Презентация к дистанционноу уроку по лексической теме "Человек".
презентация к уроку (средняя группа)
Материал направлен на уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий, развитие связной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оля ягодки берет по две, по три штучки, А для этого нужны нашей Оле . . . «Доскажи словечко» Оля весело бежит к речке по дорожке, а для этого нужны нашей Оле . . . Оля слушает в лесу, как кричат кукушки, а для этого нужны нашей Оле . . . Оля смотрит на кота, на картинки-сказки, А для этого нужны нашей Оле . . .
Давай посмотрим на себя в зеркало Какие части тела человека ты знаешь? Называй и показывай . Что у тебя справа, и что слева?
Назови части тела по образцу – «у гномика носик, а у великана носище». глаза нос губы зубы язык руки ноги ноготь
один много
А теперь давай рассмотрим свое лицо. Что ты видишь? Расскажи какое оно. Лицо (какое?) узкое, широкое, круглое…. Лоб (какой?) высокий, низкий… Брови, ресницы (какие?) густые, редкие, темные, светлые, широкие, узкие … Глаза, веки (какие?) ;большие, маленькие, выразительные, добрые, злые, голубые, карие, зеленые, серые… Нос, переносица, ноздри (какой?) большой, маленький, курносый, широкий, узкий, прямой. Рот, губы, зубы, язык; Уши, мочка, козелок . Щеки, подбородок, лоб. .
Назови как можно больше действий. зрение – глазами мы смотрим, видим, разглядываем , жмуримся , прищуриваемся… вкус – с помощью языка ощущаем вкус, говорим, пережевываем пищу, высовываем, показываем, … слух – ушами мы слышим, прислушиваемся, прослушиваем, переслушиваем … обоняние – носом мы ощущаем запахи, нюхаем, принюхиваемся , дышим, чихаем, шмыгаем … осязание – руками ощущаем, ощупываем , прикасаемся, гладим, …
А ты знаешь, что у нас на лице отражаются все наши чувства и эмоции? Поднимите брови и удивитесь; Нахмурьте брови, сморщите нос; Изобразите Бабу- ягу; Какое у неё выражение лица? (злое, страшное) А теперь добрую фею, волшебника; Какое у неё(него) выражение? (доброе) Какое выражение нравится Вам? Какое настроение у Вас чаще бывает? (ответы). Пускай и сегодня у нас будет хорошее настроение .
Составь описательный рассказ о себе по плану. 1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. Какого ты роста? 4. Какое у тебя телосложение? 5. Какого цвета у тебя волосы? 6. Опиши черты своего лица. 7. Какого цвета у тебя глаза? 8. На кого из родителей ты похож? 9. Какой у тебя характер? 10. Твое любимое занятие?
Предварительный просмотр:
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Возьмите со стола зеркала. Сейчас мы с вами будем изображать разные эмоции. Поднимите вверх брови, удивитесь. А сейчас нахмурьте брови, сморщите нос, изобразите Бабу Ягу. Какое у нее выражение лица? /злое, страшное/. А теперь изобразите добрую фею. Улыбнитесь. Какое у нее выражение лица? /доброе, радостное/. А какое выражение лица нравится вам? Какое настроение у вас чаще всего бывает? /ответы детей/. Ну тогда начинаем наше занятие, и пускай хорошее настроение будет сопровождать его.
2. Знакомство с темой
Логопед: Ребята послушайте загадку:
На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней.
Как вы думаете, кто это? /человек/. О ком мы будем говорить? /о человеке/
Показ плаката со строением тела человека.
Логопед: Тема нашего занятия: «Части тела человека». Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Как сохранить чистоту и здоровье нашего тела.
Слышится стук. Появляется Буратино.
Буратино: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А зачем вы здесь собрались?
Логопед: Мы с ребятами говорим о человеке. Вот ты Буратино знаешь, какие части тела есть у человека?
Буратино: Конечно, знаю, у меня одна часть тела – НОС.
Логопед: А для чего он нужен?
Буратино: Чтоб его везде совать.
Логопед: Ребята, я думаю Буратино надо остаться, чтобы он узнал, какие еще есть части тела у человека и для чего они нужны.
Буратино: Спасибо, я с радостью останусь.
Логопед: Как называется самая большая часть тела человека? /туловище/
Логопед вместе с детьми показывает на плакате, где находятся и как называются части тела /живот, спина бока/
Буратино: Я знаю, ещё у каждого человека есть голова – она может думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус.
