Мастер - класс для родителей в дистанционном формате "развиваем речь, обучая и играя, посредством мнемонехники"
материал
Новизна мастер - класса для родителей в дистанционном формате заключается в том, что условиях пандемии
- он позволяет достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями;
- значительно расширяет возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей;
- способствует повышению мотивацию родителей к общению с педагогом и между собой;
- способствует повышению информационной культуры родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_master_-_klassa.docx | 27.82 КБ |
prilozhenie_no1_stsenariy_master_-_klassa.docx | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 1 «Тополек» второй категории общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей
Мастер – класс
для родителей в дистанционном формате «Развиваем речь, обучая и играя, посредством мнемотехники».
Номинация:
«Познавательные формы взаимодействия с родителями»
Участник муниципального конкурса
методических разработок по работе
с родителями в ДОУ «Шагнём навстречу»
воспитатель МБДОУ №1 «Тополек»:
Григор Ирина Анатольевна
.
с. Самарское
Азовский район
Ростовская область
2021 г.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и
он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Речь играет важную роль в становлении личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем успешнее он будет подготовлен к обучению к школе, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Актуальность.
Современные родители всё чаще ищут в интернете ответы на вопросы, как развивать речь детей. Но, несмотря на огромное количество там рекомендаций, на практике родители испытывают затруднения: какие выбрать методы речевого развития. Поэтому было решено провести мастер – класс для родителей средней группы в дистанционном формате «Развиваем речь, обучая и играя, посредством мнемотехники». Тема мастер – класса была выбрана практико – ориентированная с учётом годовых задач ДОУ и с учётом запросов родителей воспитанников,
Актуальность выбранной темы знакомства родителей с технологией мнемотехника обусловлена особенностями психического развития детей дошкольного возраста. Приёмы мнемотехники облегчают процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. т. к. у дошкольников преобладают наглядно – образное мышление и зрительно – образная память, воображение. Практическое применение методов и приёмов мнемотехники позволяет ребёнку выстроить связное речевое высказывание, обогатить словарный запас, проследить логическую цепочку событий, провести обобщение, анализ изучаемого материала.
Новизна дистанционного мастер – класса заключается в том, что условиях пандемии:
- он позволяет достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями;
- значительно расширяет возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей;
- способствует повышению мотивацию родителей к общению с педагогом и между собой;
- способствует повышению информационной культуры родителей.
Цели мастер – класса:
познакомить родителей воспитанников с технологией мнемотехника;
- повысить педагогическую культуру родителей воспитанников в вопросах речевого развития детей.
Задачи мастер – класса:
- создать условия для совместной дистанционной деятельности с родителями на мастер – классе;
- формировать у родителей представление о значении использования приёмов и методов мнемотехники в речевом развитии детей;
-познакомить и обучить родителей методам и приёмам мнемотехники в развитии речи детей;
- повысить родительскую компетентность в вопросах самостоятельного составления мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц;
- способствовать включению родителей в единое информационно - образовательное пространство ДОУ.
Материалы и оборудование для проведения мастер- класса:
- у педагога: компьютер с функцией подключения к интернету, презентация;
- у родителей: устройства для дистанционной связи; цветные карандаши; шаблоны: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Ожидаемые результаты:
- повышение педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей;
- сформированность знаний и практических навыков по применению мнемотехники;
- развитие у родителей интереса к дистанционным формам взаимодействия;
- установление доверительных и партнёрских отношений семьи и детского сада.
Предварительная работа:
Чтобы мастер – класс прошёл с успехом и были достигнуты цели, творческой группой педагогов была проведена предварительная работа:
-был составлен сценарий мастер класса, продуманы практические задания для выполнения родителями (приложение № 1);
- была составлена презентация для проведения мастер класса (приложение № 2);
Для родителей были подготовлены:
- рекомендации по подготовке материалов и оборудования для проведения мастер – класса, которые были разосланы на электронную почту (приложение № 3);
- подготовлены рекомендации для занятий мнемотехникой с ребёнком дома (приложение №4).
Мероприятие было анонсировано так, чтобы родители поняли его направленность, смогли оценить пользу для себя:
- было подготовлено приглашение на мастер – класс в электронном виде (приложение №5).
-Выбрано удобное для родителей время мастер – класса – вторая половина дня. Продолжительность – 30 минут.
-Во время подготовительной работы были также использованы дистанционные средства взаимодействия с родителями: электронная почта, рассылка сообщений через WhatsApp.
-Во время проведения мастер – класса была настроена автоматическая запись, чтобы родители, которые не смогли «присутствовать», посмотрели мастер – класс в удобное для них время.
Структура дистанционного мастер-класса.
