Занятие «Путешествие по сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»
консультация по художественной литературе (средняя группа) на тему

Темлянцева Эльмира Ханифовна

В занятии представлена интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество».

Цель: формирование интереса к художественному произведению через решение следующих задач:

Задачи для детей

I.Образовательная область «Чтение художественной литературы»

  1. Приобщать детей к словесному искусству.
  2. Формировать способность сопереживать героям художественного произведения.

II.Образовательная область «Коммуникация»

  1. Формировать умение выражать свою точку зрения на различные ситуации.
  2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.
  3. Активизировать употребление в речи названий предметов, материалов, из которых они изготовлены (дерево, фаянс, пластмасса).
  4. Совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

III.Образовательная область «Познание»

  1. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования органов чувств (осязание, зрение, слух). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
  2. Развивать умение анализировать образец постройки.
  3. Закреплять умение ориентироваться в пространстве: далеко – близко.
  4. Продолжать знакомство с признаками предметов, совершенствовать умение определять их форму, величину и вес.
  5. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для жизни растений и животных.
  6. Развивать умение узнавать и называть время года.

IV.Образовательная область «Социализация»

  1. Формировать у детей умение договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.
  2. Развивать умение сопереживать, сочувствовать героям сказки, желание помочь им.

V. Образовательная область «Музыка»

1.Развивать умение чувствовать характер музыки,

2.Формировать умение двигаться в соответствии с характером музыки.

VI. Образовательная область «Художественное творчество»

  1. Формировать умение закрашивать рисунки карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении.
  2. Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «Путешествие по сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»

средний дошкольный возраст.

В занятии представлена интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество».

Цель: формирование интереса к художественному произведению через решение следующих задач:

Задачи для детей

  1. Образовательная область «Чтение художественной литературы»

  1. Приобщать детей к словесному искусству.
  2. Формировать способность сопереживать героям художественного произведения.
  1. Образовательная область «Коммуникация»

  1. Формировать умение выражать свою точку зрения на различные ситуации.
  2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.
  3. Активизировать употребление в речи названий предметов, материалов, из которых они изготовлены (дерево, фаянс, пластмасса).
  4. Совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
  1. Образовательная область «Познание»

  1. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования органов чувств (осязание, зрение, слух). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
  2. Развивать умение анализировать образец постройки.
  3. Закреплять умение ориентироваться в пространстве: далеко – близко.
  4. Продолжать знакомство с признаками предметов, совершенствовать умение определять их форму, величину и вес.
  5. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для жизни растений и животных.
  6. Развивать умение узнавать и называть время года.
  1. Образовательная область «Социализация»

  1. Формировать у детей умение договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.
  2. Развивать умение сопереживать, сочувствовать героям сказки, желание помочь им.

V. Образовательная область «Музыка»

  1. Развивать умение чувствовать характер музыки,

  2. Формировать умение двигаться в соответствии с характером музыки.

VI. Образовательная область «Художественное творчество»

  1. Формировать умение закрашивать рисунки карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении.
  2. Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Задачи для педагога

  1. Учитывать гендерные различия детей при выполнении разных заданий.
  2. Развивать свободное общение педагога и детей.
  3. Дать детям новые знания о свойстве бумаги.

Данное занятие не требует предварительной работы с детьми.

Дети знакомятся со сказкой «Дюймовочка» на протяжении всего дня. Занятие поделено на три части. Первая часть занятия проводится до завтрака. Вторая часть  проводится согласно расписанию занятий. Третья часть занятия проводится после сна.

Часть 1.

Воспитатель. Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей).

Сегодня я хочу рассказать вам одну очень интересную сказку. Кто-то из вас услышит ее в первый раз, а кому-то она хорошо знакома.

Но вы будете не просто слушать сказку, вы будете ее участниками, будете помогать ее героям. Вы согласны? (Ответы детей).

А чтобы узнать, какую сказку я вам расскажу, отгадайте загадку:

Появилась девочка.

В чашечке цветка.
         И была та девочка.

Чуть больше ноготка.

Чуть женой крота не стала.

 И усатого жука!
         Вместе с ласточкой летала
         Высоко под облака.

