Викторина "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Эта работа способствует созданию единого образовательного пространства. Раскрывает роль сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии ребёнка. Обобщает знания детей о сказках, воспитывает доброжелательность, умение работать в команде, совершенствует коммуникативные функции речи, активизирует творческий потенциал детей и взрослых. Показывает навыки детей, формы и методы работы со сказкой. Создает положительный эмоциональный настрой всех участников, дальнейшее развитие интереса к сказкам и к чтению. Способствует развитие связной речи, речевого слуха, творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики. Воспитывает навыки взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.docx | 32.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №19-Центр развития ребенка г.Россоши Россошанского
муниципального района Воронежской области
Викторина «Путешествие по сказкам»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила и провела:
педагог-психолог 1КК
Мирошникова Ю.А.
г.Россошь
2015-2016 учебный год
Предварительная работа:
Анализ и обобщение литературы по теме, консультирование родителей, выставки книг и рисунков по теме, чтение детям сказок, совместный просмотр мультфильмов и беседы по ним, составление вопросов к викторине, заучивание отрывков из сказок, изготовление эмблем, медалей для победителей.
Цели:
- Способствовать созданию единого образовательного пространства.
- Раскрыть роль сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии ребёнка.
- Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых.
- Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой.
- Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.
- Дальнейшее развитие интереса к сказкам и к чтению.
- Развитие связной речи, речевого слуха, творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики.
- Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.
Задачи:
- Закрепление и систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о литературных произведениях;
- Развитие речи и фонематического восприятия у детей; обогащение словаря.
- Повышение интереса к сказкам.
Оборудование:
иллюстрации к сказкам, карандаши, музыкальный центр, диск с записями детских песен, мольберт
Участники викторины воспитанники подготовительной группы :
1-ая команда «Румяные колобки»
2-ая команда «Золотые рыбки»
Ход занятия.
Дети входят под музыку «Улыбка» и рассаживаются за два стола.
— Ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите, как от ваших улыбок стало
светлее. Сегодня у нас интересная и необычная игра-викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения.
Узнаем, какая команда самая дружная, самая находчивая, сообразительная.
Приветствие командами друг друга. «Румяные колобки», «Золотые рыбки»
1-ая команда Девиз: «Думай быстро — и вперёд, нас тогда победа ждёт!»
2-ая команда Девиз: «Сказок у нас большой запас! Для кого они? — (Для нас!)»
— И так, мы начинаем!
Человек с древних времён учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы. Боялись темноты. И всё это люди объясняли проявлением сверхъестественных сил. И появились такие герои, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Человек наделял силой птиц и рыб. Так появилась сказочная жар-птица. Появилась щука, которая помогла Емеле.
Так появились сказки. Эти сказки передавались от одного человека к другому. Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается. А вы любите сказки? Много сказок вы знаете? Сейчас мы с вами проведём викторину по сказкам и проверим, кто из вас лучший знаток сказок. За каждый правильный ответ, вы получаете жетон. Кто наберёт больше всех жетонов, тот и самый лучший знаток сказок. Ну, что, вы готовы? Тогда начинаем викторину
1 Конкурс. «Сказочные загадки из сундучка».
Педагог-психолог: Я буду вам загадывать сказочные загадки, а вы будете называть сказку.
1. Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несёт её домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь
Название этой сказки, чтоб вовремя успеть. (Маша и медведь).
2. В гости к бабушке пошла,
В корзинке пирожки несла,
Волка в лесу повстречала,
Хуже только волку стало (Красная шапочка)
3. Мальчик с очень длинным носом,
Задает он всем вопросы,
Ему черепаха Тортилла
Ключ золотой подарила. (Буратино)
4. Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь (Золушка).
- Это очень умный кот,
Только в сказке он живет,
Обувь модную надел,
Много сделал до добрых дел (Кот в сапогах)
6. Ей подвластны снег и лед,
В царстве холода живет,
Насылает бурю, ветер,
Берегитесь её дети! (Снежная Королева)
7.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Русская народная сказка «По щучьему велению»).
8.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом,
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»).
9. Эта девочка-малышка
В белой лилии спала.
Её ночью злая жаба
К себе в болото унесла.
( Г.-Х. Андерсен «Дюймовочку»).
10. Скажи ты нашей тётке,
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши.
(С. Я.Маршак «Кошкин дом»).