Логопед: Правильно, у человека есть голова, но только она не сама все это может делать, а с помощью органов, которые находятся на ней, вот послушайте загадки:
У зверюшки – на макушке,
А у нас ниже глаз. /уши/
Логопед: Для чего нужны уши? /уши нужны для того, чтобы слышать, слушать/
То как лучи они сияют,
То застилает их слеза,
Порой читают иль моргают,
А то смеются вдруг… /глаза/
Логопед: Для чего нужны глаза? /глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть/
Логопед: А сейчас Буратино мы тебе расскажем и покажем, какие еще части тела есть у человека.
Выходит ребенок и, проговаривая стихотворение, показывает на себе части тела, остальные дети повторяют за ним движения на своих местах.
Есть на пальцах наших ногти Есть у нас на голове
На руках – запястья, локти Уха два и мочки две
Темя, шея, плечи, грудь. Брови, скулы и виски
Бедра, пятки, две стопы И глаза, что так близки
Есть колени и спина Щеки, нос и две ноздри
Но она всего одна Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.
Логопед: Для чего нужны зубы, язык, ноги, руки, нос, ресницы? /ответы детей/
Логопед: А что еще находится на голове? /волосы/
Логопед: Туловище имеет руки и ноги. Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/. А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.
Буратино: Ребята, а я знаю, чего нет у животных – лица. А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.
3. Образование существительных множественного числа. Игра с мячом: «Один – много».
Логопед: А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.
Ухо – уши, шея-, глаз -, волос -, голова -, лоб-, рот -, нос -, щека -, палец -, локоть -, бровь - ….
4. Согласование существительного с числительным. Игра «Подумай и ответь»
Буратино: Мне Мальвина задала вопросы, а я не смог на них ответить, помогите мне, пожалуйста, а то она меня в чулан запрет.
- Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/
- Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/
- Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/
- Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/
Буратино: Спасибо ребята.
5. Физминутка
Логопед: Встаньте за своими стульчиками, проведем небольшую зарядку.
Кто скажите, сможет дети повторить движенья эти? Руки вверх я подниму.
Дети: Это тоже я могу!
Логопед: Вправо влево разведу.
Дети: Это тоже я могу.
Логопед: И как птица полечу.
Дети: Это тоже я могу.
Логопед: Головою поверчу.
Дети: Это тоже я могу.
Логопед: А теперь присяду, встану и нисколько не устану.
Дети: Это тоже я могу.
Логопед: Я попрыгаю немножко.
Дети: Это тоже я могу.
Логопед: И пешком пойду в дорогу.
Дети: Это тоже я могу.
Логопед: И на месте побегу.
Дети: Это тоже я могу.
Логопед: Все на свете я могу.
Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной! Хлоп, хлоп!
Хлопаем перед собой! Хлоп, хлоп!
Вправо можем! Влево можем!
И крест накрест руки сложим.
Левой ручкой – по плечу,
Правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.
6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ»
Логопед: Садитесь на свои места и послушайте сказку, которая называется «Два брата».
- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. Другого – ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого было своё жильё. ИК имел маленький домик. ИЩ – большой домище. Логопед рисует на доске дома братьев и задает детям вопросы: какой дом имел ИЩ? /большой/. Как он назывался? / домище/. Какой дом имел ИК? /маленький/. Как он назывался? /домик/.
- Теперь я расскажу, какими были эти братья. А вы мне будете помогать. (рассказ по рисунку на доске). У одного брата был не нос – а … /носище/, а у другого /носик/. У одного брата был не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/. (руки, ноги, лоб, глаз, волосы)
- Как звали маленького брата? /ИК/. Как звали другого брата? /ИЩ/. Какой был ИЩ? /большой/.
Логопед: Если в слове слышится ИК, это значит, что предмет маленький, а если ИЩ – то предмет большой.
7. Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот»
Логопед: Давайте, теперь сравним братьев.
У ИЩА лицо грустное, а у ИКА - /веселое/
У ИЩА волосы темные, а у ИКА - /светлые/
У ИЩА волосы длинные, а у ИКА - /короткие/
У ИЩА волосы прямые, а у ИКА - /кудрявые/
У ИЩА нос большой, а у ИКА - /маленький/
ИЩ толстый, а ИК /худой/
ИЩ высокий, а ИК /низкий/
8. Многозначность слов.
Логопед: Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
Нос – у самолета, у корабля, у чайника;
Ручка – у двери, у сумки, авторучка;
Глазок – в двери, у картошки;
Горлышко – у бутылки, у ребенка;
Спинка – у стула;
Кисти – малярная, кисть винограда;
Язычок – у ботинка, пирожное;
Ножки – у стула, у гриба.
9. Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Буратино: А я один раз залез носом в чернила и весь испачкался, так было весело.
Логопед: Ты, наверное, не знаешь, что может произойти, если человек не следит за чистотой своего тела. Вот послушай отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр».
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя».
Логопед: Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи? /о неряхе, грязнуле/ - Что надо делать, чтобы быть чистым? /умываться, мыть руки, тело, чистить зубы, причёсываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь…/
Буратино: Мальвина меня заставляет мыть руки и ещё, дала мне целый мешок каких-то предметов. А я не знаю, что с ними делать, зачем они мне нужны.
Логопед: Ребята, давайте поможем Буратино.
Игра: «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»
(логопед показывает предметы ухода за телом, а дети составляют предложения /расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы…/)
Буратино: Спасибо ребята, теперь я знаю, какие части тела есть у человека и для чего они нужны. И что нужно каждый день пользоваться предметами гигиены.
9. Итог: Что мы сегодня узнали на занятии? /ответы детей/
Дети по цепочке называют части тела человека, передавая друг другу мяч.
Тема: Человек. Части тела (1 занятие)
Цели: Уточнить и расширить словарь существительных по теме, подбирать глаголы, прилагательные. Образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Развивать мышление через отгадывание загадок. Составлять предложения с заданным словом. Составлять описательные рассказы с помощью схемы- модуля..
Оборудование: Картинки: мальчик, девочка, зеркала, гномик.
Ход:
1. Оргмомент: «Выполни движение»: подними руку, топни правой ногой, топни левой ногой, хлопни в ладоши, закрой глаза, открой глаза, сядь. (каждому ребенку своё задание).
2. Дыхательное упражнение «Рот- нос». Чем вдыхали , чем выдыхали? Какие части тела есть на лице? На туловище? Зачем нужны руки? Ноги, пальцы? Уши? Глаза?
3. Отгадывание загадок:
- У двух матерей по 5 сыновей.
- Всегда во рту, а не проглотишь?
– Ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут?
- Живет мой братец за горой, никак не встретится со мной.
4. Угадай, о чем говорю?
Ходят, бегают, топают?
Берут, кладут, несут?
Сжимаются, разжимаются, растопыриваются?
Закрываются, подмигивают, жмурятся?
5. Назови и покажи, что можно делать : руками, ногами, глазами, носом.
6. Назови, какие бывают: уши, руки, глаза, ресницы.
7. Назови части тела гномика. (Употребление существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами).
Физпауза: «Мы играем на гармошке»
Мы играем на гармошке, громко хлопаем в ладошки.
Головой слегка качаем, руки кверху поднимаем.
Наши ножки: топ, поп. Наши ручки : хлоп, хлоп.
Вниз ладошки опускаем, отдыхаем, отдыхаем.
8. Составление предложений со словами : Волосы, глаза, уши.
9. Составление описательного рассказа каждого ребенка о себе. По схеме- модулю: Цвет, длина волос, цвет, форма глаз, форма ушей, рост, телосложение.
Конспект
фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи. Старшая группа с ОНР.
Тема: Человек. Части тела. (2 занятие)
Цели: Активизировать словарь прилагательных, глаголов и существительных по теме. Развивать мышление через исключение четвертого лишнего. Согласовывать окончание существительных с числительными. Составлять короткую описательную загадку о своем друге с помощью схемы.
Оборудование: Схема- модуль.
Ход:
1. Оргмомент: сядет тот, у кого длинные, короткие волосы.
2. Чтение стихотворения:
Одна дана нам голова, и глаза два, И уха два.
Зато один и нос и рот. А будь у нас наоборот:
Одна нога, одна рука, зато два рта и языка.
Мы только бы и знали, что ели и болтали.
3. Чего у человека по2? 1? 5? 10?
4. О каких частях тела на ноге человека мы можем сказать: Моя, мои, мой, мой? На руке?
5. Игра «3 слова» - подбор прилагательных . Ноги- (какие?)…, уши- .., зубы-…, руки- .., глаза-…
6. Подбор действий (слова из п.)
Физпауза: «Мы играем на гармошке»
Мы играем на гармошке. Громко хлопаем в ладошки.
Головой слегка качаем, руки кверху поднимаем.
Наши ножки: топ, поп. Наши ручки : хлоп, хлоп.
Вниз ладошки опускаем, отдыхаем, отдыхаем.
7. Назови лишнее, объясни свой выбор.
Нога, колено, тапки, пятки.
