"Удивительная зима"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Боровикова Зинаида Николаевна

 Приобщать детей к словесному искусству,  развивать  эмоциональное  восприятие и эстетический  вкус через разные виды детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Удивительная зима"53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Родничок» г.Советский»

Тема «Удивительная Зима».

                                                                Воспитатели: Боровикова З.Н.  

                                                                                             Тамонова Т.Н.

 

г. Советский 2015 г.

Цель:

 Приобщать детей к словесному искусству,  развивать  эмоциональное  восприятие и эстетический  вкус через разные виды детской деятельности.

Задачи:

 Образовательные:

Расширить представления   дошкольников  о  красоте зимнего леса, березке, зиме.

Закрепить  представления   дошкольников  о  профессиях  художник, композитор, поэт.

Познакомить с картиной Грабаря «Февральская лазурь», художника,  воспевающего  красоту берёзы.

Формировать умения детей   по  созданию выразительного образа  березы  в аппликации.

Добиваться выразительного чтения стихотворения,  умения выполнять  движения  под музыку.

Развивающие:

 Приобщить детей к   активной умственной деятельности через разные виды детской деятельности.

Способствовать развитию любознательности.

Развивать связную речь детей, обогащать словарь.

Воспитывающие:

Воспитывать доброту  и отзывчивость.

Воспитывать интерес к разным видам детской деятельности.

Воспитывать интерес и способность работать в коллективе.

 Воспитывать желание принимать участие в развивающих играх.

Формировать умение  свободного   общения   со    взрослыми  и детьми.

 Интеграция образовательных областей:

 1. Социализация.

 2. Познание.

 3. Коммуникация.

 4. Художественное творчество (аппликация).

 5. Чтение художественной литературы.

 6. Музыка.

Словарная работа:

 Обогащать словарный запас детей (красавица, белоствольная, стройная).

 Индивидуальная работа:

 Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Предварительная работа:

 1. Знакомство с берёзой.

 2. Экскурсия в парк.

 3. Хоровод «Берёзка».

 4. Знакомство с художниками: Шишкин, Грабарь, Левитан.

 5. Заучивание пословиц, загадок, стихов о берёзе.

 6. Взаимодействие с родителями: «Какую пользу приносит берёза?»

 7. Изготовление костюма березки и русских народных костюмов.

 8. Презентация «Берёза».

 9. Прослушивание музыкальных произведений о берёзе.

Материал и оборудование:

 Картины с изображением берёз, мольберт.

 Картон чёрного или синего цвета, клей ПВА, кисти для клея. Кружево для кроны и ствола. Клеенки и салфетки.

Ход занятия:

Организационный момент: Дети встают в круг.

Воспитатель: Дети, повернитесь друг к другу. Один из вас раскроет ладошки, а другой положит свои ладошки сверху. Посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ладошки потеплели. Чувствуете тепло рук? А теперь  улыбнитесь друг другу, чтобы ладошки потеплели ещё больше! Вот как вы передали тепло своего сердца друг другу. Вы рады этому?

Дети: Да.

Воспитатель:- Ребята, сегодня я шла в детский сад и вдруг встретила  необычную женщину, одетую в белый наряд. Я хотела спросить, кто она, но женщина торопилась и вручила мне снежинку. Как вы думаете, кто она?

Ответы детей.

Воспитатель, давайте убедимся, правы ли вы? Читает стихотворение на снежинке.

«Дел у меня не мало: я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома, зовут меня…?

Дети: зима.

Воспитатель:  Да, вы оказались правы. Я только никак не могу понять, почему Зима встретилась мне и подала   снежинку. Помогите мне разобраться в этом.

 Ответы детей. (Сейчас наступает зима, первый месяц-декабрь, стало холодно, кругом снег, мы тепло одеваемся, в домах топят печи и др.)

Воспитатель: Да, я согласна с вами, мне напомнили, что наступает зима, красивейшее время года.  Как вы думаете, о чем мы  с вами будем   беседовать?

Дети:  о зиме.

Воспитатель: как вы догадались?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы. Мы будем беседовать о красоте зимы. Скажите, как можно ласково назвать зиму?

Ответы детей.

Воспитатель: Какими красивыми словами мы назовем Зимушку. Отвечать будем фразой: Зимушка снежная, за каждую фразу вы получаете снежинку. ( слайд)

Ответы детей: Зимушка вьюжная, зимушка хрустальная, зимушка морозная, зимушка  искристая, зимушка хрустящая, зимушка холодная, зимушка серебристая, и др.

Воспитатель: спасибо вам, сколько красивых слов вы придумали. А у нас  получился целый хоровод снежинок из ваших фраз (слайд)

Заметает зима белый путь,

Хочет в мягких снегах утонуть.

Ветер резвый уснул на пути

Ни проехать в лесу, не пройти.

