Презентация Критика
презентация урока для интерактивной доски (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология развития критического мышления Приемы Особенности к омпетенции Структура технологии Этапы ТРКМ Задачи
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Алгоритм работы педагога над темой самообразования подбор темы; определение целей и задач; подбор источника самообразования; создание условий для реализации задач; педагогическая деятельность с детьми, внедрение в работу подготовленного материала; оформление результатов самообразования. ____________________________________________________________________________________________ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Задачи технологии РКМЧП : Формирование нового стиля мышления , для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность , осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление , рефлексивность , коммуникативность , креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Развитие аналитического, критического мышления Технология РКМЧП позволяет решать задачи: образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание. В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия». Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.
Особенности концепции: Не объём знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Коммуникативно- деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми. Умение мыслить критически — это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтверждённые предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов. Образовательные результаты умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучение (академическая мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др .
ЭТАПЫ ТРКМ Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого: - актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; - пробудить к ней интерес; - активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; - структурировать последующий процесс изучения материала. Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа: - получение новой информации; - ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем); - соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание; - поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова. Третий этап- РАЗМЫШЛЕНИЕ : (рефлексия) - выражение новых идей и информации собственными словами; - целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями друг с другом и преподавателем; - анализ всего процесса изучения материала; - выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ Фаза «Вызов» Начало урока, построенного на основе традиционного подхода: учитель заявляет тему, определяет цели изучения предстоящего материала. Начало урока, построенного в ТРКМ – это стадия «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Приёмы стадии вызова в технологии развития критического мышления — то «доброе начало», которое задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. Специфика технологии – в активной позиции учащихся, которые уже на первом этапе урока ставят собственные цели изучения, определяют желаемый результат в освоении темы. Методические приемы «Кластер», «Загадка», «Мозговой штурм»или «Корзина идей», «Отсроченная догадка», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», «Театрализация», «Да – нетка », «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест», «Дискуссия», «Перепутанные логические цепочки», «Проблемный вопрос».
Фаза «Осмысление» (изучение нового материала) На уроке, построенном на основе традиционного подхода, нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает. С внедрением ИКТ в образовательный процесс проблема активизации учащихся стала ещё острее. Учитель сопровождает объяснение нового материала компьютерной презентацией; повышается наглядность, уплотняется урок – и учащимся остаётся роль пассивного «зрителя». Когда урок построен в ТРКМ, содержательная стадия урока — «осмысление»; в его ходе происхо¬дит непосредственная работа ученика с информацией, причём работа направленная, осмысленная. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Приёмы, используемые в ТРКМ, направляют работу учащегося на самостоятельное и осмысленное получение новой информации. Методические приемы : «Зигзаг»,« Инсерт или «Чтение с пометами», «Дерево предсказаний», «Круги по воде», «Чтение с остановками», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», м етод « Думательных шляп», «Кластер», «Двухчастный дневник», «Бортовой журнал», «Ромашка Блума », « Фишбоун » (рыбный скелет), « Взаимоопрос ».
