Тема: «Составление описательных рассказов по пейзажным картинам»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по чтение художественной литературы
в подготовительной группе
Тема: «Составление описательных рассказов по пейзажным картинам»
Цель – развивать связную речь, творческое воображение.
Задачи занятия:
Образовательные:
- Связная речь. Формирование у детей умение правильно определять, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и писателем в литературном произведении, и передавать его в своих высказываниях;
- Словарь. Упражнять детей в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов;
- Звуковая культура речи. Учить детей составлять предложения и произносить их с разной эмоциональной окраской, передавать голосом радость и огорчение.
Развивающие:
- Развивать эмоциональную отзывчивость на весеннее пробуждение природы.
- Развивать связную речь, творческое воображение, логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь, доброе, заботливое отношение к природе.
Оборудование: репродукция картины И. Левитана «Весна. Большая вода».
Ход занятия
Демонстрирую детям репродукцию картины И. Левитана «Весна. Большая вода».
- Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Левитан. Он любил свой край и писал картины, на которых изображал родную природу: стройные березки, реку, небо над ними. Его картины любят и знают не только на родине, но и в других странах.
Дети рассматривают картину, задаю им вопросы.
- Как вы думаете, что художник хотел рассказать нам про весну?
- Что ему казалось интересным и красивым?
- Почему Левитан так назвал свою картину - «Весна. Большая вода»?
- А теперь, ребята, давайте вы отгадаете мои загадки:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет —
В лесу подснежник расцветет.
(Весна)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы …
(Скворечник)
Здесь на ветке чей-то дом.
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
(Гнездо)
- А теперь послушайте отрывок из рассказа Ивана Соколова-Микитова «Лесные картинки»:
«Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Тёплый ветер пробегает в высоких вершинах.
Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветёт на опушках черёмуха, защёлкают над ручьями голосистые соловьи. Пролетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!». Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель.
Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки. Хороша, радостна, весела весна в лесу!»
- Ребята, о какой весне говорится в этом рассказе?
- Какими словами автор называет весну?
- Какие описания вы запомнили?
(Дети отвечают.)
- Автор говорил про весну. Какая она? Придумайте определение к слову «весна»…
- Придумайте определение к слову «лес». Какой он?
- Подумайте, где можно употребить эти слова – в рассказе или в сказке?
- Как можно сказать о ручейке? С чем его можно сравнить?
(Дети размышляют.)
Физкультминутка:
Кап-кап, я - капель, (хлопаем в ладоши)
У меня в апреле
На весеннем тепле
Капельки поспели.
Кап-кап на скамью, (прыжки на месте)
Детям на игрушки.
Кап-кап воробью
Прямо по макушке.
- Ребята, послушайте сказку: «Жили-были два братца-ветра: один – старший брат – Северный ветер, другой – Южный. Как же они были непохожи друг на друга! Как подует северный ветер – сразу становится холодно и морозно…».
- Какими еще словами можно сказать про этот ветер? Подберите слова, близкие по смыслу. (Ледяной, морозный, колючий).
- «А второй брат – Южный ветер – был совсем другим…». К слову «холодный» подберите слова, противоположные по смыслу. Каким был Южный ветер? (Теплым, ласковым, нежным).
- Постарайтесь сказать о весне так, чтобы всем было понятно, что вас это радует, что вы увидели что-то красивое, интересное, обрадовались чему-то. (Весна пришла! Трава зеленеет!).
- Но и весной нас что-то может огорчить. Придумайте предложение и произнесите его так, чтобы было ясно, что вы чем-то недовольны, огорчены. (Дождь некстати.… Ой, цветы залило!).
- Вы молодцы, ребята. Наше занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Составление описательного рассказа по пейзажной картине»
Конспект предназначен для воспитателей детского сада подготовительной группы по развитию речи....
Доклад с элементами мастер- класса: «Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту»
Доклад с элементами мастер- класса:«Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту»...
Технологическая карта открытого занятия с элементами регионального компонента в подготовительной группе по теме «Составление описательного рассказа по пейзажной картине». Описание картины Германа Травникова «Тундровое озеро».
Из опыта работы с детьми, я знаю, как им тяжело дается составление рассказов, особенно описательных рассказов по пейзажной картине. Хотелось как-то облегчить и...
ООД в подготовительной группе "Составление описательного рассказа по пейзажной картине"
quot;Составление описательного рассказа по пейзажной картине" ООД в подготовительной группе...
Конспект занятия. Составление описательного рассказа по пейзажной картине
Развитие речи. подготовительная группа...
Занятие .Составление описательного рассказа по пейзажной картине
Развитие речи старшая группа...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Составление описательных рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель: составление описательных рассказов по пейзажной картине....