Задания по развитию словаря
картотека (старшая группа)
Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольников.Словарный запас ребенка бывает двух видов – пассивный и активный. Пассивный словарь – это те слова, значение которых ребенок понимает, но не использует в своей повседневной речи. Активный словарь включает в себя те слова, которые ребенок не только понимает, но и использует их в устной речи и письме. Как правило, пассивный словарь всегда больше активного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchie_ponyatiya.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Какой? Какая? Какое?»
Цель: речи ребенка именами прилагательными.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой? Какая? Какое?»
Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.
Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.
Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.
Шапка какая? – красивая, пушистая, синяя, шерстяная и т.д.
Озеро какое? небо, дерево, яблоко и т.д.
Обобщающие понятия
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Ход игры:
Взрослый называет обобщающее понятие. Ребёнок должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
Пример:
Овощи - картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Ягоды - малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.
Деревья - берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.
Домашние животные - корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака.
Перелётные птицы - стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль.
Зимующие птицы - голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова.
Мебель - стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа.
Посуда - тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце.
Одежда - пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы.
Обувь - туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.
Игрушки - кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.
Дикие животные - тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.
Фрукты - яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.
Инструменты - пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы.
Транспорт - трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход.
Вариант 2.
Взрослый называет видовые понятия, а ребенок – обобщающие слова.
Огурец, помидор - Овощи.
Игра «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход игры:
«Мы волшебники немного: был один, а станет много». Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Ребенок называет существительные во множественном числе.
Пример:
стол – столы кусок – куски
стул – стулья день – дни
гора – горы прыжок – прыжки
лист – листья двор - дворы
дом – дома перо - перья
носок – носки крыло - крылья
глаз – глаза сон – сны
гусёнок – гусята пальто- пальто
лоб – лбы тигрёнок – тигрята
нога - ноги дыра - дыры
Игра «Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры:
Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного.
у тигра – тигрёнок у лисы – лисёнок
у льва – львёнок у лося – лосёнок
у слона – слонёнок у оленя – оленёнок
у медведя – медвежонок у кролика – крольчонок
у верблюда – верблюжонок у белки – бельчонок
у зайца – зайчонок
у коровы – телёнок у овцы – ягнёнок
у лошади – жеребёнок у курицы – цыплёнок
у свиньи – поросёнок у собаки – щенок
Игра «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход игры:
Взрослый, спрашивает: -Ворона каркает, а сорока? Ребёнок должен ответить: - Сорока стрекочет.
Пример:
Сова летает, а кролик? Лягушка квакает, а лошадь?
Корова ест сено, а лиса? У коровы телёнок, а у овцы?
Крот роет норки, а сорока? У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Петух кукарекает, а курица? Собака живет в конуре, а мышка?
Игра «Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).
Высохли цветы - завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие.
Долгий - продолжительный, длинный, длительный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста
Дидактические игры, задания и упражнения...
Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста
Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста...
Комплекс заданий для развития словаря прилагательных у детей со стертой дизартрией
Словарь прилагательных у дошкольников сос стертой дизартрией очень беден. Поэтому был составлен комплекс занятий по обогащению словаря прилагательных у дошкольников со стертой дизартрией. Занятия поде...
Развитие словаря у детей с речевыми нарушениями. Примеры игр для развития словаря.
Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей....
Игры и задания на развитие активного словаря старших дошкольников
Формирование лексики проводится по следующим направлениям:расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мы...
Блок "Расширяем словарь и развиваем связную речь" (Игры на развитие словаря)
Активный словарь детей накапливается очень быстро, поскольку каждому родителю знакомо, то чувство, когда с ребенком становится общаться все легче. Ведь он стал так много понимать и учится объясн...