Консультация для родителей. ВАЖНО ЛИ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ?
консультация (младшая группа)

Сливная Любовь Александровна
Дошкольник в младшем возрасте не манипулирует отвлеченными понятиями из-за неразвитого абстрактного мышления, ответ на восприятие чего-либо выражается в мышечной реакции: он движется в соответствии с возникающими образами. Поэтому дошкольный этап детства считается периодом сенсомоторного развития, как базы, на основе которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arod_sensorika_raniy_vozrast.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Важно ли сенсорное развитие детей?

Сегодня, как никогда ранее, актуально сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста. Именно возраст от 2-3 лет наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений (опыта) об окружающем мире. Предлагаю самые эффективные формы и методы, которые используются в этой работе непосредственно.

Наша с вами задача, как воспитателей и родителей - обеспечить ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи. Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере через музыку, физическую активность, рисование, речевую активность. Однако в этих случаях задачи сенсорного воспитания не являются доминирующими. Для упорядочения опыта детей необходимы занятия с преобладанием сенсорных задач.

Исследователь Н. Н. Поддъяков считает, что сенсорное воспитание осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, где, по мнению учёного, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, но и где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем. Именно поэтому необходимо подобрать игрушки, организовать развивающее окружение, общение, учитывая возрастные познавательные способности детей. Обучать новому и интересному необходимо, используя при этом увлекательную игру.

Мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Он познает мир, постоянно пробуя его и экспериментируя с его объектами. Пробует мир буквально всеми сенсорными анализаторами – на вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда восхищает и потрясает, радует и удивляет. Чем больше в жизни ребенка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.

Задача взрослых, помочь ребёнку познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир и всячески поддерживать к нему доброе познавательное отношение.

Сенсорное развитие ребёнка неоспоримо остается важным и необходимым для полноценного развития и воспитания. Сенсорное воспитание - это постепенное усвоение сенсорной культуры, создаваемое человечеством на протяжении веков.

Дошкольник в младшем возрасте не манипулирует отвлеченными понятиями из-за неразвитого абстрактного мышления, ответ на восприятие чего-либо выражается в мышечной реакции: он движется в соответствии с возникающими образами. Поэтому дошкольный этап детства считается периодом сенсомоторного развития («сенсо» – чувство, «мото» – движение), как базы, на основе которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление.

Проблемы сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.).

Необходимо сенсорное развитие и для социальной адаптации, в процессе которой дети учатся общаться, решать конфликты, адекватно откликаться на происходящее вокруг. Сенсорное воспитание детей раннего возраста помогает им научиться интегрировать ощущения, правильно на них реагировать.

Игры тренируют различные виды восприятия, развивают тактильную (поверхностную) чувствительность, а также зрительное и слуховое восприятие. Для примера предлагаю следующие игры:

Дайте ребёнку кусочек фольги, пусть он помнёт её, потом вместе разгладьте фольгу обратно. Пошуршите кусочком фольги в процессе её сминания. Если ребёнок уже разговаривает, обсудите, что напоминают издаваемые фольгой звуки.

Используйте крупы, сушёная фасоль, шишки, каштаны. Разнообразие форм перечисленных предметов даст простор не только испытываемым ощущениям, но и полёту фантазии. Обсудите, на что похожи ощущения, которые испытывает ребёнок, исследуя скорлупу каштана или шишку (покалывание, зуд, боль). Пусть ребёнок проанализирует форму этих предметов. На примере круп и фасоли можно потренироваться в определении величин – большая, маленькая.

«Поймай зверька» — хорошее упражнение в игровой форме, позволяющее развить тактильные ощущения. Предложите ребёнку закрыть глаза, затем возьмите мягкую игрушку (желательно небольших размеров) и проведите ею по частям его тела. Ребёнок должен определить где «пробежал» зверёк — по ноге, спинке, шее и т.д.

«Мешочек с секретом» — интересная игра для тренировки тактильной памяти, закреплений представлений о форме предметов. Покажите и дайте пощупать ребёнку несколько различных мелких предметов: фасоль, бусины, крупу, макаронные изделия определённой формы. Проговорите названия этих предметов. Затем попросите малыша отвернуться, а предметы рассортируйте по непрозрачным мешочкам. Когда ребёнок повернётся, попросите его закрыть глаза и наощупь определить то, что находится в каждом мешочке.

Роль игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроля над состоянием сенсорного развития детей. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Эти игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей:

• сюжеты должны быть интересными, но не слишком сложными для восприятия;

• обязательно используются различные предметы небольших размеров – палочки, фигурки, кубики;

• словесные обозначения элементарного количества многократно повторяются;

•  при назывании критерия используются жесты – указывающий (если предмет один) и обводящий (чем больше предметов в группе, тем шире ее обводит ребенок рукой);

• обязательно вводятся продуктивные виды деятельности – лепка, аппликация, рисование.

Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия. Основы организации игр является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего к тем, что изготовлены из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, мозаика).

И самое важное из всего обозначенного то, что для успешного развития маленького человека нужен рядом заинтересованный взрослый. Любите своего малыша? Так поиграйте вместе с ним. Неоценимой наградой станут совместные минуты общения, а много позже, ваши теплые воспоминания и прочные взаимоотношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Важные детские годы"

консультация для родителей "Важные детские годы"...

Консультация для родителей "Важные вещи, которым родители могут научить ребёнка"

Консультация для родителей "важные вещи, которым родители могут научить ребёнка"...

Консультация для родителей «Важные факторы в развитии мелкой моторики»

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрас...

Консультация для родителей «Важные факторы в развитии мелкой моторики»

Консультация для родителей«Важные факторы в развитии мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работ...