Статья по теме "ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФИТНЕС -ТЕХНОЛОГИЙ НА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ СТУДЕНТОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"
статья

Хомчук Диана Константиновна

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения инновационных фитнестехнологий на самостоятельных занятиях студентов двигательной активностью в домашних условиях. Целью работы является определение эффективных и доступных фитнес приложений для использования совместных тренировок в домашних условиях во время ограничения передвижений (карантин, пандемия).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, педагогический эксперимент. Эксперимент проводился в ФГБУ Межвузовском студенческом городке среди студентов очного обучения 1 – 4 курсов бакалавриата.

Ключевые слова: инновации, фитнес-технологии, двигательная активность, фитнес приложения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khomchuk_elibrary_48352377_18775002.docx99.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФИТНЕС -ТЕХНОЛОГИЙ НА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ

ЗАНЯТИЯХ СТУДЕНТОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

 

Д.К. Хомчук1, В.В. Рябчук2 

1ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена»

2Северо-Западный институт управления РАНХ и ГС

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения инновационных фитнестехнологий на самостоятельных занятиях студентов двигательной активностью в домашних условиях. Целью работы является определение эффективных и доступных фитнес приложений для использования совместных тренировок в домашних условиях во время ограничения передвижений (карантин, пандемия).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, педагогический эксперимент. Эксперимент проводился в ФГБУ Межвузовском студенческом городке среди студентов очного обучения 1 – 4 курсов бакалавриата.

Ключевые слова: инновации, фитнес-технологии, двигательная активность, фитнес приложения.

 

ВВЕДЕНИЕ

Занятия фитнесом применяются во всем мире, в том числе и в России. Его популярность растет все больше с течением времени, а польза доказана многими научными исследованиями. Степень изученности данного вопроса находится на низком уровне, что так же делает данную тему актуальной. В нашем современном мире слово "инновации" звучит все чаще и чаще. Инновации — это инновации в области знаний. Инновации проникли во все сферы нашей профессиональной и бытовой деятельности: в педагогику, компьютерные технологии, искусство, но и, конечно же, в физическое воспитание, физическую культуру и оздоровительные технологии [1]. Инновации в этой области не следует понимать лишь как некое "современное" оборудование, тренажеры. Уместна и методика в обучении, новые виды-формы занятий, технология занятий [2]. Актуальность темы исследования обуславливается рядом факторов. Первым из них является необходимость совершенствования инновационных технологий в сфере фитнеса, поскольку существующая программа хоть и ставит своими целями достижение необходимых результатов, но средства достижения этих целей не являются достаточно современными. В настоящее время образовательные задачи физического воспитания, связанные с обучением знаниям, умениям и навыкам, решаются не в полной мере [3]. Это является следствием исторически сложившегося узкоутилитарного, «нормативного» подхода к физическому воспитанию, практическая реализация программы далека от теоретических основ. Её составлением занимались по большей части теоретики, а не практики. Её практическая реализация основывается на базовых видах спортивной деятельности и не включает современные вновь развивающиеся виды физической культуры. Важным так же является и другой фактор – практика применения фитнес-технологий в рамках существующего преподавания в домашних условиях. Исследование такой практики позволит наиболее полно и детально разобрать все аспекты тренировочного процесса в данном направлении, определить его плюсы и минусы, и реакцию людей на применение фитнес-технологий на занятиях в домашних условиях.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Эксперимент проводился в ФГБУ Межвузовском студенческом городке среди студентов очного обучения 1 – 4 курсов бакалавриата. В эксперименте приняли участие 15 студентов разных вузов Санкт – Петербурга. Студентам было предложено на выбор ежедневно по утрам в течение 10 - 30 минут уделять время на прогулки или пробежки в парке с использованием приложения STRAVA. Для всех участников экспериментальной группы была создана общая цель – 45 дней выполнения ходьбы или бега. В период: январь 2020 – начало мая 2021 проведены следующие мероприятия:

  • анкетирование студентов для изучения опыта использования мобильных приложений для ведения спортивного образа жизни;
  • проведение медицинского обследования в поликлинике для обучения доступа к занятиям спортом;
  • анализ оценки работоспособности сердца на физическую нагрузку при помощи индекса Руфье;
  • для оценки самочувствия, активности и настроения был с использован опросник САН до проведения и после проведения исследования;
  • месяц тренировок с использованием мобильного приложения STRAVA.

В опросе приняли участие 50 студентов, проживающих в ФГБУ Межвузовском студенческом городке. Среди всех респондентов двигательной активностью в домашних условиях занимаются 67% опрошенных. Как известно, студенты стараются найти более выгодные предложения во всех сферах, так это касается и фитнес – индустрии. Не всем студентам по силам оплачивать услуги фитнес тренеров, поэтому лучший выход — это самостоятельные занятия по приложению в домашних условиях. Студенты, не занимающиеся в домашних условиях (37%), объяснили причины данной ситуации. Во – первых, это связано с проживанием, в комнате по три человека. Многие испытывают дискомфорт. Во – вторых, это отсутствие мотивации. Один из главных факторов, препятствующих ведению спортивного образа жизни. В – третьих, не хватает материально – технической базы, знаний, необходимых для составления тренировочного процесса.  

