Формирование интереса у детей к художественной литературе в процессе театрализованной и исполнительской деятельности.
проект по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему
Формирование интереса у детей к художественной литературе в процессе театрализованной и исполнительской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование интереса к чтению. | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧДОУ «Детский сад№16» ОАО «РЖД»
«Что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, но и чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь»
М. Цветаева
Испокон века книга растит человека.
Поговорка.
Формирование интереса у детей к художественной литературе в процессе театрализованной и исполнительской деятельности
Авторы проекта:
Кулагина Т.Н. , воспитатель 1-ой кв. категории
Грушина О.Ф., воспитатель 1-ой кв. категории
Воропаева Е.В., учитель-логопед высш. кв. категории
Кемь, 2015 год
Карта проекта.
Тип проекта: творческий
По количеству участников: групповой.
Участники проекта:
- воспитанники старшей и подготовительной к школе (логопедической ) группы ДОУ -16 чел.
- родители – 30 чел.
- воспитатели – 2 человека
- учитель-логопед,
- музыкальный руководитель,
- библиотекари.
- психолог
По продолжительности: долгосрочный (2 года)
Актуальность:
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ем познать окружающий мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции:
- заметное снижение интереса к чтению у младших школьников;
- резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео, компьютер практически вытеснили книгу из их жизни;
- подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.
Актуальность этой проблемы стала причиной принятия янациональной программы поддержки и развития чтения русской художественной литературы, классиков культурного наследия. Понимая, что программа поддержки развития, желания к чтению предполагает долгосрочную перспективу, мы решили внести посильный вклад в приобщение детей к книге, формирование грамотного и вдумчивого читателя.
В логопедической практике широко используют различные формы работы над коррекцией речи, разнообразные формы работы с семьёй. Но не всегда эта работа приносит желаемый результат. С целью выявления запросов ожидания родителей и педагогов в коррекционной работе детского сада было проведено анкетирование. В целом, по результатам анкетирования, родители и педагоги отмечают необходимость домашнего чтения, но родители при этом признаются, что организовать домашнее чтение без квалифицированного участия педагогов затруднительно.
Изучив эту проблему, мы поняли, что нужно менять традиционный подход к работе с семьёй, и выстроить систему занятий с ребёнком (в организованной и неорганизованной деятельности). Было принято решение апробировать такую форму работы с родителями, как «Литературная гостиная», которая позволила бы решить задачи, помимо коррекции речи, но по и приобщению детей к чтению, расширило бы кругозор воспитанников. Эта форма работы дала возможность родителям с детьми быть активными участниками и авторами «Литературных гостиных».
Из предложенного педагогами списка авторов- классиков детской литературы, родители выбирали автора, с которым хотели ознакомиться сами и познакомить детей, родителям с детьми предоставлялась возможность выбрать произведение и форму его представления на «Литературных гостиных». Так было организовано «семейное чтение». Чтение вслух дома учило общению со своим ребёнком. Благотворное влияние такой формы работы с родителями позволило:
- улучшить детско-родительские отношения;
-сформировать знания детей классиков детской литературы, знание разных литературных жанров, желание читать;
- сформировать у детей стойкие навыки правильной речи;
- сформировало у детей умение не бояться выступать публично, развило коммуникативные навыки;
С детьми на начальном этапе проводились занятия по развитию общих речевых навыков (на логопедических занятиях и занятиях воспитателя), детей обучали разным формам пересказа (диалог, короткий рассказ, сказка) через драматизацию. Итогом первого года обучения послужил спектакль («Глупый мышонок» С, Маршака). На втором году обучения «Литературные гостиные» были посвящены детским поэтам и писателям – классикам русской литературы : С.Маршак, С. Михалков, К.Чуковский, А.Барто, Н.Носов.
Гипотеза: Мы предположили, что педагогическая работа по ознакомлению детей с писателями через драматизацию и исполнительское творчество будет способствовать у детей желание и стремление познать творчество других поэтов и писателей, в более короткие сроки позволит скоррегировать речь детей.
Цель: Повышение эффективности педагогической работы по приобщению детей к художественной литературе.
Задачи (для детей, родителей, педагогов):
Пропагандировать ценность книг, формировать информационную культуру личности.
Воспитывать читателя, способного сопереживать героям, сочувствовать им, откликаться на прочитанное.
Посредст Способствовать воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
вом произведений русских классиков способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви, сочувствия героям, попавшим в беду.
Возрождение семейного чтения.
Разработанная система занятий по развитию речи детей.
