Консультация для родителей «Сказки А.С.Пушкина как средство воспитания»
консультация по художественной литературе (старшая группа) на тему
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_za_prelest_eti_skazki.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что за прелесть эти сказки!»- восклицал А.С Пушкин.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.
Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.
Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.
В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию , с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ.
Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет? Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?
Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так , чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.
Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.
Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.
Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию.
Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.
Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.
Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев , а не о внешних событиях , и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности.
Ребенок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие .
С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности .
Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.
Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему.
Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.
Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку.
Сказки о животных
Колобок
Заюшкина избушка
Лисичка-сестричка и волк
Лисичка со скалочкой
Лиса-повитуха
Лиса, заяц и петух
Звери в яме
Маша и медведь
Теремок
Лиса-исповедница
Мужик, медведь и лиса
Овца, лиса и волк
Волк и козлята
Кот - серый лоб, козел да баран
Лиса и тетерев
Лиса и журавль
Лиса и рак
Лиса и кувшин
Лиса и козёл
Зимовье зверей
Кот и Лиса
Кот, петух и лиса
Курочка Ряба
Война грибов
Бобовое зернышко
Журавль и цапля
Волшебные сказки
Финист-ясный сокол
Крошечка -Хаврошечка
Царевна-лягушка
Морозко
Снегурочка
Василиса Прекрасная
Баба-яга
Терешечка
Гуси-лебеди
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
По щучьему веленью
Молодильные яблоки
Мальчик с пальчик
Иван-царевич и серый волк
Сивка-бурка
Марья Моревна
Волшебное кольцо
Семь Симеонов
Бытовые сказки
Каша из топора
Барин и собака
Барин и мужик
Добрый поп
Горшок
Заяц
Иванушка-дурачок
Лутонюшка
Не любо - не слушай
Про нужду
Солдатская шинель
Три калача и одна баранка
Хорошо, да худо
Чего на свете не бывает
Вершки да корешки
Медведь и мужик
Наговорная водица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Народные игры как средство воспитания»
Цель: рассказать о значении народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников....
Консультация для родителей Тема: «Сюжетно - ролевая игра, как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность в...
Консультация для родителей "Сказки А.С. Пушкина в жизни ребенка"
Тема Пушкина – неисчерпаема. Давнюю английскую пословицу: "Лучшее никогда не стареет" можно проиллюстрировать, в том числе, и таким примером, как творчество Пушкина. Сказки великого ру...
Консультация для родителей в старшей группе «Игра как средство воспитания дошкольников»
Консультация для родителей в старшей группе «Игра как средство воспитания дошкольников»Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, благодаря которой ребенок развиваетс...
Консультация для родителей "Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста"
Благодаря реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ у детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к выставкам, развивается эмоциональный отклик. В группе...
Консультация для родителей "Музейное пространство в ДОУ, как средство воспитания духовно-нравственных ценностей"
Информационный материал для родителей....
Консультация для родителей «Сказки А.С.Пушкина в жизни ребёнка».
Консультация для родителей« Сказки А. С. Пушкина в жизни ребенка».Александр Сергеевич Пушкин – выдающийся русский поэт, прозаик, драматург и гений литературного слова. Его твор...