Воспитатель: Дети,  как называют людей, которые  изображают красоту словами?

Дети – поэты и писатели.

Воспитатель: Всю красоту этого времени года можно увидеть в лесу. Послушайте рассказ, который так и называется «Зимний лес». Слушать будем с закрытыми глазами, постарайтесь запомнить слова, которые отображают красоту зимнего леса. И так, слушаем.

«Пробушевала метель, и лес чудесно преобразился. Стало тихо. Лес стоит, словно богатырь в хвойной кольчуге. Синичка сядет на ветку, а ветка и не дрогнет. На поляне стоят крохотные ёлочки. Их замело снегом. Как они хороши и  пригожи! Вьюга украсила прически стройных сосен. На их макушках пышные шапки снега. Белая берёза распустила ветки, опушённые инеем. Деревья, покрытые снежными кружевами, застыли в глубоком сне. Хорош лес в зимнем уборе»  (В.Сергеев).

Воспитатель: с чего начинается рассказ? Как стало в лесу после метели?

Дети: пробушевала метель, и лес чудесно преобразился.

Воспитатель: что значит преобразился? Как вы понимаете это слово?

Дети: стал другим, изменился.

Воспитатель: и кого же напомнил автору зимний лес?

Дети: лес напомнил богатыря в хвойной кольчуге.

 Воспитатель: о ком дальше говорит автор?

Дети: о синичке, о крохотной ёлочке.

Воспитатель: как описаны в рассказе крохотные ёлочки?

Дети: ёлочки хороши и пригожи.

Воспитатель: как вы понимаете слово, пригожи?

Дети: очень красивы.

Воспитатель: о каких деревьях говорится дальше? Какие причёски у стройных сосен? Что у них на макушках?

Дети: вьюга украсила прически стройных сосен. На их макушках пышные шапки снега.

Воспитатель: как описана в рассказе берёзка, её ветви?

Дети: белая берёза распустила ветки, опушённые инеем.

Воспитатель: как в рассказе описан глубокий сон зимней природы?

Дети: деревья, покрытые снежными кружевами, застыли в глубоком сне.

Воспитатель: как заканчивается рассказ?

Дети: хорош лес в зимнем уборе!  

Картина «Зимний лес».

Воспитатель: Кто рисует красоту   зимы,  зимнего леса?

Ответы детей.

Воспитатель: чем художник передает красоту зимы?

Ответы детей: кистями и красками  рисует картину.

Картина «зимний лес», рассматривание картины.

Воспитатель:   Скажите, пожалуйста, подходит ли описание зимнего леса, услышанного вами, к этой картине?

Ответы детей.

Воспитатель:   Все согласны, Тогда скажите, почему вы так думаете?

Воспитатель: Молодцы. Я тоже согласна с вами и довольна вашими ответами.

Физ. минутка: (под музыку).

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится,           дети кружатся

И на землю тихо

Падает, ложится,                 приседают

А под утро снегом

Поле забелело,                    показывают руками влево, вправо

Точно пеленою

Все его одело.                       Руки влево, вправо,  плавно

Темный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной                 показ над головой шапочки

И заснул под нею

Крепко, непробудно.        Присели, заснули        

Воспитатель: Продолжим наше занятие. Как называют людей, которые  сочиняют музыку про красоту зимы?

Дети – это музыканты.

Воспитатель: вот мы и услышали музыку зимы, когда выполняли физ.минутку.

Воспитатель: В картине вы видели белые березы. Посмотрите на нее. (Слайд – белая береза)

Воспитатель:   А вот какое стихотворение написал поэт Сергей Есенин о нашей березке. Хочу обратить ваше внимание на  то, как описывает Есенин красоту березки в инее. (Чтение стихотворения «Белая береза»).   Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете. (Белая береза, серебряный снег, золотой огонь снежинок.)

Особенно интересно в стихах описание инея. (Воспитатель читает его)

Воспитатель: Какое время суток рисует поэт?

Дети: Утро.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети:  Заря, сонная тишина, иней еще не растаял после морозной ночи.

Воспитатель: Солнечное это утро или пасмурное?

Дети: Солнечное: «Горят снежинки в золотом огне».

Воспитатель: вспомните, как занимается заря зимой?

Дети: Лениво.

Воспитатель: — послушайте стихотворение еще раз, обратите внимание на то, где я делаю  паузы, читаю стихотворение неторопливо, певуче. Выделяю слова.

Чтение стихотворения повторно.

Воспитатель: кто попробует рассказать его?

Чтение стихотворения (2-3 ребенка)

Воспитатель: вы хотите изобразить  красивую березу в инее?

Дети: да.

Воспитатель: тогда давайте подготовим пальчики  и  ладони к  предстоящей работе.

Упражнение    «Снежинки» - катание снежинок на палочке.

