения системы оздоровительно-воспитательной работы с данными такого же периода времени спустя.
5. Математическая обработка данных.
Структура методической разработки состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики.
1.1. Проблема организации оздоровительной работы в ДОУ в научно-методической литературе.
Здоровье детей России в настоящее время является серьезной государственной проблемой, обусловленной стойкой тенденцией к ухудшению состояния здоровья как в дошкольном, так и в школьном возрасте.
В связи с этим структурные перестройки в Министерстве образования и ведущих Московских научно-исследовательских институтах Педиатрии и Гигиены, объединенных и переименованных в 1998 году в «Научный центр здоровья» под руководством академика А. А. Баранова, а также создание Центра «Образование и здоровье» в НИИ возрастной физиологии во главе с академиком М. М. Безруких выдвинули решение проблемы здоровья детей в этих научных центрах на первый план.
Этими центрами были проведены совместные исследования состояния здоровья детей, которые позволили составить полную картину по России и выделить особенности негативных изменений здоровья детей. Первая особенность – значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. За последнее десятилетие их число в дошкольном возрасте уменьшилось почти в 3 раза и составляет 5,6%.
Вторая особенность – стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. В дошкольном возрасте во всех возрастных группах 60-70% детей имеют по 3-4 морфофункциональных отклонения и от 10 до 20% - 1-2 отклонения.
М.Д.Маханева в программе «Воспитание здорового ребенка» говорит о том, что согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если тридцать лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз (данные Т.Я.Чертюк, З.С.Макаровой, М.Н.Беловой, Б.Н.Капустян и др.). Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Долгое время оздоровительная работа в ДОУ обеспечивалась совместными усилиями медиков и педагогов. Примером такого подхода может служить модель адаптивно-образовательной среды для дошкольников, разработанная в «Научном центре здоровья» врачами-гигиенистами, включающая в себя воспитательно-образовательные и лечебно-оздоровительные технологии. Данная модель не затрагивает процесс обучения и не включает в оздоровительный процесс деятельность психолога.
Змановским Ю.Ф. в программе «Здоровый дошкольник» был намечен интегративный подход к организации оздоровительной работы. Автор ввел понятие «воспитательно-оздоровительная работа», указав, что оздоровительная работа должна пронизывать все стороны воспитательного процесса. Однако в этой программе не рассматривается процесс обучения как элемент оздоровительной системы, а также пути интеграции в деятельности различных специалистов.
Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» предлагает свои способы оздоровления детей дошкольного возраста. Согласно ее общим положениям, в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых. дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Таким образом, становится понятно, что в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
1.2. Современный подход к проблеме формирования невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики. Принципы и методы закаливания детского организма.
Закаливание является главным неспецифическим средством профилактики ОРВИ, которые из-за своей полиэтиологичности, высокой типоспецифичности иммунитета и особой восприимчивости к ним детей дошкольного возраста практически не имеют достаточно эффективных специфических средств профилактики, так как вакцина, создаваемая в период одной эпидемии, уже не действенна при новой вспышке.
В работе с дошкольниками в основном используются традиционные методы закаливания. К ним относятся: воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла и др.
Однако, как показывает опыт многочисленных научно-практических разработок, традиционные методы закаливания имеют достаточно ограниченную применимость. Они эффективны, в первую очередь, в качестве начальных процедур (Ю. Ф. Змановский, Ю. Е. Лукоянов).
При работе с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать основные принципы закаливания, впервые описанные еще в 1910 г. Г. Н.
Сперанским. Эти принципы сформулированы в современной редакции Ю. Ф. Змановским следующим образом:
- осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей;
- интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма;
- требуется систематичность и последовательность при проведении закаливания.
- недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
- тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
- комплексное использование всех природных факторов.
Наиболее эффективными влияниями обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся, прежде всего, КОНТРАСТНЫЕ МЕТОДИКИ В ПУЛЬСИРУЮЩЕМ РЕЖИМЕ. Именно контрастные воздушные и водные ванны обеспечивают тот уровень повышения защитных сил организма, какой вообще способно дать закаливание (Г. Н. Сперанский, Е. Д. Заблудовская, Ю. Ф. Змановский, Е. В. Хрущев и др.). Если традиционное закаливание предполагает адаптацию к холоду, то при создании пульсирующего микроклимата используется также и тепло, то есть те два фактора, контраст между которыми (внезапное охлаждение после перегревания) чаще всего провоцирует заболевание ребенка. Создавая модель воздействия – тепло-холод, - можно рассчитывать на выработку быстрых целесообразных терморегулирующих реакций.
С помощью контрастного закаливания, которое представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости растущего организма к ослабляющим здоровье колебаниям, метеорологических и других факторов, путем тренировки механизмов терморегуляции создаются условия для повышения резистентности организма. Поскольку в процессе закаливания средовые факторы оказывают влияние на ряд физиологических систем и на обмен веществ, то закаливание можно определить как формирование комплекса функциональных систем, обеспечивающих действенную адаптацию организма к изменяющимся климато-гелиогеофизическим воздействиям. Так как при пониженной температуре внешней среды создаются условия для повышения тепла, то возникает комплекс механизмов, способствующий сохранению стабильного температурного гомеостаза. Это необходимо для предупреждения нарушения физиологических функций, которые могут иметь место при изменениях температуры крови и внутренних органов на 2-2,5 гр. С от исходного уровня. Поддержание температурного гомеостаза является одной из кардинальных функций вегетативной нервной системы (Ю.Ф. Змановский).
Методика контрастного воздушного закаливания предусматривает выполнение основных методических принципов проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.
Она проводится следующим образом: к концу дневного сна в одной из комнат группового помещения (спальни, игровой или раздевалки) температура воздуха снижается до + 16-18 гр. С. В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц, типа: «подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками» и последующим выпрямлением, «перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно», «покачивание согнутых колен в правую и в левую стороны с противоположным движением рук», а также различные упражнения в положении «лежа на боку», «сидя», «лежа на животе». Затем по команде ведущего дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусах или майках и трусах, выполняют в течение 1-1,5 минут циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы, нестандартные физические упражнения) попеременно в холодном и теплом помещениях, то есть принимают общую контрастную ванну.
В начале занятий температура в теплом помещении должна составлять +23-26 гр. С, а в холодном – на 3-5 гр.С ниже. В течение 1,5-2 месяцев температура в обоих помещениях постепенно меняется: в теплом увеличивается до 12-15 гр. С, а в холодном, соответственно, снижается. Температура воздуха в теплом помещении поддерживается с помощью подогревателей, в холодном понижается за счет интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков.
Во время пребывания в теплом помещении имеется несколько видов занятий, которые могут чередоваться. Они имеют большое значение в поддержании интереса детей к закаливающей процедуре, создавая у них положительный эмоциональный настрой.
На этом этапе предлагаются следующие занятия: разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением или проговариванием вместе с детьми; подвижные игры с включением заданий на развитие воображения и творческих элементов; разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, направленных на развитие, прежде всего координационных возможностей; более спокойный темп выполнения тех же физических упражнений, что и в холодной комнате; различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве.
