Тамбовские писатели-детям
учебно-методический материал по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему

Тарасова Наталья Александровна

Материал для детей дошкольного возраста и начальной школы о Тамбовских писателях.В материале  отображены краткая автобиография    и произведения следующих авторов Курбатовой Т.Л., Акулинина А.М. и Шамова  И.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tambovskie_pisateli_-detyam.docx166.05 КБ

Предварительный просмотр:

headАкулинин Александр Михайлович
(1938-2010)

akulininАлександр Михайлович Акулинин родился в 1938 году в селе Большая Лозовка Токаревского района Тамбовской области.

После окончания средней школы трудился в колхозе, работал на стройках Тамбова, Сибири (Новокузнецк).
В 1967 году вернулся в Тамбов. С этого времени А. М. Акулинин - на профессиональной литературной работе. Печататься начал с 1963 года. Автор более 20 книг, изданных в Тамбове, Саранске, Воронеже, Москве. Публиковался в коллективных сборниках, журналах, областных и центральных изданиях.

Детская тематика произведений появилась в последние годы его творчества. Она навеяна воспоминаниями автора о своем детстве. Сделана с легким юмором и любовью к малышам.

С 1993 по 2003 год был секретарём правления Союза писателей России, ответственным секретарём Тамбовской областной организации Союза писателей России.

Умер Александр Михайлович Акулинин 30 июня 2010 года.

Разноцветный класс

ПЕТЬКА ДОСТАНЬ УХО НОГОЙ

Петька удивительно ловкий, цепкий. Пацаны еще только примериваются, как на дерево влезть, а Петька уже там. Сидит на сучке и подразнивает: - Трусы несчастные - бяки свистястые...

Никто не знает, что означает «свистястые», но слово очень обидным кажется. Однако на Петьку нельзя долго обижаться. Заводной он: раз-раз и игру какую-нибудь придумает, раз-раз и какие-нибудь выкрутасы начнет выказывать. Петька всегда чем-то занят. Говорят ему товарищи:

- Петька, давай игрушки убирать.

Петька в ответ:

- Убирайте сами, мне некогда - я турынду-бурынду изобретаю.

Никто не знает, что за зверь такой - турында-бурында, но к Петьке больше не пристают: как же, занят человек.

В другой раз девочки обращаются с просьбой:

- Петечка, помоги, пожалуйста-распожалуйста, столы к обеду накрыть.

Петька важно в ответ:

- Не приставайте, я занят! Тоже мне, дело нашли: ложки-поварешки по столам разносить.

А то вдруг Петька важнющим делом увлекся: решил собственной ногой до собственного уха дотянуться.

Товарищи идут цветы сажать, а Петька потеет, корчится, тянет ногу к уху. Товарищи цветы поливают, редиску на грядке сеют, а Петька знай свое. Товарищи на солнцепеке прополкой занимаются, а Петька в три погибели гнется и уже до подбородка ногой достает.

У Петькиных товарищей цветы зацветают, редиска с маленькую луковку, и у Петьки радость - достает большим пальцем ноги до собственного уха. Кому хочешь может показать фокус такой. Только почему-то мало охотников Петькиным фокусом любоваться. А девчонки даже подсмеиваются:

- Петечка, достань ухо ногой, редисочку дадим...

И так вот раз достать на другой достать... Глядь, у Петьки прозвище появилось, дразнилка: Петя Достань Ухо Ногой.

Обидная, как мне кажется...

ОРЁЛ

Мальчик Андрейка решил быть похожим на птицу. Но никому не сказал о своей затее, все держал в тайне. Ему хотелось, чтоб люди сами догадались и сказали, мол, этот мальчик очень похож на птицу.

И Андрейка стал считать своей самой любимой едой подсолнуховые семечки. Он ел и суп, и кашу, но семечки стали для него всего дороже: ведь многие птицы любят семечки.

