Тема: «Составление описательных рассказов по пейзажным картинам»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Орлова Мария Геннадьевна

развивать связанную речь, творческое воображение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_no2.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по чтение художественной литературы

в подготовительной группе

Тема: «Составление описательных рассказов по пейзажным картинам»

Цель – развивать связную речь, творческое воображение.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • Связная речь. Формирование у детей умение правильно определять, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и писателем в литературном произведении, и передавать его в своих высказываниях;
  • Словарь. Упражнять детей в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов;
  • Звуковая культура речи. Учить детей  составлять предложения и произносить их с разной эмоциональной окраской, передавать голосом радость и огорчение.

Развивающие:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость на весеннее пробуждение природы.
  • Развивать связную речь, творческое воображение, логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь, доброе, заботливое отношение к природе.

Оборудование: репродукция картины И. Левитана «Весна. Большая вода».

Ход занятия

Демонстрирую детям репродукцию картины И. Левитана «Весна. Большая вода».

- Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Левитан. Он любил свой край и писал картины, на которых изображал родную природу: стройные березки, реку, небо над ними. Его картины любят и знают не только на родине, но и в других странах.

Дети рассматривают картину, задаю им вопросы.

  • Как вы думаете, что художник хотел рассказать нам про весну?
  • Что ему казалось интересным и красивым?
  • Почему Левитан так назвал свою картину - «Весна. Большая вода»?

- А теперь, ребята, давайте вы отгадаете мои загадки:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет —
В лесу подснежник расцветет.

(Весна)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек)

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы …

(Скворечник) 

Здесь на ветке чей-то дом.

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут …

(Гнездо)

- А теперь послушайте отрывок из рассказа Ивана Соколова-Микитова «Лесные картинки»:

«Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Тёплый ветер пробегает в высоких вершинах.

Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветёт на опушках черёмуха, защёлкают над ручьями голосистые соловьи. Пролетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!». Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель.

Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки. Хороша, радостна, весела весна в лесу!»

-  Ребята, о какой весне говорится в этом рассказе?

- Какими словами автор называет весну?

- Какие описания вы запомнили?

(Дети отвечают.)

- Автор говорил про весну. Какая она? Придумайте определение к слову «весна»…

- Придумайте определение к слову «лес». Какой он?

- Подумайте, где можно употребить эти слова в рассказе или в сказке?

- Как можно сказать о ручейке? С чем его можно сравнить?

(Дети размышляют.)

Физкультминутка:

Кап-кап, я  - капель, (хлопаем в ладоши)

У меня в апреле

На весеннем тепле

Капельки поспели.

Кап-кап на скамью, (прыжки на месте)

Детям на игрушки.

Кап-кап воробью

Прямо по макушке.

- Ребята, послушайте сказку: «Жили-были два братца-ветра: один – старший брат – Северный ветер, другой – Южный. Как же они были непохожи друг на друга! Как подует северный ветер – сразу становится холодно и морозно…».

-  Какими еще словами можно сказать про этот ветер? Подберите слова, близкие по смыслу. (Ледяной, морозный, колючий).

- «А второй брат – Южный ветер – был совсем другим…». К слову «холодный» подберите слова, противоположные по смыслу. Каким был Южный ветер? (Теплым, ласковым, нежным).

- Постарайтесь сказать о весне так, чтобы всем было понятно, что вас это радует, что вы увидели что-то красивое, интересное, обрадовались чему-то. (Весна пришла! Трава зеленеет!).

- Но и весной нас что-то может огорчить. Придумайте предложение и произнесите его так, чтобы было ясно, что вы чем-то недовольны, огорчены. (Дождь некстати.… Ой, цветы залило!).

- Вы молодцы, ребята. Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Составление описательного рассказа по пейзажной картине»

Конспект предназначен для воспитателей детского сада подготовительной группы по развитию речи....

Доклад с элементами мастер- класса: «Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту»

Доклад с элементами мастер- класса:«Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту»...

Технологическая карта открытого занятия с элементами регионального компонента в подготовительной группе по теме «Составление описательного рассказа по пейзажной картине». Описание картины Германа Травникова «Тундровое озеро».

         Из опыта работы с детьми, я знаю, как им тяжело дается составление рассказов, особенно описательных рассказов по пейзажной картине. Хотелось как-то облегчить и...

ООД в подготовительной группе "Составление описательного рассказа по пейзажной картине"

quot;Составление описательного рассказа по пейзажной картине" ООД в подготовительной группе...