Автоматизация звука Р
план-конспект занятия

Чуенко Валентина Владимировна

Тема: Автоматизация звука Р

 

Цель: правильно и четко произносить звук Р в словах и предложениях.

Задачи:

обучающие:

  • Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука Р;
  • Закреплять навыки употребления им. сущ. в ед. и мн. ч.;
  • Обогащение словаря антонимами.

коррекционные:

  • Автоматизировать звук Р в словах и предложениях.

 

развивающие:

  • Развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • Развивать слуховое внимание, память;
  • Закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • Формировать правильную воздушную струю;
  • Уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • Развивать графо-моторные навыки.

 

воспитательные:

  • Формировать положительную установку на занятие;
  • Развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • Воспитывать самоконтроль за речью;
  • Прививать интерес к занятиям.

 

Оборудование: Объемная поделка Тигруша, предметные картинки, звуковая линейка, кубики, ватные шарики,грузовик.

 

Ход занятия:

      1.Организационный этап.

-  Здравствуйте, дети! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал тигр, зовут его Тигруша. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? Дети: «Поможем!».

- Сядет на стул тот, кто придумает слово, в котором есть звук [Р].

 

2.   Сообщение темы.

-  Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

 

       3.   Артикуляционная гимнастика.

- Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашегоТигруши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.  

«Заборчик», «Качели», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Маляр», «Грибок».

    

4.  Упражнение на дыхание «Фокус».

- А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

- Улыбнитесь, приоткройте рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделайте в форме «Чашечки», и сдуйте ватку с носика.

 

      5.   Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

- Давайте вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит на бугорочках за верхними зубами).

- Какая воздушная струя? (сильная)

- Правильно.

 

6.   Характеристика звука.

- Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

- Почему согласный? (так как нам - мешает «петь» язык).

- Звонкий или глухой звук? (звонкий)

- Почему звонкий? (ладошка на горле, слышим вибрацию)

- Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

- Каким цветом его обозначаем? (синим).

- Давайте теперь повторим:  Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой эР.

             

7.   Динамическая пауза.

- У нашегоТигруши сломалась машина. Давайте поможем завести этот грузовик.

- Выполняем упражнение «Заведи машину», идем по кругу, совершая рулевые движения руками. Хлопаю в ладоши, произносим звукгромко, не хлопаю – тихо.

- Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

- Тихо; (р-р-р-р).

- Громко; (р-р-р-р).

- Тихо; (р-р-р-р).

- Громко; (р-р-р-р).

- Молодцы! Грузовик Тигруши завелся.

 

      8.     Развитие фонематического восприятия.

Игра «Найди звук».

-  Покажем Тигруше как определить место звука в словах  комар, ручка, перо, труба, ковёр, кровать, пирамидка, рыба, корабль.

 

      9.  Развитие лексико-грамматического строя речи.  

Игра «Один-много».

- Давайте покажем Тигрушеигру «Один-много».

Карандаш - карандаши, корзина - корзины, помидор - помидоры, крокодил - крокодилы, тигр – тигры, зебра - зебры, жираф - жирафы, рыба – рыбы, барабан – барабаны.

 

     10.    Автоматизация звука в словах.

Упражнение «Повторялочка».

- Теперь вы будете повторять слова, говорить их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, кенгуру, нора, гора, кора, буран, топор, парад.

 

     11.   Игра «Скажи наоборот».

- НашТигруша очень хочет поиграть с вами в игру «Скажи наоборот». Поиграем с ним? (да). Вы должны сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый - грустный, смелый - трусливый, мягкий - твердый, сухой - мокрый, мелкий - крупный, длинный - короткий, злой - добрый, тихий - громкий, новый - старый, молодой - старый, плохой - хороший, ленивый - трудолюбивый.

 

     12.     Связь звука с буквой.

-  Звуки мы говорим и слышим, буквы видим и пишем. Произносим звук [Р](р-р-р-р).Пишем буквуР, буква  называется эР.

 

     13.     Развитие графо-моторных навыков. Индивидуальное задание.

- Обведите пальчиком букву эР. Раскрась букву.

 

     14.    Итог занятия:

Дети, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилось играть с вами. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, стараться произносить звук [Р]  в словах, в  предложениях.

 Оценка за занятие.