Частенько, раскинув руки, он перескакивал со стула на диван, с дивана на стул и при этом легонечко присвистывал - летал. Однажды он оступился и шлепнулся на пол. Бывшая рядом старшая сестра презрительно выговорила:

Грохнулся, точно поросенок.

Разве такие слова не обидны? Он старался походить на птицу, а с чем его сравнили?

И постепенно Андрейка отступился от своей затеи.

Как-то заболевший дедушка, когда дома из взрослых никого не было, послал внука в аптеку за лекарством. Раньше такого поручения Андрейке исполнять не приходилось. До аптеки неблизко, в ней он был один, может, два раза с мамой. Было немножко, пожалуй, даже и не немножко, боязно, но отказать больному дедушке он не посмел. И принес лекарство.

Дедушка обрадовался. За ужином, когда собралась вся семья, он похвалил Андрейку.

- Это не мальчик, а чистый орел! В один момент за лекарством слетал!

Удивительно! Когда Андрейка старался изо всех сил походить на птицу, никто этого не замечал. А тут, пожалуйста, сравнили с птицей да еще с какой - с орлом!..

МАЛЬЧИК С ГОЛУБЫМИ ГЛАЗАМИ

У одного мальчугана были голубые-голубые глаза. Его бабушка то ли всерьез, то ли в шутку сокрушалась:

- Ах, с такими-то глазами тебе бы девочкой родиться! Девчушечка получилась бы пригожей-распригожей, красавицей писаной. Назвали б мы ее Мариной - за морскую голубизну глаз... А мальчишке голубые глаза совсем ни к чему...

Мальчик подрастал. В детском садике девчонки в тайне от него шушукались и подсмеивались:

- Смотрите, у него девчоночьи глаза...

Потом у мальчика завелись друзья-приятели. А ребята, известное дело, любители в войну играть да в разбойников. И мальчик играл. Но ему всегда доставались роли не очень важные: либо выступать за глупых противников, либо изображать жалких трусов.

Быть командиром или главным разбойником - и не думай даже... Товарищи по игре поднимали галдеж, мол, где ты видел разбойников с голубыми глазами, а у командиров взгляд пронзительный, мужественный. Разве голубые могут быть пронзительными и мужественными?

Иногда мальчику и самому казалось, что он недостаточно храбр, решителен, и вину за это он сваливал на свои голубые глаза...

Но вот мальчик совсем уже вырос. И стал летчиком. Храбрым, умелым. Его самолет летал, словно птица, только намного быстрее и выше.

Умелого, храброго пилота заметили и пригласили в космонавты. Он совсем-совсем немножечко испугался за свои голубые глаза. Но напрасно.

Самый главный, кто провожает всех космонавтов в героический полет, сказал весело:

- Такому парню только и летать! У него же глаза, что небо само - голубые...

ГРИШКА БОЛЬШАЯ ЛЕНЬ

Так уж случилось: жили по соседству два Гриши. И столько из-за этого было мороки, ну просто больше некуда!

К примеру, бегут мальчишки на речку купаться и зовут своего приятеля:

- Гришка, айда поныряем!

И вот вам, пожалуйста, является Гришка, да не тот.

Или у соседа дядьки Ивана разбили стекло в окне. Кто-то из девчонок съябедничал, мол, это Гришка бросил обломок кирпича. Дядька Иван, конечно, сердится, кричит:

- А подать сюда Гришку-стервеца!

Подают. Но оказывается, не этот Гришка стервец, а совсем другой.

И тогда решили покончить с такой путаницей. Один Гриша был чуточку повыше ростом - его стали называть Гришка Большой, а второго - Гриша Маленький.

На том бы и делу конец, но случилось удивительное: Гришка, которого назвали Большим, вдруг возомнил о себе. Загордился, захвалился.

- Во, большой я! - козырял он перед товарищами. - Все так говорят. А вы мелюзга...

С тех пор он только и делал, что надувался, как индюк, и важничал.

