Статья "Интеграция музыки и физкультуры"
статья
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_muzyki_i_fizicheskoy_kultury_v_obuchenii_i_vospitanii.docx | 18.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интеграция музыки и физической культуры в обучении и воспитании, как одна из основных форм реализации ФГОС.
Если начать с того, что интегрированные занятия всегда имели место в образовательном процессе и были интересны детям, особенно сочетание музыки и изодеятельности. То сейчас в связи с ФГОС, педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов, что соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Именно поэтому, наши педагоги пришли к выводу, что для повышения качества воспитания и обучения необходимо использовать инновационные технологии, осуществлять интегрированный подход в воспитании и обучении дошкольников.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Интеграция НОД по физической культуре и музыки создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию: опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости и растяжки, умению двигаться согласованно с музыкой. Для профилактики отклонений опорно-двигательного аппарата на музыкальных занятиях перед выполнением движений следует приучать детей правильно занимать исходное положение, а во время исполнения музыкальных упражнений, танцев, игр соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Большой плюс интегрированного образования и в том, что НОД проводится в игровой форме, включает в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
Главными задачами физического воспитания детей являются укрепление организма, развитие и совершенствование движений. Работа по развитию движений осуществляется как на физкультурных, так и на музыкальных занятиях. Существует тесная взаимосвязь музыки и физкультуры. Большинство движений, на которых построена музыкальная игра или пляска - это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки); они совершенствуются как на музыкальных занятиях, так и на занятиях, по физическому воспитанию. Так, например, без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, маршевую музыку. Работа над отражением в ходьбе бодрого, активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, легкости шага, т. е. непосредственно помогает физкультурной работе. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, поэтому оно благотворно влия-ет и на физическое развитие детей.
Для того чтобы музыкальная игра, пляска могли выполнять свои воспитательные задачи, надо научить детей владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с содержанием музыкальной игры, пляски.
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется через пение, слушание музыки, игру на музыкальных инструментах и движение.
Двигательная активность детей на музыкальных занятиях выражается через ритмику (обязательный компонент занятия), танцы и подвижные игры.
Рассмотрим виды музыкальной деятельности. Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятия в проветренном чистом помещении, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Слушание (восприятие) — это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека, слушание — активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.
Взаимосвязь музыки и движений в физическом развитии помогает детям выразить свои чувства. Ребята перевоплощаются в лесных жителей или птиц, насекомых, явления природы, сказочных персонажей. Эта взаимосвязь как бы перекидывает мост от духовного к физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку и эта взаимосвязь отражена в ФГОС ДО. Также мы играем в народные и подвижные игры, проводим гимнастику, физкультминутки и пальчиковые игры. Потому что звучание музыки создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Очень эффективно использовать на интегрированных мероприятиях такого типа ИКТ.
Самое важное, что специалисты (инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель) занимаясь с дошкольниками, работают не параллельно друг другу, а взаимодополняя друг друга. Ещё у нас работает специалист по ЛФК. С ним мы тоже тесно взаимодействуем: я подбираю музыку для занятий, включаю в праздники спортивные номер. В начале года составляется план праздников и развлечений. 2 раза в год мы проводим утреннюю гимнастику под музыку, а летом на спортивной площадке дети под музыку выполняют зарядку, в сентябре ежегодно выезжаем в лагерь, проводим День здоровья, в течении года совместные мероприятия: праздники и развлечения: День защитника Отечества, Масленицу, День матери, квест на улице в День защиты детей. Работая по данной теме, можно сделать некоторые выводы. Если говорить о занятиях интегрированного характера, они вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, дают высокую результативность.
Таким образом, успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре позволяет добиться целей и задач, поставленных программой, сформировать предусмотренные программой умения и навыки, в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.
Теперь от теории к практике. Годовой задачей по самообразованию я взяла ритмопластику. У меня составлен план работы на год. Занимаемся много мы на занятиях и в повседневной жизни такими видами деятельности, как ритмика: выполнение упражнений под музыку, сюда можно отнести флешмобы, которые стали популярны в последнее время; гимнастика: строевые упражнения, необходимые в перестроениях под маршевую музыку, которые мы используем на музыкально-спортивных праздниках; танцы, включающие хореографические упражнения, танцевальные шаги, ритмические и бальные; игровой стретчинг, специальные упражнения для развития силы и гибкости в образных и игровых заданиях; игровой самомассаж, потирание и поглаживание частей тела в игровой форме; музыкально-подвижные игры различной направленности, креативная гимнастика, включает музыкально-творческие игры и специальные задания («море волнуется», «сад скульптур». «пройди с закрытыми глазами», «придумай прыжок»).
Наш детский сад имеет коррекционную направленность. Начиная уже с младшей группы. дети делятся на речевые и сколиозные. Поэтому идёт интеграция не только с образовательной областью физическая культура, но идёт интеграция музыки с речевой областью, а соответственно тесное взаимодействие с учителем-логопедом и специалистом по развитию речи. а. Раз есть группы речевые-логопедические для детей с нарушениями речи, Так как на протяжении уже 5 лет я веду театральный кружок, приходится тесно взаимодействовать со специалистами-речевиками. В начале года мы с детьми, посещающими кружок, занимаемся по нескольким направлениям: это работа над ритмопластикой, культурой и техникой речи, театральной игрой, работаем над спектаклем, познаём основы театральной культуры.
Так вот во время работы над пластикой тоже прослеживается интеграция физической культуры и музыки. Я читаю коротенькие стихи. Дети обыгрывают содержание с помощью движений, изображают разных персонажей. Или даю не большую сказку, и дети также учатся изображать не только персонажей
оживлённых, на пример зверей, но и неодушевлённых: деревья, ветер, и т.д. В мае этого года в нашем детском саду пройдёт городской семинар по проблемам дополнительного образования, где мы будем делиться опытом, в том числе покажем театральную постановку музыкальной сказки. Милости просим. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыка и физкультура"
quot;Музыка и физкультура"...
"Музыка и физкультура" папка-раскладушка.
quot;Музыка и физкультура" папка-раскладушка.ссылка на расположение файла https://cloud.mail.ru/public/ECxT/6BkK4GCxX...
Мастер – класс на тему: «Музыка и физкультура»
Цель музыкально-оздоровительной работы в ДОУ: обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привыч...
Музыка и физкультура
музыка и физкультура...
Музыка и физкультура
Влияние музыки на занятиях по физической культуре....
музыка и физкультура
Музыка и физкультура...
Интегрированное занятие по музыке и физкультуре
quot;АЙБОЛИТ СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ"...