Досуг по произведениям детской мордовской литературы «Что за чудо эти сказки!»
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) на тему

Кантеева Вера Петровна

 

        Досуг по произведениям писательницы Т.Д.Тимохиной  продолжает работу по формированию  у дошкольников  интереса к произведениям мордовского народа, развивает умение узнавать сказки и их героев.На занятии созданы условия психологического комфорта средствами сказкотерапии, развивается  творческое воображение, ассоциативная память, диалогическая речь.

  •  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosug_po_proizvedeniyam_detskoy_mordovskoy_literature.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Конспект

открытого досуга

по произведения детской мордовской литературы

«Что за чудо эти сказки!»

ОО «Чтение художественной литературы»  

 (старшая группа)

                                                        Подготовила и  провела:

                                                            воспитатель Кантеева В.П.

        

Саранск 2014 – 2015 уч. г.

Программное содержание

Обучающие задачи:

  • формировать у детей интерес к произведениям мордовского народа;

вызвать у детей интерес к авторским сказкам Т.Д.Тимохиной, желание их прочитать;

  • развивать умения узнавать сказки и их героев,
  • обогащать словарный запас детей,
  • обобщить знания детей о сказках,
  • воспитывать потребность в чтении книг мордовских авторов,
  • закреплять знания о мордовском фольклоре (пословицы).

Развивающие задачи:

  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, диалогическую речь;
  • создать условия психологического комфорта средствами сказкотерапии.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес и любовь к родному краю. 
  • воспитывать любовь к творчеству, к сказкам различных писателей Мордовии.

Методы и приемы:

  • словесные: введение в игровую ситуацию, использование художественного слова (загадки, пословицы), беседа, объяснение;
  • наглядные: рассматривание портретов мордовских писателей;
  • игровые: игра – драматизация; знакомство с персонажем – куклой –мордовочкой.

Оборудование: 

  • зонт с разноцветными лентами, предметы для отгадывания загадок, портреты писателей Мордовии, атрибуты для сказки «Один на два не делится, перышки для проведения дыхательной гимнастики, рисунки к сказкам Т.Д. Тимохиной.

Предварительная работа:

  • беседа о мордовских народных и авторских сказках;
  • рассматривание иллюстраций;
  • чтение пословиц о труде, дружбе.

 

I. Орг. момент. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях кукла-мордовочка. Но она какая-то грустная. Что с тобой случилось?

Кукла-мордовочка: Ребята, мне очень нужна ваша помощь. Меня пригласили участвовать в викторине по сказкам мордовских писателей. А я знакома не со всеми писателями.  Помогите мне.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Красной шапочке?

Дети: Поможем.

II. Беседа о мордовских писателях рассматривание  портретов

Воспитатель:  У каждого народа есть своя история, свой язык. Свои сказки.

Сказка – это произведение, содержание которой основывается на вымысле

У мордовского народа есть сказки народные и авторские.

Посмотрите на портреты мордовских писателей, они писали для детей.

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает портреты писателей Мордовии)

III. Сказки Т. Тимохиной

Воспитатель: Дорогая гостья, сегодня мы познакомим тебя с творчеством писательницы Татьяны Тимохиной. Мы читали эти сказки. Поиграем и вспомним их названия.

IV. Игра «Разноцветный зонтик» (цветотерапия)

(Воспитатель открывает зонтик, дети встают под него и  называют известную им сказку).

Ты под зонтик мой вставай,

Ленточку выбирай,

Про сказку  вспоминай,

И ребятам называй.

(Дети называют сказки: «Свинья и петух», «Серый воробей», «Котенок и Поросенок», «Как зима Степку лечила»)

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Много сказок назвали.

Татьяна Тимохина сочиняла для детей. Она писала о дружбе, о добре. Вспомним героев сказки.

V. Конкурс «Назови героя сказки»

Воспитатель: Отгадайте, о ком идет речь?

  1. Кто проявил себя настоящим другом в сказке Т. Тимохиной «Котенок и Поросенок? (Котенок)
  2. Кто из героев  спорил о том, кого солнышко больше любит? (Свинья и Петух)
  3. О ком из героев сказки Т.Тимохиной говорится в пословице «Друг не тот, кто  с тобой играет, а тот, кто в беде помогает? (Серый Воробей)
  4. Кто вылечил Степку от простуды? (Зима) 

VI. Рассматривание рисунков к сказкам автора

VII. Этюд «Покажи себя иным»

Воспитатель: Ребята, а вы сами хотите стать героями сказок?

Дети: Да.