Возможно использование специально оборудованной комнаты со спортивными снарядами и инвентарем, применяемым для развития и укрепления свода стоп. Этот инвентарь для развития располагается так, чтобы вся группа детей могла заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому. Характер пребывания в теплом помещении отличается от пребывания в холодном более спокойным темпом, так, чтобы дети не перегревались во время выполнения физических упражнений. Использование подвижных игр дает детям возможность активно участвовать в проведении процедуры, развивает их воображение, находчивость.
Количество перебежек из одной комнаты в другую за время занятий (12-15мин.) с пребыванием в каждой из них по 1-1,5 мин. составляет не менее шести. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из холодной комнаты в теплую типа «Самолетики», «Перелетные птицы», «Спутники планет».
При проведении контрастного воздушного закаливания соблюдается принцип постепенности увеличения дозы холодного воздействия – с минимального контраста температур в 3-4 гр.С в начале проведения процедур до разницы 13-15 гр. С для детей 3-4 лет и до 15-20 гр. С для детей 5-6 лет спустя два-три месяца. Такой контраст температур поддерживается в течение всего времени закаливания.
Ритмичная мажорная музыка, сопровождающая контрастные воздушные ванны, положительно влияет на эмоциональное состояние детей. Как правило, используются хорошо знакомые мелодии и песни из детского репертуара, поэтому дети охотно подпевают. Положительный эмоциональный настрой поддерживают и интересные физические упражнения, которые меняются по мере ими большинством детей.
Важным составным элементом комплексной процедуры закаливания является умеренная по интенсивности физическая деятельность. Она играет роль своеобразного фона активации физиологических систем, благоприятствующих повышению терморегуляторной функции. Поэтому качество выполнения упражнений играет второстепенную роль, первостепенное же значение имеет количественная сторона, степень энергичности и продолжительность их выполнения.
В период реконвалесценции после перенесенного острого респираторного заболевания одежда детей при проведении воздушно-контрастного закаливания была индивидуально щадящей (гольфы или чешки, майка), а продолжительность процедуры в первые 5-7 дней сокращалась в двое.
Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания и является хорошим средством укрепления свода стопы и ее связок.
Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 гр. С. Вначале ходят в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Дети старших групп могут проводить босиком утреннюю зарядку (в помещениях), физкультурные занятия, подвижные игры.
Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли. Именно данное действие и является определяющим, если не единственным в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется.
Можно сочетать данный вид закаливания с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия, используя «Программу развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми» В. Т. Кудрявцева. Так, в старшей группе можно применять: ходьбу на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру; ходьбу на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок; ходьбу на месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.
Выполнение ряда этих упражнений основано на осмысленной моторике, что позволяет внести ее элемент в закаливающие процедуры.
Более интенсивными нетрадиционными закаливающими средствами выступают контрастные водные воздействия, так как теплопроводность воды в двадцать восемь раз выше теплопроводности воздуха.
Контрастное водное закаливание проводится два раза в неделю в детских садах, имеющих закрытые бассейны. Закаливающая процедура осуществляется при температуре воздуха +26-27 гр. С, температура воды в бассейне +27-28 гр. С.
Приняв теплый душ, дети заходят в бассейн-ванну. После непродолжительной игры в воде дети поднимаются на площадку (ступеньку на уровне воды), где педагог или медсестра, проводящие закаливающую процедуру обливают их из шланга, температура может быть более высокой или более низкой (на 2-4 гр. С) по сравнению с водой в бассейне. Продолжительность процедуры – 5-6 минут при трехкратной повторяемости. Общее пребывание детей в бассейне 10-15 минут. При проведении первых процедур контраст температур равен 2-3 гр. С, за 2,5-3 месяца доводится до 10-12 гр. С. Занятия в бассейне проводятся обычно 2 раза в неделю. Способы увеличения контраста температур могут быть разными: за счет повышения или понижения температуры воды при обливании или температуры воды в бассейне. После плавания дети принимают контрастный душ и растираются полотенцем.
При наличии 4 и более душевых установок можно применять другой метод контрастного водного закаливания в бассейне дошкольного учреждения. После плавания в бассейне при температуре воды 28-30 гр. С дети, разделенные на подгруппы, принимают контрастный душ в двух кабинах. Температура воды в первой кабине - +38-36 гр. С, во второй - +33-32 гр. С. Каждый ребенок поочередно переходит из одной кабины в другую, пребывая в каждой по 25-30 секунд. Через 7-10 дней разница температур увеличивается на 2-3 гр. С и постепенно (в течение 2-3 месяцев) она доводится до 15-16 гр. С для детей 3-4 лет и до 19-20 гр. С – для детей 5-6 лет.
Следующий вид контрастных процедур – водные ножные ванны. Ноги (нижняя треть голени) опускаются в емкость с водой, температура которой +32 гр. С летом и +33 гр. С зимой. Продолжительность ванн – от 2-3 до 4-5 минут. Каждую неделю температура воды снижается и доводится до +18 гр. С и ниже.
Контрастные ножные ванны могут проводиться путем попеременного местного обливания ног водой из двух емкостей, имеющих контрастную температуру. Начинаем с контраста в 7 гр. С (от +37-38 гр. С до +30-31 гр. С) и трех-четырехкратной смены воды разной температуры. Через месяц ежедневного закаливания можно достичь контраста в 15-18 гр. С при шести-восьмикратной смене температур. Вначале ноги погружают в теплую воду на 1-2 минуты, затем сразу в холодную на 10 секунд. Постепенно время нахождения в холодной воде увеличивается до 15-16 секунд. После окончания процедуры ноги вытирают полотенцем и растирают до покраснения.
Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают процедуры при температуре воды +36-37 гр. С. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 1 гр. С и доводится до комнатной температуры.
Процедура такого закаливания может включать в себя игровые составляющие, в результате чего процесс оздоровления приобретает более осмысленный и произвольный характер. Можно использовать, например, полифункциональную развивающую игру с элементами звуковой гимнастики «Волшебный напиток» (В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления»).
Дети садятся на ковре в позе факира, перед ними ставится вода (+36-38 гр. С) в бокалах. Каждому ребенку предлагается представить, что он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, они произносят «волшебные» слова: «Я хороший, добрый ребенок. Всем детям в группе я желаю здоровья. Пусть все будут добрыми и красивыми, милыми и счастливыми…» Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные – какие подсказывает собственное воображение ребенка. «Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я здоров». Дети полоскают рот, промывая водой всю полость рта. После этого со звуком «а…а…а», подняв голову, полоскают горло и также проглатывают воду (перед упражнением следует очистить полость рта). Предлагается определить на вкус, какой стала «заряженная» вода? Чувствуется ли аромат, с чем его можно сравнить? Постепенно температура воды снижается до 8-10 гр. С с целью достижения закаливающего эффекта.
Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраст, наличие повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям. Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных состояний (страха, беспокойства и др.). Это может приводить к невротическим расстройствам. В перерывах не рекомендуется использовать перегревающую одежду.
Анализ современных подходов к проблеме формирования невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики показал, что методы такой профилактики могут быть самыми разнообразными. Многие авторы предлагают кроме закаливания использовать дыхательную гимнастику (М.А.Лазарев), музыкотерапию (М.А.Лазарев, Н.Н.Ефименко), точечный массаж (А.А.Уманская), ароматерапию и др.
