Досуг по произведениям детской мордовской литературы «Что за чудо эти сказки!»
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) на тему
Досуг по произведениям писательницы Т.Д.Тимохиной продолжает работу по формированию у дошкольников интереса к произведениям мордовского народа, развивает умение узнавать сказки и их героев.На занятии созданы условия психологического комфорта средствами сказкотерапии, развивается творческое воображение, ассоциативная память, диалогическая речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug_po_proizvedeniyam_detskoy_mordovskoy_literature.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №41 присмотра и оздоровления»
Конспект
открытого досуга
по произведения детской мордовской литературы
«Что за чудо эти сказки!»
ОО «Чтение художественной литературы»
(старшая группа)
Подготовила и провела:
воспитатель Кантеева В.П.
Саранск 2014 – 2015 уч. г.
Программное содержание
Обучающие задачи:
- формировать у детей интерес к произведениям мордовского народа;
вызвать у детей интерес к авторским сказкам Т.Д.Тимохиной, желание их прочитать;
- развивать умения узнавать сказки и их героев,
- обогащать словарный запас детей,
- обобщить знания детей о сказках,
- воспитывать потребность в чтении книг мордовских авторов,
- закреплять знания о мордовском фольклоре (пословицы).
Развивающие задачи:
- развивать творческое воображение, ассоциативную память, диалогическую речь;
- создать условия психологического комфорта средствами сказкотерапии.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес и любовь к родному краю.
- воспитывать любовь к творчеству, к сказкам различных писателей Мордовии.
Методы и приемы:
- словесные: введение в игровую ситуацию, использование художественного слова (загадки, пословицы), беседа, объяснение;
- наглядные: рассматривание портретов мордовских писателей;
- игровые: игра – драматизация; знакомство с персонажем – куклой –мордовочкой.
Оборудование:
- зонт с разноцветными лентами, предметы для отгадывания загадок, портреты писателей Мордовии, атрибуты для сказки «Один на два не делится, перышки для проведения дыхательной гимнастики, рисунки к сказкам Т.Д. Тимохиной.
Предварительная работа:
- беседа о мордовских народных и авторских сказках;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение пословиц о труде, дружбе.
I. Орг. момент. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях кукла-мордовочка. Но она какая-то грустная. Что с тобой случилось?
Кукла-мордовочка: Ребята, мне очень нужна ваша помощь. Меня пригласили участвовать в викторине по сказкам мордовских писателей. А я знакома не со всеми писателями. Помогите мне.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Красной шапочке?
Дети: Поможем.
II. Беседа о мордовских писателях рассматривание портретов
Воспитатель: У каждого народа есть своя история, свой язык. Свои сказки.
Сказка – это произведение, содержание которой основывается на вымысле
У мордовского народа есть сказки народные и авторские.
Посмотрите на портреты мордовских писателей, они писали для детей.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает портреты писателей Мордовии)
III. Сказки Т. Тимохиной
Воспитатель: Дорогая гостья, сегодня мы познакомим тебя с творчеством писательницы Татьяны Тимохиной. Мы читали эти сказки. Поиграем и вспомним их названия.
IV. Игра «Разноцветный зонтик» (цветотерапия)
(Воспитатель открывает зонтик, дети встают под него и называют известную им сказку).
Ты под зонтик мой вставай,
Ленточку выбирай,
Про сказку вспоминай,
И ребятам называй.
(Дети называют сказки: «Свинья и петух», «Серый воробей», «Котенок и Поросенок», «Как зима Степку лечила»)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Много сказок назвали.
Татьяна Тимохина сочиняла для детей. Она писала о дружбе, о добре. Вспомним героев сказки.
V. Конкурс «Назови героя сказки»
Воспитатель: Отгадайте, о ком идет речь?
- Кто проявил себя настоящим другом в сказке Т. Тимохиной «Котенок и Поросенок? (Котенок)
- Кто из героев спорил о том, кого солнышко больше любит? (Свинья и Петух)
- О ком из героев сказки Т.Тимохиной говорится в пословице «Друг не тот, кто с тобой играет, а тот, кто в беде помогает? (Серый Воробей)
- Кто вылечил Степку от простуды? (Зима)
VI. Рассматривание рисунков к сказкам автора
VII. Этюд «Покажи себя иным»
Воспитатель: Ребята, а вы сами хотите стать героями сказок?
Дети: Да.