Вспомогательные приложения используют 75% респондентов. 25% занимаются исходя личного опыта. Студентам было предложено ответить на вопрос «Какие приложения Вы используете?». Количество приложений варьировалось от 1 до 3, однако были и ответы, в которых было указано одно приложение. Исходя из ответов был составлен список приложений по полярности использования студентами: Nike training club; ;Endomondo; Фитнес Apple; Adidas running ; Фитнес для похудения VERV; Sworkit Lite; Strava.

На вопрос «Чем Вы руководствовались, выбирая приложения для самостоятельных занятий?» были получены такие результаты (рис. 1.)  

Рис. 1. Чем Вы руководствовались, выбирая приложения для самостоятельных занятий?

 

Доступность (бесплатное использование) играет самую важную роль в выборе приложении, так как речь идет именно о студентах. Простота в использовании, популярность приложения и его многофункциональность являются важным звеном при выборе приложения.  

Планирование и проведение физкультурно – спортивных мероприятий требует учета отношения к ним участников эксперимента. При этом стоит учитывать не только желание заниматься, но и состояние.

Для проведения тренировочного процесса была выбрана платформа приложения STRAVA. Все участники установили приложение, объединились контактами для того, чтобы отслеживать данные каждого участника. Респондентам было предложено с помощью приложения STRAVA заниматься кардио нагрузкой (бег, ходьба) в течение 30 дней без перерыва.  

Было выявлено, что все респонденты обладают средней и удовлетворительной работоспособность к физической нагрузке, поэтому проведение занятий начиналось с минимальной нагрузки с постепенным ее повышением.  

Для повышения мотивации к занятиям для респондентов был создан общий диалог в социальной сети vk для того, чтобы делиться результатами тренировок. С помощью ZOOM были проведены групповые и индивидуальные консультации по пользованию приложением STRAVA, по одежде, необходимой для занятий, по питанию и режиму дня.  

С целью разработки методики продвижения идеи включения инновационных технологий в процесс занятий двигательной активностью на первом этапе определялся уровень физической подготовленности, с помощью индекса Руфье, и уровень состояния занимающихся, используя методику САН в начале и в конце исследования. Двойной срез необходим для отслеживания динамики изменения состояния студентов. В дальнейшем студенты на практике осваивали возможности приложения STRAVA, чтобы более качественно организовать тренировочный процесс. Для закрепления знаний и умений использования приложения были проведены индивидуальные и групповые консультации.

После проведения эксперимента уровень работоспособности студентов повысился. Среди участников не было ни одного, у кого бы уровень стал ниже. Уровень оценки работы сердца остался на прежнем месте у тех, кто больше всего пропускал занятия и выполнял их не в полной мощности. Все эти показатели учитывались через приложения STRAVA.  

Цель использования приложения STRAVA – взаимодействие участников тренировочного процесса и за счет этого повышение их мотивации, и как следствие – формирования установок на ведение здорового и спортивного образа жизни, который превращается в привычку. В содержании методики входит медицинское обследование у терапевта; тестирования по методике САН и по оценке работоспособности Руфье; командные и индивидуальные консультации по использованию приложения STRAVA; отслеживание результатов через приложение.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, удалось определить значимость инновационных технологий на самостоятельных занятиях двигательной активностью студентов в домашних условиях. Разработки в области инновационных фитнес технологий позволяют постепенно увеличить стремление студентов к занятиям двигательной активностью и повышению уровня физической подготовленности и здоровья занимающихся. Более 75% занимающихся студентов предпочитают использовать мобильные приложения, которые помогают отслеживать самочувствие, контролировать двигательную активность, нагрузку, маршруты, и объём выполненной работы.  

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кочетков, И.И. Эффективность применения элементов фитнес технологий для повышения уровня мотивации формирования здорового образа жизни студентов / И.И. Кочетков // Физическая культура, спорт и здоровье «Виртуаль 32». – 2018. – часть 1. – С. 45-48.
  2. Питер Друкер. Инновации в сфере физической культуры. — Москва: Вильямс, 2007. — 432 с. — ISBN 0-

88730-618-7

  1. Рябчук, В.В. Адаптация студентов к будущей профессии в ходе профессионально-прикладной физической подготовки / Н.В. Колесников, П.П. Смолев, В.В. Рябчук // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХ и ГС. -2013. - Т.4.-№ (9). – С. 262 – 268.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада.

Наш опыт показывает . Двигательная активность детей ,оптимальна в том случае, когда ее основные параметры(объём, продолжительность , интенсивность)соответствует индивидуальным особенностям каждого реб...

Список литературы по теме: «Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада».

Список литературы по теме: «Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада»....

Подвижные игры в домашних условиях Способ повысить двигательную активность детей в условиях самоизоляции

Нынешняя мировая эпидемиологическая ситуация вынуждает нас большую часть времени проводить дома. Возможно, кому-то повезло жить в частном доме и проводить время на свежем воздухе, однако этим не...

Подвижные игры в домашних условиях Способ повысить двигательную активность детей в условиях карантина

Подвижные игры в домашних условияхСпособ повысить двигательную активность детей в условиях карантина...

"Организация двигательной активности в домашних условиях"-консультация для родителей

Как организовать двигательную активность в домашних условиях....