Ну, конечно же - это Дюймовочка. Итак, сказка начинается!

Слайд 2 Жила – была одна женщина, у нее не было детей, а ей так хотелось иметь ребеночка.

Слайд 3 Однажды она встретила колдунью, которая знала все о мечте женщины. Колдунья подарила женщине зернышко и сказала: «Посади это зернышко в цветочный горшок и увидишь, что будет».

А что будет дальше, мы с вами узнаем после завтрака.

Часть 2.

Воспитатель. Сегодня у нас с вами необычный день. Ребята,  утром мы с вами договорились, что весь день мы проживем в сказке. В какой сказке мы оказались? (Ответы детей). В сказке «Дюймовочка». Но мы договорились, что вы будете не просто слушать эту сказку, но еще и ….. участвовать в ней, помогать ее главным героям.

Давайте вспомним, где мы остановились? (Ответы детей).

Кого встретила женщина? (Ответы детей). Что сказала ей колдунья? (Ответы детей). Для чего нужно посадить зернышко? (Ответы детей).

Правильно, садитесь удобно и слушайте продолжение сказки.

Слайд 4 Женщина пришла домой и сразу же посадила зернышко в цветочный горшок и стала ждать, что будет.

Ребята, что-то происходит? Нет! Надо помочь женщине!

Вы в группе тоже сажали цветы. Как вы это делали? (Ответы детей). Что забыла сделать женщина? (Ответы детей). Правильно, полить землю. А наши горшки с цветами стоят на подоконнике или в темном шкафу? (Скрытая гимнастика для глаз).  Конечно, на подоконнике. Ведь цветам нужен свет.

Молодцы, ребята, помогли героине сказки советом.

 Слайд 5 Услышала женщина наши советы и полила землю, включила свет.

Что происходит? (Ответы детей). Вырос стебель, листья и цветок. Лепестки цветка были плотно сжаты. «Что же делать дальше?» - подумала женщина.

Ребята, давайте ей поможем. Что можно сделать для того, чтобы цветок раскрылся? (Ответы детей).

У меня тоже есть такие же цветы, как в нашей сказке. Только из чего они сделаны? (Ответы детей). Правильно, из бумаги.

Как вы думаете, что можно сделать с бумажным цветком, чтобы он раскрылся? (Ответы детей).

Я предлагаю вам поделиться на 2 команды. Девочки могут подойти к правому столу, а мальчики к левому.

  Столы стоят буквой «П». Справа и слева работают дети, посередине стол воспитателя. На столе воспитателя лежат разноцветные бумажные цветы.

Девочки, какой цветок вы выбираете? Мальчики, какой цветок выбираете вы? (Дети, посовещавшись в командах, выбирают один цветок).Я выбираю белый цветок.

У вас на столах лежат тазики с водой. Я предлагаю вам осторожно опустить свои цветы в воду. И я опущу в воду свой цветок в таз с водой. Посмотрите внимательно. Что происходит с вашими цветами? (Ответы детей).

Лепестки цветов раскрываются. Как вы думаете, почему это происходит? Когда цветы лежали на столе, их лепестки были сжаты, а в воде они раскрываются. Почему это происходит? (Ответы детей).

Я хочу раскрыть вам один секрет. Хотите его узнать? Если положить бумагу в воду, она намокает и становится тяжелой. Вот и ваши бумажные лепестки намокли, стали тяжелыми и раскрылись, опустились в воду.

 Слайд 6 Мой цветок белого цвета, как в сказке (воспитатель обращает внимание детей на слайд презентации). Давайте посмотрим, что находится внутри моего цветка? (Воспитатель расправляет  лепестки  своего цветка, а в его серединке  сидит маленькая куколка).

Кто сидит в цветочке? (Ответы детей). Дюймовочка.

Мы помогли женщине раскрыть цветок? (Ответы детей).  Помогли! Как мы это сделали? (Ответы детей).

Воспитатель сажает детей на стулья.

