Презентация Критика
презентация урока для интерактивной доски (подготовительная группа)

Сынгизова Насима Гайнулловна

критическое мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл критика2.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил , Куртис Мередит ). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной . В России она появилась в 1997 году . Цель - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Ч.Темпл Дж.Стил К.Мередит ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Слайд 2

Технология развития критического мышления Приемы Особенности к омпетенции Структура технологии Этапы ТРКМ Задачи

Слайд 3

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Алгоритм работы педагога над темой самообразования подбор темы; определение целей и задач; подбор источника самообразования; создание условий для реализации задач; педагогическая деятельность с детьми, внедрение в работу подготовленного материала; оформление результатов самообразования. ____________________________________________________________________________________________ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Слайд 4

Задачи технологии РКМЧП : Формирование нового стиля мышления , для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность , осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление , рефлексивность , коммуникативность , креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Развитие аналитического, критического мышления Технология РКМЧП позволяет решать задачи: образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание. В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия». Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.

Слайд 5

Особенности концепции: Не объём знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Коммуникативно- деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми. Умение мыслить критически — это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтверждённые предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов. Образовательные результаты умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучение (академическая мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др .

Слайд 6

ЭТАПЫ ТРКМ Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого: - актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; - пробудить к ней интерес; - активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; - структурировать последующий процесс изучения материала. Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа: - получение новой информации; - ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем); - соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание; - поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова. Третий этап- РАЗМЫШЛЕНИЕ : (рефлексия) - выражение новых идей и информации собственными словами; - целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями друг с другом и преподавателем; - анализ всего процесса изучения материала; - выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Слайд 7

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ Фаза «Вызов» Начало урока, построенного на основе традиционного подхода: учитель заявляет тему, определяет цели изучения предстоящего материала. Начало урока, построенного в ТРКМ – это стадия «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Приёмы стадии вызова в технологии развития критического мышления — то «доброе начало», которое задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. Специфика технологии – в активной позиции учащихся, которые уже на первом этапе урока ставят собственные цели изучения, определяют желаемый результат в освоении темы. Методические приемы «Кластер», «Загадка», «Мозговой штурм»или «Корзина идей», «Отсроченная догадка», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», «Театрализация», «Да – нетка », «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест», «Дискуссия», «Перепутанные логические цепочки», «Проблемный вопрос».

Слайд 8

Фаза «Осмысление» (изучение нового материала) На уроке, построенном на основе традиционного подхода, нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает. С внедрением ИКТ в образовательный процесс проблема активизации учащихся стала ещё острее. Учитель сопровождает объяснение нового материала компьютерной презентацией; повышается наглядность, уплотняется урок – и учащимся остаётся роль пассивного «зрителя». Когда урок построен в ТРКМ, содержательная стадия урока — «осмысление»; в его ходе происхо¬дит непосредственная работа ученика с информацией, причём работа направленная, осмысленная. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Приёмы, используемые в ТРКМ, направляют работу учащегося на самостоятельное и осмысленное получение новой информации. Методические приемы : «Зигзаг»,« Инсерт или «Чтение с пометами», «Дерево предсказаний», «Круги по воде», «Чтение с остановками», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», м етод « Думательных шляп», «Кластер», «Двухчастный дневник», «Бортовой журнал», «Ромашка Блума », « Фишбоун » (рыбный скелет), « Взаимоопрос ».

Слайд 9

Фаза «Рефлексия» Завершающая часть урока, построенного на основе традиционного подхода: учитель подводит итог урока, проверяет, какой материал был усвоен учащимися. Стадия рефлексии в ТРКМ – это стадия размышления. Она необходима, в первую очередь, для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. Идет рефлексия своего процесса учения. Ученик проводит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее. Методические приемы: « Синквейн », «Письмо к учителю», «Пятиминутное эссе», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