Дистанционный мастер – класс для родителей воспитанников включал в себя 3 части:
- теоретическую часть;
- практическую (обучающую) часть;
- рефлексивно-оценочный этап.
В теоретической части мастер – класса родители познакомились с сущностью технологии мнемотехники, со значением использования мнемотехники в речевом развитии ребёнка и со структурой мнемотехники.
Вторая часть состояла из нескольких этапов.
Вначале родители познакомились с понятием «мнемоквадрат», с приёмами его использования. Также выполнили практическое задание: «Составить мнемоквадрат, обозначить в квадрате любой предмет, действие или явление».
Затем родители познакомились с понятием «мнемодорожка», с алгоритмом работы с мнемодорожками, выполнили практическое задание: «Расшифровать мнемодорожки». Затем они познакомились с приёмом самостоятельного составления мнемодорожки и выполнили практическое задание «Составить мнемодорожку для загадывания загадки «Под соснами под ёлками лежит мешок с иголками».
Следующим этапом было знакомство с понятием «мнемотаблица».
-родители выполнили практическое задание «Прочитать и отгадать загадку с помощью мнемотаблицы»;
-познакомились с алгоритмом заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы;
- выполнили практическое задание: «Прочитать стихотворения с помощью мнемотаблицы»
-познакомились с алгоритмом создания мнемотаблицы самостоятельно.
- выполнили практическое задание: «Составить мнемотаблицу к стихотворению».
Перед нами ёлочка:
шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
зайчики и свечки,
звёзды, человечки
Затем родители познакомились с алгоритмом пересказа рассказа с помощью мнемотаблицы.
Выполнили практическое задание «Пересказать рассказа. «Здравствуй, зимушка – зима!»
На следующем этапе родители познакомились с алгоритмом составления описательного рассказа с помощью мнемотаблицы. Выполнили практическое задание «Составить описательный рассказ».
Рефлексивно-оценочный этап.
В заключительной части мастер – класса рефлексия позволила родителям оценить мастер - класс, высказать свое мнение. Они отметили полезность полученной информации о технологии мнемотехника, о том, что будут использовать полученные знания в речевом развитии детей. Также отметили преимущество дистанционной формы проведения мастер-класса и необходимость дальнейшего сотрудничества в дистанционном формате.
Результаты мероприятия.
Таким образом, проведённый мастер – класс способствовал:
- повышению педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей посредством мнемотехники;
- сформированности знаний и практических навыков
- развитию у родителей интереса к дистанционным формам общения;
- установлению доверительных и партнёрских отношений семьи и детского сада.
После проведения мастер – класса родителям были разосланы рекомендации к занятиям мнемотехникой с ребёнком дома, рекомендованная литература и интернет – ресурсы.
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Цель мастер – класса: познакомить родителей воспитанников с технологией мнемотехника; повысить педагогическую культуру родителей воспитанников в вопросах речевого развития детей.
Задачи мастер – класса:
- создать условия для совместной дистанционной деятельности с родителями на мастер – классе;
- формировать у родителей представление о значении использования приёмов и методов мнемотехники в речевом развитии детей;
-познакомить и обучить родителей методам и приёмам мнемотехники в развитии речи детей;
-повысить родительскую компетентность в вопросах самостоятельного составления мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц;
- способствовать включению родителей в единое информационно - образовательное пространство ДОУ.
Форма проведения: дистанционная в программе Zoom.
Продолжительность: 30 минут.
Материалы и оборудование для проведения мастер- класса:
- у педагога: компьютер с функцией подключения к интернету, презентация;
- у родителей: устройства для дистанционной связи; цветные карандаши; шаблоны: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Ожидаемые результаты:
- повышение педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей посредством мнемотехники.
- сформированность знаний и практических навыков по применению мнемотехники в речевом развитии ребёнка;
- развитие у родителей интереса к дистанционным формам взаимодействия;
- установление доверительных и партнёрских отношений семьи и детского сада.
Ход мастер – класса:
Педагог: - Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем мастер – классе. Наша встреча посвящена речевому развитию детей. Конечно же, вы как родители хотите видеть своего ребёнка успешным, образованным, состоявшейся личностью, чтобы он чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всём. И во многом на это влияет именно грамотная, чёткая, логичная речь ребёнка. А именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Когда Ваш ребенок пойдет в школу, ему потребуется красивая развитая связная речь. Он должен будет уметь связно, грамматически правильно, последовательно излагать свои мысли, составлять рассказы, писать сочинения, рассказывать стихи. Всё это облегчит обучение ребенка, он будет учиться с удовольствием и получать хорошие оценки.