Программа М.Л.Лазарева «Здравствуй!» построена на идеях формирующейся в последние годы науки о здоровье – валеологии (от лат. valeo – здравствовать).
Стратегия валеологии отличается тем, что изначально ставятся цели не на сохранение исходящих параметров, не на предупреждение возможной патологии, а на строительство нового, т. е. приобретение таких качеств личности, которые отличаются от исходных.
Качественное отличие между медициной и валеологией, которое заключается в том, что лечебная и профилактическая медицина направлена на восстановление и предупреждение, а валеология – на создание нового, на строительство, на «конструирование» здоровой личности.
В программе «Здравствуй!» реализуется известный в отечественной психологии личностно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев). Разработана валеологическая методология, отличающаяся от медицинской, психологической или педагогической, - методология формирования здоровья.
В основу методологии положено формирование физического здоровья на базе личностного (духовного) роста через дыхательно-эмоциональную деятельность с использованием музыки. Процесс эмоционально-дыхательного музыкального тренинга (который является как бы хордой развития личности, названной создателями программы «духовной осанкой») осуществляется в основном через вокально-речевую деятельность. За счет данной деятельности возникает эффект стимуляции работы правого полушария мозга, что изменяет межполушарные взаимоотношения и приводит в результате многолетней работы к творческому развитию личности. Этот эффект был назван М.Л. Лазаревым креативацией личности (от англ. create – творить), а принцип - принципом креативации.
Креативация личности является первым принципом метода музыкальной психорегуляции дыхания (метода дыхательной экспрессии).
Известный философский миф о месте чувственного познания в процессе постижения человеком мира привел к тому, что чувственное познание как «иллюзорное» (по представлению многих философских школ) было практически изъято из образовательного процесса. Это, по представлениям создателей программы, явилось причиной дисбаланса функциональных нагрузок и привело к различным дисфункциям организма ребенка, проявляющимся как на психическом, так и на физическом уровне.
Сбалансирование функциональной деятельности с активизацией работы правого полушария посредством музыки в процессе образования является главной стратегической линией в методологии программы «Здравствуй!».
На стержень эмоционально-дыхательного музыкального тренинга нанизывается программа интеллектуального и физического развития ребенка.
В программе «Здравствуй!» широко используется прием мифологизации образовательного материала (мифы, сказочные сюжеты). Необходимость данного приема связана с тем, что в современном образовательном процессе используется лишь вербальный коммуникационный канал и почти не используется сенсорный.
Невостребованность чувственной сферы не развивает ее, что в дальнейшем (это наглядно видно на детях – воспитанниках домов ребенка) может привести к задержкам психического развития и соматическим заболеваниям.
Построение психического и физического здоровья на духовном стержне – вот особенность принципа креативации и вытекающих из него технологий здоровья. Такой подход позволяет (при разработке соответсвующих технологий) гарантировать здоровье ребенка в процессе образовательной деятельности.
Соотношение функциональных нагрузок (эмоционально-дыхательной, интеллектуальной, двигательной) в процессе образовательной деятельности должно быть таким, чтобы нагрузка на психическую функцию была сбалансирована с нагрузкой на физическую функцию.
Такое соотношение, как показала практика автора программы, должно составить один к одному, т. е. необходимо, чтобы каждый «прирост» психического сопровождался «приростом» физического, а это, в свою очередь, обусловит новый прирост психического.
Данное межфункциональное соотношение было названо автором принципом межфункциональной взаимодинамики, предполагающим обязательное физическое закрепление каждого психического шага.
Принцип межфункциональной взаимодинамики является вторым принципом метода музыкальной психорегуляции дыхания (метода дыхательной экспрессии).
Дыхание как произвольная деятельность является главным источником мотивации здоровья. Вспомнив здесь высказывания А. Н. Леонтьева о том, что дыхание – это «сырой материал» речи, отметим, что еще большую роль дыхание играет не просто в речи, а в речи музыкальной – пении.
В программе «Здравствуй!» музыка занимает центральное место. М. Л. Лазарев убежден, что в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления.
Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический, психологический.
- Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов.
- Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.
- Психологический фактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.
Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию, гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма, что особенно важно при весеннее-осенних десинхронозах у детей.
В-третьих, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма. Важно отметить, например, что дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.
В-четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, пассивная грусть – 9 вдохов в минуту, активная грусть – 20 вдохов в минуту, страх – 60 вдохов в минуту, гнев – 40 вдохов в минуту.
В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу (пение, игра на духовом инструменте), мы можем моделировать эмоциональное состояние.
В-пятых, на занятиях музыкой цель и сам процесс занятий, по существу, сливаются.
В-шестых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. Имеется ввиду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет.
Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую; позволяет ему при музицировании создавать вокруг себя звуковую среду. Прослушивание медитативной музыки приводит ребенка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание.
Музыка позволяет снимать стрессы (через слушание музыки, пение, танец, сочинение музыки); выявлять у детей тот или иной «музыкальный тип» (ритмический, мелодический, гармонический) и воспитывать качества, соответствующие этим типам; развивать «внешний слух» (способность слышать звуки) и «внутренний слух», т. е. способность слышать музыку внутри себя, а также слышать свой организм, понимать себя, анализировать свое состояние.
Создатели программы убеждены, что эстетический компонент должен присутствовать во всех оздоровительных методиках, а музыка чрезвычайно богата этими возможностями.
Важным элементом в процессе произвольного экспрессивного дыхания является эмоциональное сопровождение, которое было названо авторами программы эмоциональным аккомпанементом дыхания; на его основе закрепляются эмоционально-дыхательные рефлексы, формируется дыхательно-эмоциональная мотивация здоровья. Таким образом, дыхательно-эмоциональная потребность, перерастающая в дыхательно-эмоциональную мотивацию здоровья, является личностным ядром комплекса здоровья. Происходит трансформация ведущей жизненной потребности (дыхательной) в дыхательно-эмоциональную потребность, которая формирует мотивацию дыхательно-эмоциональной деятельности, являющейся основой психофизического здоровья ребенка. В дальнейшем мотивация здоровья, проходя этапы (физиологический, познавательный, социальный), и формирует личностное ядро комплекса здоровья.
Таким образом, главный вывод создателей программы «Здравствуй!» заключается в том, что осью эволюции человека является его психическое развитие (биологически человек не меняется практически уже несколько десятков тысяч лет). Следовательно, все без исключения физиологические процессы в организме человека контролируются психическими функциями. Отсюда с очевидностью вытекает, что любая физиологическая коррекция должна следовать после оптимизации соответствующей психической функции. Поэтому любая оздоровительная методика может быть дана ребенку не иначе, как через осознание им ее необходимости, через участие его мотивационно-потребностной сферы.
В 1974г. А.Н. Стрельниковой также была предложена методика дыхательной гимнастики. «Способ лечения болезней, связанный с потерей голоса» заключается в применении приемов дыхательной гимнастики: когда при дыхательных движениях грудная клетка сжимается, больной производит активный вдох; при движении, когда грудная клетка расширяется, - пассивный выдох. Применение этой методики не дает перестройки стереотипа дыхательных движений, тренировки мышц, участвующих в дыхании и фонации, увеличения дыхательного объема и жизненной емкости легких, не способствует вырабатыванию динамического стереотипа дыхания.