ИКТ, презентации для проведения занятий и развлечений.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- Уроки детских классиков. С.Сивоконь, Игры и упражнения. Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. Произведения классиков детской литературы (С.Маршак, А. Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Л.Толстой, М.Яснов, Е.Чеповецкий ,С.Чёрный, Ю. Мориц, В.Лунин, И.Токмакова, Н.Сладков, А.Митяев, Л.Корчагина, В.Орлов,О.Григорьев, А.Кушнер,Д.Хармс, В.Маяковский,М.Бородицкая; русские народные сказки.
Материально-техническое:
- медиапроектор; ИКТ
Диагностико-практическое:
-анкеты для родителей, психологическое тестирование.
Ожидаемый результат:
В результате проделанной работы ожидается значительный интерес у детей к художественной литературе. Критериями эффективности работы по реализации проекта можно считать:
- формирование мотивации родителей ( интерес к семейному чтению, как досугу), возрождение домашнего чтения;
- разработка системы работы по произведениям поэтов и писателей;
- повышение культуры речи педагогов, родителей и детей.
Долговременный эффект проекта: говорящий, психологически уравновешенный ребёнок.
Деятельность по проекту.
Реализация проекта предполагает ряд мероприятий по улучшению материально-технического оснащения группы. Поэтому были обновлены и созданы в группе:
Познавательный центр.
Книжный уголок.
Центр творчества.
Игровой центр.
Алгоритм работы с произведениями:
-знакомство с произведением, биографией и портретом автора.
- рассматривание иллюстраций к произведению разных художников.
- распределение ролей.
- беседа с детьми, «Какой характер у сказочного героя».
-рисование «Нарисуй своего сказочного героя».
- составление лесенки предпочтений.
-консультация для родителей «характер и внешний вид сказочного героя»
- разучивание ролей.
- разучивание музыкальных номеров.
-репетиция спектакля по сценам.
- репетиция спектакля.
- показ сказки детям и родителям («Литературная гостиная»).
Этапы и сроки проведения
1. Организационно-подготовительный (сентябрь 2013)
- Проведение диагностики. Анкетирование родителей и педагогов. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Составление тематического планирования мероприятий. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
- Составление графика проведения занятий и «Литературных гостиных».
2. Практический (октябрь – май 2014, сентябрь – май 2015).
Карта проекта
Направление работы | Содержание работы | Ответственные | Сроки |
Развитие восприятия и понимания эмоций, тона высказывания, развитие эмотивной лексики. Коррекция звукопроизношения, развитие связной речи. Театральная деятельность детей. Изготовление декораций и атрибутов для инсценировок. Знакомство с базовыми эмоциями. |
2.Чтение и разучивание диалогов (соотнесено с лексическими темами). 3. «Литературная гостиная», спектакль «Глупый мышонок» С.Маршака 4. Чтение и разучивание русских народных сказок. | Воспитатель. Учитель логопед. Воспитатель, родители. Логопед Воспитатели, логопед Родители Воспитатели, логопед, родители. | Сентябрь 2010 Октябрь-апрель 2010 Апрель 2010 Май 2010 |
Развитие речи и театральная деятельность. Продуктивная деятельность. Игровая деятельность. Связь с социумом. |
| Воспитатель, логопед, библиотекари, родители. . Воспитатель, библиотекари | Сентябрь, октябрь, ноябрь 2010 В течение всего учебного года. |
Игровая деятельность. Продуктивная деятельность. Развитие речи. |
А.Барто К.Чуковский С.Маршак 3. Самостоятельная театрализованная деятельность детей. | Воспитатель , родители Логопед, воспитатели, родители | В течение всего года Ноябрь 2010, Декабрь 2010, Февраль 2011, Март 2011 Апрель 2011 |
Театрализованная деятельность. Продуктивная деятельность. Развитие речи |
| Воспитатель Воспитатель, логопед, родители, музыкальный руководитель | Апрель 2011. |
Диагностика эффективности проекта относительно детей |
| Воспитатель Логопед Психолог | Май 2011 |
- Аналитический (заключительный), май 2015. Обобщение результатов работы. Заключительная диагностика.
Анализ деятельности. Презентация. Удовлетворенность всех участников результатами. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Формирование интереса и любви к художественной литературе в современных условиях"
На современном этапе развития нашего общества проблема сохранения интереса и любви к художественной литературе сегодня актуальна как никогда. К сожалению, в наш век новых информационных технологий рол...
Педагогический опыт "Формирование интереса и любви к художественной литературе в современных условиях"
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования, заинтересованным...
БУКЛЕТ«Формирование интереса у детей к художественной литературе"
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русско...
Формирование интереса и любви к художественной литературе
Конспект нетрадиционного родительского собрания...
буклет «Формирование интереса у детей к художественной литературе»
Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество.Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то насл...
Формирование интереса у детей к художественной литературе в процессе театрализованной и исполнительской деятельности
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства ...
Консультация для педагогов:«Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой в процессе театрализованной деятельности»
Консультация для педагогов:«Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой в процессе театрализованной деятельности»...