Слайд 10

ПРИЁМЫ: «Верите ли Вы, что…?» «Проблемный вопрос» «Загадка» «Корзина» идей, понятий, «Что я знаю» составление таблицы «ЗУХ» «Мозговой штурм» «Составление кластера» «Ассоциации» «Дерево предсказаний» «Перепутанные логические цепочки» «Верные и неверные утверждения» «Тонкие и толстые вопросы»

Слайд 11

«Корзина» «Что я знаю» 1 ) Озвучивание темы; 2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос: Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?; 3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний; 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана; 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения разногласия . «Составление кластера» Кластер - графическая организация материала. Слово «кластер» означает «пучок», «созвездие», «гроздь» Составление «кластера» позволяет: свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы; кластер может быть использован на разных стадиях урока. «Ассоциация» 1) Озвучивание темы; 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?; 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана

Слайд 12

«Верно – не верно» 1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме; 2) Учащиеся ставят знак «+» там где они считают утверждение правильным и знак «-» там где по их мнению оно не верно Толстые и тонкие вопросы Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны ли, было ли, будет ли и т.д. Толстые вопросы: Почему вы, так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д. « Инсерт » или «Пометки на полях « Взаимоопрос » Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала. « V » «+» «-» «?» «!» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете - если то, что вы читаете, является для вас новым - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу -если то, что вы читаете, вас удивило

Слайд 13

« Взаимообучение » В группах по очереди ученики играют роль учителя: Суммируют содержание абзаца; Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него; Разъясняют, что непонятно; Дают задания для чтения следующего абзаца (Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль сильных учеников) «Дневник двойной записи» Слева записывается часть текста, который производит наибольшее впечатление. Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Или просто озадачила. Или вызвала в душе резкий протест. С правой стороны нужно дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызывает? Какой вопрос возник в связи с ней? Читая текст, необходимо время от времени останавливаться и делать подобные пометки в своем дневнике «ЗУХ» Особое требование- записывать сведения, факты или понятия только своими словами. З (знаю) У (узнал новое) Х (хочу узнать)

Слайд 14

«Кластер » 1. Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала на отдельные блоки; 4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками (используется как средство для подведения итогов как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний) « Синквейн » Синквей – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях Правила написания: Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия) Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме Синоним из одного слова, который повторяет суть темы «Дерево предсказаний» Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Слайд 15

«Шесть шляп» Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты. Жёлтая. Позитивное мышление. Черная. Проблема. Красная. Эмоции. Зеленая. Творчество. Синяя. Философия. Или Красная шляпа – это то, что мы чувствуем по отношению к герою, к поступкам, к природе и т.д. Желтая шляпа отвечает за оптимизм, подсказывает, что хорошего можно взять из произведения для себя. Зеленая шляпа дает советы герою, читателю. Черная шляпа все, что в поступках героев плохого, найдет. Белый цвет учит, чему следует поучиться у героя. Синий цвет – продолжение сюжета. « Инсерт » Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Слайд 16

ТЕМА: Слова с непроизносимыми согласными (изучение нового материала). Цель: Выяснить, какие согласные, считаются непроизносимыми. Создать условия для развития у учащихся умения распознавать в корне непроизносимые согласные Организационный момент: Психологический настрой на работу - Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать. - На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят). - Ушки внимательно слушают и всё (слышат). - Голова хорошо (думает). - Молодцы! Актуализация опорных знаний. (На доске записаны слова) - Прочитайте слова Вода - Тетрадь -Чувство – - Рядом с каждым словом, запишите форму множественного числа и родственные слова. Отметьте орфограммы в корне слова. Подчеркните те слова, которые являются проверочными. Проверка самостоятельной работы учащихся. - Какие орфограммы в корне слов вам встретились? - Как проверили их? - А что скажите про третье слово?

