СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ PECS КАК СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
консультация

Лебедь Марина Сергеевна

Главная проблема детей, которым поставлен диагноз аутизм  - общение с окружающими.  У многих из этих детей задержка речевого развития. Все присутствующие здесь наверняка  знают, как тяжело жить и работать с ребенком не способным к эффективному речевому общению.

         Если взрослые не понимают, чего они хотят, начинается истерика, они ломают, портят предметы, причиняют боль себе и окружающим. Они не могут выразить свои мысли, желания словами и  выражают их социально неприемлимыми способами. Как помочь такому ребенку?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ PECS  КАК СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

  Главная проблема детей, которым поставлен диагноз аутизм  - общение с окружающими.  У многих из этих детей задержка речевого развития. Все присутствующие здесь наверняка  знают, как тяжело жить и работать с ребенком не способным к эффективному речевому общению.

         Если взрослые не понимают, чего они хотят, начинается истерика, они ломают, портят предметы, причиняют боль себе и окружающим. Они не могут выразить свои мысли, желания словами и  выражают их социально неприемлимыми способами. Как помочь такому ребенку?

         В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Но важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые  облегчают  понимание.

         Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам).

         Все, наверное, слышали про карточки PECS.

PECS это не просто   название карточек с картинками, это  СИСТЕМА по обучению навыкам коммуникации.

Систему общения с помощью обмена карточками-картинками работали доктора Лори Фрост и Энди Бонди и подробно описали в своей книге  «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек  PECS».

         Эта система–одна из наиболее популярных для обучения детей с аутизмом, она  позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек.

         Основная цель визуальных карточек – это дать ребенку возможность объяснить, свои желания, потребности, чувства, попросить, что он хочет, что ему нужно, или как он себя чувствует. Дает возможность общения с окружающими детьми.

У визуальных карточек PEKS много преимуществ.

         Это система обучения. Система включает в себя отдельные стадии по обучению различным навыкам: как выразить просьбу с помощью картинки, как отличать одно изображение от другого, как идти к другому человеку или в другое помещение ради коммуникации, а позднее, как комментировать и использовать другие функции коммуникации. На всех этих стадиях система моделирует устную речь и поощряет ее развитие.

          Она делает акт коммуникации наглядным. Альтернативная коммуникация не сводится к тому, чтобы просто что-то назвать или попросить. Она учит ребенка для передачи сообщения найти нужное изображение, привлечь внимание партнера по коммуникации и произвести обмен изображения на предмет. Если партнер не возьмет изображение, то коммуникация не состоялась. Это делает акт коммуникации наглядным. Передача изображения из рук в руки означает, что нельзя сказать что-то из другого угла комнаты и ожидать, что тебе ответят или нет. Коммуникация становится наглядной и более понятной.

         Она обучает начинать коммуникацию самостоятельно.  Для людей с аутизмом характерны трудности с инициацией действий. Многие из них будут сидеть и ждать, пока кто-нибудь не спросит: «Чего ты хочешь?».

         Использование карточек- самостоятельное начало коммуникации, и мы должны обучить ему детей.  Мы специально создаем ситуации, когда ребенок захочет что-то попросить. Постепенно ребенок учится самостоятельно начинать обмен изображениями с партнером по коммуникации.

          Она может уменьшить нежелательное поведение.  Если ребенок имеет возможность быть услышанным и понятым-проблемное  поведение начинает уменьшаться. Исследования указывают на то, что чем лучше у человека (с аутизмом или без него) навыки коммуникации, тем меньше у него будет проблемного поведения.

          Ее очень легко понять.    Картинку понять очень просто. Жестовый язык и устную речь некоторых людей бывает сложно разобрать, и это приводит к постоянным ситуациям, когда человека не понимают. Картинки поймет кто угодно (потому что мы используем подписи к каждой картинке) и где угодно. Это делает коммуникацию успешной и эффективной в разных местах и ситуациях, что, в свою очередь, поощряет дальнейшее развитие коммуникации.