Рука, человек, голова, грудь.
Хлеб, язык, зубы, губы.
Живот, спина, копыта, плечи.
Глаза, нос, колени, рот.
8. Счет от 1 до 10: глаз, бровь, ухо.
9. Составление описательных загадок о своем друге, по схеме- модулю: Цвет, длина волос, цвет, форма глаз, уши, рост.
10. Итог занятия.
Поднимите брови и удивитесь;
Нахмурьте брови, сморщите нос;
Изобразите Бабу- ягу; Какое у неё выражение лица? (злое, страшное)
А теперь добрую фею, волшебника; Какое у неё(него) выражение? (доброе)
Какое выражение нравится Вам? Какое настроение у Вас чаще бывает? (ответы)
Пускай и сегодня у нас будет хорошее настроение.
Знакомство с темой.
Логопед. Отгадайте загадку: На земле он всех сильней, потому что всех умней? (человек)
Как Вы думаете кто это? (ответы) О ком мы сегодня будем говорить? (о человеке)
Тема нашего занятия: «Части тела человека».
Сегодня мы узнаем какие части тела есть у человека, для чего они нужны и как они называются. (Презентация «Части тела человека»)
Проводится беседа.
Игра- разминка «Делай что я скажу»
Подними вверх правую руку, подними вверх левую руку, дотронься до носа правой рукой, дотронься до лба левой рукой, покажи левой рукой левое ухо, покажи правой рукой правое ухо, покажи левой рукой правое ухо, покажи правой рукой левое ухо, покажи правой рукой левую коленку, покажи левой рукой правый локоть.
Игра «Один- много» с мячом.
Нога- ноги, рука- руки, голова – головы, бровь- брови, нос – носы, рот- рты, губа – губы, колено – колени.
Игра «Назови ласково»
Нога – ножка, голова- головушка, шея- шейка, локоть- локоток, глаз- глазик, нос – носик, палец – пальчик.
Физминутка.
Кто скажите сможет дети повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму,
Вправо- влево разведу,
И как птица полечу,
Головою поверчу.
А теперь присяду,
И нисколько не устану.
Я попрыгаю немножко,
И пойду я по дорожке,
И на месте побегу,
Все на свете я могу.
Сказка «Два братца» (Рассказывание сопровождается рисованием на доске)
Послушайте сказку про 2 братцев, их звали - Ик и Ищ. Ик был маленький и худой, а Ищ – высокий и толстый. Ик жил в маленьком доме. Какой был домик у Ика? Как он назывался? (Домик). А Ищ жил в очень большом доме. Как он назывался? (Домище). Теперь я расскажу какие были эти братья, а Вы будете мне помогать.
У Ища был не нос, а носище.
У Ика не нос, а носик.
Далее по аналогии. (Рот, руки, ноги, глаз, волосы, лоб)
Игра «Скажи наоборот»
Сравним 2 братьев.
Ищ был грустный, а Ик …веселый.
У Ища нос большой, а у Ика…
У Ища волосы прямые, а у Ика…
У Ика волосы темные, а у Ища…
Ищ высокий, а Ик…
Ищ толстый, а Ик ….
Многозначные слова.
Есть слова которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
2 часть презентации- многозначные слова (ручка, нос, горлышко, кисть, спинка, ножки)
Упражнение «Помоги художнику»
Нарисуй недостающие части лица героям сказки.
Работа в Логопедическом альбоме № 1 (Н.Э.Теремкова) с 36 № 10
Итог. О чем мы сегодня говорили? Что узнали нового? Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для проведения уроков по теме "Время года - Осень"
Данная презентация может использоваться на занятиях, а так же при проведении праздника "До свиданья, осень"...
Презентация к развлечению "Уроки семьи и семейных ценностей"
С помощью презентации познакомить с различными высказываниями о семье, ее ценностями....
презентация к фрагменту урока в 1 классе "Знакомство с числом 8 и цифрой 8"
Данная презентация отражает знакомство с числом. а затем и с цифрой 8 на уроке математики в 1 классе....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К БЕСЕДЕ «УРОК ЗДОРОВЬЯ» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Данная презентация является дополнением к беседе "Урок здоровья "...
Презентация для открытого урока Белка и Стрелка
Презентация для открытого урока...
Презентация родительского собрания "Уроки патриотического воспитания"
Вашему вниманию предлагаю просмотреть презентацию, как я воспитываю чувство патриотизма в ваших детях....
Презентация на тему "Уроки светофора" для младшей группы
Презентация на тему "Уроки светофора" для младшей группы...