Воспитатель: Выходите и попробуйте. Изобразите счастливого и здорового Степку, летающего над лугом воробья, спящего котенка, ворчащую свинью.
(Дети встают полукругом и показывают пантомимический этюд)
- Молодцы, вы настоящие актеры.
Воспитатель: А тебе (имя), кто из героев сказок Т.Тимониной больше всех понравился?
Дети: Зима
Воспитатель: Почему? Зима - твое любимое время года?
Дети: Зима помогла Степке не болеть и расти здоровым.
Воспитатель: А какие мордовские пословицы и поговорки вы знаете о здоровье и здоровом образе жизни?
VIII. Мордовские пословицы и поговорки о здоровье
и здоровом образе жизни.
Конкурс «Продолжи пословицу»
(Воспитатель начинает, дети продолжают пословицу)
Где много нянек, там дети больше болеют (мокша)
Ешь-пей в меру - не будет болеть живот
Здоровье - богатство
Воспитатель: А тебе (имя), кто из героев сказок Т.Тимониной больше всех понравился? Почему?
Ребенок: Котенок. Он был настоящим другом.
Воспитатель: А какие мордовские пословицы и поговорки вы знаете о дружбе?
(Дети называют пословицы и поговорки)
Каковы твои друзья, таков и ты; каков ты сам, таковы и твои друзья (эрзя)
Без братьев можно жить, а без друзей нельзя.
В беду попадёшь — хороший друг придёт, а плохой отойдёт.
IX. «Загадки из кузовка»
Воспитатель: Ребята, утром я нашла кузовок, а там предметы. Скажите, кому из героев сказок они принадлежат:
(Воспитатель по очереди достает и показывает предметы)
Лыжи (Степке. «Как Зима Степку лечила»)
Карандаши (героям сказки «Котенок и Поросенок»)
Лепешка (курочке Наседке из сказки «Делится ли один на два»)
Мошки и червячки (герою сказки «Серый Воробей»)
Корыто (свинье из сказки «Свинья и Петух»)
X. Дыхательная гимнастика
Упражнение на продолжительный выдох
Воспитатель: Ребята, мы можем с вами показать сказку «Один на два не делится». Но сказку я не могу начать без моего волшебного пёрышка. А оно потерялось средь других перьев, которые я нашла на птичьем дворе. А какое из них волшебное, поможете узнать вы. Возьмите по перышку. Какое дальше улетит, то и волшебное
Воспитатель: (Плавно махая перышком)
Перо по лесу летало,
Да на воду вдруг упало,
По воде болталось
И сухим осталось.
Тише - тише, не шумите
Нашу сказку не спугните.
За ступенькою ступенька-
Будет лесенка,
Слово к слову ставь складненько –
Будет песенка,
А колечко на колечко-
Будет вязочка.
Сядем рядышком тесненько
Слушать сказочку.
Дети надевают шапочки, костюмы.
XI. Драматизация сказки «Один на два не делится»
Герои: Курочки (Наседка, Кудахша), Петя-петушок, цыплята.
Воспитатель: Молодцы. Хорошо сыграли. У каждой сказки есть мораль «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок». Ребята, чему учит сказка, которую мы сегодня обыграли.
Дети: Не надо быть жадным.
XII. Итоги
Воспитатель: Дорогая гостья, теперь ты узнала немного больше о сказках Татьяны Тимохиной! Приходи к нам снова в гости. Мы будем очень рады.
- Ребята, а вам что понравилось на нашем празднике мордовских сказок?
(Дети называют понравившиеся этапы занятия. В подарок всем воспитатель раздает раскраски по сказкам).
Литература
- Мордовские писатели – детям: Указ. лит. – 2-е изд., перераб. и доп./ Мордов. респ. дет. б-ка; Сост. М. М. Мудрова; – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. – 184 с. С. 143 – 145: Тимохина Татьяна Дементьевна.
- Тимохина Т. Д. Соленый мед: Сказки: / Пер. с морд. Ф. Андрианова. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1983. – 61 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников/
Консультация для родителей.«Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников»....
Творческое задание Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью. Склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях
Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения? Экспериментирования слишком фантастичны, поэтому не очень вписываются в нормы поведения.Люб...
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы. (2 с...
Методическая разработка квест -игра для детей дошкольного возраста по произведениям детской художественной литературы " Как хорошо ты знаешь сказки К. И. Чуковского"
Квест - игра поможет уточнить, систематизировать знания детей о литературно- художественных произведениях К. И. Чуковского...