Программа Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления» также как и программа Лазарева предлагает использование музыки в физическом воспитании дошкольников. Под музыкотерапией здесь подразумевается создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности.
Это направление носит как коррекционную, так и профилактическую направленность и может широко применяться в работе с детьми. Пока можно обозначить лишь несколько методических аспектов музыкотерапии:
1. Гармонизация степени возбуждения центральной нервной системы у детей:
а) заторможенные малыши с вялыми двигательными и эмоциональными проявлениями нуждаются в соответствующей стимулирующей музыке, которая повышала бы генерацию возбуждения в коре головного мозга ребенка и стимулировала бы таким образом его общий жизненный тонус. Для таких детей можно рекомендовать произведения подвижного, быстрого и очень быстрого темпа. Однако здесь необходим разумный методический подход. Дело в том, что постоянно звучащая стимулирующая музыка может вызвать у них реакцию отторжения, неприятия. Стимулирующий аккомпанемент должен применяться периодически, в соответствующих двигательно-игровых ситуациях;
б) возбужденные дети, наоборот нуждаются в периодическом прослушивании музыкальных композиций с умеренным, медленным темпом, снижающих общее гипервозбужденное состояние коры головного мозга. Это своего рода успокаивающая музыка;
в) дистонический тип представлен детьми, у которых в течение дня может происходить резкая смена состояния нервной системы: от выраженной агрессии – до полнейшей апатии. Таким малышам требуется стабилизирующая музыка умеренного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.
Конечно, следует признать, что такое деление музыки на стимулирующую, успокаивающую и стабилизирующую в определенной степени условно. Разнообразие встречающихся типов поведения детей невозможно заранее предусмотреть. Очень многое зависит от конкретного состояния ребенка в конкретный момент и от умелых методических действий творчески работающего педагога.
Терапевтический эффект музыки может быть в значительной степени усилен, если применять оречевление, т. е. словесный комментарий определенной музыкальной композиции, вызывающий соответствующие ассоциации у детей в конкретной двигательно-игровой ситуации.
А.А.Уманская предлагает точечный массаж как средство нетрадиционного оздоровления. Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию обо всех изменениях внешней среды. Таких представителей на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма.
При возникновении нарушений в области кожи и регуляторов могут ухудшаться защитные свойства связанного с ними участка слизистой верхних дыхательных путей. И наоборот, при возникновении воспалительных процессов или дегенеративных изменений в слизистой появляются нарушения в области кожи и регуляторов.
Насморк – одна из ступеней развития разнообразных заболеваний. Массаж активных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов, других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Современная ароматерапия – это не возврат к традиционной медицине прошлого. Это как бы новый виток ее развития: использование уже известных и проверенных веками сведений об ароматах и внедрение новых, обоснованных на более высоком уровне знаний биологии человека.
По своему составу эфирные масла – это соединения, которые содержат от 120 до 500 различных веществ, поэтому скопировать их искусственным путем невозможно. Вот почему синтетические масла не обладают лечебными свойствами натуральных ароматических масел.
При ароматизации воздуха в помещении натуральные эфирные масла убивают:
- всю плесень и стафилококки - за 6 минут;
- бациллы дизентерии - за 2 минуты;
- стрептококки дифтерии - за 4 минуты;
- палочку Коха - за 60 минут;
- водный 5% раствор чабрецового эфирного масла полностью убивает тифозные бациллы - за 2 минуты;
- сокращают количество микробных колоний в 50 раз и полностью угнетают их рост;
- препятствуют развитию туберкулезных бактерий.
Агрессивность эфирных масел по отношению к микробам сочетается с их совершенной безвредностью для организма человека.
Применение эфирных масел уменьшает заболевание человека ОРВИ и гриппом у взрослых на 75-80%, у детей заболеваемость сокращается в 2,8 раза.
Значительно уменьшается тяжесть заболевания и возможность осложнений.
При ароматизации воздуха в помещении достигается природное равновесие тяжелых и легких ионов, воздух становится чистым и свежим, приближаясь по своему составу к лесному.
В пригородном лесу в 1 м3 воздуха насчитывается – 5 микробов, в городской квартире – 20 тысяч, в салоне автомобиля – 9 миллионов. Столько же – в школьных классах, магазинах, больнице, общественном транспорте. Поэтому испарение эфирных масел в помещениях, общественном транспорте позволяет почти полностью уничтожить патогенную микрофлору.
Каждое эфирное масло многофункционально, но есть общая тенденция в их действии. Таким образом, все масла:
- являются антисептиками;
- благотворно влияют на психо-эмоциональную сферу;
- все стимулируют иммунитет;
- все оказывают балансирующее действие на пищеварительную систему;
- 60% масел влияют на сердечно-сосудистую, респираторную и мочевыделительную систему;
- 40% - очищают организм от шлаков, являются фитогармонами;
- 20% - обладают противопаразитным действием и противоопухолевой активностью;
- 70% - быстро устраняют дефекты кожи и слизистых после ожогов и травм;
- 50% - нормализуют функции и состояние органов кровообращения.
Все, без исключения, эфирные масла при соблюдении дозировки не имеют негативного влияния на организм, не вызывают привыкания и снижения эффективности воздействия, не вызывают нарушения физиологических процессов организма.
Эфирные масла, оказывая действие на тонкоматериальные структуры человеческого организма, как тонкий инструмент легко, устраняет «неисправность» в физическом теле.
Ароматы | На что оказывают воздействие |
чайное дерево, эвкалипт, пачули, лаванда, лимон, мелисса, чабрец; | Грибковые заболевания кожи |
чайное дерево, базилик, лаванда, пачули, розмарин; | От укусов насекомых |
лаванда, герань, лимон, можжевельник, мята, чайное дерево, эвкалипт; | Экземы |
лаванда, шалфей; | Нарывы |
шалфей, лаванда, герань, лимон, можжевельник, мята, розмарин, чайное дерево, эвкалипт; | Раздражение, воспаление кожи |
лаванда, можжевельник, розмарин, апельсин, герань, чабрец, фенхель, шалфей, мята; | Отечность |
можжевельник, мята, базилик, чабрец, фенхель, шалфей; | Тошнота, изжога, метеоризм |
лаванда, чайное дерево, базилик, лимон, мелисса, розмарин, чабрец, шалфей, эвкалипт; | Кашель, бронхит |
чайное дерево, эвкалипт, шалфей, базилик, герань, лаванда, лимон, мята, чабрец; | Простуда, грипп, насморк |
мята, фенхель; | Чувство неполноценности, одиночество |
лаванда, апельсин, можжевельник; | Раздражительность |
базилик, чайное дерево; | Апатия |
шалфей, базилик, герань, чабрец, апельсин, пачули, лаванда; | Депрессия |
лаванда, апельсин; | Плаксивость |
шалфей; | Сонливость |
фенхель, розмарин, мята, базилик, апельсин, можжевельник; | Бессонница |
лаванда, апельсин, базилик, чайное дерево, жасмин; | Расслабляют |
шалфей, базилик, чабрец, можжевельник, лимон, апельсин, пачули; | Состояние страха |
герань, лаванда, жасмин, апельсин; | Стрессовые состояния |
розмарин, жасмин, герань, мята, эвкалипт, базилик; | Снимают переутомление |
лимон, пачули; | Повышают работоспособность |
мята, базилик, эвкалипт, розмарин; | Помогают сосредоточиться |
эвкалипт, герань, чабрец, базилик, можжевельник, мята, розмарин; | Активизируют умственную деятельность |
базилик, шалфей, розмарин, лимон; | Улучшают память |
шалфей, пачули, розмарин, мята, чабрец, лимон, можжевельник; | Тонизируют нервную систему |
апельсин, лимон, розмарин, лаванда, мята; | Освежают |
фенхель, жасмин, герань, эвкалипт, чайное дерево, чабрец, можжевельник, апельсин, лаванда, шалфей; | Успокаивают |
Методика проведения профилактических сеансов ароматерапии (профилактика вирусных респираторных заболеваний в детских дошкольных учреждениях).