Женщина сразу полюбила Дюймовочку. А она была маленькая или большая? (Ответы детей).  Правильно, Дюймовочка маленькая, а женщина какая? (Ответы детей). Большая.  Женщина смастерила для Дюймовочки домик. Домик получился большой или маленький? (Ответы детей). Дюймовочка живет в маленьком домике, а женщина живет…..в большом доме (проговаривание фразы детьми).  У Дюймовочки маленькая кроватка, а у женщины…..большая кровать (проговаривание фразы детьми). У Дюймовочки маленький столик, а у женщины…..большой стол  (проговаривание фразы детьми). У Дюймовочки маленький стульчик,  а у женщины…..большой стул (проговаривание фразы детьми).

А чтобы развлечь Дюймовочку, женщина решила сделать ей лодочку и покатать в тазу с водой. Дюймовочка маленькая? (Ответы детей). Значит и лодочка ей нужна какая? (Ответы детей). Маленькая.

Женщина нашла дома маленькую тарелочку, маленькую крышку для банки и маленькую подставку для горячего чая. А вот какую из этих лодочек выбрать для  Дюймовочки, она не знает. Давайте ей поможем!

 Я приглашаю команды девочек и мальчиков занять свои места около столов. Каждой команде я даю три разные лодочки (деревянная подставка, пластмассовая крышка и керамическая тарелочка), а вы должны решить, какая из них хорошо плавает и подойдет для Дюймовочки.

Дети работают в командах.

Девочки, какую лодочку выбрали вы? (Ответы детей).  Почему? (Ответы детей). Какая лодочка утонула? (Ответы детей). Из чего она сделана? (Ответы детей). Как вы думаете, почему утонула тарелочка, она ведь маленькая?  (Ответы детей). Потому что она тяжелая. Из чего сделана эта тарелочка? (Ответы детей). Из фаянса!  Какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей). Хоть тарелочка и маленькая, но она тяжелая (она сделана из фаянса), поэтому она утонула.

А подставка для цветов утонула? (Ответы детей). Подставка маленькая или большая? (Ответы детей). Она такого же размера, как и тарелочка. Как вы думаете, почему она не утонула? (Ответы детей). Потому что она легкая.  Из чего сделана эта подставка? (Ответы детей). Из дерева! Мы можем сделать вывод, что деревянные изделия в воде не тонут. 

Крышечка для банки утонула?  (Ответы детей). Нет. Почему? (Ответы детей). Потому что она легкая.  Кто знает, из  чего она сделана? (Ответы детей). Из пластмассы.

Посмотрите, подставка для цветов намокла, потому что дерево легко впитывает воду. Дюймовочка может промочить ножки. Так какая лодочка лучше – деревянная или пластмассовая? (Ответы детей). Правильно, пластмассовая!

Мы помогли женщине выбрать для Дюймовочки лодочку? Помогли! Какая лодочка плавает лучше всех? (Ответы детей). Пластмассовая!

Дюймовочка поплавала в пластмассовой лодочке, устала и решила лечь спать.

А пока Дюймовочка спит, мы с вами выпьем сок и сходим гулять. А продолжение сказки узнаем после дневного сна.

Часть 3.

Воспитатель. Ребята, хотите узнать продолжение сказки «Дюймовочка»? Садитесь на ковер и слушайте.

Ночью в открытое окно дома заскочила жаба. Она схватила кроватку с Дюймовочкой и унесла в свое болото.

Слайд 7 Дюймовочка проснулась не в своем уютном домике, а на листе кувшинки посередине болота. Она очень испугалась.

 Слайд 8 Но на счастье, мимо летел жук, он подхватил Дюймовочку и отнес высоко на дерево.

Слайд 9 А там в это время шел бал. Все жучки, паучки и бабочки танцевали.

Давайте и мы с вами немного потанцуем. Давайте представим, что девочки превращаются в бабочек.  Вы должны танцевать легко, плавно. А мальчики превращаются в жуков.  Танец жуков будет отличаться от танца бабочек? Да, жуки танцуют важно, не торопясь.

Звучит  музыка «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, дети имитируют танец насекомых.

 Пока Дюймовочка танцевала, жуки и бабочки ее рассматривали. Дюймовочка им очень не понравилась. «У нее только 2 ножки, - шептали они,- «И совсем нет усиков».

Слайд 10 И они прогнали Дюймовочку.

Слайд 11 Все лето прожила Дюймовочка в лесу одна. Она ела цветочный нектар, пила утреннюю росу.