Воспитатель: Выходите и попробуйте. Изобразите счастливого  и здорового Степку, летающего над лугом воробья, спящего котенка, ворчащую свинью.

(Дети встают полукругом и показывают пантомимический этюд)

- Молодцы, вы настоящие актеры.

Воспитатель: А тебе (имя),  кто из героев сказок Т.Тимониной  больше всех понравился?

Дети: Зима

Воспитатель: Почему? Зима - твое любимое время года?

Дети: Зима помогла Степке не болеть и расти здоровым.

Воспитатель: А какие мордовские пословицы и поговорки вы знаете  о здоровье и здоровом образе жизни? 

VIII. Мордовские пословицы и поговорки о здоровье

и здоровом образе жизни.

Конкурс «Продолжи пословицу»

(Воспитатель начинает, дети продолжают пословицу)

                       Где много нянек, там дети больше болеют (мокша)

                       Ешь-пей в меру - не будет болеть живот

                       Здоровье - богатство

Воспитатель: А тебе (имя),  кто из героев сказок Т.Тимониной  больше всех понравился? Почему?

Ребенок: Котенок. Он был настоящим другом.

Воспитатель: А какие мордовские пословицы и поговорки вы знаете  о дружбе? 

(Дети называют пословицы и поговорки)

               Каковы твои друзья, таков и ты; каков ты сам, таковы и твои друзья (эрзя)

               Без братьев можно жить, а без друзей нельзя.

               В беду попадёшь — хороший друг придёт, а плохой отойдёт.

IX. «Загадки из кузовка»

Воспитатель: Ребята, утром я нашла кузовок, а там предметы. Скажите, кому из героев сказок они принадлежат:

(Воспитатель по очереди достает и показывает предметы)

Лыжи   (Степке. «Как Зима Степку лечила»)

Карандаши (героям сказки «Котенок и Поросенок»)

Лепешка (курочке Наседке из сказки «Делится ли один на два»)

Мошки и червячки (герою сказки «Серый Воробей»)

Корыто (свинье из сказки «Свинья и Петух»)

X. Дыхательная  гимнастика

Упражнение на продолжительный выдох

Воспитатель:  Ребята, мы можем с вами показать сказку «Один на два не делится». Но сказку я не могу начать без моего волшебного пёрышка. А оно потерялось средь других перьев, которые я нашла на птичьем дворе. А какое из них волшебное, поможете узнать вы. Возьмите по перышку. Какое  дальше улетит, то и волшебное 

Воспитатель: (Плавно махая перышком)

Перо по лесу летало,

Да на  воду вдруг упало,

По воде болталось

И сухим осталось.

Тише - тише, не шумите

Нашу сказку не спугните.

За ступенькою ступенька-

Будет лесенка,

Слово к слову ставь складненько –

Будет песенка,

А колечко на колечко-

Будет вязочка.

Сядем рядышком тесненько

Слушать сказочку.

Дети надевают шапочки, костюмы.

XI. Драматизация сказки «Один на два не делится»

Герои: Курочки (Наседка,  Кудахша), Петя-петушок, цыплята.

Воспитатель: Молодцы. Хорошо сыграли. У каждой сказки есть мораль «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок». Ребята, чему учит сказка, которую мы сегодня обыграли.

Дети: Не надо быть жадным.

XII. Итоги

Воспитатель: Дорогая гостья, теперь ты узнала немного больше о сказках Татьяны Тимохиной! Приходи к нам снова в гости. Мы будем очень рады.

- Ребята, а вам что понравилось на нашем празднике мордовских сказок?

(Дети называют понравившиеся этапы занятия. В подарок всем воспитатель раздает раскраски по сказкам).

Литература

  1. Мордовские писатели – детям: Указ. лит. – 2-е изд., перераб. и доп./ Мордов. респ. дет. б-ка; Сост. М. М. Мудрова; – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. – 184 с. С. 143 – 145: Тимохина Татьяна Дементьевна.
  2. Тимохина Т. Д. Соленый мед: Сказки: / Пер. с морд. Ф. Андрианова. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1983. – 61 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников/

Консультация для родителей.«Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников»....

Творческое задание Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью. Склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях

Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения? Экспериментирования слишком фантастичны, поэтому не очень вписываются в нормы поведения.Люб...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  (1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.    (2 с...

Методическая разработка квест -игра для детей дошкольного возраста по произведениям детской художественной литературы " Как хорошо ты знаешь сказки К. И. Чуковского"

Квест - игра поможет уточнить,  систематизировать знания детей о литературно- художественных произведениях К. И. Чуковского...