Грише Маленькому, конечно, обидно за такую добавку к имени, но он грустил недолго. Подумаешь, беда какая.

Неподалеку от Гришек жила одинокая бабка Ариша. Самой ей в магазин трудно идти, вот она и поглядывает на дорогу. Кто пойдет в магазин, того и попросит принести ей хлеба.

Идет Гришка Большой, нос кверху дерет, не подступись к нему. Бабка Ариша не замечает этого, свою просьбу выкладывает:

- Гриша, купи мне хлебца.

А в ответ слышит:

- Я не просто Гриша, я Гриша Большой, мне большое дело подавай. А за хлебом ходить - мелочь.

- Так нет у меня большого дела-то...

- Нет и не надо, маленькое делать не стану.

Следом бежит Гриша Маленький. Его и просить не надо, он сам предложит помощь слабой старушке.

И так во всем. О чем ни попроси Гришку Большого - ни за что не сделает, найдет отговорку.

Смотрели, смотрели люди на такое поведение Гришки Большого да и переиначили его имя. Стали звать Гришка Большая Лень.

АЛЁШКА ПЛЯСУН

В детском садике злой-презлой мальчишка крикнул на Алешку:

- Алешка-балдежка!..

Другие мальчишки сразу же подхватили:

- Алешка-балдежка, Алешка-балдежка...

Алешка - темноволосый, подвижный, веселый. Скажет ему кто-нибудь невзначай. - «Ах ты, цыганенок черноволосый...», он тут лее со смехом возразит: «Я не черноволосый, я шатен».

И где он только словцо это перенял?

А еще Алешка плясать мастак. Его и упрашивать особо не надо. Так если, разок-другой скажешь:

- Алешенька, ты бы сплясал, что ли...

Он и пойдет: одну руку на пояс, другую за голову - и в пляс! Ох, и развеселый этот Алешка!..

Однако после такой дразнилки загрустил он, и смеха его не слышно, и в пляс он не пускается. Спрячется в укромный уголок и молчит, и молчит... Даже воспитательнице и то не пожаловался.

Уж кто только из взрослых ни пытался узнать о причине такой резкой перемены - молчит Алешка, и все тут.

Мама трагически хваталась за голову. Бабушка дрожащими руками тянулась к пузырькам с лекарствами. Старшая сестра хваталась за все, что попадало под руку, - это означало верх ее недоумения. Воспитательница в садике предложила Алешке почему-то сразу два стакана персикового компота. Компот он выпил, но объяснять ничего не стал.

Рассказал он о случившемся лишь одному человеку - дедушке. А дедушка у Алешки военный, служит прапорщиком. Домой он является только на выходной.

Да, дедушка так и говорит, когда еще только в коридор входит:

- Явился для прохождения выходного дня!

Так вот, едва он «явился» тут же обо всем и узнал..

- Стоп, Алешка! - сказал он. - Давай-ка уточним дислокацию, уясним стратегию и определим тактику.

И они занялись таким мудреным делом, что едва-едва обед не прозевали...

После выходного Алешка не прятался в уголок или за шкаф: был веселый, как раньше.

Злой-презлой мальчишка принялся за свое - стал дразниться, но Алешка на него - ноль внимания. Злючка громче покричал:

- Алешка-балдежка...

Алешка будто и не слышал: смеялся и плясал. Воспитательница очень обрадовалась. Веселый Алешка ей больше нравился, чем сумрачный да угрюмый. От радости она воскликнула:

- Ну, Алешка, ну, плясун!

И все мальчики и девочки подхватили:

- Плясун, плясун, плясун!

И прозвали Алешку - Алешка-плясун.

Не какой-то там балдежка... 

Курбатова Татьяна Львовна

Курбатова Татьяна ЛьвовнаЧлен Союза писателей России Татьяна Курбатова родилась 8 июня 1954 года в Тамбове, здесь окончила среднюю школу, Музыкальное училище имени С. В. Рахманинова (ныне – Музыкально-педагогический институт) и факультет иностранных языков педагогического института (ныне – ТГУ имени Г. Р. Державина). Первые стихи появились в печати, когда автору было 15 лет.

