Петушок-золотой гребешок и жерновцы
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Ефремова Татьяна Викторовна

Аналитическое занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskoe_zanyatie.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическое занятие.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.

Тема: чтение сказки «Петушок – золотой гребешок и жерновцы».

Задачи.

  1. Образовательные: познакомить детей со сказкой,

учить осмысливать идею сказки, характер персонажей,

обогащать словарный запас детей,

упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос,

  1. Развивающие: развивать диалогическую речь, память.
  2. Воспитывающие: воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения,

 культуру речевого общения, эмоциональную отзывчивость, радостное сопереживание, отрицательное отношение к жадности, грубости.

Методы и приемы:  чтение сказки, объяснение, показ, беседа, указание, поощрение, сюрпризный момент.

Ход занятия:

1 часть.

- Скажите, любите ли вы сказки? А какие?  (Ответы) Мультфильмы не называйте. Сказки – это произведения, которые слушают. Я вам прочитаю сказку вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите, и слушайте…..Выразительно читаю сказку.

Физминутка про петушка.

Ах, красавец-петушок!

На макушке – гребешок,

А под клювом –то бородка,

Очень гордая походка.

Лапы кверху поднимает,

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встаёт.

Громким голосом поёт:

КУ-КА-РЕ-КУ! ХВАТИТ СПАТЬ!

ВСЕМ ДАВНО ПОРА ВСТАВАТЬ!!!!!!!!!

2 часть. Беседа о прочитанном.

  1. Может быть слово «жерновцы» кому-то непонятно? Жерновцы – это маленькие жернова, а жерновами на мельнице зерно мелют. Бывает большая мельница – она на речке стоит, ее жернова вода вертит, а бывает мельничка маленькая, ручная, ее жерновцы может один человек  поворачивать. Вот о такой ручной мельнице и говорится в этой сказке. (показываю картинку)
  2.  Можно назвать эту сказку волшебной? (ответы) Да, в этой сказке много волшебных предметов. Кто их перечислит? (ответы) Верно, желудь, жерновцы, кочеток.
  3. Как вы думаете, какой из них самый волшебный? (ответы) Конечно желудь, ведь с него все и началось, из него вырос дуб до неба.
  4. А кто такой кочеток? (ответы) Правильно, петушок. В некоторых областях до сих пор петуха называют кочет, коч.
  5. Почему старик со старухой не захотели продавать жерновцы? (ответы) Верно, волшебные подарки не продаются, даже за самые большие деньги.
  6. Почему  боярин украл жерновцы? (ответы)
  7. Про какого героя нашей сказки можно сказать, что он в «огне не горит в воде не тонет»? (ответы)
  8. Сколько раз кочеток уговаривал боярина отдать жерновцы? (ответы) правильно, три раза. Троекратный повтор – характерная особенность русских народных сказок.
  9. Как вы думаете, почему гости боярина кочетка испугались и побежали из дома? (ответы) Верно, сначала петушок кричал на воротах, потом на балконе,  и, наконец, в палаты влетел. Все ближе и ближе подбирался! И ничего с ним поделать нельзя! Ка тут не испугаться!
  10. Что в сказке названо золотым? (ответы) Верно, золотой гребешок и жерновцы. Помните? Золотой на сказочном языке значит волшебный.
  11. Как в сказке жили старик и старуха? (ответы) Д а, очень бедно, даже хлеба у них не было. Но вот что главное: не падали они духом. Сопротивлялись невзгодам. Потому-то и получили награду.
  12. А как выглядит боярин в сказке? Как называют человека ненасытного, отбирающего у бедных последнее? (ответы)

Динамическая пауза «Петух, лиса и куры»

Дети изображают кур. Один из играющих — петух, другой — лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ!» Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

3 часть. Повторное чтение сказки.

Рефлексия. Эту сказку мы разыграем по ролям. Но прежде выучим слова и действия героев. А еще весной посадим в землю желудь и будем ждать, когда из него вырастет дуб. Может быть, он вырастет до неба? После занятия можете взять книгу и хорошо рассмотреть иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Петушок, петушок, золотой гребешок".

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия по теме " Петушок, петушок, золотой гребешок"....

Конспект занятия по рисованию "Петушок, петушок, золотой гребешок". I младшая группа

Обучение умению рисовать пальцем линии, раполагая их из одной точки; закреплять знание основных цветов; воспитывать интерес к рисованию....

Конспект занятия «Петушок, петушок, золотой гребешок»

Обучение умению рисовать пальцем линии, располагая их из одной точки; формирование умения воспроизводить под музыку подражательные движения....

Методические рекомендации к сказке "Петушок- Золотой гребешок и жерновцы"

Из каких геометрических фигур состоит петушок?Цель: Развивать умение различать и называть геометрические фигуры. Воспитывать интерес к математике и желание работать в коллективе. Восп...

Конспект занятия по ознакомлению детей в подготовительной группе с художественной литературой по теме: «Петушок золотой гребешок и Жерновцы».

Сказки – удивительное и уникальное явление во всей  русской культуре, которое несет в себе исключительную поучительность. Ведь именно с помощью народных сказок удается привить ребенку к соб...

Конспект занятия по ознакомлению детей в подготовительной группе с художественной литературой по теме: «Петушок золотой гребешок и жерновцы».

Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.Учить узнавать название сказки по короткому отрывку, отгадывать загадки....