11. Мы себе построим дом,
Будем жить славно в нём!
Не боимся волка мы
Мы втроём и мы сильны!
(английская народная сказка « Три поросёнка»).
12. А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести её хотят,
Перенять гонца велят.
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
13. Поперёк моря-окияна лежит
Чудо-юдо рыба-кит
Все бока его изрыты,
Частоколы в рёбра врыты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит.
(П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»).
14. Но однажды корнеплод
Все тянули — градом пот.
Мышь мала, но всё ж она
Вырвать овощ помогла.
(Русская народная сказка «Репка»).
2 Конкурс «О какой сказке идёт речь?»
Команда «Золотые рыбки»
1.В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли.
2.Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.
3.Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.
4.Помогла нам яблонька, помогла нам печка…
5.Нам не страшен серый волк.
6.Сяду на пенёк, съем пирожок.
7.Колотил, колотил по тарелке носом.
8.Ловись, рыбка, большая и маленькая.
9.Выгляни в окошко, дам тебе горошка.
10.И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.
Команда «Румяные колобки»
1.Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.
2.А для чего на свете мёд? Для того чтобы я его ел.
3.Свет мой, зеркальце, скажи…
4.Не пей из копытца, козлёночком станешь.
5.Ещё пуще злится злая старуха…
6.Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…
7.Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!»
8.Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.
9.Спокойствие, только спокойствие.
10. Не ходите, дети в Африку гулять.
3 Конкурс «Песенка героя сказки».
Педагог-психолог: Молодцы! И с этим заданием вы справились. А сейчас я вам предлагаю послушать песни сказочных героев. Определить героя и назвать, из какой он сказки. (звучат песни из сказок, дети отгадывают).
4 Конкурс «Пословицы о сказках»
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
- Сказка - складом, песня ладом красна.
- Сказка-ложь, а песня –правда.
- Сказки не салазки: не сядешь да не поедешь.
- Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
- Быль за сказкой не угонится.
- Быль-не смола, а небыль-что вода
- В сказках все есть-да в руках ничего нет
- Красна сказка складом, а песня-ладом.
- Сказка-ложь, да в ней намек.
5 Конкурс «Сказочный сундук»
Педагог-психолог: В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь.
- «Царевна — индюшка».
- «По-собачьему велению».
- «Сивка- будка».
- «Иван-царевич и зелёный змей».
- «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».
- «Петушок— золотой пастушок».
- «У смеха глаза велики».
- «Лапша из топора».
6 Конкурс «Узнай сказку по героям».
Педагог-психолог: Молодцы! А теперь сложное задание. Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют. И скажите, есть ли они на иллюстрациях.
- Царь, три сына, стрела, болото (Царевна-лягушка).
- Отец, мачеха, три дочери, туфелька, фея (Золушка).
- Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка (Дюймовочка).
- Злая мачеха, дочь, падчерица, дед Мороз (Морозко).
- Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).
- Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братецИванушка»).
- Медведь, мужик, урожай («Вершки- корешки»).
- Кум Тыква, сеньор Помидор, мальчик-луковка («Приключение Чиполлино»).
- Море, невод, корыто, старик, старуха («Сказка о рыбаке и рыбке»).
- Мальвина, Пьеро, Карабас Барабас («Золотой ключик или приключения Буратино»).
- Перина, дождь, девушка, дождь, горошина. («Принцесса на горошине»)
- Снег, розы, зима, сани, зеркало, королева, дружба. («Снежная королева»)
- Море, принц, ноги, голос, колдовской напиток. («Русалочка»)
- Лебедь, утка, птичий двор, дупло, яйцо, мечты. («Гадкий утенок»)
7Конкурс Театрализованный конкурс
Речь с движениями. Участвует обе команды.
Команда «Золотые рыбки»
Обыгрывание причитания Алёнушки из русской народной сказки «Алёнушка и лиса».
Речь Движения
Ау, ау, Алёнушка! Ладони сложить рупором у рта,
поворот корпуса вправо;
Ау, Ау, голубушка! Ладони сложить рупором у рта
поворот корпуса влево;
Одна была показать указательный палец на правой руке;
у дедушки, у бабушки
внучка Алёнушка. двумя руками показать на себя;
Завели меня подружки приглашающий, манящий жест
в лес, правой рукой;
поднять руки вверх, покачать вправо- влево;
да там и покинули. обе руки уронить вниз, голову опустить
Команда «Румяные колобки»
Обыгрывание песенки Колобка из русской народной сказки «Колобок».