Сейчас у Татьяны Курбатовой – более десяти сборников лирических стихов и стихов для детей. Публикуется в местных СМИ, в «Тамбовском альманахе», в журнале «Подъём», неоднократно занимала призовые места в областных конкурсах на лучшее стихотворение, посвящённое Тамбову и Тамбовскому краю, дорогим и любимым местам малой родины:

Совместно с композитором Ольгой Егоровой Татьяной Курбатовой написано много песен, которые часто звучат на литературно-музыкальных вечерах, в передачах областного радио.

Разнообразна тематика стихов поэтессы. Много строк посвящено Великой Отечественной войне.

Известна Татьяна Курбатова и как поэт-лирик. В одном из стихотворений она с грустью сказала, что «судьба скупа на дорогие встречи», но таких встреч в её жизни немало, о чём свидетельствуют сборники стихов, основной мотив которых, говоря словами их автора, - «Хочу любить и быть любимой»:

Несколько лет Татьяна Львовна Курбатова работала в Музыкально-педагогическом институте имени С. В. Рахманинова, в Тамбовском колледже искусств. Она - руководитель литературного объединения «Радуга». Продолжает успешно заниматься поэзией.

СТИХИ

* * *

Словами красок на своем холсте 
Художник говорил о красоте. 
Движенья кисти, как смычок в руке, 
Он пел о радости, о вере и надежде,
О том, что есть, и том, что было прежде,
О тех, кто с ним, и тех, кто вдалеке. 
Отдав холсту души своей тепло, 
Творил художник тихо и светло.

* * *

Цвета - согласье разногласий.
Созвучье звуков, слов участье. 
Палитра красок на холсте, 
Палитра звуков на листе.

                                                                  * * *

Волшебные кисти в руки возьмем, 
В волшебную краску мы кисть окунем,
И чудо свершится - кисть будет творить,
И холст оживет, он начнет говорить 
О шепоте леса, о шуме прибоя, 
О радости мира, о пламени боя, 
О звездном мерцанье, об алом рассвете, 
Возьмите же кисти волшебные, дети!

СИНИЙ ЦВЕТ

Весну нарисуем, возьмем акварель, 
И кисть окунем в голубую капель,
Струится, звенит голубая капель, 
Капелью прозрачной умылся апрель. 
Подснежник открыл голубые глаза, 
В них неба бездонного синь - бирюза. 
Умылся подснежник капелью лесной 
И в воздухе синем запахло весной.

ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА

Опять весна, опять капель 
Поет, звенит, спешит апрель. 
Свирель звучит, весна идет, 
Бурлит, кипит, звенит, поет.

ВЕСЕЛАЯ КАПЕЛЬ

Кап-кап, веселая капель,
В окошко к нам стучит апрель. 
Журчат ручьи, апрель поет, 
Нас в голубую даль зовет. 
Ему на месте не сидится, 
Он с талою водою мчится. 
Подснежником на нас глядит, 
Скворцом на веточке сидит 
Веселый, звонкий, озорной 
Апрель, бездонно-голубой. 
Вы слышите, звенит капель! 
В окошко к нам стучит апрель.

ВЕСНА

На пороге - весна,
Белый снег потемнел. 
Лес очнулся от сна, 
Зашумел, загудел. 
Прилетел к нам опять 
Говорливый скворец.
В гости снова Весна 
К нам пришла наконец. 
Распустился подснежник 
У старой сосны. 
Очень хрупкий и нежный
Посланник Весны.

КАП, КАП

Кап, кап, - капель 
Звенит весь день.
Со всех сторон Веселый звон.
Звенят дома, Звенит река,
Звенят над домом облака. 
Весь день веселый перезвон, 
Звенит капелью небосклон.
Кап, кап, - капель 
Звенит апрель.

