Конспект "Литературная викторина "Знатоки сказок"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему
Викторина интересна, познавательна, обеспечит развитие кругозора, закрепит знания русских народных сказок.
Может быть использована в семейном кругу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturnoy_viktoriny.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературной викторины для детей 6-7 лет.
«Знатоки сказок»
Автор: Барченко Тамара Николаевна, педагог дополнительного образования. ГБДОУ д/с 100 Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга
Описание материала: материал будет полезен педагогам, музыкальным руководителям с детьми подготовительной группы
Цель: формирование интереса у дошкольников к художественной литературе.
Задачи:
• закрепить знания детей о русских народных сказках,
• формировать умение узнавать сказки, их героев, предметы быта из сказок.
• развить интерес к русскому народному творчеству;
• воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней.
Предварительная работа:
чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, рисование иллюстраций по сказкам для украшения зала, разучивание с детьми отрывков из сказок, с целью показа маленьких миниатюр для младших детей. Беседы по сказкам. Объяснение пословиц и поговорок о сказках. Чтение скороговорок, чистоговорок. Разучивание пальчиковых игр. Рисование «Картинки к сказкам.»
Оборудование: домик –теремок, «волшебная книга», маски зверей для показа миниатюр из сказок, магнитофон, иллюстрации к сказкам,презентация «Волшебные предметы из сказок», короб для «Медведя», «лилии» с загадками, предметы из короба: скалочка, яйцо, перышко, пирожок, стрела, яблочко, клубок ниток, зеркало, скатерть-самобранка.
Способы: использование загадок, стихов, показ презентации «Волшебные предметы из сказок», показ мини-сказок, подвижная игра.
Оформление: в центре зала стоит теремок, печь , половики, короб, плетень, скамейки, стол с росписью, на стене висят иллюстрации к сказкам, рисунки детей.
Участники: ведущий, дети, жюри.
Ведущий: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить сказки, которые мы любим. Вы ведь любите сказки?
Дети: Да!!!!!
Ведущий: Как вы думаете, чему учат сказки? О чём они, какие черты характера воспитывают?
Дети: Учат быть добрыми, сочувствовать чужому горю, не смеяться над слабыми, учат справедливости, щедрости, умению дружить.
Ведущий: В нашем конкурсе принимают участие дети подготовительной группы
и наши гости команда из д/с ____ Оценивать их будет Совет Мудрейших-ЖЮРИ.
Ф.И.О._______________________
Ф.И.О _______________________
За правильные ответы Совет Мудрейших будет начислять баллы- «Сказочные мудрики».
Начнём наш конкурс с представления команд.
Команда Д/с №___ «Пчёлки»
Капитан __Ф.И._______________
Команда Д\с №___ «Лучики»
Капитан__ Ф.И.________________
Ведущий:
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть добро и ласку.
Может быть. Вчерашний снег.
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Ведущий: Начнём нашу викторину. (Звучит музыка сказочная фоном)
Открываю «Волшебную книгу».
В моей книге задания.
Задание 1: «Сказки от начала до конца.»
Ведущий: Скажите, пожалуйста, как называются сказки, которые сочинил народ?
Дети: Такие сказки называются народными.
Ведущий: Как называют слова, которыми обычно (традиционно) начинаются русские народные сказки?
Дети: Такие слова называются зачином.
Ведущий: Правильно! Умнички! Зачин –это начало сказки, рассказывающее о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке.
А теперь вспомним зачины сказок.
Пожалуйста, команда «Пчелки»
Дети: (разные ответы.)
Пожалуйста, команда «Лучики»
Дети: (разные ответы.)
Ведущий: Молодцы! А чем заканчиваются сказки!
Дети: у каждой сказки есть концовка.
Ведущий: назовите концовки сказок.
Пожалуйста, команда «Пчелки»
Ответы детей .
А теперь, команда «Лучики»
Ответы детей.
Ведущий: Мудрейшие из мудрейших! Наше жюри!
Пожалуйста, оцените знания наших участников.
Какая команда получит первые сказочные Мудрики-очки.
Жюри.
Задание 2: «В какой сказке это было?»
Ведущий: Пришло время проверить, хорошо ли вы знаете русские народные сказки?
- В какой сказке маленький, удаленький человечек один оставался дома и домовничал? (Жихарка)
- В какой сказке один маленький домик приютил много зверушек?
(Теремок)
- В каких русских народных сказках к домику обращаются: « Избушка, избушка! Повернись к лесу задом, а ко мне передом?»