Слайд 12 Наступила дождливая осень.

Слайд 13 За ней и холодная зима. Дюймовочке было очень холодно (имитация движений), она хотела кушать.

Слайд 14 Дюймовочка пришла на заснеженное поле, где встретила Мышку. Мышке очень понравилась девочка, и она позвала Дюймовочку жить в свой домик.

Слайд 15 Так Дюймовочка стала жить у Мышки. Она помогала ей по хозяйству. А у Мыши был сосед – Крот, ему очень нравилось, как Дюймовочка рассказывает сказки и поет песни.

Слайд 16 Крот позволил Дюймовочке гулять по подземным коридорам, которые он вырыл.

Однажды Дюймовочка нашла там Ласточку. Сначала Дюймовочка подумала, что Ласточка умерла, но потом услышала стук ее сердца.

Как стучит сердце? Тук-тук (дети имитируют стук сердца).

Дюймовочка поняла, что ласточка жива.

Слайд 17 Она укрыла Ласточку листьями. Всю зиму Дюймовочка ухаживала за Ласточкой.

Слайд 18 Когда пришла весна, Ласточка окончательно выздоровела и выбралась из подземелья. Всю весну и лето Ласточка прилетала к Дюймовочке и играла с ней.

Слайд 19 А когда пришла осень, Ласточка предложила Дюймовочке полететь с ней в далекие края, где всегда светит солнце и никогда не бывает холодно. И, конечно же, Дюймовочка согласилась. 

Слайд 20 Она села на ласточку,  и они полетели высоко над землей.

Давайте и мы с вами полетаем вместе с Ласточкой и Дюймовочкой. (Дети имитируют  полет ласточки под музыку «Полет»).

Слайд 21, 22, 23 Вдруг Дюмовочка увидела под собой чудесную цветочную поляну. Ласточка посадила девочку на самый красивый цветок. И тот час со всех цветов к Дюймовочке стали слетаться эльфы. Потом появился король эльфов. Ему так понравилась Дюймовочка, что он предложил ей стать его женой. И она, конечно, согласилась.

Вот такую чудесную историю я хотела вам рассказать.

Вам понравилась сказка?

Помните, в самом начале занятия я вам сказала, что мы будем сами участвовать в сказке? (Ответы детей). Вспомните, что мы делали вместе с героями сказки? (Ответы детей). Мы танцевали на балу у бабочек и жуков. Мы летали над землей вместе с Ласточкой и Дюймовочкой.

Как мы помогали героям сказки? Мы помогли женщине посадить цветок и достать оттуда Дюймовочку. А как мы это сделали? (Ответы детей). Мы положили цветок в воду. Почему цветок раскрылся? (Ответы детей).  У него намокли лепестки. Мы помогли женщине выбрать для Дюймовочки лодочку. Как мы это сделали? (Ответы детей). Какая лодочка подошла Дюймовочке? (Ответы детей).

Эльфы подарили Дюймовочке и королю эльфов на свадьбу подарки. Дюймовочке подарили новые платья. А королю эльфов щиты и доспехи, чтобы он мог защищать своих подданных. Вот эти подарки (воспитатель предлагает детям разные варианты раскрасок). Я предлагаю вам выбрать любой подарок эльфов и раскрасить его.

Дети выбирают раскраски и садятся за столы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Сказка в гости к нам пришла" по мотивам сказки Г.Х.Андерсена "Дюймовочка"

Интегрированное занятие с использованием технологии "Синквейн"....

Конспект открытого занятия в старшей группе по сказке Х. К. Андерсена «Дюймовочка».

Задачи:•уточнить знания о творчестве датского сказочника Х. К. Андерсена;•учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; закреплять умения использовать в речи диалоги, инсценировать произв...

Логоритмическое занятие «Путешествие в сказку Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»».

Логоритмическое занятие «Путешествие в сказку Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»»....

Открытое занятие "Путешествие по сказке Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок""

Открытое занятие "Путешествие по сказке Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок""...

Викторина - путешествие по сказке Г-Х Андерсена «Дюймовочка»

Занятие - викторина для закрепления пройденного материала, уточнения знаний детей, привития любви к художественному слову и книге....