Ингаляции летучих фракций эфирных масел показаны для всех возрастов, начиная с самого младшего. Предлагаемая методика может применяться и в специально выделенных группах часто болеющих детей.
Процедуры рекомендуется проводить в спортивных или музыкальных залах во время соответствующих занятий, а в случае необходимости – в спальных помещениях во время дневного сна, при этом начинать процедуру необходимо за 30-35 минут до окончания сна. Схемы проведения профилактики следует составлять таким образом, чтобы не нарушать обычный ритм работы детского сада.
В качестве источника летучих РАВ рекомендуется использовать эфирные масла лаванды настоящей и мяты перечной или их смесь в соотношении 5:1. Продолжительность процедур 20-25 минут. Концентрация летучих веществ в воздухе 0,5 мг/м3. Курс состоит из 12-14 ежедневных процедур, исключая выходные дни. Повторный курс рекомендуется проводить через 1,5-2 месяца, а в районах средней полосы и южнее – 3 курса в год (с октября по апрель). В летнее время проведение аромапрофилактики нецелесообразно. В северных регионах и в местах с повышенным промышленным загрязнением атмосферы данный метод может использоваться круглогодично.
Применение ароматерапии в детских дошкольных учреждениях позволяет снизить вирусную распираторную заболеваемость в холодные периоды годы на 30-40%.
Но необходимо помнить, что обонятельный анализатор у ребенка утомляется быстрее, чем у взрослого, поэтому следует ограждать нос от чрезмерно сильных запахов. Интенсивный аромат может вызвать дурноту, потерю сознания.
Необходимо учитывать индивидуальную чувствительность к ароматам и помнить, что начальные симптомы неприятия организмом ароматов – головная боль и головокружение.
Дети любят «детские» ароматы: сладковатые, теплые, ванильные. Многим нравятся знакомые им, ранее приятные ароматы. Самый простой способ использования эфирных масел – нанесение смеси по одной капле на фильтрованную бумажку. Можно использовать ароматические флаконы, подушки, шары и другие формы ароматерапии.
Итак, можно сделать следующие выводы, что задача охраны, укрепления здоровья должна пронизывать деятельность всех специалистов дошкольного учреждения, являться составной частью их должностных обязанностей. В перечень оздоровительных услуг, оказываемых детям должны входить такие, как: контрастные методики в пульсирующем режиме, ароматерапия, музыкотерапия, точечный массаж, дыхательная гимнастика, аэроинопрофилактика с помощью люстры Чижевского и др.
Решению задач оздоровления детей способствует также создание развивающей среды в группах детского сада, обеспечивающей ребенку чувство психологической защищенности, возможность интенсивного духовного и физического развития.
1.3. Организация работы с родителями по проблеме невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики.
Организация работы по формированию невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням предполагает реализацию на практике такого важного педагогического условия, как тесное сотрудничество родителей и педагогов. Важным здесь является контакт родителей с педагогами, объединение их совместных усилий, активизация роли родителей в данном процессе.
Родители должны активно участвовать в оздоровлении своих детей. С целью повышения их роли в профилактической работе рекомендуется провести цикл бесед, консультаций на ряд тем.
Наряду с традиционными формами работы с родителями можно использовать и нетрадиционные:
- Заседание клуба родителей;
- Семинары-практикумы;
- Игровые тренинги;
- Оформление экспозиций, тематических выставок, газет, папок-ширм и другой наглядной информации;
- Круглые столы;
- Дискуссии;
- Школы для родителей и др.
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики.
2.1. Выявление уровня заболеваемости детей дошкольного возраста.
Констатирующий эксперимент проводился в МДОУ Новоспасский детский сад №7. В эксперименте участвовало 20 детей, из них – 10 экспериментальная группа, 10 – контрольная.
Цель эксперимента - выявить уровень заболеваемости группы детей за период с сентября 2014 по апрель 2015 года.
На данном этапе была взята за основу методика выявления динамики уровня заболеваемости детей дошкольного возраста, разработанная М.Н.Кузнецовой. Методика была модифицирована с учетом возраста детей и проблемы исследования.
Одним из объективных показателей здоровья детей является показатель кратности случаев острых респираторных заболеваний. Анализ может быть проведен методом сравнения данных по заболеваемости за период с сентября 2014 по апрель 2015 года до проведения закаливающих мероприятий и такой же период времени спустя. Заболеваемость каждого ребенка учитывается за период его наблюдения по средним данным: общего числа заболеваний на одного ребенка в месяц, числа осложненных случаев и числа дней, пропущенных по болезни одним ребенком в месяц. Путем деления полученных данных двух сравниваемых периодов или групп получают коэффициент профилактической эффективности проведенных оздоровительных мероприятий.
Эффективным считается оздоровление, если заболеваемость снижается не менее чем на 25%. Показатель эффективности оздоровления рассчитывается путем деления числа часто болеющих детей, снятых с учета по выздоровлении, на общее число часто болеющих детей, получивших профилактические процедуры, выраженное в процентах.
Кроме того, эффективность оздоровления детей оценивается по следующим показателям:
- положительная и соответствующая возрасту динамика физического развития (показателей роста и веса);
- положительная и соответствующая возрасту динамика нервно-психического развития (параметры поведения: нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб);
- отсутствие осложненного течения острых заболеваний;
- уменьшение числа дней, пропущенных по болезни одним ребенком за период с сентября 2015 по апрель 2016г.
После выявления уровня заболеваемости группы детей за период с сентября 2014 по апрель 2015 года было осуществлено разделение детей на статистически эквивалентные группы - контрольную и экспериментальную. Количественный состав распределился таким образом:
- Экспериментальная группа (ЭГ): 10% детей (1 человек) – не выявлено случаев заболевания (1 группа); 40% детей (4человека) – выявлено от двух до четырех случаев заболевания (2 группа); 50% детей (5 человек) – выявлено более четырех случаев заболевания (3 группа).
- Контрольная группа (КГ): 10% детей (1 человек) – не выявлено случаев заболевания (1 группа); 40% детей (4человека) – выявлено от двух до четырех случаев заболевания (2 группа); 50% детей (5 человек) – выявлено более четырех случаев заболевания (3 группа).
Диаграмма №1
Диаграмма уровня заболеваемости детей подготовительной группы
На основе данных диаграммы №1 делаем вывод, что большая часть детей ЭГ и КГ перенесла более четырех заболеваний за период с сентября 2014 по апрель 2015 года.
