Художественное чтение
план-конспект занятия по художественной литературе на тему
Предварительный просмотр:
С 3 сентября по 14 сентября
«До свиданья лето, здравствуй детский сад!»
1.Тема: «Козлятки и волк» в обр.К.Ушинского (пересказ сказки)
Цель: учить детей согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение правильно использовать предлоги.
Развивать умение пересказывать знакомую короткую сказку.
Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Словарная работа: активизировать словарь – тоненький, толстый-претолстый.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация», «музыка».
( Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 31)
2.Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковский
(чтение произведения)
Цель: познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, использовать в речи слова-антонимы.
Развивать внимание, мышление, память, связную речь.
Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении: в быту, играх.
Словарная работа: активизировать словарь – поступок, плохой, хороший.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество».
( Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.7)
С 19 сентября по 30 сентября
«Осень. Дары осени»
1.Тема: «Осень» К.Бальмонт (заучивание стихотворения)
Цель: познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.
Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.
Словарная работа: обогащать словарь – грустнее, блистают, благовонья.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
( Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 26)
2.Тема: «Осень в лесу» И.Соколов-Микитов (чтение рассказа)
Цель: познакомить детей с рассказами о природе. Учить отвечать на вопросы по содержанию.
Развивать память, внимание, познавательные интересы детей.
Воспитывать любовь к родной природе.
Словарная работа: активизировать словарь – золотая осень, погожие деньки.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
( Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.30)
3.Тема: «Колосок» (рассказывание украинской сказки)
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к сказкам других народов, трудолюбие.
Словарная работа: обогащать и активизировать словарь – мельница, колосок, трудолюбивый, лодыри.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация», «музыка».
( Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.17)
С 1 октября по 12 октября мониторинг
С 15 октября по 31 октября «Я среди людей (семья, друзья)»
1.Тема: «Если добрый ты…» (беседа)
Цель: познакомить детей с русским народным творчеством (пословицами и поговорками) и скрытой в них смысловой окраской.
Развивать внимание, мышление, умение детей отвечать на вопросы.
Воспитывать положительные черты характера, побуждать к добрым делам и поступкам.
Словарная работа: обогащать словарь – аукнется, откликнется, недоброжелательный.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «познание».
(Е.Н.Арсенина «Мероприятия для детей старшего дошкольного возраста» - стр.78)
2.Тема: «Смоляной бычок» (рассказывание русской народной сказки)
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом.
Развивать внимание, память.
Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь – смоляной, деревянная, железная, бумажная.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.52)
3. Тема: «Про себя и про ребят» Г.Ладонщикова,
«Солнце в доме» Е.Серова (чтение стихотворений)
Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.
Развивать образность речи, умение слушать.
Воспитывать любовь к поэзии.
Словарная работа: обогащать словарь – мотыльки, растопятся льды, чехарда.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.64)
С 1 ноября по 11 ноября «Мой дом, мой город, моя страна»
1.Тема: «Как собака друга искала» (рассказывание сказки)
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию.
Развивать память, воображение, умение использовать в речи однородные члены предложения.
Воспитывать интерес к сказкам разных народов, дружеские взаимоотношения.
Словарная работа: активизировать словарь – трусливый, неважный, дружные.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.99)
2.Тема: «Утка с утятами». Е.Чарушин (пересказ)
Цель: учить детей пересказывать произведение близко к тексту.
Развивать монологическую речь.
Воспитывать любовь к окружающей природе.
Словарная работа: обогащать словарь – тина, червяки, вёсла, загребайте.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «социализация».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.68)
С 12 ноября по 18 ноября «Знакомимся с ПДД»
1.Тема: «Три чудесных цвета» А.Северный, «Если бы…» О.Бедарев (чтение стихотворений)
Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.
Развивать мышление, познавательные интересы у детей.
Воспитывать культуру поведения на дороге.
Словарная работа: активизировать словарь детей – транспорт, светофор, переход.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «безопасность».
С 19 ноября по 30 ноября «Я вырасту здоровым»
1.Тема: «Загадки о овощах и фруктах» (ознакомление с малыми фольклорными формами)
Цель: расширять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – частушках и загадках, дать о них новые представления. Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
Развивать мышление, память.
Воспитывать интерес к народному творчеству.
Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об овощах и фруктах.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «здоровье», «познание», «музыка».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.82)
С 3 декабря по 16 декабря «Зима»
1.Тема: «Береза» С.Есенин (заучивание стихотворения)
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.
