Заучивание стихотворения Сергея Есенина "Береза"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение № 95
Организованная образовательная деятельность
Заучивание стихотворения
Сергея Есенина «Береза»
Воспитатель: Морозова Л. П.
Г. Мурманск
Задачи:
- Развивать интерес детей к художественной литературе.
- Привлекать внимание детей к выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).
- Развивать умение чувствовать красоту и выразительность красоту языка произведения, чуткость к поэтическому слову.
- Пополнить литературный багаж детей новыми стихотворениями.
- Совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворения.
- Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
Предварительная работа.
- Экскурсия и рассматривание заснеженных деревьев на участке детского сада.
- Экскурсии детей с родителями в зимний парк и лес.
- Рассматривание иллюстраций и картин деревьев зимой, беседа по ним.
- Рисование с детьми березы зимой.
Материал.
- «Волшебная веточка».
- «Волшебная шкатулка».
- Иллюстрации березы в разные времена года.
- Картинки – подсказки к тексту стихотворения.
- Работы детей – рисунки, для последующей самостоятельной деятельности.
- Серебряные блестки для украшения берез.
- Платок или шаль с каймой, бахромой и кистями.
- Музыкальное сопровождение (используется во время тихого проговаривания стихотворения руками).
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Ребята, послушайте, что со мной случилось. Шла я утром в детский сад и вдруг слышу, возле деревьев кто-то плачет. Подошла, а это веточка. Я принесла ее в сад, отогрела и вот что она мне рассказала.
Издавна на Руси любили и берегли каждое дерево. И даже, когда рождался мальчик, сажали дуб, а когда девочка - березку. И относились к ним, как к живым существам. Хороводы водили, просили совета, помощи, любовались ими.
А белую березку и сейчас называют символом России. Складывают про нее песни, пишут стихи. Вот и замечательный русский поэт Сергей Есенин сочинил про березу стихотворение. Показываю портрет. Послушайте его.
Выразительное чтение стихотворения. (У воспитателя на плечах платок с кистями и бахромой). Вот такое красивое стихотворение.
Про что оно?
Какая береза в этом стихотворении?
Ребята, посмотрите, какие красивые картины я вам принесла. Как вы думаете, какие из них подходят к этому стихотворению? (рассматривание картин). Почему так считаете? Рассуждения детей. Послушайте стихотворение еще раз.
(Чтение стихотворения второй раз.)
Дети, скажите, а есть в этом стихотворении новые для вас слова, которые мы редко слышим? Кто их запомнил?
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой
Рассматриваем с детьми мой платок и объясняю: посмотрите какая красивая кайма, так называют отличающуюся по цвету или рисунку полосу по краю ткани или изделий. А это бахрома - для обшивки чего-нибудь, с рядами свисающих кистей или нитей. Кистью еще называют украшения в виде стянутых вверху и расходящихся к низу пучка ниток, шнурков.
И поэт наряжает свою березу и снежною каймой, и кистями, и белой бахромой.
Дети, посмотрите, веточка принесла вам вот такую волшебную шкатулочку и просит, чтобы вы туда положили каждый новые слова:
Снежною каймой,
Распустились кисти,
Белой бахромой.
Каждый ребенок проговаривает эти словосочетания и «кладет» их в шкатулку.
Молодцы! А сейчас веточка хочет поиграть с вами в игру «Верни слова». Она вам будет задавать вопрос, а вы ей должны ответить этими же словами.
Белая береза под моим окном?
Принакрылась снегом точно серебром?
На пушистых ветках снежною каймой?
Распустились кисти белой бахромой?
И стоит береза в сонной тишине?
И горят снежинки в золотом огне?
А заря лениво обходя кругом?
Обсыпает ветки новым серебром?
Все дети проговаривают строчки стихотворения. Они отвечают веточке.
ФИЗМИНУТКА:
Дети, а давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы тоже превратились в березу. Вот вы тянете свои руки веточки вверх. Ветер дует тихонько и ваши веточки колышутся, вдруг подул сильный ветер и они закачались сильнее. Пошел снег и принакрыл нас точно серебром, веточки чуть-чуть опустились и на них горят снежинки в золотом огне –
(показываем руками и тихо проговариваем вместе все стихотворение).
Мы красивые заснеженные деревья, мы тянемся вверх, а теперь мы медленно опускаем руки и садимся на свои места.
А сейчас я хочу еще раз рассказать вам стихотворение С. Есенина «Бе-реза». Вы постарайтесь его запомнить, а помогут вам в этом картинки-подсказки. Выставляю детям картинки.
Выразительное чтение стихотворения.
Дети, кто из вас хочет рассказать стихотворение С. Есенина «Береза»? А мы с веточкой будем вам помогать. Кто-то из детей начинает, другой продолжает. Затем спрашиваю 3-4 ребят по желанию.
А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Эмоции». Надо рассказать любую строчку из этого стихотворения так, как показано на картинке. Предлагаю например рисунок черепахи - надо говорить медленно, ракета- быстро, веселое лицо- весело, испуганное лицо- испуганно, веселое- весело и так далее.
Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. А кто может сказать, с каким стихотворением мы с вами познакомились, и кто его написал? Спрашиваю 2-3 детей.
Дети, веточка хочет вам подарить волшебную шкатулку, в которую вы положили новые красивые слова. Она узнала, что вы нарисовали березы зимой и предлагает их украсить серебром. (даю детям шкатулку с серебряными блестками).
Самостоятельная работа детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворения Сергея Михалкова в развитии речи ребёнка.
Стихотворения Сергея Михалкова в развитии речи ребёнка.В читающих семьях дети с нетерпением ждут вечернего часа – часа, когда отец или мать прочтут им что-нибудь... Речевое развитие: SOS!!! И, во...
"Белая береза под моим окном" по мотиву стихотворения Сергея Есенина
Презентация может быть использована как часть непосредственной образовательной деятельности, совместной образовательной деятельности, досуговой деятельности в следующих образовательных областях: позн...
Стихотворение Сергея Михалкова "Моя улица"
Стихотворение Сергея Михалкова "Моя улица" в виде презентации....
Конспект НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы» с детьми 4-5 лет по теме Чтение заучивание стихотворения Сергея Александровича Есенина «Покраснела Рябина»
Конспект НОД по образовательной области«Чтение художественной литературы»с детьми 4-5 летпо теме Чтение заучивание стихотворения Сергея Александровича ...
Мнемотаблица к стихотворению Сергея Есенина "Береза"
Поэт описывает красоту березы не только как символа России, но и как части природы, как воплощения волнующих воспоминаний детства. Для кого-то это обычное дерево, но главный герой, который “озвучивает...
Конспект НОД по заучиванию стихотворения А. Барто «Лошадка» в младшей группе Тема: заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка» Цель:
Конспект НОД по заучиванию стихотворения А. Барто «Лошадка» в младшей группеТема: заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка»Цель:Воспитывать у детей умение слушать, запоминать...