Таким образом, констатирующий эксперимент выявил высокий уровень заболеваемости детей старшего дошкольного возраста. Поэтому процесс формирования невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням будет более эффективным при следующих условиях: организация комплексной оздоровительно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, учет принципа индивидуализации профилактических мероприятий, организация благополучной атмосферы, развивающей среды.
2.2. Содержание и методика работы по формированию невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики.
В эксперименте участвовало 10 детей седьмого года жизни МДОУ Новоспасский детский сад №7. Оздоровление детей контрольной группы велось по программам З.И. Бересневой «Здоровый малыш» и В.Г.Алямовской «Как воспитать здорового ребенка». Использовались следующие формы оздоровления детей:
№ | Формы и методы | Содержание | Контингент детей |
1. | Физические упражнения | -утренняя гимнастика; -физкультурно-оздоровительные занятия; -подвижные и динамичные игры; -спортивные игры; -занятия аэробикой; -пешие прогулки | все группы все группы все группы ст.дошк. возр. ст.дошк. возр. ст.дошк. возр. |
2. | Гигиенические и водные процедуры | -умывание; -мытье рук; -игры с водой; -обеспечение чистоты среды; -посещение бассейна | все группы все группы все группы все группы все группы |
3. | Свето-воздушные ванны | -проветривание помещений; -сон при открытых фрамугах; -прогулки на свежем воздухе; -обеспечение температурного режима и чистоты воздуха | все группы все группы все группы все группы |
4. | Активный отдых | -развлечения, праздники; -игры-забавы; -дни здоровья | все группы все группы все группы |
5. | Спецзакаливание | -босоножье; -обширное умывание; -дыхательная гимнатсика | все группы все группы все группы |
6. | Пропаганда ЗОЖ | -эколого-валеологичесикй театр -курс лекций и бесед -спецзанятия (ОБЖ) | все группы все группы ст.дошк.возр. |
В нашем эксперименте были использованы программы:
1. Ю.Ф.Змановский «Здоровый дошкольник»;
2. М.Л.Лазарев «Здравствуй!» Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста;
3. М.Д.Маханева «Воспитание здорового ребенка»;
4. В.Г.Алямовская «Как воспитать здорового ребенка».
В основу нашей опытно-экспериментальной работы легли принципы закаливания, сформулированные Ю.Ф.Змановским, а также традиционные и современные методики и технологии неспецифической профилактики инфекционных заболеваний.
Так, нами были определены следующие формы оздоровления детей:
№ | Формы и методы | Содержание | Используемые программы и методики | |
1. | Профилактическая гимнастика | -дыхательная; -звуковая; -игры-упражнения для профилактики плоскостопия; -игры-упражнения для улучшения осанки; -гимнастика пробуждения после дневного сна | А.Н.Стрельникова М.Л.Лазарев В.Т.Кудрявцев Ю.Ф.Змановский | |
2. | Спецзакаливание | -босоножье; -контрастное воздушное закаливание; -контрастные водные ножные ванны; -полоскание горла холодной водой с элементами звуковой гимнастики; -обширное умывание | Ю.Ф.Змановский Ю.Ф.Змановский В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров Ю.Ф.Змановский | |
3. | Физические упражнения | -утренняя гимнастика (оздоровительный бег на улице); -физкультурно-оздоровительные занятия (типовое, ритмика, тренажеры, тренировки, спортивные игры, лыжи); -подвижные и динамичные игры; -занятия аэробикой; -пешие прогулки (походы); -интенсивные прогулки | ||
4. | Музыкотерапия | -вибрационно-вокальные упражнения; -музсопровождение режимных моментов; -музоформление фона занятий; -музтеатральная деятельность | М.Л.Лазарев, Н.Н.Ефименко | |
5. | Ароматерапия и фитотерапия | -ароматизация помещений; -аромаподушки; фитопитание(чаи, отвары, настои) | Г.Лавренова | |
6. | Физиотерапия | -УФО общее; -люстра Чижевского (в течение дневного сна); -тубус-кварц | ||
7. | Гигиенические и водные процедуры | -умывание; -мытье рук; -игры с водой; -обеспечение чистоты среды; -посещение бассейна | ||
8. | Диетотерапия | -рациональное питание; -индивидуальное меню (аллергия, ожирение, хронические заболевания) | ||
9. | Массаж | -точечный массаж | А.А.Уманская | |
10. | Активный отдых | -дни здоровья и радости; -развлечения и праздники; -игры-забавы; -игры-аттркционы | ||
11. | Свето-воздушные ванны | -проветривание помещений; -сон при открытых фрамугах; -прогулки на свежем воздухе; -обеспечение температурного режима и чистоты воздуха | ||
12. | Пропаганда ЗОЖ | -беседы; -игры и упражнения; -чтение, рассказывание художественных произведений; -специальные занятия; -создание проблемно-практических ситуаций |
Важным принципом формирования невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням является принцип систематичности и последовательности. Этот процесс невозможен без участия семьи, так как целый ряд оздоровительных и реабилитационных мероприятий необходимо продолжать и в домашних условиях. Именно поэтому на данном этапе мы осуществляли работу с родителями, которая включала в себя следующие формы работы:
- Анкетирование родителей на тему: «Какое место физическая культура и закаливание занимает в вашей семье?»;
- Консультации и беседы на темы:
1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь ее с заболеваниями бронхо-легочной системы.
5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
6. Роль закаливания в повышении резистентности к ОРЗ.
7. Значение режимных моментов для здоровья ребенка.
8. О питании дошкольников.
9. Особенности физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.
10. Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
11. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка.
- Заседание клуба родителей «Растим детей здоровыми»;
- Семинары-практикумы «Как правильно осуществлять закаливание»;
- Игровые тренинги «Физическое здоровье и развитие ребенка-дошкольника»;
- Оформление газет на темы: «Азбука здоровья», «Школа здорового человека»;
- День открытых дверей для родителей на тему: «Как мы заботимся о здоровье детей» и др.
Работа с родителями на данном этапе предусматривала закрепление их практических и теоретических знаний и умений в сфере оздоровления детей и, в свою очередь, обеспечивала непрерывный, систематический, последовательный процесс формирования невосприимчивости детского организма к инфекционным заболеваниям.
2.3. Эффективность разработанной методики работы по формированию невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням средствами неспецифической профилактики.
Контрольный эксперимент проводился в мае 2016 года и включал в себя выявление динамики уровня заболеваемости детей старшего дошкольного возраста и сравнение данных по заболеваемости за период с сентября 2014 по апрель 2015 года до проведения системы оздоровительно-воспитательной работы с данными за период с сентября 2015 по апрель 2016 года.
В эксперименте принимали участие дети контрольной группы (КГ), с которыми проводилась работа по программам З.И. Бересневой «Здоровый малыш» и В.Г.Алямовской «Как воспитать здорового ребенка» и дети экспериментальной группы (ЭГ), которые участвовали в нашем эксперименте.
Диаграмма №2
Диаграмма уровня заболеваемости детей старшего дошкольного возраста по результатам контрольного эксперимента ЭГ и КГ.
