Автоматизация звука Р
план-конспект занятия
Тема: Автоматизация звука Р
Цель: правильно и четко произносить звук Р в словах и предложениях.
Задачи:
обучающие:
- Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука Р;
- Закреплять навыки употребления им. сущ. в ед. и мн. ч.;
- Обогащение словаря антонимами.
коррекционные:
- Автоматизировать звук Р в словах и предложениях.
развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
- Развивать слуховое внимание, память;
- Закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
- Формировать правильную воздушную струю;
- Уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
- Развивать графо-моторные навыки.
воспитательные:
- Формировать положительную установку на занятие;
- Развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
- Воспитывать самоконтроль за речью;
- Прививать интерес к занятиям.
Оборудование: Объемная поделка Тигруша, предметные картинки, звуковая линейка, кубики, ватные шарики,грузовик.
Ход занятия:
1.Организационный этап.
- Здравствуйте, дети! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал тигр, зовут его Тигруша. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? Дети: «Поможем!».
- Сядет на стул тот, кто придумает слово, в котором есть звук [Р].
2. Сообщение темы.
- Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].
3. Артикуляционная гимнастика.
- Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашегоТигруши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.
«Заборчик», «Качели», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Маляр», «Грибок».
4. Упражнение на дыхание «Фокус».
- А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».
- Улыбнитесь, приоткройте рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделайте в форме «Чашечки», и сдуйте ватку с носика.
5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].
- Давайте вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].
- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит на бугорочках за верхними зубами).
- Какая воздушная струя? (сильная)
- Правильно.
6. Характеристика звука.
- Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).
- Почему согласный? (так как нам - мешает «петь» язык).
- Звонкий или глухой звук? (звонкий)
- Почему звонкий? (ладошка на горле, слышим вибрацию)
- Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).
- Каким цветом его обозначаем? (синим).
- Давайте теперь повторим: Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой эР.
7. Динамическая пауза.
- У нашегоТигруши сломалась машина. Давайте поможем завести этот грузовик.
- Выполняем упражнение «Заведи машину», идем по кругу, совершая рулевые движения руками. Хлопаю в ладоши, произносим звукгромко, не хлопаю – тихо.
- Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).
- Тихо; (р-р-р-р).
- Громко; (р-р-р-р).
- Тихо; (р-р-р-р).
- Громко; (р-р-р-р).
- Молодцы! Грузовик Тигруши завелся.
8. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Найди звук».
- Покажем Тигруше как определить место звука в словах комар, ручка, перо, труба, ковёр, кровать, пирамидка, рыба, корабль.
9. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Игра «Один-много».
- Давайте покажем Тигрушеигру «Один-много».
Карандаш - карандаши, корзина - корзины, помидор - помидоры, крокодил - крокодилы, тигр – тигры, зебра - зебры, жираф - жирафы, рыба – рыбы, барабан – барабаны.
10. Автоматизация звука в словах.
Упражнение «Повторялочка».
- Теперь вы будете повторять слова, говорить их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился произносить звук [Р].
Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, кенгуру, нора, гора, кора, буран, топор, парад.
11. Игра «Скажи наоборот».
- НашТигруша очень хочет поиграть с вами в игру «Скажи наоборот». Поиграем с ним? (да). Вы должны сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.
Веселый - грустный, смелый - трусливый, мягкий - твердый, сухой - мокрый, мелкий - крупный, длинный - короткий, злой - добрый, тихий - громкий, новый - старый, молодой - старый, плохой - хороший, ленивый - трудолюбивый.
12. Связь звука с буквой.
- Звуки мы говорим и слышим, буквы видим и пишем. Произносим звук [Р](р-р-р-р).Пишем буквуР, буква называется эР.
13. Развитие графо-моторных навыков. Индивидуальное задание.
- Обведите пальчиком букву эР. Раскрась букву.
14. Итог занятия:
Дети, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилось играть с вами. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, стараться произносить звук [Р] в словах, в предложениях.
Оценка за занятие.
