статья "Влияние художественной литературы на совершенствование словаря старших дошкольников с ОВЗ.
статья по художественной литературе на тему
Статья "Влияние художественной литературы на совершенствование словаря старших дошкольников с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vliyanie_hudozhestvennoy_literatury_na_sovershenstvovanie_slovorya.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние художественной литературы
на совершенствование
словаря старших дошкольников с ОВЗ.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то он не будет пройден на более поздних возрастных этапах.
Не маловажную роль в развитии речи ,пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить ,что потребность ребенка в том , чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст ,интересы и развитие.
Так у нас в группе ,читая сказки «Колобок» , «Репка» и другие произведения для младшего возраста, вызываешь интерес к прослушиванию у Вовы, Полины .Другого уровня развития дети , подойдут, посмотрят и ,не заинтересовавшись, отходят. И наоборот ,читая произведения Н.Носова, С.Маршака, М.Пришвина ,для детей старшего возраста, вся группа слушает ,затаив дыхание, а Вова и Полина уходят.
Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После каждого чтения очень важно выяснить , как и что поняли дети. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить со всеми вместе или индивидуально о прочитанном . Это приучает детей анализировать суть прочитанного, а вместе с этим учит связной ,последовательной речи, умению пересказывать произведение, давать характеристику героям, умению высказывать свое отношение к услышанному, знакомит детей и закрепляет в их словарном запасе новые слова и выражения ( …ушла несолоно хлебавши ), знания о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок их личного опыта. Ведь чем совершеннее речь детей ,тем успешнее будет их обучение в школе.
Так в результате общения с книгой к 6-7 годам дети обычно обладают значительным словарным запасом и овладевают грамматическими формами родного языка.
Художественная литература будет способствовать развитию словаря детей при условии, если произведения будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности , к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей и выражать свои чувства нужными словами, порой заимствованными из литературных произведений, с которыми их познакомили ранее взрослые.
Художественное слово помогает детям понять красоту звучащей родной речи.
Знакомство детей с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем сказками и это не случайно. Глубокая человечность предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – вот особенности этих фольклорных произведений. Народ – непревзойдённый учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдём такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа »; «Сшит колпак не по – колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому пол колпака гороху».
Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор дразнилок, считалок- эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства и в то же время привлекательные для повторения своим лёгким слогом, рифмой, словоизменением.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Так и наши дети ,взяв за основу сюжет знакомой сказки, изменяют его, добавляют героев. Так инсценируя сказку «Доктор Айболит», доктор из добряка-старичка превращается в серьёзного врача педиатора. А в сказке «Заюшкина избушка» появляются новые персонажи волк и кот.
Народное творчество создало много загадок, характеризующих предметы и явления. Сначала дети пусть заучивают их наизусть как образцы образной народной речи. А затем следует поощрять их стремление к придумыванию загадок. Вначале это дается с трудом даже старшим детям, но постепенно они научатся подбирать нужные слова, правильно выражать свои мысли, образно ,картинно описывать предметы. Очень побуждает к придумыванию загадок простая игра «Чудесный мешочек».
Пословицы и поговорки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. В них использованы специфические языковые средства выразительности :сравнения ,эпитеты, они имеют особую интонационную окраску :грустную , веселую, торжественную, нежную.
Запомнив пословицы и поговорки, дети используют их в своей речи, выражая ясно , лаконично, выразительно свои мысли и чувства.
Загадки- это тоже одна из форм устного народного творчества. Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов , помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи. Помогает нам в этом дидактическая игра «Многозначные слова».
Народные песенки, особенно колыбельные , прекрасный материал для речевого развития детей дошкольного возраста. Напевное выделение гласных звуков, медленный темп формируют фонематический слух, правильную дикцию ; многократные повторения позволяют легко запоминать слова, формы слов, словосочетания, приобщают именно к такой форме изложения мыслей.
Итак, одной из важных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Основной показатель этой готовности – правильная, хорошо развитая речь, т.к. это влияет на всестороннее развитие ребенка . Взрослые не должны недооценивать влияние художественной литературы на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста.
Читайте , рассказывайте, пойте, загадывайте, заучивайте- и результат будет заметен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Влияние художественной литературы на культуру поведения старших дошкольников".
Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения. Культура поведения - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневног...
Перспективное планирование по восприятию художественной литературы и фольклора для старших дошкольников
В помощь воспитателям старших и подготовительных групп...
Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников
Статья о важности использования художественной литературы в ДОО...
Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведе...
Значение художественной литературы в экологическом воспитании старших дошкольников
опыт работы со старшими дошкольниками по экологическому воспитанию с использованием художественной литературы...
Педагогическая деятельность воспитателя по расширению словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы
В статье представлен опыт работы с художественной литературой для решения задачи обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов ДОУ "Развитие речи через приобщение к художественной литературе и речевому творчеству старших дошкольников"
Презентация и сопроводительный текст...