Воспитатель: Присаживайтесь за столы. Перед вами картон разного цвета: черный, белый и  голубой; кружева, клей, кисточки, черные фломастеры. Делать березу мы будем из кружева. Сначала берем ствол нашей будущей березы, кладем его на клеенку, намазываем клеем и наклеиваем на картон. Затем, возьмем крону, овальный кусочек кружева, и приклеиваем  наверх  ствола. Не забываем наклеивать аккуратно, вытирать лишний клей тряпочкой. Ребята, кружево – это такой необычный материал, который можно дополнительно намазать клеем сверху, чтобы лучше приклеилось.  После того, как вы наклеили березу, внизу  наклейте сугробы из белой ткани, украсьте ствол березки. (Дети работают под музыку)

Работа детей, помощь в ходе работы.

Воспитатель: Давайте полюбуемся нашими  работами. Какое стихотворение мы сегодня учили? Подходят наши картины  к этому стихотворению. Вы, Молодцы!

Мы развесим наши работы на стенде, чтобы родители тоже могли полюбоваться нашими березками.

VI.. Рефлексия.

Воспитатель: дети, а сейчас продолжите предложение:  на занятии

Я узнал для себя  новое.....

Мне понравилось ....

Воспитатель: спасибо всем.  Расскажите стихотворение своим близким дома, можете сделать картины про зиму из бумаги, ткани.  Занятие закончено.

Пересказ рассказа М.М. Пришвина «Деревья в зимнем лесу».

Учить детей пересказывать рассказ М,М. Пришвина «Деревья в зимнем лесу»;  довести до детей содержание и художественную форму в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.

  2.Словарная и грамматическая работа.

Подбирать определения и сравнения; упражнять в согласовании существительных в роде, числе.

 3.Формирование звуковой культуры речи.

 Развивать умение регулировать темп речи и силу голоса.

 Предварительная работа.

 Наблюдение в природе, беседы о временах года; Знакомство с народными приметами; Разучивание пословиц, поговорок; Отгадывание загадок; Рисование деревьев в снегу; Рассматривание картин.

 Материал к занятию.

 Картины.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 - Ребята, сегодня я шла в детский сад и вдруг встретила волшебницу, она так спешила, что имя свое она не назвала, а сказала о себе такими словами: «Дел у меня не мало: я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома, зовут меня…? (зима)

- Послушайте, что я вам сейчас прочитаю. Автор этого произведения — писатель Михаил Михайлович Пришвин. Закройте глаза, слушая этот рассказ и представьте себе заснеженный лес. (Чтение рассказа.)

 - Что я вам сейчас прочитала? {Рассказ.)

 - Почему вы думаете, что это рассказ? (Это случай из жизни, в нем нет волшебства.)

 - О чем этот рассказ? (О природе, о зимнем лесе, о заснеженных деревьях.)

 - Как автор описывает деревья?

 - С чем он сравнил деревья?

 - Что автор говорит о березе и ели? (Ель царствует, береза плачет.)

 - Какие описания в рассказе вам запомнились?

 - Давайте подумаем, как можно назвать того человека, который нам рассказал о жизни зимних деревьев? (Автор, писатель, Михаил Пришвин. )

 - А каким его можно назвать? (Добрым, любящим природу, наблюдательным, внимательным.)

 - Почему вы так решили? (Потому что все, что он видел, он рассказал другим. Написал свой рассказ.)

 - А сейчас попробуем пересказать рассказ от имени Михаила Михайловича Пришвина.

 (Дети пересказывают рассказ.)

 - Ребята, какими словами можно рассказать про зимний лес, какой он? (Заснеженный, засыпанный снегом, укутанный, заколдованный, сказочный, молчаливый, белый и т. д.)

 - Кто из вас был в зимнем лесу?

 - Что там увидели?

 - А мы с вами знаем скороговорку про снег. Сегодня мы научимся четко произносить слова и звуки. Говорить будет сначала медленно, громко, затем быстро, шепотом. Давайте все вместе скажем скороговорку медленно.

Анализ занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно – образовательная деятельность Подготовительная к школе группа. Тема «Удивительная Зима».

Приобщать детей к словесному искусству,  развивать  эмоциональное  восприятие и эстетический  вкус через разные виды детской деятельности....

презентация "Зима-удивительное, прекрасное время года!"

Программное содержание: 1.Формировать у детей интерес к явлениям природы.2.Приучать к поэзии....

Зима удивительное время года

Дети гуляют и делают поделку в группе...

Развлечение "Удивительная зима"

Цели: обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение всего развлечения; развивать у детей физические качества – ловкость, быстроту; развивать мышление, память; способствовать созданию...

"Удивительная зима"

Приобщать детей к словесному искусству,  развивать  эмоциональное  восприятие и эстетический  вкус через разные виды детской деятельности....