Словарная работа: обогащать словарь - принакрылась снегом, снежною каймой, заря, серебро.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.55)
2.Тема: «Большое путешествие маленького мышонка» (рассказывание сказки)
Цель: познакомить детей с новой сказкой народов Севера, учить отвечать на вопросы по содержанию.
Развивать память, мышление, внимание, познавательные интересы.
Воспитывать интерес к сказкам разных народов.
Словарная работа: обогащать словарь – эскимосская сказка, север, тундра, океан.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.75)
С 17 декабря по 30 декабря «Новый год»
1.Тема: «Хрюша на елке» Б.Заходер (чтение сказки)
Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения.
Развивать память, мышление, умение пользоваться приемами сравнения.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Словарная работа: активизировать словарь – ягнята, важный-преважный, пятачок.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.86)
2.Тема: «Елка» Е.Трутнева (заучивание стихотворения)
Цель: учить детей рассказывать стихотворение наизусть, эмоционально воспринимать произведение.
Развивать образность речи, творческое воображение.
Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы четко и внятно.
Словарная работа: активизировать словарь – ледышки, снежное пальтишко, стайка.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.87)
3.Тема: «Лесная газета» В.Бианки (чтение рассказов)
Цель: продолжать учить детей отвечать на вопросы, употребляя в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Закрепить знания детей о жизни зверей зимой, как они готовятся к зиме.
Развивать мышление, память воображение, познавательные интересы.
Словарная работа: активизировать словарь – теплое жилье, холодные ветры, запасы на зиму.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.64)
С 8января по 20 января «Народные традиции и культура»
1.Тема: «Пузырь, соломинка и лапоть» (чтение сказки)
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями.
Развивать у детей зрительное и слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки, искать выход из проблемных ситуаций.
Воспитывать интерес к книге, к ее художнику-иллюстратору.
Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными – тонкий, толстый, смелая, лопнул, низкий.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(О.А.Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» - занятие №1)
2.Тема: «Федул, что губы надул?... и др.» (заучивание диалогов-небылиц)
Цель: познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы.
Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи.
Воспитывать любовь и уважение к русским народным праздникам, традициям.
Словарная работа: активизировать словарь – кафтан, ворот, дыра.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
С 21 января по 3 февраля «Всякий труд почетен (профессии)»
1.Тема: «Дядя Степа» С.Михалков (чтение произведения)
Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы.
Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.
Словарная работа: активизировать словарь – называть слова с противоположным значением, обозначающим величину.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.79)
2.Тема: «Работа» Д.Габе (чтение рассказа)
Цель: продолжать учить детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию.
Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе.
Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать.
Словарная работа: активизировать словарь - бездельник, инструменты, доброжелательно.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «труд».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.92)
С 4 февраля по 15 февраля «Что нас окружает (рукотворный мир)»
1.Тема: «Буратино» (ознакомление с предметами)
Цель: познакомить детей с предметами ближайшего окружения.
Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, познавательные интересы.
Воспитывать бережное отношение к предметам.
Словарная работа: активизировать словарь – полено, гладкий, прочный.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.131)
2.Тема: «В гости к книжке» (знакомство с творчеством художников-иллюстраторов )
Цель: познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, В.Чижикова, Е.Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
Развивать произвольное внимание.
Воспитывать эстетический вкус.
Словарная работа: обогащать словарь – иллюстрации, художники-иллюстраторы.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.92)
С 18 февраля по24 февраля «День защитника Отечества»
1.Тема: «Пограничники» С.Я.Маршак (заучивание стихотворения)
Цель: познакомить детей с новым стихотворением – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним.
Словарная работа: обогащать словарь – пограничники, родной рубеж, граница.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.82)
С 25 февраля по 8 марта «Международный женский день»
1.Тема: «Мамин день» Г.Виеру (заучивание стихотворения)
Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.
Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.
Воспитывать любовь и уважение к маме.
Словарная работа: активизировать словарь – подснежник, расцвел, поляна.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.99)
С 11 марта по 23 марта «Театральная весна»
1.Тема: «Заяц и еж» Братья Гримм ( рассказывание сказки)
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя простые и сложные предложения, образовывать форму единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.
Развивать память, внимание.
Воспитывать интерес к сказкам разных народов.
Словарная работа: активизировать словарь – насмешливый, грубый, важный, вежливый.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.133)
2.Тема: «В театре» А.Барто (чтение стихотворения)
Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности.
Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы.
Воспитывать любовь к художественной литературе.
Словарная работа: обогащать словарь – оркестр, сцена, театр, балет.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
С 25 марта по 30 марта «Знакомство с ПДД»
1.Тема: «Поезд» Я.Тайц ( пересказ рассказа)
Цель: учить детей пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей. Учить самостоятельно подбирать слово со звуком «с».
Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных.
Развивать внимание, память.
Воспитывать интерес к занятию.
Словарная работа: обогащать словарь – машинист, кондуктор.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «безопасность».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.87)
С 1 апреля по 13 апреля «Познаем мир (космос, земля, воздух, вода)»
1.Тема: «Летит корабль» В.Орлов (заучивание стихотворения)
Цель: дать представление о том, что растениям для роста нужна, земля, вода, свет и тепло.
Развивать мышление, наблюдательность, умение высказывать свои предположения в простых предложениях.
Воспитывать интерес к растениям и желание за ними ухаживать.
Словарная работа: активизировать словарь – космическая даль, морской прибой, стальной корабль.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «познание», «музыка».
2. Тема: «Краденое солнце» (чтение произведения)
Цель: продолжать учить детей понимать содержание произведения, помочь осмыслить значение образных выражений.
Развивать слуховое внимание.
Воспитывать любознательность.
Словарный запас: обогащать словарь – темнота, ворота, зубаст, пучеглазые.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.83)
С 15 апреля по 27 апреля «Весна»
1.Тема: «Одуванчик» З.Александрова (заучивание стихотворения)
Цель: продолжать учить детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения.
Развивать внимание, память, интонационную выразительность.
Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии.
Словарная работа: активизировать словарь – прошуршал, хрупкая ножка, развеял.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.129)
2.Тема: «Хотела галка пить…» Л.Н.Толстой (пересказ произведения)
Цель: продолжать учить детей пересказывать литературный текст, использовать в речи сложноподчиненные предложения. Учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.
Развивать мышление, память.
Воспитывать познавательные интересы у детей.
Словарная работа: активизировать словарь - гладкие, галчата, воронята, скворчата, воробьята.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «социализация».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.135)
С 29 апреля по 11 мая «День Победы»
1.Тема: «О мальчике Тишке и отряде немцев» (чтение произведения)
Цель: знакомить детей с событиями происходившими в годы Великой Отечественной войны. Учить поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их.
Развивать познавательные интересы детей.
Воспитывать любовь к Родине.
Словарная работа: активизировать словарь – страна, фашисты, защитники, партизаны.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.126)
2.Тема: «День Победы» А.Усачев (заучивание стихотворения)
Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.
Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.
Воспитывать уважение к защитникам Родины.
Словарная работа: активизация словаря - фейерверк, день Победы, парад.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.110)
С 13 мая по 25 мая Мониторинг
С 27 мая по 1 июня «Здравствуй, лето!»
1.Тема: «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост» (чтение произведения Д.Мамина-Сибиряка)
Цель: продолжать учить детей слушать большую по объему сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения.
Развивать внимание, интерес к информации, которую несет текст.
Воспитывать интерес к сказкам, усидчивость.
Словарная работа: обогащать словарь – полдень, болото, комаришка.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.109)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция тяжёлого нарушения речи через выразительное (художественное) чтение.
Чтение вслух – важнейшее средство воспитания, построения взаимоотношений ребёнка и взрослого. Условно можно выделить основные виды чтения: опосредованное (чтение ребёнку вслух), самостоятельное (чтени...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (область «Социализация», «Художественное чтение», «Художественное творчество»). для детей подготовительного возраста Тема: «В гостях у Данила-мастера»
Конспект непосредственно образовательной деятельности (область «Социализация», «Художественное чтение», «Художественное творчество»).для детей подготовительного возрастаТема: «В гостях у Данила-мастер...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По художественному чтению в подготовительной группе Тема: «Чтение детьми и воспитателем любимых стихов»
Тематическое занятие, с элементами художественного чтения,направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на произведения поэтов– голоса, развитие творческой способности, воображ...
Наши достижения. Участие в городском фестивале художественного чтения "Год олимпийского чтения" 2013 г.
Участница конкурса Тешебаева Каухарай...
Ознакомление с художественной литературой (по художественному чтению, или рассказыванию, или заучиванию, или инсценированию).
М.М. Конина выделяет несколько типов занятий....