        Она может способствовать развитию устной речи. Многие родители опасаются работать с карточками  РЕСS.

-ребенок, используя картинки, будет странно выглядеть на фоне  нормальных сверстников, других детей,

- он  будет лениться и вообще потеряет стимул развивать речь. Однако, использование карточек  РЕСS  не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его — карточки служат визуальным стимулом для развития речи ребенка. Чем чаще ребенок общается с другими людьми любым способом, тем выше вероятность, что он освоит и устную речь.

Да, ребенок с карточками выглядит необычно, но лучше пусть ребенок общается с помощью карточек со сверстниками, и приобретает социальные  навыки, чем не общается вообще. Метод позволяет ребенку «донести» до окружающих его желания, и мы не имеем морального права лишать детей этой возможности.

Первый этап введения карточек PECS:

Цель первого этапа заключается в том, что ребенок, видя желаемый предмет, берет карточку с изображением этого предмета, дотягивается до Собеседника и кладет карточку ему в руку. Начальный этап ввода карточек соответствует общению в тот период жизни ребенка, когда он еще не использует конкретные слова, но уже может привлечь внимание окружающих к своим потребностям. Соответственно, на данном этапе ребенок не должен выбирать определенную карточку, он использует лишь одну, предоставленную ему педагогом. Так же на данном этапе ребенок учиться лишь просить желаемое, поскольку такое подкрепление самое эффективное.

В обучении принимают участие три человека: ученик и два педагога. Чаще всего обучение проводится за столом или на полу (должно быть удобное место, где будет лежать карточка). Один из педагогов находится перед  учеником, другой за спиной ученика.

У Собеседника в руках находится мотивационный предмет так, чтобы ученик не смог до него дотянуться. Карточка с изображением предмета лежит на полу или на столе между учеником и Собеседником. Помощник располагается за спиной ученика, он не разговаривает с учеником, он только помогает ему физически. Также важно помнить, что ребенку должно быть удобно брать карточку со стола.

Второй этап введения карточек PECS

Итак, первое, чему мы учим ребенка на этом этапе – откреплять карточку с планшета Карточку с изображением наиболее предпочитаемого предмета нужно прикрепить с помощью липучки на планшет. При обучении мы так же используем несколько карточек, но по одной за раз. Собеседник демонстрирует наиболее предпочитаемый предмет, ученик должен взять карточку с планшета, дотянуться до собеседника и положить карточку ему в руку. Помощник предоставляет подсказки, но только после того, как ученик проявит инициативу – потянется к карточке. Помощник последовательно убирает подсказки до тех пор, пока ученик не начинает самостоятельно откреплять карточку с планшета и обменивать ее на предмет у собеседника.

Следующий шаг – увеличение расстояния между  педагогом и учеником.

В тот момент, когда ученик протягивает карточку педагогу, тот прижимает свою руку к телу, чтобы ребенку пришлось тянуться чуть дальше, чтобы получить желаемый предмет. Когда ученик научиться тянуться к педагогу для обмена, то при следующей пробе педагог немного отодвигается от ученика, таким образом, еще сильнее увеличивая расстояние. Затем можно отойти от ребенка, чтобы ему пришлось встать для обмена. В результате, мы постепенно увеличиваем расстояние между учеником и педагогом, в итоге ребенок должен научиться пересекать всю комнату, чтобы получить желаемый предмет. При этом карточка все время находится рядом с учеником. В процессе всего обучения должен принимать участие помощник, который в случае, если ребенок, остановится или отвлечется, направит его к собеседнику. Иногда расстояние увеличивается слишком быстро, и ученику становится сложно дойти до педагога, в таком случае, мы должны вновь сократить дистанцию и продолжить обучение, медленнее увеличивая расстояние.

Следующий шаг  - увеличение расстояния между  учеником и коммуникативной книгой.  