* * *

РОМАШКОВАЯ РУСЬ

Березовое кружево, 
Ромашковая Русь, 
Смотрю в глаза озерные, 
Гляжу не нагляжусь. 
Мне сладок воздух Родины,
Настой медовых трав, 
Цветут ромашки белые, 
Под кружевом дубрав.

ДОРОГА

Манит дорога длинная
от речек и озер.
Дорога журавлиная,
родной земли простор.
От дальней жаркой Африки
летите журавли.
Вас ждет Россия-матушка,
простор родной земли.

* * *

Встала алая заря,
В лес по ягоды, друзья.
За душистой земляникой,
За малиной, за черникой.
Лес тропинкой манит нас
В звонкий, ранний, светлый час.

СОЛНЫШКО

Солнышко янтарно-золотое 
Тучею умылось грозовою, 
Протянув нам желтые ладошки,
Побежало в поле по дорожке.
Утонуло в золотой пшенице,
Лучики, как рыжие ресницы.

УТРО

Голубым огнем, зеленым
Загорелись сосен кроны, 
Мир зарею обновленный
Встрепенулся, ожил вдруг. 
Алою зарей плененный, 
Обновленный, удивленный, 
Алый, голубой, зеленый, 
Разноцветный мир вокруг.

КРАСКИ

Какого цвета краски, 
Все знают без подсказки: 
Красные и синие, 
Летние и зимние.
Краска яркая «Гуашь»
Открывает вернисаж, 
Это - море, это - пляж,
Очень солнечный пейзаж.
«Масло» - густо мажет холст, 
Глубока, объемна, 
Это яркий всплеск волны 
Над рекою темной.
«Акварель» - прозрачная
И совсем не мрачная. 
Здесь и ранняя весна, 
И небес голубизна...
Это - ласковый апрель 
Кисти обмакнул в капель. 
А «Пастель» - «пушистая», 
Мягкая, лучистая, 
Очень бархатистая.
Предрассветный, сонный час, 
Звездный свет уже погас,
За рекой поет свирель. 
Дымкой розовой «Пастель»
Мягко стелется за лесом 
Бархатистою завесой.

* * *

Художник, создающий украшенья,
Природе подражает, но не слепо,
Копирует ее, рисует, лепит
В плену фантазии, во власти вдохновенья.
Преобразуя красоту снежинок,
Воздушность инея,
Прозрачность паутинок
И пену набегающей волны.
В сплетенье красок, звуков, тишины
Багряный лист осеннего убора
В красу волнообразного узора,
Игру росинок в бусины жемчужин...
Как мир фантазии нам дорог, близок, нужен.

АППЛИКАЦИЯ

Соберем кусочки ткани 
Желтой, синей, пестрой красной,
Ситцевой, льняной, атласной,
И сшивать картинку станем.
Здесь пришьем кусочек неба, 
Здесь - цветастую полянку. 
Из других клочков баранку, 
Чашку и варенья банку, 
И в углу краюху хлеба. 
А вот здесь дождя завеса
Над зеленой кромкой леса. 
Лужи, пятна туч лиловых, 
Это - радуга подковой 
Над корзиной облаков. 
Мир гармонии цветов –
Аппликации основа.

ЖЕНЩИНЕ

Женщина - весенний, ясный солнца свет,
Теплотой души ее мир земной согрет,
Пульс планеты бьется с женским сердцем в лад,
С нею даже звезды ночью говорят.
Солнышко смеется у нее в глазах,
Маме улыбнется дочка на руках.
Пусть веселый, добрый, старый мир вокруг
Улыбнется женщине, словно верный друг.
На щеках не меркнет пусть алая заря,
Ведь пока есть женщина - вертится земля.