Молодцы, дети! Сегодня вы очень хорошо поработали. Спасибо за занятие!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuka_r.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Автоматизация звука Р
Цель: правильно и четко произносить звук Р в словах и предложениях.
Задачи:
обучающие:
- Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука Р;
- Закреплять навыки употребления им. сущ. в ед. и мн. ч.;
- Обогащение словаря антонимами.
коррекционные:
- Автоматизировать звук Р в словах и предложениях.
развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
- Развивать слуховое внимание, память;
- Закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
- Формировать правильную воздушную струю;
- Уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
- Развивать графо-моторные навыки.
воспитательные:
- Формировать положительную установку на занятие;
- Развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
- Воспитывать самоконтроль за речью;
- Прививать интерес к занятиям.
Оборудование: Объемная поделка Тигруша, предметные картинки, звуковая линейка, кубики, ватные шарики,грузовик.
Ход занятия:
1.Организационный этап.
- Здравствуйте, дети! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал тигр, зовут его Тигруша. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? Дети: «Поможем!».
- Сядет на стул тот, кто придумает слово, в котором есть звук [Р].
2. Сообщение темы.
- Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].
3. Артикуляционная гимнастика.
- Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашегоТигруши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.
«Заборчик», «Качели», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Маляр», «Грибок».
4. Упражнение на дыхание «Фокус».
- А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».
- Улыбнитесь, приоткройте рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделайте в форме «Чашечки», и сдуйте ватку с носика.
5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].
- Давайте вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].
- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит на бугорочках за верхними зубами).
- Какая воздушная струя? (сильная)
- Правильно.
6. Характеристика звука.
- Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).
- Почему согласный? (так как нам - мешает «петь» язык).
- Звонкий или глухой звук? (звонкий)
- Почему звонкий? (ладошка на горле, слышим вибрацию)
- Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).
- Каким цветом его обозначаем? (синим).
- Давайте теперь повторим: Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой эР.
7. Динамическая пауза.
- У нашегоТигруши сломалась машина. Давайте поможем завести этот грузовик.
- Выполняем упражнение «Заведи машину», идем по кругу, совершая рулевые движения руками. Хлопаю в ладоши, произносим звукгромко, не хлопаю – тихо.
- Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).
- Тихо; (р-р-р-р).
- Громко; (р-р-р-р).
- Тихо; (р-р-р-р).
- Громко; (р-р-р-р).
- Молодцы! Грузовик Тигруши завелся.
8. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Найди звук».
- Покажем Тигруше как определить место звука в словах комар, ручка, перо, труба, ковёр, кровать, пирамидка, рыба, корабль.
9. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Игра «Один-много».
- Давайте покажем Тигрушеигру «Один-много».
Карандаш - карандаши, корзина - корзины, помидор - помидоры, крокодил - крокодилы, тигр – тигры, зебра - зебры, жираф - жирафы, рыба – рыбы, барабан – барабаны.
10. Автоматизация звука в словах.
Упражнение «Повторялочка».
- Теперь вы будете повторять слова, говорить их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился произносить звук [Р].
Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, кенгуру, нора, гора, кора, буран, топор, парад.
11. Игра «Скажи наоборот».
- НашТигруша очень хочет поиграть с вами в игру «Скажи наоборот». Поиграем с ним? (да). Вы должны сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.
Веселый - грустный, смелый - трусливый, мягкий - твердый, сухой - мокрый, мелкий - крупный, длинный - короткий, злой - добрый, тихий - громкий, новый - старый, молодой - старый, плохой - хороший, ленивый - трудолюбивый.
12. Связь звука с буквой.
- Звуки мы говорим и слышим, буквы видим и пишем. Произносим звук [Р](р-р-р-р).Пишем буквуР, буква называется эР.
13. Развитие графо-моторных навыков. Индивидуальное задание.
- Обведите пальчиком букву эР. Раскрась букву.
14. Итог занятия:
Дети, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилось играть с вами. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, стараться произносить звук [Р] в словах, в предложениях.
Оценка за занятие.
Молодцы, дети! Сегодня вы очень хорошо поработали. Спасибо за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....