К этому шагу мы переходим, когда ученик уже умеет проходить 1,5 –2,5 метра до собеседника. Теперь ребенок должен будет сначала дойти до планшета, а потом до взрослого, чтобы совершить обмен. Здесь мы начинаем с того, что собеседник находится рядом с учеником, а планшет постепенно (по несколько сантиметров за раз) мы отодвигаем от ребенка (взрослый пододвигает его к себе). Затем мы убираем планшет в  сторону с прямой линии между учеником и педагогом. Последовательность обучения здесь та же, что и в предыдущем пункте, только ребенок должен научиться подходить сначала к планшету, а потом к взрослому. Цель данного шага – ребенок должен научиться идти за планшетом в другой конец  комнаты. Когда ученик сможет это делать, нужно хранить планшет в определенном месте, чтобы ребенок четко знал, где он лежит и мог им свободно пользоваться.

Следующий шаг  - перемещение из комнаты в комнату

Здесь вместо того, чтобы переместиться на другой конец комнаты, собеседник сначала становится в дверной проем, затем выходит за порог, и, в конце концов, уходит в другую комнату. Делать это нужно постепенно, чтобы ученик видел взрослого в дверях, затем наполовину в дверях, а потом – только руку или ногу взрослого.

Следующий шаг  - ребенок должен научиться определять, у  кого просить конкретный предмет.

Для того, чтобы обучить ребенка этому навыку, в комнате одновременно должно быть несколько взрослых (не считая помощника), один из которых держит интересный для ребенка предмет. Если ребенок подходит именно к тому человеку, который владеет предметом, все прекрасно. Если же ребенок ошибается, то мы не пытаемся тут же перенаправить ребенка  нужному человеку, а начинаем пробу заново, предоставляя необходимые подсказки, которые затем постепенно убираем.

Третий этап введения карточек  PECS

На третьем этапе обучения альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) нам важно научить ребенка различению карточек. На данном этапе мы предлагаем ученику два предмета и две соответствующие карточки. Один из предметов должен быть мотивационным (например, конфета), а второй – нет (например, шапка). Здесь важно, чтобы ребенок выбрал карточку с изображением именно мотивационного предмета. Необходимо похвалить ученика именно в тот момент, когда он прикасается к правильной карточке («Молодец!», «Правильно!», «Точно!»), т. к. именно этот навык, мы сейчас отрабатываем. Как только ребенок кладет карточку в руку собеседнику, он тут же получает желаемый предмет. Если ребенок берет неправильную карточку ( карточку - дистрактор), то педагог предоставляет ученику соответствующий предмет, но не хвалит его. Важно, чтобы ребенок проявил негативную реакцию, получив неподходящий предмет, это означает, что он понял разницу.

При неправильной реакции ребенка (когда он берет  неподходящую карточку), мы должны провести процедуру исправления ошибки:

Педагог заинтересовывает ученика двумя предметами; Ребенок дает неверную карточку; Педагог вручает ему соответствующий предмет; - Ребенок реагирует негативно (плачет, бросает  предмет и т.д.); Педагог указывает на верную карточку (важно, чтобы ребенок посмотрел на нее); Педагог кладет раскрытую ладонь рядом с верной карточкой и помогает ребенку жестами или физически взять эту карточку - Ребенок дает верную карточку; -Педагог хвалит ребенка, но не отдает предмет; Педагог отвлекает ребенка – дает ему простое задание, которое ребенок наверняка выполнит, если таких заданий в наличие нет, можно, например, быстро убрать планшет со стола, а потом вернуть ее на место. Это очень важный момент в обучении, т.к. иначе ребенок может действовать дальше по инерции  – просто повторять предыдущие действия, за которые он получил поощрение. «Переключатели» всякий раз должны быть разными, чтобы одно и то же действие не стало для ребенка просто частью заученной последовательности действий;- Ребенок отвлекается; - Педагог заинтересовывает ученика двумя  предметами; - Ребенок дает правильную карточку; -Педагог хвалит ребенка и отдает ему предмет.