Для того, чтобы развивать речь ребенка, надо знать, как правильно это делать. Для этого существуют различные методы и технологии. Сегодня я познакомлю вас с уникальной технологией, которая называется «мнемотехника».
Использование методов мнемотехники основано на особенностях психического развития детей дошкольного возраста. У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-образная память. Т.е. детям трудно усвоить знания только на основе словесного объяснения, они легче усваивают знания с использованием наглядных изображений.
Сущность мнемотехники заключается в следующем: каждое слово, словосочетание или небольшое предложение заменяется опорным изображением, т.е. картинкой. Картинки выстраиваются в определенном порядке. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Ребёнок смотрит на схемы - рисунки и легко воспроизводит текстовую информацию. С помощью данного метода ребенок научится легко запоминать стихи, рассказывать скороговорки, пересказывать рассказы, составлять рассказы.
Педагог включает презентацию на экране для просмотра родителями.
Слайд №1.
Педагог: чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:
Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:
«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»
Как мы запоминали, в каком порядке располагаются цвета? (ответы родителей).
По первым буквам мы запоминали, какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета. Так вот, в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.
Слайд №2.
Педагог: Мнемотехника имеет большое значение в речевом развитии ребёнка:
- Развивается речь, увеличивается словарный запас.
- Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
- Расширяются представления об окружающем мире;
- Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
- Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
- При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
- Раскрываются творческие способности детей.
- Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
Слайд № 3.
Педагог: Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.
Слайд № 4.
Педагог: Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.
Сначала необходимо познакомить ребенка с мнемоквадратами, потом с мнемодорожками, а потом с мнемотаблицами.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно, играя с ним, по принципу от простого к сложному.
Слайд № 5 – 7.
Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие, явление. Давайте рассмотрим примеры мнемоквадратов, расскажем, что они обозначают.
(родители совместно с педагогом рассматривают примеры мнемоквадратов).
Педагог: Мнемоквадрат можно составить самостоятельно, нарисовав изображение. Возьмите, пожалуйста, шаблон мнемоквадрата №1.
Практическое задание для родителей «Нарисовать мнемоквадрат, обозначить в квадрате любой предмет, действие или явление».
(после выполнения задания педагог предлагает показать и рассказать, что обозначает созданный мнемоквадрат)
Слайд № 8 -13.
Педагог: Мнемодорожка – сочетание нескольких линейно расположенных мнемоквадратов, по которым можно составить фразу или предложение. Мнемодорожки для младших дошкольников обязательно должны быть цветными и яркими, так ребенку будет легче концентрировать свое внимание. Для детей постарше можно использовать и черно-белые картинки. Важно, чтобы изображения были знакомы и понятны ребёнку.
Алгоритм работы с мнемодорожками.
- В самом начале рассмотрите все квадратики мнемодорожки.
- Выразительно прочитайте текст.
- Повторите прочтение текста, при этом указываете на картинку в мнемодорожке. Соедините все изображения в единое целое.
- Поинтересуетесь, все ли малыш понял, если что не понятно, стоит объяснить в доступной для него форме.
- Читаете еще раз для закрепления материала.
Педагог: не стоит четко придерживаться этого алгоритма работы с материалом. Ориентируйтесь по ситуации. Дети разные, кто — то после первого прочтения уже хочет сам повторить, так пусть повторяет. Когда — то надо схитрить, сказав, например, «Ой, а я забыла, что в конце говорить. Помоги». Дети с удовольствием, помогают. Для вовлеченности в процесс стоит предложить раскрасить дорожку.
Практическое задание для родителей «Расшифровать мнемодорожки».
Педагог: Мнемодорожку можно составить самостоятельно. Этот приём поможет Вам также в том случае, если нужно донести до ребенка специальную для него информацию.
Последовательно создание мнемодорожки выглядит так:
1.Читаете текст.
2.Берете лист бумаги, рисуете «дорожку» и делите её на нужное количество квадратов.
3.В каждом квадрате рисуете рисунок, отображающий слово, словосочетание или предложение, которое относится к этому квадрату.
4.Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
Слайд №14.
Педагог: Возьмите, пожалуйста, шаблон мнемодорожки №2.
Практическое задание для родителей «Составить мнемодорожку для одной из загадок: «Под соснами под ёлками лежит мешок с иголками» или «Без рук, без топорёнка построена избёнка».
((после выполнения задания педагог предлагает показать и рассказать, какая загадка изображена в мнемодорожке)
Слайд №15.
Педагог: если ребенок освоил мнемодорожки, можно переходите к следующему этапу: мнемотаблицам. Мнемотаблица состоит из множества мнемоквадратов, в которых заложена достаточно объемная информация, но она ребёнком очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Практическое задание для родителей «Прочитать и отгадать загадку с помощью мнемотаблицы».