Речь Движения
Я Колобок, Колобок! Двумя руками изобразить лепку
Колобка;
Я по коробу метён, имитировать подметание;
На сметане мешён, имитировать замешивание теста:
В печку сажён, имитировать задвигание противня в печку;
На окошке стужён. двумя руками обрисовать в воздухе
воображаемое окно; подуть;
Я от дедушки ушёл, правой рукой погладить
воображаемую бороду и потопать ногами;
Я от бабушки ушёл, двумя руками имитировать завязывание
платка под подбородком, потопать ногами
А от тебя, заяц, рука сжата в кулак, указательный и средний
пальцы — «ушки»;
и подавно уйду! махнуть рукой, бег на месте.
8 Конкурс «Весёлые вопросы».
Педагог-психолог: Ну, а теперь самый важный этап викторины. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них быстро отвечать.
- Девушка с рыбьим хвостом? (Русалочка).
- Мальчик-луковка? (Чиполино).
- Героиня, какой сказки в награду получила кусок льда? («Морозко»).
- Девочка с голубыми волосами? (Мальвина).
- Как называется сказка, в которой есть дом, где поселилось много зверей? («Теремок»).
- Где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка»? (На конце иглы).
- Какая птица спасла Дюймовочку? (Ласточка).
- В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»).
- Деревянный мальчик? (Буратино).
9 Конкурс «Путаница»
Педагог-психолог:— Чебурашка и крокодил Гена любят читать сказки, но проказница Шапокляк перепутала всех сказочных героев в их любимой книжке.
— Ребята, помогите, расставьте всех на свои места.
— Коли есть печка, не нужен и диван,
Щукой командует в сказке Иван (не Иван,а Емеля).
— Дёрнуть за верёвочку
Такой для входа код.
Съел бабушку и внучку
Голодный, серый кот (не кот,а волк).
— Женат на лягушке уже он неделю,
Старшие братья жалеют Емелю (не Емелю, а Ивана).
— Найти жену помог клубок,
Был счастлив очень Колобок (не Колобок, а Иван-царевич).
— Волка не пускают,
Волка братья злят.
Крепкий дом построен
У троих козлят (не козлят, а поросят).
— А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Те орешки – щёлк да щёлк —
Разгрызает ловко волк (не волк, а белка).
— На лесной опушке
Ведьмы злой избушка,
Знает ту старушку всяк.
Её имя Шапокляк (не Шапокляк, а Баба Яга).
— Лягушка со стрелою —
Печальная картина.
Женой квакушка станет
Теперь для Буратино (не для Буратино, а для Ивана- царевича).
— На балу она блистала,
Лёгкий за нею тянулся шлейф.
Золушка туфельку потеряла
И на ней женился Эльф (не Эльф, принц).
10 Конкурс Ребус «Добро»
Педагог-психолог: — Сказки все очень разные, но все они учат одному, главному.
Чему учат нас сказки, мы сейчас узнаем, если отгадаем загадки.
Дети загадывают загадки.
(Картинки — отгадки выставляются на доску.)
1-ый ребёнок:
Д (дракон)
Обещаю не рычать,
И с огнём не баловать,
В прятки будем мы играть
И друг друга догонять.
2-ой ребёнок:
О (ослик) Приятно хвост свой получить
В подарок в день рождения.
Приятно другу удружить
И я того же мнения.
3-ий ребёнок:
Б (Бармалей) Буду, буду я добрей,
Напеку я для детей
Пирогов и кренделей.
Буду, буду я гулять
И детишек угощать.
4-ый ребёнок:
Р (рыбка) Не хожу и не летаю,
А попробуй, догони!
Я бываю золотая,
Ну-ка, в сказку загляни.
5-ый ребёнок:
О (оловянный солдатик)
Он из олова отлит,
На одной ноге стоит,
От трудностей не убегает,
Никогда не унывает.
— Составьте слово по первым звукам отгадок.
Звучит песня «Дорогою добра».
(Команды составляют слово добро на магнитной доске).
Педагог-психолог: Молодцы, ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки.
В мире много сказок – грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может всё случится,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к вам стучится,
Скажем сказке: «Приходи!»
Всем участникам вручаются призы за участие в викторине.
Ну а сейчас, до свидания, ребята! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"
Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...