Если ребенок в процессе коррекции ошибки снова ее допускает, мы повторяем процедуру, но не более  двух – трех раз. Чтобы в таком случае закончить обучение на успешной попытке, мы оставляем на ленте только одну карточку с мотивационным предметом, теперь ученик точно не ошибется и сможет правильно обменять карточку. Важно также менять положение карточек на планшете, чтобы ребенок ориентировался именно на изображение, а не на расположение карточек, т. к. сейчас мы отрабатываем навык различения карточек, то можно упростить другие элементы – планшет и учитель будут находиться рядом с учеником.

Четвертый этап введения карточек PECS

Цель данного этапа следующая: ученик может просить предметы, находящиеся или отсутствующие в непосредственном доступе, при помощи фразы из нескольких слов, при этом он выполняет следующую последовательность: подходит к планшету, берет карточку «Я хочу», прикрепляет ее на ленту, достает карточку с изображением желаемого предмета, также помещает ее на ленту, открепляет шаблон, подходит к собеседнику и отдает ему шаблон.

Этап 5: ответ на вопрос «Что ты хочешь?»

На этом этапе мы учим ребенка давать ответ на вопрос «Что ты хочешь?». Как только мы начинаем задавать этот вопрос, есть шанс, что ученик может перестать просить спонтанно, потому важно постоянно создавать возможности для спонтанных просьб со стороны ребенка.

Этап 6: навык комментирования

На этом этапе наша цель научить ребенка отвечать на вопросы «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что ты слышишь?», «Что это?», - т. е. комментированию в ответ на вопрос, а также спонтанному комментированию.

Подготавливаем альбом для занятий, карточку «Я хочу», карточку «Я вижу», и изображения разных знакомых ученику предметов, но не наиболее предпочитаемых.

Для просьб мы используем материальное поощрение, т. е. предоставляем желаемый предмет, для комментариев – только социальное поощрение, т.е . реакцию на комментарий.

         Исследования показали, что после начала работы с карточками  РЕСS у  детей снижается проявление неадекватного поведения, наблюдается улучшение социального поведения и положительные сдвиги в речевом развитии.   При пользовании альбомом с карточками  РЕСS  повышается число произносимых слов и сложность речевых конструкций.

          Использование системы не мешает развитию речи, а повышает вероятность развития или улучшения речевых навыков.

Не нужно сразу прекращать работать по карточкам, если ребенок начал говорить первые слова, это плохо отразится на дальнейшем развитии речевых навыков.

          Отказываться работать по карточкам можно в том случае, если не менее 70% речи ребенка будет понято незнакомым человеком.

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система альтернативной коммуникации PECS как средство самовыражения и общения для детей с аутизмом.

Для детей, имеющих нарушения речи, карточки  PECS (альтернативная  система коммуникации и развития речи)  дают возможность общения, помогают им выразить свои мысли, чувства и желания, в...

Альтернативная коммуникацияя как средство общения

В международной конфенции ООН о защите прав детей чётко обозначено право каждоого ребёнка на коммуникацию, общение,  выражение своих мыслей и взглядов и идей. Разввитие способности к коммуникации...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS

В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...

Самообразование: «Система альтернативной коммуникации pecs как средство самовыражения и общения для детей с РАС»

PECS – это система коммуникации, при которой человек, не владеющий (или очень плохо владеющий) устной речью, использует картинку/карточку, для того чтобы выразить просьбу, прокомментир...

Система альтернативной коммуникации PECS как средство самовыражения и общения для детей с РАС 2022-2023 уч. год

Система альтернативной коммуникации PECS (Адаптированый вариант для детей с ЗПР и РАС)...

Карточки PECS – система альтернативной коммуникации для детей аутистов.

Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять, чего хочет их ребенок, то при общении с нез...

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК PECS»

laquo;РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК  PECS»...