Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
НОД по ознакомлению с художественной литературой
Возрастная группа: подготовительная
Тема: Владимир Иванович Даль «Старик –годовик»
Форма работы: групповая
Виды детской деятельности в НОД: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Предварительная работа:
-загадки про времена года;
-чтение рассказа К. Д. Ушинского "Четыре желания";
-беседы по временам года: зима, весна, лето, осень;
-работа в уголке природы по временам года, месяцам;
-рассматривание иллюстрации.
Оборудование:
-карточки-12 штук;
-серп;
-макет комбайна;
-проектор, доска.
Цель: знакомство с новым литературным жанром сказка-загадка.
Задачи:
-дать понятие о новом литературном жанре сказка-загадка;
-обогатить словарь детей новыми словами: душно, знойно, жать, серп;
-развивать умение различать литературные жанры: сказка, загадка;
-закреплять умение сравнивать, обобщать и делать выводы;
-систематизировать знания детей о годовом цикле, о принадлежности месяцев к определенному сезону, о количестве недель в месяце, о днях составляющих неделю;
-развивать умение работать в группах.
Ход НОД:
1. Мотивация детей к деятельности
Дидактическая игра «Узнай что это? »(знакомая детям игра)
В руках карточки с изображением треугольника- это загадка, круг- сказка. Я прочитаю текст, а вы покажете соответствующую карточку.
1. Гладишь-ласкается
Дразнишь-кусается.
На цепи сидит, дом сторожит.
2. Козлятушки, ребятушки!
Отворитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла- молочка принесла!
Бежит молочко по вымечку, из вымечка по копытечку.
Из копытечка во сыру землю.
3. Шубка –иголки,
Свернется- он колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это?
4. Была у одной вдовы дочь, была у неё еще и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочка и лицом нехороша, и лентяйка страшная. Дочку свою вдова очень любила и всё ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.
Поиграем ещё в одну игру «Доскажи словечко»
Мы сегодня с вами
Отгадали все (загадки)
Не спеши катать салазки,
А послушай лучше (сказки)
2. Целеполагание Ребята, я прочту вам произведение, написанное Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад.
У меня возникла такая проблема: не могу разобраться к какому жанру литературного произведения оно относится.
Может вместе разберемся, поможете?
Наглядный мультимедиа (презентация)
Показ презентации В. И Даль «Старик-годовик»
Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.
Чтение произведения.
3. Совместная работа по нахождению способов деятельности Словесный (беседа, вопросы к детям, пояснение)
Как вы думаете к какому жанру относится это произведение?
Почему?
Верно, ребята.Вы правы, это произведение действительно является и сказкой, и загадкой.
Так здесь есть и вымысел- волшебные птицы, старик-годовик. Загадкой является, так как надо узнать названия непростых птиц. Я вам открою секрет, оказывается есть такой жанр как сказка-загадка. Произведение Владимир Ивановича Даля с которым мы с вами познакомились тоже является сказкой -загадкой.Спасибо, что помогли разобраться.
(Беседа по прочитанному)
- Кто такой старик-годовик?
Какой он?
(Волшебник, который управляет временами года, месяцами, следит за их очередностью.
Мудрый, добрый, серьёзный. А иногда и веселый, у него много забот и он все успевает)
-А что за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (месяцы)
-Кто скажет сколько месяцев в году?
-Первая тройка птиц к какому относится времени года?
-Как догадались, что речь идет о зиме (повеял холод, мороз)
-Назовите зимние месяцы?
Это первая загадка, которую вы разгадали.
-Какие ещё три птицы полетели? Назовите месяцы?
-Кто был внимательным? Какие признаки весны в тексте? (снег стал таять, на полянке показались цветы)
Это вторая загадка, которую разгадали.
-Следующие три птицы назовите? (летние месяцы)
Словарная работа
-Что означают слова жарко? (жаркая, горячая погода)
Знойно? (сильная жара от нагретого солнцем воздуха)
Душно? (горячий, жаркий, спертый для дыхания воздух, стесняющий дыхание)
-Как вы понимаете выражение жать рожь? (срезать под корень стебли растений)
-Как вы думаете, а когда же, в какой месяц начинали крестьяне жать рожь? (в августе)
-Кто из вас знает, чем жали рожь раньше? (показать серп)
-А что используют сейчас во время жатвы? (показать макет комбайна)
Физминутка «Прогулка»
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинкам побежим,
До полянки добежим.
На полянке, на полянке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнем!
И домой пешком пойдем.
Давайте присядем, у нас ещё остались неразгаданные загадки старика-годовика.
-Какая же последняя тройка вылетела из рукава Старика-годовика? (осенние месяцы)
-Назовите эти месяцы?
-Сколько всего птиц выпустил Старик-годовик? (12 птиц – месяцев)
-Почему именно 12 птиц?
Верно, так как в каждом времени года по три месяца.
-Какое время года любите вы? Почему именно это время года (показ слайдов времен года)
Да, все времена года хороши по- своему.
-Что за четыре крыла у каждой птицы? (4 недели)
- Какие семь перьев в каждом крыле? (дни недели)
-Назовите их?
И ещё одна загадка есть в этом произведении, что значит, что у каждого пера одна половина белая, другая черная? (смена дня и ночи)
-Так к какому жанру относится это произведение? Верно, это сказка-загадка, оказывается есть такой жанр. На свете есть много сказок-загадок, вы сними познакомитесь ещё.
-Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку-загадку?
-Чему он хотел научить нас?
-Верно, нужно знать названия месяцев, времен года, дней недели, уметь пользоваться календарем. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придет следующее, ещё лучше прежнего.
3. Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности Игровой (загадывание и отгадывание загадок, рисование предметов)
Словесный (придумывание сказки)
Игра «Нарисуй предмет»
Нужно поделиться на две команды и нарисовать любой предмет, придумать про него загадку, не называя его. После того, как дети отгадают загадку, придумать про это сказку.
4. Рефлексия (подведение итогов) -Что нового и интересного узнали сегодня?
-Что понравилось?
-Теперь подумайте и скажите, кто сегодня хорошо работал?
-О чем сможете рассказать друзьям, родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"
Конспект занятия содержит хороший программный материал по ознакомлению с художественной литературой, а также много занимательного материала....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» (подготовительная к школе группа)
Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы. Цель и задачи: Продолжит...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (с подготовкой к восприятию) Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»
Познакомить детей с вежливыми словами и научить пользоваться ими в жизни....
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (с подготовкой к восприятию) Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».
Познакомить детей с вежливыми словами и научить пользоваться ими в жизни....
В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе
Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкрети...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Викторина "Сказки А.С.Пушкина"
Предлагаемые задания помогут закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина; воспитывать интерес к творчеству русского поэта. учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя; слушать и ...