Слайд 17

Стадия вызова . Сообщение темы и цели урока . Произнесите это слово как “говорим” - Что обнаружили? (Не произносится, исчезает согласный звук) Как называется эта орфограмма, мы с вами узнаем, когда прочитаем текст из учебника Чтение текста - Как же называются согласные, которые не произносятся, исчезают? - Так какая тема урока? (Дети называют тему урока) Слова с непроизносимыми согласными - Как вы думает, любой согласный может считать непроизносимым ? Стадия осмысления. 1.Самостоятельная работа Сейчас мы с вами станем исследователями - Исследуйте: при любом ли сочетании согласных один из них не произносится? (Вопрос, задание на доске) Свистнул, солнце, сестра, прелестный, яростный, скрипка, грустный, сердце, повествование, наездник. Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом напишите проверочное слово. Проверка: - Какие слова с непроизносимыми согласными выписали? Почему? - Какие согласные не произносятся? - Как проверили? Почему? - При любом ли сочетании согласных один из них не произносится?

Слайд 18

Сделайте вывод Составление алгоритма проверки непроизносимых согласных. - А теперь поработаем в группах. Вы попробуете составить и записать алгоритм проверки непроизносимых согласных. Какие правила работы в группе вам понадобятся? Работают в группах, обсуждаем алгоритмы и приходим к единому. 1. Произношу слово. 2. Есть ли опасное место? 3. Если есть, то подбираю однокоренное слово, в котором все звуки произносятся чётко. 4. Сравниваю слова. 5. Пишу слово. 6. Контролирую. 2. Первичное закрепление. 3. Словарная работа Прием « Инсерт » Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. - По ходу чтения статьи делайте в тексте пометки: V- эту информацию знал, знаю, вспомнил; + - это новая для меня информация; ? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы. О непроизносимых согласных. Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, как, например звук Т в слове лестница. Скрываются и другие звуки: Л в слове солнце, Д в слове поздно и др. Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить – следует запомнить его написание. А почему всё-таки исчезают отдельные звуки?

Слайд 19

Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы и упрощаем их произношение. А написание их упрощать нельзя. Не просто так существуют непроизносимые согласные. У них и своя история есть. Например, почему с слове лестница мы пишем букву Т? В древнерусском языке было слово лъстница . Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов, как сахарница, чернильница. Что касается самого слова лъства ( лъзтва ), то оно образовано от глагола лезти , лезть, с помощью суффикса – тв (а). Значит, непроизносимая Т в слове лестница - это остаток суффикса – тв . Так знание этимологии помогает не делать в словах ошибки. Какие новые сведения для себя вы отметили? /Каждый называет то, что новым явилось для него. Все ли понятно? Какие появились вопросы? - Какое словарное слово вам надо запомнить? Почему? (Запись в тетради) - Итог урока. Стадия рефлексии. Что нового вы сегодня узнали на уроке? В течении урока вы работали со своими кластерами. На доске находится тоже кластер. На основе вашей информации заполним общий. А это исправление неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение на основе новой информации, установим связи между ними. Заполнение «Кластера» Учащиеся называют, что они вписывали в схему, а учитель фиксирует ответы учащихся, при этом спрашивает, согласны остальные или нет и почему? - Что вам понравилось на уроке? -С какими трудностями вы столкнулись? - Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

Слайд 20

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовь или критика. Консультация для родителей

У ребенка проблема. И вы ее заметили. То, что вы скажете ребенку, будет исходить из одного из полюсов: от любви, от логики, от критики или от утешения....

Буклет для родителей "Как правильно хвалить и критиковать ребенка"

Каждый родитель сталкивается с различными проблемами в воспитании и не редко задает себе вопрос - как правильно воспитывать ребенка? И на этот вопрос ждет конкретный ответ. В данном буклете раскрывают...

Консультация для родителей «Критика»

Консультация для родителей «Критика» может быть размещена на информационном стенде для родителей дошкольников....

Ребенок и критика.

Критика в развитии ребенка играет важную роль. Однако многие дети не умеют грамотно реагировать на критику. Получая замечания и выговоры, ребенок устраивает истерики, обижается, топает ногами. А ведь ...

Критикуем и хвалим ребенка

Статья "Критикуем и хвалим ребенка"...

Мини-тренинг для педагогов «К чему приводит критика и самокритика» (упражнение "Бумажный человечек").

Мини-тренинг для педагогов«К чему приводит критика и самокритика»(упражнение "Бумажный человечек"). Автор: Елкина Оксана Александровна  Цель:  развитие коммуникати...