Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа) на тему

Грачева Юлия Вениаминовна

ООД направленное на знакомство детей с жизнью и творчеством детских писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chukovskiy-od.docx274.46 КБ

Предварительный просмотр:

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

Шутливое стихотворение поэта Валентина Берестова,
посвященное Корнею Ивановичу Чуковскому

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского

Цели:
1
. Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Закрепить знания детей о прочитанных сказок К.И. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;

5. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;

6. Учить точно, отвечать на вопросы, участвовать в рассказывании;

7. Развивать творческую инициативу, интерес к занятиям.

8. Активизация и пополнение словарного запаса у детей.

Предварительная работа:
- Знакомство с творчеством писателя

- Выставка книг в группе по теме

- Рассматривание иллюстраций по сказкам К.И.Чуковского

- Заучивание отдельные фрагменты из сказок Чуковского

- Драматизация сказок

Оборудование: Дерево из сказки «Чудо-дерево», жетоны, эмблемы, пазлы к сказкам, фотографии К.И.Чуковского, командные  медальки-бабочки и воробышки, веер с вопросами ,корзинка с предметами (телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, термометр, сито, перчатки, монета, шоколадка, мочалка), картинки для конкурса «Героический поступок сказочных героев», призы, раскраски.

Ход мероприятия

 Вступительное слово ведущего
-
(показывает фото1)

C:\Documents and Settings\k\Рабочий стол\Мои рисунки\чуковский\szs.jpg

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский.  

(показывает фото2)

C:\Documents and Settings\k\Рабочий стол\Мои рисунки\чуковский\Безымянный.bmp


19 марта 2011 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 129 лет. Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
(показывает фото3)

C:\Documents and Settings\k\Рабочий стол\Мои рисунки\чуковский\vdb20080404-0400.jpg

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Я предлагаю вам отправиться в волшебную, сказочную страну, где живут добрые сказки К.И.Чуковского и встретиться с героями сказок Корнея Чуковского.

Воспитатель: Ребята, мы читали с вами много сказок. И я знаю, что вы очень любите их слушать. И сегодня мы с вами проведем викторину на лучшего знатока сказок К.И.Чуковского.

- Посмотрите внимательно на это дерево.

- Вы узнали это дерево?

- Это чудо дерево из сказки Чуковского.

Воспитатель читает отрывок:

Как у наших у ворот,
Чудо – дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки, да башмаки,
Словно яблоки.

- А на нашем дереве сегодня будут красоваться да любоваться  бабочки и воробышки.  Поэтому и наши команды будут называться также.

 (Воспитатель разбивает на команды детей и назначает капитанов)

I команда – “Бабочки ”

II команда – “Воробышки”


Разминка  «Вспомни сказку».
- Вспомните, какими словами оканчивается строчка,  и назови сказку.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха»

  

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»


Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»

 

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»

 

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

 

 

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
 

1.(показывает фото4)

C:\Documents and Settings\k\Рабочий стол\Мои рисунки\чуковский\0703271421020.jpg

С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорино горя”,“Телефона”…

«Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор-ветеренар)
Бармалей - (разбойник-бандит)
Федора - (бабушка-женщина)
Каракула - (рыба-акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Рыжий, усатый великан - (таракан)

2.- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

Вспомни, кто это сказал в сказках К. Чуковского.

Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами! (раки)

Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать! (котята)

Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят (Мойдодыр)

Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час (Муха Цокотуха)

Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой. (Федора)

Расти, туфелька моя,
Расти, маленькая!
Уж как туфельку мою
Я водичкою полью
И вырастет дерево,
Чудесное дерево! (Девочка Мура)

…Если только захочу,
И Луну я проглочу! (крокодил)

Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме! (Ванечка и Танечка)

Физкультминутка:     « Книжки надо нам беречь…»

3. - Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, Чуковский, чтобы не тратить попусту время, сочинял загадки для детей.  

(Воспитатель подает веер с вопросами, дети выбирают любой и отвечают на него).

Аукцион.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. В какой сказке животные прославляют воробья? («Тараканище»)
3. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)

9. Какое слово твердил Айболит, отправляясь в Африку? (Лимпопо)

10.Чем Муха – цокотуха угощала бабочку? (вареньем)

4. (показывает фото5)

C:\Documents and Settings\k\Рабочий стол\Мои рисунки\чуковский\jhhhu.jpg

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу.

«Героический поступок сказочных героев».
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит - Вылечил зверей.
Воробей – Съел таракана

Федора  - Помыла свою посуду.
Комар  - Спас Муху – Цокотуху
Бабочка - Потушила море.

Медведь - Вернул солнце в небо.
Бармалей - Полюбил детей и стал добрей

Мойдодыр - Перевоспитал мальчика, из грязнули превратил его в чистюлю

5. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами (цокотуха, мауси, барабек, закаляка….), формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Конкурс для капитанов « Сложи сказочную  мозаику».

На двух столах выложены иллюстрации пазлы -сказок, капитаны выкладывают из деталей мозаичную картинку к сказке К.И Чуковского. Дети должны их узнать и рассказать краткое содержание.

6. «Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

7.Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность человека - сопереживать, сострадать, сорадоваться .  

Чему радовались персонажи стихотворений К.И.Чуковского?

То-то рада, то-то рада
Вся звериная семья,
Прославляют, поздравляют
Удалого Воробья!

Ослы ему славу по нотам поют,
Козлы бородою дорогу метут…

Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил….

Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит…

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто ее щекочет.
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются –
Так, что дубы сотрясаются.

А слониха – щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.

Подведение итогов и награждение победителей.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

центр развития ребенка д/ с №5

Усть-Лабинский район

C:\Documents and Settings\k\Рабочий стол\Мои рисунки\чуковский\vik.gif

воспитатель:

 Грачева Юлия Вениаминовна

Старшая группа

2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского

   Способствует расширению знаний о любимых сказках детей дошкольного возраста, об их необычных персонажах, которые так близки каждому ребенку....

Литературная викторина по сказкам К.И.Чуковского

Литературная викторина для детей младшего  возраста по сказкам К.И.Чуковского...

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского адресована детям младшего и старшего дошкольного возраста. Представлены задания повышенной сложности, поэтому перед проведением викторины требуется пр...

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского во 2 младшей группе.

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковскогово 2 младшей группе....

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского в средней группе.

Предлагаю Вашему вниманию материал по сказкам одного из любимейших детских писателей. В Этой викторине дети в увлекательной форме смогут закрепить знания произведений К.И. Чуковского....

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского в средней группе.

Предлагаю Вашему вниманию материал по сказкам одного из любимейших детских писателей. В Этой викторине дети в увлекательной форме смогут закрепить знания произведений К.И. Чуковского....

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского «В гостях у сказки»

Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях К. И. Чуковского...