МАМЕ

Нет никого моей мамы дороже, 
Нет никого справедливей и строже. 
Нет никого моей мамы добрей, 
Ласковой мамочки милой моей. 
Как я люблю ее нежные руки, 
Тихого голоса нежные звуки. 
Мамины песни и мамины сказки, 
Холодно в мире без маминой ласки. 
С мамой и солнышко светит сильней, 
Холодно в мире без мамы моей. 
Кто пожалеет, кто обогреет? 
Ночи не спит, когда мы заболеем. 
Нет никого в целом мире родней 
Мамы единственной милой моей.

О ТАМБОВЕ

Мы любим свой город,
Он с нами всегда.
Нет края дороже и краше,
Куда б не ушли, мы вернемся сюда,
Здесь пристань заветная наша.
Здесь много друзей, здесь и школа, и дом,
И улица с детства родная.
И даже березка моя под окном
Меня словно друга встречает.

МОЙ ГОРОД

Город мой любимый!
Я твой давний пленник.
Мчатся над Тамбовом вечности мгновенья.
Время тихо дремлет в зданиях старинных.
Летопись Тамбова вьется свитком длинным.
Вижу сквозь столетья крепость над рекою – 
Град-Тамбов над тихой, неприметной Цною.
Из веков струится каждому родное
Родины дыханье, сердцу дорогое.
Выйду утром рано в поле золотое.
Синий дым тумана дальний лес укроет.
Над дождем весенним – радуга-подковой.
Край дождем умытый, улыбнется снова.
Наше Притамбовье!
Русское приволье!
Я цветов охапку кину в изголовье.
Растворюсь в душистом трав степных цветенье.
Сердце отзовется соловьиным пеньем!

АЗБУКА В СТИХАХ

Алые листья кружат над поляной,
Багряные клены в дымке тумана.
Ветер играет листвой золотой,
Гонит, уносит ее за собой. 
Деревья без листьев немножко грустят, 
Ели зеленой лишь ярок наряд.
Ёжик опавшей листвою шуршит,
Жук над поляною громко жужжит. 
Золото листьев кружит над землей, 
Ива склонилась над быстрой рекой.
Клены ладошками машут нам вслед, 
Листьев кленовых ярок букет.
Мокрые листья на солнце блестят, 
Низкие тучи дождем вновь грозят.
Осень-красавица в лес нас зовет,
Песни осенние ветер поет. 
Речка покрылась прозрачным стеклом,
Стынет, уснула она подо льдом. 
Тусклое небо, тяжелые тучи, 
Утро засыпет лес снегом колючим.
Филин над лесом уснувшим летит,
Хлопает крыльями, лес сторожит.
Царство снежинок - владенья мороза,
Чистое поле, седая береза. 
Шепчут снежинки песни неслышные, 
Щебечут синицы под снежною крышею.
Эхо гуляет по сонному бору, 
Южные ветры ведут разговоры. 
Ясное небо, светит луна, 
Яркие звезды, вокруг тишина.

shamov Шамов Иван Васильевич
                                                                (1918 – 1965)

                                                                               

Поэт, военный лётчик. Автор стихотворений, текстов песен на музыку известных советских композиторов. Родился 19 февраля 1918 года в селе Хлыстово Моршанского уезда Тамбовской губернии. Окончив школу-семилетку, поступил в Моршанский библиотечный техникум. Как лучший выпускник был направлен в Московский библиотечный институт. В 1940 году ушёл с последнего курса института и стал курсантом Батайской авиашколы. Весть о войне застала его в палаточном городке, и летом 1942 года он принял боевое крещение.

После войны Иван Шамов остался в авиации. В 1947 году, во время очередного полёта, в воздухе отказал мотор, самолёт рухнул на землю. Лётчик был без сознания десять суток. Врачи вернули его к жизни, но он оказался навсегда прикованным к постели. Но, несмотря на трагизм положения, этот человек сумел преодолеть непреодолимый, казалось бы, барьер. Шамов начал сочинять стихи. Бывший лётчик и будущий поэт возвысился над недугом.

