конструирование в детском саду
консультация

Развитие у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству средствами конструирования и моделирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Земляничка»

Тема: «Развитие у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству средствами конструирования и моделирования»

Воспитатель:

Пермякова Ю.Н.

п. Саган-Нур

2022г.

Конструирование - важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием, как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами - надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т. п., что приносит им большое удовлетворение.

Детское конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т. п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра, и т. п. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и конструирования.

Выделяются два типа конструирования : техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятсяконструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы)конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепленияконструирование из крупногабаритных модульных блоков.

Виды конструктора :

-Кубики

-Конструктор в виде фигурок – вкладышей

-Конструктор в форме мозаики

-Конструктор «ЛЕГО

-Болтовые конструкторы

-Магнитный конструктор

-Конструкторы-лабиринт

-Каркасное конструирование. Дети сначала знакомятся с каркасом как с центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий, а затем осваивают способы его преобразования (трансформации) в задуманную конструкцию. В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специального конструкторского материала. И только недавно появился в нашей стране немецкий конструктор «Квадро».

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой«веселый клоун»«худой простофиля волк»«прекрасный принц» и т. п.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Конструирование и моделирование из бумаги - это один из видов конструктивно-пластического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием пластических образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания, надрезания, обрывания и т. д.). Важнейшим средством активизации творческого развития является способность мыслить и вносить элементы творчества в свою деятельность.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

Работа с природным материалом способствует проявлению творческого начала у каждого ребенка, поскольку только способность выделять новую функцию в предмете и объекте позволяет преобразить его, получив совершенно иной конструктивный образ.

Конструктивная деятельность детей развивает :

-художественно-творческие способности,

-наглядно-образное мышление; художественный и эстетический вкус, чувство стиля;

- художественное восприятие окружающего мира, воображение, фантазию, творческое мышление;

-познавательную активность,

-мелкую моторику, пространственное ориентирование, восприятие,

-раскрывает творческий потенциал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование в детском саду

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в цел...

конструирование в детском саду

Самоанализ по теме "Развитие конструктивных способностей у детей младшего школьного возраста"...

Конструирование в детском саду

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и ...

Статья "Конструирование в детском саду с применением компьютерных технологий".

В статье раскрывается значение использования новых информационных технологий в дошкольном образовании. Рассказывается о развитии творческого мышления через ИКТ, об эффективности применения компь...

Статья "Конструирование в детском саду"

Конструирование является одним из моих самых любимых видов работы с детьми. Мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обу...

Консультация для воспитателей "Конструирование в детском саду"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)  Консультация для воспитателей.Подготовила во...

Календарно-тематическое планирование по конструированию в детском саду

Годовое планирование по конструктивной деятельности для детей младшей группы детского сада....