(Финист-ясный сокол, Царевна –лягушка)
- В какой русской народной сказке петух выгнал лису из заячьей лубяной избушки?
(Заячья избушка или Лиса и заяц)
- В какой русской народной сказке старики вышли на улицу со словами: «Пойдем-ка, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу»
(Снегурочка)
- В каой сказке мачеха выгнала падчерицу из дома, заставила старика отвезти девочку лютой зимой в лес и там оставить?
(Морозко)
- В какой сказке девочка всю работу выполняла: и пряла , и ткала. У нее коровушка была, которая ей помогала?
(Хаврошечка)
- В какой сказке печь сама по улице пошла?
(По-щучьему велению)
Ведущий: Молодцы! Умнички! Настоящие знатоки сказок. Уважаемое жюри, оцените, пожалуйста, ответы команд.
Жюри.
Задание 3: «Герои сказок»
Ведущий: А теперь, внимание! Хорошо ли вы знаете героев русских народных сказок?
- Как звали сестру Иванушки?
- Внучку Деда Мороза?
- Двух братьев –Морозов.
- Как звали сестёр Крошечки-Хаврошечки?
- А как звали младшего брата, который поймал щуку?
- Имя Василисы?
- Прозвище Никиты, который спас Киев от змея?
- Сказочная героиня, владелица летательного аппарата?
- Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно построенного моста?
- Как звали волшебного коня, который подпрыгнул до окна царевны?
Ведущий:
Жюри оценит и подарит вам сказочные Мудрики-очки за знания героев сказок!
Жюри
Ведущий:
Молодцы, ребята! А, сейчас, давайте немного отдохнем и поиграем.
Игра: «Тише едешь, дальше будешь!»
Считалкой выбирается водящий. Он стоит на противоположной от детей стороне, спиной к ним.
Ведущий: Сейчас нам предстоит нелёгкий путь через болото. Мы должны пройти его, ступая по кочкам, как Иван Царевич, который искал свою стрелу. Пока водящий стоит спиной и говорит : «Тише едешь, дальше будешь!», дети стараются как можно ближе к нему подойти. После окончания слов, водящий поворачивается лицом к детям. Все они замирают. Кто первый приблизится к водящему и дотронется, тот и водит в следующий раз.
Ведущий: Очень хорошо поиграли! Никто из вас не встретил на болоте лягушку из сказки? А вот и она, спряталась в камышах! Ой, а у неё здесь какое-то задание для наших знатоков сказок! Сейчас я посмотрю! (Свиток с вопросами для капитанов команд)
- Назовите царевну, которую рассмешил герой сказки на печи? Как её звали?
- Как звали девочку, которая обманула медведя?
- Как звали красну-девицу, у которой братец напился из колодца? Назовите её имя.
- Как звали царевну из болота и её жениха?
Ведущий: Уважаемое жюри! Правильно ли ответили Царевне-лягушке наши капитаны?
Жюри: Наши капитаны правильно ответили на вопросы Царевны-лягушки и заработали для команды сказочные Мудрики-очки.
Ведущий: А вы знаете, ребята, что народ, сочиняя сказки, мечтал, что когда-нибудь волшебные предметы станут явью. На самом деле так и случилось. И, следующее задание будет таково….
Задание5: «Волшебные предметы»
На экране вы увидите волшебные предметы из сказок.
Назовите этот волшебный предмет и то, что в наше время может их заменить.
Показ презентации «Волшебные предметы из сказок». На столике дети находят иллюстрации с предметами современного быта. В презентации эти предметы «вылетают» на слайде.
Слайд 1: Ковёр самолёт-
(Самолёт)
Наливное яблочко и золотое блюдечко, волшебное зеркальце
(Телевизор)
Волшебная дудочка
(Музыкальный центр)
Сапоги-скороходы, чудесные лапоточки
(Автобус, машина)
Ступа Бабы-Яги
(Вертолёт)
Молодильные яблочки
(Крем для лица, маски)
Печка-матушка-
( Плита газовая, электрическая)
Ухват
(Прихватка)
Рубель
( Утюг)
Корыто
(Стиральная машина)
Лучина, светец
- (Лампочка)
Клубок ниток-
(Навигатор)
Ведущий: Замечательно! Какие вы догадливые! Молодцы! Ждём ваших оценок, уважаемое жюри!
