Формирования интереса к пословицам и поговоркам у детей младшего возраста
статья по художественной литературе (младшая группа) по теме

Расторгуева Айта Георгиевна

Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к труду, к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирования интереса к пословицам и поговоркам у детей младшего возраста

Расторгуева А.Г., воспитатель 2 мл. группы

Целью обучения родному языку детей дошкольного возраста является развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения, формирование предпосылок чтения и письма.

Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи — решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.

Одной из задач развития речи дошкольников является развитие словаря. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями,  яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в  любой ситуации.

Хорошо подобранные пословицы и поговорки помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Поэтому они должны соответствовать уровню развития ребенка, должны быть понятны ему. Одни пословицы и поговорки побуждают к действию, другие – учат «уму-разуму».

Русский народ создал великолепную копилку мудрости и опыта старшего поколения – мудрые пословицы и поговорки. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие с сокровищницу – родной язык, остались бессмертными.

Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь.

Систематическая работа над пословицей очень многое дает детям. Во-первых, они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер.

А у современных детей часто наблюдаются недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса; низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе; недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольника.

Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к труду, к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова, отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.

Выделение и осознание смысловых связей слов и словосочетаний о труде можно сформировать у  дошкольников, соблюдая следующие условия:

• системное приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению пословиц и поговорок;

• ознакомление с семантическими компонентами пословиц и поговорок на основе приобретенного детьми опыта смыслового анализа слов и словосочетаний;

• введение в речь детей пословиц и поговорок на основе развития семантической стороны слова.

На занятиях с детьми дошкольного возраста можно использовать мотивационные установки:

- игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы";

- общественные: "Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей";

- личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит трудиться".

Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными, уважать труд людей.

Пословицы и поговорки приобщают ребенка к человеческой мудрости и в этом состоит их большое педагогическое значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение по формированию интереса и потребности в чтении у детей младшего возраста "Клепа".

Формирование интереса и потребности в чтении художественной литературы, интерес к книгам.Развивать чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формировать звуко и слово произношение.Сове...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период закладываются фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздейст...

Формирование интереса и потребности в чтении у детей раннего возраста.

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно...

Формирование интереса к книге и чтению у детей раннего возраста

Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей знакомства детей раннего возраста с художественной литературой явля...

Консультация для родителей "Формирование интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста"

Формирование интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста...

Русские пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста

Русские пословицы и поговорки о Родине, матери, дружбе, добре, трудолюбии...