Первые стихи Ивана Шамова были опубликованы в 1949 году. О них одобрительно отозвались профессиональные поэты: Сергей Смирнов, Александр Жаров, Михаил Исаковский. С 1953 года в Москве начали выходить сборники стихов и песен Ивана Шамова: «Дежурное звено», «На заданной волне», «Служу Советскому Союзу!» и другие.

Иван Шамов мечтал выпустить книгу «Костры горят далёкие…» - по названию стихотворения, ставшего известной песней. Она вышла в Тамбове только в 2007 году, когда поэта уже не было в живых: он скончался 20 декабря 1965 года в Москве.

Стихи

Тополёк

Пожелтели в парке клёны,
Оголились в октябре.
Но стоит один зелёный
Стройный тополь во дворе.

Льют дожди и вкось, и прямо,
Зимний холод недалёк.
Но стоит один упрямо –
Весь зелёный тополёк

.Старшина, обычно хмурый,
Улыбаясь, говорит:
- Вот солдатская натура,
До последнего стоит!

Русский лес

Здравствуй, лес мой, русский лес,
Мир раздумий и чудес!
Мне всегда ты мил и дорог:
Вечный шум твой, хвойный шорох,

Плач кукушки, крик совы,
Песни трепетной листвы,
Твой предутренний озон,
Птичий звонкий гарнизон…

С детских лет я свято чту
Сосен стройных красоту;
Без манерности и позы
Гибкость ласковой берёзы;

Елей тонкие вершины
И пахучий цвет крушины.
Беспредельно сердцу люба
Крепость кряжистого дуба.

Старый, добрый русский лес,
Мир открытий и чудес!
В день любой и в час любой
Очарован я тобой.

И не зря сейчас пою
Стойкость гордую твою!

***

Край мой Тамбовский,
Смольные сосны,
Край мой отцовский,
Юные вёсны...

Чибис за речкой
Плачет у тала.
Белой овечкой
Облако встало.

Спелой ромашки,
Клевера запах,
Пчёлы на кашке,
Кашка на лапах.

Кольцами вьётся
Усик гороха.
Солнце смеётся,
В солнце дорога.

Зной нарастает,
Небо бездонно.
В город шагает
Мальчик с кордона...

Был я студентом,
Был я солдатом,
Жил под брезентом,
Спал с автоматом.

Разные знаю
Земли Союза.
К отчему краю
Тянется муза.

Где я ни буду,
Сколько б ни прожил,
Я не забуду
Край свой хороший,

Воздух тамбовский,
Светлые реки...
С краем отцовским
Связан навеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Познание -"Писатели детям"

"Презентация в старшей группе по теме: Мои любимые писатели"...

Презентация "Писатели детям"

Презентация проведенных мероприятий по изучению ряда детских произведений для детей дошкольного возрастаю...

Писатели детям о войне

Знакомство дошкольников с произведениями, в которых писатели рассказывают детям о войне, одна из важнейших задач патриотического воспитания подрастающего поколения...

Буклет "Вологодские писатели - детям"

Произведения поэтов-вологжан способны обогатить детей впечатлениями, воспитать интерес и любовь к литературе, родному слову, развить речь, расширить представления о животном и  растительном мире,...

:Проект для детей (старшей группы 5-6лет) "Писатели - детям"

С.Я.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, пос...

Современные писатели детям. Биография Эдуарда Успенского для детей дошкольного возраста (рассказ воспитателя)

Современные писатели детям.Биография Эдуарда Успенского для детей дошкольного возраста(рассказ воспитателя)       В рамках дисциплины МДК 02.07 Детская литература с практ...

Проект по знакомству с творчеством детских писателей в средней группе «Писатели - детям»

По данному проекту воспитанники более глубже изучат творчество руских писателей таких, как А.Л. Барто, В.Г.Сутеев, С.Я.Маршак, Э.Н. Успенский, С.В.Михалков, К.И.Чуковский, В.Д.Берестов, В.Ю.Драгунский...