Ведущий: Следующее задание, ребята! Ой, ничего не понимаю! Кто у меня похозяйничал в моей волшебной книге, все названия сказок перепутал! Кто бы это мог быть? Баба яга, не иначе! Ну, ничего! Ребята такие смышлёные, сейчас всё исправят, назовут правильно все названия сказок!
Задание 6:
- «Царевна-индюшка»
- «По –собачьему велению»
- Иван –царевич и зелёный волк»
- «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»
- «Петушок-золотой гребешок»
- «У страха уши велики»
- «Лапша из топора»
- «Мальчик-с –пальчик»
Ведущий: Я думаю, что бабушке Яге не удалось запутать таких смышлёных ребят? Правда? И наше многоуважаемое жюри скажет своё слово.
Жюри.
Ведущий: А сейчас следующее задание. Дети подготовили маленткие миниатюры по сказкам. Это было домашнее задание.
Нужно угадать из какой сказки действие!
(Каждая из команд показывает «миниатюрки» из сказок по выбору воспитателей.)
Последняя миниатюрка- «Медведь» с коробом из сказки «Маша и медведь.
«Медведь» приносит короб, в нем задание.
Ведущий: Настоящие знатоки сказок могут узнать все предметы из сказок, потому, что очень внимательно слушают сказки.
И, следующее задание звучит так.
Задание 8: «Узнай предметы из сказок»
Дети поочерёдно достают предметы и называют название сказки.
- Скалочка
- Яйцо
- Перышко
- Стрела
- Пирожок
- Яблочко
- Клубок ниток
- Зеркало
- Скатерть-самобранка
Ведущий: Молодцы! Все правильно назвали и вспомнили названия сказок. Уважаемое жюри! Принесли ли дети команде дополнительные очки.
Жюри.
Ведущий:
Задание последнее: Оно самое трудное. Музыка! Та-та-та-там!!!!
О сказках сложено очень много пословиц.
Какие вы знаете пословицы о сказках.
5-6 ответов.
К каждой пословице подобрана красочная иллюстрация. Вам нужно выбрать подходящую пословицу к иллюстрации.
Я называю пословицу, а вы выбираете к какой сказке эта пословица подходит.
Слушайте внимательно!
- Один за всех, все за одного. ( Репка.)
- Там, где дружат, живут не тужат (Теремок, Репка.)
- На языке медок, а на уме ледок ( Колобок)
- В тесноте , да не в обиде (Теремок)
- Друг познаётся в беде (Кот, петух и лиса)
- Смекалка-второе счастье (Каша из топора)
- С трудом и мороз не страшен (Два Мороза)
- На чужой каравай рот не разевай (Заюшкина избушка)
- Мир не без добрых людей ( Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка, Крошечка_Хаврошечка, Морозко)
- Не всякому верь-закрывай крепче дверь (Волк и семеро козлят)
- Лучше друг верный, чем камень драгоценный (Сивка-Бурка)
- Как аукнется, так и откликнется (Лиса и Журавль)
- Ведущий: Молодцы! Справились отлично! И сейчас нащше жюри подведёт итог конкурса. Сейчас мы вместе посчитаем, сколько у каждой команды сказочных мудриков-очков.
Считаем вместе хором. Ура! Победила дружба и отличные знания русских народных сказок, пословиц.
Сейчас мы вручим вам на память медали и маленькие сувениры. А ещё в коробе для вас гостинцы.
Ведущий:
Всем спасибо за вниманье!
За задор, за добрый смех!
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сундучок сказок (использование сказок для воспитания толерантности)
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства масс...
Отличие русских народных сказок от сказок других народов
1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...
Отличие русских народных сказок от сказок других народов
1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе " Поляна сказок". Презентация к занятию "Поляна сказок"
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с презентацией....
Конкурс творческих работ "Герои произведений сказок К.И.Чуковского "Тараканище", "Мойдодыр", "Крокодил", посвященного 95- летию со дня выхода сказок.
Коллективная работа ДС 939 группа № 5 "Мойдодыр". 2017 год....
СПЕКТАКЛЬ ПО МОТИВАМ СКАЗОК БРАТЬЕВ ГРИММ Спектакль «Бал сказочных героев» по мотивам сказок Братьев Гримм
Сценарий спектакля ПО МОТИВАМ СКАЗОК БРАТЬЕВ ГРИММ...
Итоговое мероприятие в средней группе по тематической неделе: «Неделя сказок» - «Путешествие по страницам сказок». Ивановская Светлана Степановна, воспитатель
Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).Задачи: Формировать чувства близости между родителями и детьми. Активизировать творческий потенциал...