Анализ уровня заболеваемости детей старшего дошкольного возраста показал, что количество случаев заболевания в период с сентября 2015 по апрель 2016 года значительно снизился по сравнению с уровнем заболеваемости за период с сентября 2014 по апрель 2015 года. Количественный состав детей распределился следующим образом:
- Экспериментальная группа (ЭГ): 40% детей (4 человека) – не выявлено случаев заболевания (1 группа); 60% детей (6 человек) – выявлено от двух до четырех случаев заболевания (2 группа); детей с уровнем заболеваемости более четырех случаев выявлено не было (3 группа).
- Контрольная группа (КГ): 20% детей (2 человека) – не выявлено случаев заболевания (1 группа); 50% детей (5человек) – выявлено от двух до четырех случаев заболевания (2 группа); 30% детей (3 человека) – выявлено более четырех случаев заболевания (3 группа).
Диаграмма №3
Сравнительный анализ уровня заболеваемости детей старшего дошкольного возраста по результатам констатирующего и контрольного эксперимента ЭГ.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента, мы можем сделать вывод, что уровень заболеваемости детей ЭГ за период с сентября 2015 по апрель 2016 года значительно снизился по сравнению с уровнем заболеваемости за период с сентября 2014 по апрель 2015 года, благодаря организации работы по формированию невосприимчивости детского организма к инфекционным заболеваниям. Детей с уровнем заболеваемости более четырех случаев выявлено не было (3 группа); количество детей, перенесших от двух до четырех заболеваний повысилось на 20% (2 группа); количество детей, не перенесших ни одного заболевания повысилось на 30% (1 группа).
Диаграмма №4
Сравнительный анализ уровня заболеваемости детей старшего дошкольного возраста по результатам констатирующего и контрольного эксперимента КГ.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента, проводимого с детьми КГ, выявил лишь незначительную динамику уровня заболеваемости детей старшего дошкольного возраста.
На основе данных диаграммы №4, можно сделать вывод, что для формирования невосприимчивости детского организма к инфекционным заболеваниям не достаточно использовать только те программы и формы оздоровительной работы, которые осуществлялись в работе с детьми КГ.
Таким образом, результаты исследования показали, что организованная система оздоровительной работы, грамотный и рациональный подбор оздоровительных методик и технологий в сочетании с воспитательными методиками и работой психолога оказывают эффективное влияние на формирование невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням.
Заключение
Анализ медико-педагогической литературы и современного передового опыта показал, что формирование невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням является актуальной проблемой дошкольного воспитания. Современными исследователями доказана необходимость применения эффективного подхода к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения.
Результаты нашего исследования позволяют утверждать, что разработанная воспитательно-оздоровительная система работы со старшими дошкольниками позволила значительно снизить уровень заболеваемости, сформировав тем самым невосприимчивость детского организма к инфекционным болезням.
Итак, в результате организации опытно-экспериментальной работы подтвердилась гипотеза исследования о том, что процесс формирования невосприимчивости детского организма будет более эффективным при следующих условиях:
- Организация комплексной оздоровительно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
- Учет принципа индивидуализации профилактических мероприятий.
- Организация благополучной атмосферы, развивающей среды.
В ходе исследования выполнены следующие задачи:
1. Провести анализ психологической, медико-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Организовать систему оздоровительно-воспитательной работы, направленную на формирование невосприимчивости детского организма к инфекционным болезням.
3. Выявить и изучить уровень заболеваемости каждого ребенка за период с сентября 2014 по апрель 2015 года.
4. Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность разработанного содержания работы, педагогических условий.
Результаты наших исследований позволяют наметить основные пути совершенствования принципов оздоровления детей на основе использования эффективной системы закаливания контрастными методами, оптимизации двигательных режимов с применением циклических упражнений и использованием комплексного метода оздоровления препаратами, повышающими активность факторов неспецифической защиты. Предлагаемый подход к укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста не требует использования дорогостоящей аппаратуры и материалов и отличается высокой профилактической эффективностью.
Таким образом, формируя у детей старшего дошкольного возраста невосприимчивость организма к инфекционным болезням, можно приостановить стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний детей дошкольного возраста и заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.
Литература
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка.- М.: Линка-пресс, 1993.
- Анохина И.А. Система оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. – Ульяновск, 2005.
- Анохина И.А. Тенденции развития здоровья. Методические рекомендации УИПК ПРО «Дошкольник. Содержание образования». Ульяновск, 2005.
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004.
- Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей./ Под ред. Сердюковской Г.Н., Сухаревой А.Г. – М., 1986.
- Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2002.
- Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Линка-пресс, 1999.
- Зарипова Т.П., Ушакова Т.А. Планирование оздоровительной работы.// Управление ДОУ. – 2004. - №1.
- Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология ХХI века./ Под ред. Ю.Е.Антонова. М.Н.Кузнецовой, Т.Ф.Саулиной. – М.: АРКТИ, 2001.
- Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ./Под ред. З.И.Бересневой. – М.: Сфера, 2005.
- Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении. Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002.
- Кижаткина О.А. Планирование оздоровительной работы.// Управление ДОУ. – 2006. - №1.
- Лазарев М.Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. – М.: Академия здоровья,1997.
- Лазарев М.Л. Юные учителя здоровья. – М.,1995.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1997.
- Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн-фитобар-сауна./ Под.ред. Б.Б.Егорова. – М.: ГНОМ и Д, 2004.
- Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ./ Под ред. А.Д.Петрушиной. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
Приложение №1
ДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ СТРЕЛЬНИКОВОЙ
Комплексы упражнений
«Разминка». И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки полусогнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом – активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и. п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп – 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.
«Наклоны»
Ч а с т ь п е р в а я. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом – быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью – и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1-2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.
Ч а с т ь в т о р а я. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом – быстрый, активный, ясно слышимый (но не шумный). Вернуться в исходное положение не полностью – и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп 1-2 вдоха в секунду, движения ритмичные, о выдохе не думать (не мешать и не помогать выдоху). Повторить 10-20 раз.
Когда «разминка» и «наклоны» методически освоены и стали привычными, через 8-10 уроков добавить к ним упражнение «маятник».
«Маятник». И. п. – стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз. Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный ( но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.
При выполнении указанных упражнений не надо стараться вдохнуть как можно больше воздуха – наоборот, вдох должен быть по объему меньше, чем возможно. Во время движений следует стараться освободиться от напряжения, установить индивидуальный естественный, но энергичный темп. Руки далеко от тела не уводить! Не помогать выдоху! Надо стараться сделать его незаметным, бесшумным. Следует помнить, что цель организация дыхания, а движение – лишь средство для этого. Каждое упражнение повторять с паузами в 1, 2, 3 секунды – так, чтобы получилось не менее 128-160 дыханий, а всего 600-640 дыхательных движений на четыре упражнения.
Освоенные движения в последующем рекомендуется сочетать со звуковыми упражнениями.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПИРАТОРНОЙ ГИМНАСТИКИ
1. И. п. – сидя на стуле. Спокойное диафрагмальное дыхание.
2. И. п. – то же. Вдох – руки сгибаются в локтевых суставах, кисти – к плечам. Круговые движения в плечевых суставах на удлиненном выдохе (до конца выдоха или на счет 1, 2 – вдох, 3, 4, 5, 6 – выдох). Пауза.