(родители с помощью мнемотаблицы отгадывают загадку про репу).
Слайд №16.
Педагог: Мнемотаблица поможет ребёнку легко запомнить стихотворение:
Алгоритм заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы.
- Выразительно прочитать стихотворение.
- Прочитать стихотворение еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
- Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
- Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
- И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Слайд №17 – 26.
Педагог на примере стихотворения «Осень, осень к нам пришла» показывает алгоритм заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы.
Слайд 27-28
Практическое задание для родителей «Прочитать стихотворения с помощью мнемотаблицы».
Слайд 29.
Педагог: Алгоритм создания мнемотаблицы самостоятельно:
1.Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.
2. Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
3.В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
4. Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
Педагог: Возьмите, пожалуйста, шаблон мнемотаблицы №3.
Практическое задание для родителей «Составить мнемотаблицу к стихотворению».
Перед нами ёлочка:
шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
зайчики и свечки,
звёзды, человечки.
(после выполнения задания педагог предлагает показать созданные мнемотаблицы).
Слайд 30.
Педагог: Мнемотаблицы можно использовать для обучения пересказу.
Алгоритм пересказа рассказа с помощью мнемотаблицы.
1.Выразительно читаем текст с опорой на изображение.
2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».
3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы: «Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»; «Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег)?»; «А погода, какая?»; «Как оделись дети?»; «Чем они занимались на улице?»; «По их мнению, зимой хорошо или плохо?»
4. Потом читаем рассказ еще один раз.
5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки.
Слайд 31 -41.
Педагог на примере рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!» показывает алгоритм пересказа рассказа с помощью мнемотаблицы.
Слайд 42.
Практическое задание для родителей «Пересказать рассказ «Здравствуй, зимушка – зима».
(педагог предлагает одному из родителей пересказать рассказ)
Слайд 43.
Педагог: Мнемотаблицы помогут в обучении ребёнка рассказам – описаниям.
Это наиболее сложный вид монологической речи, который трудно дается детям. В силу возраста, дети не располагают достаточными знаниями, чтобы легко изъясняться. Здесь поможет мнемотехника.
Например, просим ребенка рассказать вот об этом предмете, опираясь на мнемотаблицу.
Алгоритм пересказа рассказа с помощью мнемотаблицы.
1. Познакомить ребенка с таблицей: прочитайте вопрос из ячейки, показывая пальцем на тот квадрат, где он написан.
2.Спросите, все ли ему понятно?
3.Если нет, то доступно объясните ребенку непонятные для него вещи.
4.Покажите на - примере, как пользоваться таблицей.
5.Попросите ребенка, чтобы он попробовал сам составить описательный рассказ о предмете.
Слайд 44.
(педагог даёт пример описательного рассказа).
Педагог: примерно, мы должны услышать следующее:
Это посуда, кастрюля, кастрюля красного цвета в белый горошек, она среднего размера и сделана из железа, у нее есть две ручки и крышка, кастрюля нужна для того, чтобы готовить суп, кашу или компот.
Такие таблицы составляются на разные темы (животные, семья, времена года, животные, грибы, ягоды, деревья, птицы, овощи и фрукты и т.д.).
В результате составления описательных рассказов у ребенка происходит развитие связной речи. Делайте успехи вместе с ребенком, играйте и развивайте его словарный запас.
Слайд № 45 – 48.
Практическое задание для родителей «Составить описательный рассказ с помощью мнемотаблицы».
Рефлексия. Подведение итогов мастер – класса.
Педагог: вот и подошел к концу наш мастер - класс. Я надеюсь, что вы получили много полезной для себя информации об использовании мнемотехники в речевом развитии детей.
Есть ли у Вас вопросы?
-Полезна ли информация, которую вы сегодня получили?
В заключение мастер – класса я предлагаю вам продолжить фразы:
- Сегодня я узнала….
- Было интересно….
- Я поняла, что….
- Теперь я могу…
Я желаю вам успехов в совместных занятиях с ребёнком мнемотехникой!
(по окончании мастер - класса родителям были разосланы «Рекомендации к занятиям с ребёнком мнемотехникой» через WhatsApp и электронную почту).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития. Задачи:раскрыть понятие мелкой моторики; раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи де...
Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....
Мастер - класс для родителей и педагогов "Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста"
Укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр в работе с детьми....
Мастер-класс для воспитателей на тему «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по изготовлению пособий,направленных на развитие сильной воздушной струи....
Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Мастер-класс для родителей«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»...
Сценарий мастер-класса для родителей «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»
Сценарий мастер-класса для родителей «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»...
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»
Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка; способствовать...