Слайд 1
Признаки осени Деревья и листья осенью
Слайд 2
Сформировать представление об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках. Ввести в активный словарь ребенка: существительные: осень, дождь, туман, туча, листопад, непогода, сырость, названия деревьев (береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна); глаголы : наступать, желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, хмуриться, накрапывать, облетать; прилагательные : хмурый, желтый, разноцветный, дождливая, унылый, пасмурный, проливной; наречия: мокро, сыро, ненастно, пасмурно, хмуро, ветрено, ясно, солнечно; Задачи :
Слайд 3
oz.ru Рекомендации родителям: Во время прогулок с ребенком наблюдайте за изменениями в природе: за солнцем (как грело летом, как греет теперь). Обратите внимание на каждодневный путь солнца. за осадками, за облачностью. Обратите внимание на дующие прохладные ветры, приносящие дождь и пасмурную погоду. за небом (все чаще небо хмурое, серое, покрыто тяжелыми тучами) за одеждой людей (что изменилось, сравните одежду летом и осенью)
Слайд 4
Пальчиковая гимнастика: Разбросала осень листья, Ребенок делает волнообразные движения ладонями. Разукрасила их кистью. Делает плавные взмахи ладонями вверх, вниз. Мы в осенний парк пойдем. «Шагает» пальчиками обеих рук. В букеты листья соберем . Скрещивает ладони с растопыриванием пальцев. Лист кленовый, лист с осинки, Лист дубовый, лист рябинки Рыжий тополиный лист Ребенок поочередно загибает пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно. На дорожку спрыгнул вниз. Хлопает в ладони.
Слайд 5
Сосчитай листочки Один дубовый листочек, два дубовых листочка…, пять дубовых листочков. Точно так же ребенок считает кленовые, березовые, липовые, осиновые и другие листочки. Обязательно обращайте внимание на согласование Числительных с прилагательными и существительными. Исправь предложение На клёне желтеют берёзовые листья. Когда идёт дождь, на улице сухо. Продолжи предложение Осенью сбрасывают листья дубы,…(клёны, ивы, тополя…) Ветер кружит листья берёзы,…(осины, липы, дуба…) Скажи наоборот: Старый дуб – …. Тонкая осинка – …. Высокая ель – …. Под дубом было много … (желудей)
Слайд 6
Три листа Разложите три разных листочка (или картинки с изображением листьев). Предложите ребёнку назвать листья и сказать как они лежат. Например: «Дубовый лист – между кленовым и берёзовым» «Кленовый лист – справа от рябинового и слева от дубового» «Берёзовый лист лежит около кленового» и т. д.
Слайд 7
20.12.21 http://aida.ucoz.ru Предложите ребёнку отгадать загадки и объяснить, что ему помогло их отгадать.
Слайд 8
Плащ золотистый она надевает, Тёплое лето она провожает, Птиц отправляет в дальние страны, Нам оставляет дожди и туманы.
Слайд 9
осень
Слайд 10
Озорной повеса пролетел над лесом, Крыльями взмахнул – лист с дерева стряхнул.
Слайд 11
ветер
Слайд 12
Он идёт, а мы бежим, Он догонит всё равно! В дом укрыться мы спешим, Будет к нам стучать в окно, И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг!
Слайд 13
дождь
Слайд 14
Кленовый, дубовый, осиновый лист Дружно за руки взялись. Закружились, понеслись. Пожелтел и лес, и сад. Вы узнали …
Слайд 15
л и с т о п а д
Слайд 16
20.12.21 http://aida.ucoz.ru Добивайтесь от ребёнка полного ответа на заданные вопросы. Прочитайте ребёнку рассказ, задайте вопросы, предложите пересказать текст. Лес осенью Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо – тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения. Вопросы: 1. О каком времени года говорится в рассказе? 2. Какого цвета лес был летом? 3. какого цвета стали берёзки и клёны осенью? 4. Какого цвета стали осенью осины? 5. Какие деревья не изменили своего цвета? 6. Как кружатся листья в воздухе?
Слайд 17
20.12.21 http://aida.ucoz.ru Весною зеленела, Летом загорала, Осенью надела красные кораллы.
Слайд 18
РЯБИНА
Слайд 19
20.12.21 http://aida.ucoz.ru Желто-красная одежка, Каждый листик, как ладошка. Осенью всех ярче он. Догадались? Это...
Слайд 20
20.12.21 http://aida.ucoz.ru Клён
Слайд 21
20.12.21 http://aida.ucoz.ru Деревца в лесу стоят, Даже в тихий день дрожат. Вдоль извилистой тропинки Шелестят листвой...
Слайд 22
20.12.21 http://aida.ucoz.ru Осинки
Слайд 23
20.12.21 http://aida.ucoz.ru Он в лесу, как витязь, встанет, Желудями в срок одарит. И лесник, и лесоруб С ним знакомы. Это...
Слайд 24
20.12.21 http://aida.ucoz.ru ДУБ
Слайд 25
20.12.21 Какие листья спрятались на картинке?
Слайд 26
Контрольные вопросы по теме: 1. Вспомни названия не менее 7 деревьев. 2. Назови листья у тополя – …, у дуба – …, у осины – …, у клёна – …, у берёзы – …., у ивы – … 3. Что лишнее и почему? Осень, листопад, снежинка, дождь. Дуб, берёза, осень, осина. Пасмурно, дождливо, морозно, ненастно. 4. Нарисуй 3 листочка так, чтобы жёлтый был между красным и зелёным. 5. Отгадай загадку: Надо мною, над тобою Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез. ( туча и дождь ) 6. Подбери нужное слово: краснеют, желтеют, опадают – …. льёт, моросит, накрапывает – ….