Фаза «Рефлексия» Завершающая часть урока, построенного на основе традиционного подхода: учитель подводит итог урока, проверяет, какой материал был усвоен учащимися. Стадия рефлексии в ТРКМ – это стадия размышления. Она необходима, в первую очередь, для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. Идет рефлексия своего процесса учения. Ученик проводит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее. Методические приемы: « Синквейн », «Письмо к учителю», «Пятиминутное эссе», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
ПРИЁМЫ: «Верите ли Вы, что…?» «Проблемный вопрос» «Загадка» «Корзина» идей, понятий, «Что я знаю» составление таблицы «ЗУХ» «Мозговой штурм» «Составление кластера» «Ассоциации» «Дерево предсказаний» «Перепутанные логические цепочки» «Верные и неверные утверждения» «Тонкие и толстые вопросы»
«Корзина» «Что я знаю» 1 ) Озвучивание темы; 2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос: Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?; 3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний; 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана; 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения разногласия . «Составление кластера» Кластер - графическая организация материала. Слово «кластер» означает «пучок», «созвездие», «гроздь» Составление «кластера» позволяет: свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы; кластер может быть использован на разных стадиях урока. «Ассоциация» 1) Озвучивание темы; 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?; 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана
«Верно – не верно» 1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме; 2) Учащиеся ставят знак «+» там где они считают утверждение правильным и знак «-» там где по их мнению оно не верно Толстые и тонкие вопросы Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны ли, было ли, будет ли и т.д. Толстые вопросы: Почему вы, так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д. « Инсерт » или «Пометки на полях « Взаимоопрос » Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала. « V » «+» «-» «?» «!» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете - если то, что вы читаете, является для вас новым - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу -если то, что вы читаете, вас удивило
« Взаимообучение » В группах по очереди ученики играют роль учителя: Суммируют содержание абзаца; Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него; Разъясняют, что непонятно; Дают задания для чтения следующего абзаца (Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль сильных учеников) «Дневник двойной записи» Слева записывается часть текста, который производит наибольшее впечатление. Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Или просто озадачила. Или вызвала в душе резкий протест. С правой стороны нужно дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызывает? Какой вопрос возник в связи с ней? Читая текст, необходимо время от времени останавливаться и делать подобные пометки в своем дневнике «ЗУХ» Особое требование- записывать сведения, факты или понятия только своими словами. З (знаю) У (узнал новое) Х (хочу узнать)
«Кластер » 1. Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала на отдельные блоки; 4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками (используется как средство для подведения итогов как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний) « Синквейн » Синквей – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях Правила написания: Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия) Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме Синоним из одного слова, который повторяет суть темы «Дерево предсказаний» Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
«Шесть шляп» Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты. Жёлтая. Позитивное мышление. Черная. Проблема. Красная. Эмоции. Зеленая. Творчество. Синяя. Философия. Или Красная шляпа – это то, что мы чувствуем по отношению к герою, к поступкам, к природе и т.д. Желтая шляпа отвечает за оптимизм, подсказывает, что хорошего можно взять из произведения для себя. Зеленая шляпа дает советы герою, читателю. Черная шляпа все, что в поступках героев плохого, найдет. Белый цвет учит, чему следует поучиться у героя. Синий цвет – продолжение сюжета. « Инсерт » Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
ТЕМА: Слова с непроизносимыми согласными (изучение нового материала). Цель: Выяснить, какие согласные, считаются непроизносимыми. Создать условия для развития у учащихся умения распознавать в корне непроизносимые согласные Организационный момент: Психологический настрой на работу - Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать. - На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят). - Ушки внимательно слушают и всё (слышат). - Голова хорошо (думает). - Молодцы! Актуализация опорных знаний. (На доске записаны слова) - Прочитайте слова Вода - Тетрадь -Чувство – - Рядом с каждым словом, запишите форму множественного числа и родственные слова. Отметьте орфограммы в корне слова. Подчеркните те слова, которые являются проверочными. Проверка самостоятельной работы учащихся. - Какие орфограммы в корне слов вам встретились? - Как проверили их? - А что скажите про третье слово?
Стадия вызова . Сообщение темы и цели урока . Произнесите это слово как “говорим” - Что обнаружили? (Не произносится, исчезает согласный звук) Как называется эта орфограмма, мы с вами узнаем, когда прочитаем текст из учебника Чтение текста - Как же называются согласные, которые не произносятся, исчезают? - Так какая тема урока? (Дети называют тему урока) Слова с непроизносимыми согласными - Как вы думает, любой согласный может считать непроизносимым ? Стадия осмысления. 1.Самостоятельная работа Сейчас мы с вами станем исследователями - Исследуйте: при любом ли сочетании согласных один из них не произносится? (Вопрос, задание на доске) Свистнул, солнце, сестра, прелестный, яростный, скрипка, грустный, сердце, повествование, наездник. Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом напишите проверочное слово. Проверка: - Какие слова с непроизносимыми согласными выписали? Почему? - Какие согласные не произносятся? - Как проверили? Почему? - При любом ли сочетании согласных один из них не произносится?