Молодцы, дети! Сегодня вы очень хорошо поработали. Спасибо за занятие!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_r.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Автоматизация звука Р

Цель: правильно и четко произносить звук Р в словах и предложениях.

Задачи:

обучающие:

  • Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука Р;
  • Закреплять навыки употребления им. сущ. в ед. и мн. ч.;
  • Обогащение словаря антонимами.

коррекционные:

  • Автоматизировать звук Р в словах и предложениях.

развивающие:

  • Развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • Развивать слуховое внимание, память;
  • Закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • Формировать правильную воздушную струю;
  • Уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • Развивать графо-моторные навыки.

воспитательные:

  • Формировать положительную установку на занятие;
  • Развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • Воспитывать самоконтроль за речью;
  • Прививать интерес к занятиям.

Оборудование: Объемная поделка Тигруша, предметные картинки, звуковая линейка, кубики, ватные шарики,грузовик.

Ход занятия:

      1.Организационный этап.

-  Здравствуйте, дети! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал тигр, зовут его Тигруша. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? Дети: «Поможем!».

- Сядет на стул тот, кто придумает слово, в котором есть звук [Р].

2.   Сообщение темы.

-  Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

       3.   Артикуляционная гимнастика.

- Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашегоТигруши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.  

«Заборчик», «Качели», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Маляр», «Грибок».

    

4.  Упражнение на дыхание «Фокус».

- А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

- Улыбнитесь, приоткройте рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделайте в форме «Чашечки», и сдуйте ватку с носика.

      5.   Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

- Давайте вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит на бугорочках за верхними зубами).

- Какая воздушная струя? (сильная)

- Правильно.

6.   Характеристика звука.

- Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

- Почему согласный? (так как нам - мешает «петь» язык).

- Звонкий или глухой звук? (звонкий)

- Почему звонкий? (ладошка на горле, слышим вибрацию)

- Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

- Каким цветом его обозначаем? (синим).

- Давайте теперь повторим:  Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой эР.

             

7.   Динамическая пауза.

- У нашегоТигруши сломалась машина. Давайте поможем завести этот грузовик.

- Выполняем упражнение «Заведи машину», идем по кругу, совершая рулевые движения руками. Хлопаю в ладоши, произносим звукгромко, не хлопаю – тихо.

- Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

- Тихо; (р-р-р-р).

- Громко; (р-р-р-р).

- Тихо; (р-р-р-р).

- Громко; (р-р-р-р).

- Молодцы! Грузовик Тигруши завелся.

      8.     Развитие фонематического восприятия.

Игра «Найди звук».

-  Покажем Тигруше как определить место звука в словах  комар, ручка, перо, труба, ковёр, кровать, пирамидка, рыба, корабль.

      9.  Развитие лексико-грамматического строя речи.  

Игра «Один-много».

- Давайте покажем Тигрушеигру «Один-много».

Карандаш - карандаши, корзина - корзины, помидор - помидоры, крокодил - крокодилы, тигр – тигры, зебра - зебры, жираф - жирафы, рыба – рыбы, барабан – барабаны.

     10.    Автоматизация звука в словах.

Упражнение «Повторялочка».

- Теперь вы будете повторять слова, говорить их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, кенгуру, нора, гора, кора, буран, топор, парад.

     11.   Игра «Скажи наоборот».

- НашТигруша очень хочет поиграть с вами в игру «Скажи наоборот». Поиграем с ним? (да). Вы должны сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый - грустный, смелый - трусливый, мягкий - твердый, сухой - мокрый, мелкий - крупный, длинный - короткий, злой - добрый, тихий - громкий, новый - старый, молодой - старый, плохой - хороший, ленивый - трудолюбивый.

     12.     Связь звука с буквой.

-  Звуки мы говорим и слышим, буквы видим и пишем. Произносим звук [Р](р-р-р-р).Пишем буквуР, буква  называется эР.

     13.     Развитие графо-моторных навыков. Индивидуальное задание.

- Обведите пальчиком букву эР. Раскрась букву.

     14.    Итог занятия:

Дети, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилось играть с вами. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, стараться произносить звук [Р]  в словах, в  предложениях.

 Оценка за занятие.

Молодцы, дети! Сегодня вы очень хорошо поработали. Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....