3. И. п. – сидя, руки на поясе. Отвести правую руку в сторону с поворотом туловища – вдох, вернуться в и. п. – выдох. То же в другую сторону.
4. И. п. – то же. Сгибание и разгибание стоп. Дыхание произвольное.
5. И. п. – сидя, ноги вместе. Развести руки в стороны на уровне плеч – вдох, согнуть правую ногу и подтянуть ее к груди руками – выдох. Это же движение левой ногой.
6. И. п. – сидя. Кисти рук охватывают нижнебоковые отделы грудной клетки (пальцы направлены вперед). Нижнегрудное дыхание.
7. И. п. – сидя на стуле, ноги вместе, согнутые в локтях руки держатся за верхнюю часть спинки стула. Выпрямить ноги вперед и вверх (насколько возможно) – вдох, опустить ноги вниз, на пол – выдох. Темп движений медленный.
8. И. п. – сидя, поза боксера. «Бокс», темп быстрый, движения рук резкие, энергичные; дыхание произвольное.
9. И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Спокойное верхнегрудное дыхание.
10. И. п. – сидя на краю стула, ноги вытянуты, расставлены шире плеч, руки на поясе. Отвести левую руку в сторону и вверх – вдох, наклониться вниз, достать рукой пол у правого (противоположного) носка – выдох. Вернуться в и. п. Повторить аналогичные движения другой рукой.
11. И. п. – сидя на стуле, руки на поясе. Отвести левую руку в сторону – вдох. Поднять правую выпрямленную в колене ногу вверх, наклонив вперед туловище, достать левой рукой ступню правой ноги – выдох. Вернуться в и. п. Повторить аналогичные движения другой рукой и ногой.
12. И. п. – сидя на стуле или стоя. Спокойное нижнегрудное дыхание.
13. И. п. – стоя, ноги вместе, опущенными руками держать перед собой гимнастическую палку. Поднять палку вверх, отставить правую ногу назад, на носок – вдох, вернуть в и. п. – выдох. Повторить аналогичное движение другой ногой.
14. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтевых суставах, держат палку за головой. Поворот туловища влево, поднять палку вверх – выдох, вернуться в и. п. – вдох. Повторить аналогичное движение с поворотом туловища вправо.
15. И. п. - стоя, ноги вместе, опущенными руками держать перед собой гимнастическую палку. Поднять палку вверх, прогнуться – вдох, наклон вперед (ноги не сгибать), положить палку на пол – выдох. Вернуться в и.п.
16. Ходьба на месте. Дыхание на счет два шага (1, 2) – вдох, три шага (3, 4, 5) – выдох.
17. И. п. - стоя, ноги вместе, опущенными руками держать перед собой гимнастическую палку. Отвести палку в сторону – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Повторить аналогичные движения в другую сторону.
18. И. п. - стоя, ноги вместе, палка в опущенных руках за спиной. Наклон туловища вперед, руки с палкой поднимаются вверх до отказа – выдох. Вернуться в и. п. – вдох.
19. И. п. – стоя, ноги вместе, руки держат палку сзади на плечах. Повороты туловища вокруг вертикальной оси вправо и влево. Дыхание произвольное.
20. И. п. – стоя, ноги вместе. Подняться на носки, руки вверх - вдох; полное приседание, руки отвести назад – глубокий выдох.
21. Ходьба на месте с постепенным замедлением темпа и остановкой.
22. И. п. – сидя на стуле. Спокойное диафрагмальное дыхание.
23. И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула, руки свободно опущены. Поднять руки в стороны – вдох, расслабленно опустить – выдох.
Приложение №2
«Точечный массаж для профилактики ОРЗ и ОРВИ»
Волшебные точки
Из различных способов профилактики и лечения ОРВИ один из самых простых, эффективных и безвредных – массаж особых зон на коже, которые связаны с основными регуляторами жизнедеятельности организма: различными отделами центральной нервной системы, щитовидной и вилочковой железами, верхним шейным симпатическим узлом и другими образованиями.
Если воздействовать на определенные зоны кожи, расположенные в области головы, грудины, шеи, рук, то можно активизировать адаптационные реакции организма на неблагоприятные факторы внешней среды, в том числе и на респираторную группу вирусов.
Взрослые легко могут освоить приемы точечного массажа сами, а затем научить детей.
Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
Точка 2 связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а также с тимусом (вилочковой железой), регулирующим иммунные функции организма. Массаж этой точки повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.
Точка 3 связана синокаротидными гломусами, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани.
Точка 4 связана со слизистой задней стенки глотки, гортани и верхним шейным симпатическим узлом. Массаж этой точки активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища. Шею сзади массируют сверху вниз.
Точка 5 расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка. Она связана со слизистой трахеи, глотки, пищевода, а главное – с нижним шейным симпатическим узлом. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, легких.
Точка 6 связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовой полости, а главное – гипофиза. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.
Точка 7 связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов мозга.
Массаж точки 8 положительно воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.
Массаж точки 9 нормализует многие функции организма, так как руки человека через шейные отделы спинного мозга и определенные области коры больших полушарий головного мозга связаны со всеми выше перечисленными точками.
Массаж производите 3 раза в день кончиком указательного или среднего пальца, надавливая кожу до появления незначительной болезненности. Делайте затем 9 вращательных движений по часовой стрелке и 9 движений против. Продолжительность воздействия на каждую точку должна быть не менее 3-5 сек. Симметричные точки 3,4,6,7,8 массируйте одновременно двумя руками.
Если вы обнаружили у себя или у ребенка точки с повышенной или пониженной болевой чувствительностью, то их надо массировать через каждые 40 минут до полной нормализации чувствительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неспецифическая профилактика ОРЗ у детей
немного о закаливании...
Конспект занятия по основам безопасности жизни детей дошкольного возраста. «Инфекционные болезни»
Цель: сообщить детям элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказать об их возбудителях: микробах вирусах, бациллах. Побеседовать о мерах борьбы с возбудителями инфекционных заболеван...
Неспецифическая профилактика здоровья.
статья Неспецифическая профилактика здоровья....
Информация о необходимости проведения вакцинопрофилактики инфекционных болезней среди детей и подростков
Эпидемическая ситуация в мире никогда не была спокойной. Все время наблюдались вспышки инфекционных заболеваний и появлялись новые виды заразных болезней, а в последние годы происходит возвращение &la...
Применение на практике физкультурно-оздоровительных технологий, как одно из средств неспецифической профилактики вирусных инфекций у дошкольников
Применение на практике физкультурно-оздоровительных технологий, как одно из средств неспецифической профилактики вирусных инфекций у дошПрименение на практике физкультурно-оздоровительных технологий, ...
Аналитическая справка по итогам мониторинга реализации комплексной системы физического воспитания, направленной на развитие и формирование здорового детского организма – за 2017-2021 учебные годы в МАДОУ №51 «Зоренька»
Аналитическая справка по итогам мониторингареализации комплексной системы физического воспитания, направленной на развитие и формирование здорового детского организма –за 2017-2021 учебные годы ...
Папка - передвижка ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ
https://vk.com/wall-5608057_1699560...