Сделайте вывод Составление алгоритма проверки непроизносимых согласных. - А теперь поработаем в группах. Вы попробуете составить и записать алгоритм проверки непроизносимых согласных. Какие правила работы в группе вам понадобятся? Работают в группах, обсуждаем алгоритмы и приходим к единому. 1. Произношу слово. 2. Есть ли опасное место? 3. Если есть, то подбираю однокоренное слово, в котором все звуки произносятся чётко. 4. Сравниваю слова. 5. Пишу слово. 6. Контролирую. 2. Первичное закрепление. 3. Словарная работа Прием « Инсерт » Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. - По ходу чтения статьи делайте в тексте пометки: V- эту информацию знал, знаю, вспомнил; + - это новая для меня информация; ? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы. О непроизносимых согласных. Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, как, например звук Т в слове лестница. Скрываются и другие звуки: Л в слове солнце, Д в слове поздно и др. Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить – следует запомнить его написание. А почему всё-таки исчезают отдельные звуки?
Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы и упрощаем их произношение. А написание их упрощать нельзя. Не просто так существуют непроизносимые согласные. У них и своя история есть. Например, почему с слове лестница мы пишем букву Т? В древнерусском языке было слово лъстница . Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов, как сахарница, чернильница. Что касается самого слова лъства ( лъзтва ), то оно образовано от глагола лезти , лезть, с помощью суффикса – тв (а). Значит, непроизносимая Т в слове лестница - это остаток суффикса – тв . Так знание этимологии помогает не делать в словах ошибки. Какие новые сведения для себя вы отметили? /Каждый называет то, что новым явилось для него. Все ли понятно? Какие появились вопросы? - Какое словарное слово вам надо запомнить? Почему? (Запись в тетради) - Итог урока. Стадия рефлексии. Что нового вы сегодня узнали на уроке? В течении урока вы работали со своими кластерами. На доске находится тоже кластер. На основе вашей информации заполним общий. А это исправление неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение на основе новой информации, установим связи между ними. Заполнение «Кластера» Учащиеся называют, что они вписывали в схему, а учитель фиксирует ответы учащихся, при этом спрашивает, согласны остальные или нет и почему? - Что вам понравилось на уроке? -С какими трудностями вы столкнулись? - Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Любовь или критика. Консультация для родителей
У ребенка проблема. И вы ее заметили. То, что вы скажете ребенку, будет исходить из одного из полюсов: от любви, от логики, от критики или от утешения....
Буклет для родителей "Как правильно хвалить и критиковать ребенка"
Каждый родитель сталкивается с различными проблемами в воспитании и не редко задает себе вопрос - как правильно воспитывать ребенка? И на этот вопрос ждет конкретный ответ. В данном буклете раскрывают...
Консультация для родителей «Критика»
Консультация для родителей «Критика» может быть размещена на информационном стенде для родителей дошкольников....
Ребенок и критика.
Критика в развитии ребенка играет важную роль. Однако многие дети не умеют грамотно реагировать на критику. Получая замечания и выговоры, ребенок устраивает истерики, обижается, топает ногами. А ведь ...
Критикуем и хвалим ребенка
Статья "Критикуем и хвалим ребенка"...
Мини-тренинг для педагогов «К чему приводит критика и самокритика» (упражнение "Бумажный человечек").
Мини-тренинг для педагогов«К чему приводит критика и самокритика»(упражнение "Бумажный человечек"). Автор: Елкина Оксана Александровна Цель: развитие коммуникати...
Памятка для родителей "Если критикуешь, то критикуй правильно"
памятка для родителей...