Установка взаимодействия между ребенком и родителем
консультация (младшая группа)
С рождения ребенок взаимодействует с родителями. Довольно часто мы понимаем, что ресурсы взаимодействия между ребенком и родителем заканчиваются... Опустошенный родитель не может найти в себе силы помочь не только ребенку, но и порой себе... Это приводит к дисгармонии в отношениях и отмосфера в семье становится неблагоприятной. Иногда нам необходимо остановиться, сделать глубокий вдох и вспомнить, что все мы люди и никто не застрахован от ошибок. И никогда не поздно чему то научиться, если ты этого действительно хочешь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustanovka_vzaimodeystviya_mezhdu_rebenkom_i_roditelyam.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация родителей
Установка взаимодействия между ребенком и родителем
Подготовила: А.Н. Круглова
Ребенок и родитель непрерывно взаимодействует друг с другом. Это происходит, когда родитель учит и приучает, когда кормит и гуляет, наказывает и играет. От того, как проходит общение, зависят и результаты воспитания, и конечно общее благополучие ребенка и родителя.
Атмосфера зависит не только от характера взрослого и не только от поведения ребенка. Она создается благодаря овладению и использованию навыков общения. В случаях, когда ребенку трудно справиться с ситуацией, пережить неудачу, выразить еще не вполне ясные чувства или мысли помогает техника активного слушания.
При активном слушании ваша задача – понять ребенка, и дать ему знать об этом, то есть вы повторяете то, что сказал собеседник, и при этом называете его чувство или состояние. И это чувство очень важно для каждого: происходит то, о чем говорит мудрая пословица:
«Разделенное горе уменьшается вдвое, а разделенная радость вдвое усиливается».
В данном случае родителям можно рекомендовать повторить отдельное слово, или фразу, если человек ребенок говорил долго, то можно сделать резюме.
Наряду с Активным слушанием используется так называемое Пассивное слушание. Это тоже форма активного внимания к проблеме собеседника, только с малым количеством слов. Это могут быть отдельные слова, междометия, кивки головы, внимательный взгляд.
В технику активного слушания входит также ряд других правил и рекомендаций:
Очень важно после вашего ответа держать паузу. Она нужна для того, чтобы дать ребенку пространство и время подумать и, может быть, сказать больше. Она же дает вам возможность сосредоточиться на собеседнике, отстраняясь от собственных мыслей, оценок и чувств. Такое умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника – одно из главных и трудных условий активного слушания. Когда оно выполняется, между вами и собеседником возникает - доверительный контакт.
Еще одна важная подробность касается ваших интонаций. Повторять сказанное нужно в утвердительной, а не вопросительной форме. Когда вы задаете вопрос, то это значит, что вы хотите информировать себя. А когда вы произносите ту же фразу в утвердительной форме, вы рассказываете собеседнику то, что услышали о нем. Например, страдание на лице другого, в одном случае вы можете спросить: «Тебе больно?»; в другом случае вы произнесете утвердительно: «Тебе больно». Где прозвучит больше сочувствия и понимания.
Чтобы поддерживать контакт, полезно также подстраиваться под собеседника невербально, то есть повторять его позу, мимику, жесты, интонации, громкость и темп голоса, движения глаз и головы. Важно, чтобы ваши глаза находились на уровне его глаз.
Есть несколько рекомендаций, которые начинаются с «не»:
Не начинать слушать, если нет времени.
Не расспрашивать. Прямые вопросы и тем более расспросы нежелательны.
Не давать советов. Советы – это первое, что обычно приходит в голову, когда возникает желание помочь, на самом деле советы не работают и решить эмоциональную проблему за человека не может никто.
Таким образом, прежде всего, стоит помнить, что:
Человек – независимо от того, ребенок это или взрослый – может сам находить пути к решению своей проблемы, если он получает психологическую поддержку со стороны членов его семьи.
Поддержка состоит из четырех основных составляющих:
1. вы находитесь рядом и даете ему возможность выговориться;
2. вы показываете, что знаете о его чувствах, так как точно их называете и разделяете их, о чем он узнает по вашему виду и интонациям;
3. вы грубо не вмешиваетесь в его переживание, делая паузы и оставляя ему пространство для размышлений и внутренней работы;
4. своим невмешательством передаете веру в то, что у него есть запас собственных сил и способностей.
Используя активное слушание, родитель, довольно быстро начинает замечать в себе положительные изменения: его начинают меньше раздражать слова и действия ребенка или близких, он становится более спокойным и терпимым. Родитель начинает лучше понимать потребности ребенка, мягче реагировать на его «отрицательные» действия, больше понимать их причину.
Маленькому ребенку обычно дают знать, что его любят, через доброе обращение с ним, а особенно – через объятия. Все вышеперечисленное будет формировать его уверенность в себе и движение к успеху, а также создаст прочный фундамент для доверительных отношений, взаимопонимания и роста личности.
Список использованной литературы
- Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. — М.: АО “СТОЛЕТИЕ”, 1997—480 с.
- Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13.
- Богословец, Л. Г. Управление качеством дошкольного образования: метод, пособие / Л. Г. Богословец, А. А. Майер. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 140 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 251 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему "Организация взаимодействия между воспитателями и родителями в адаптационный период"
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
"Взаимодействие между детьми и родителями в современных условиях" доклад
Проблемы семьи и семейного воспитания...
Рекомендации по этике взаимодействия между воспитателями и родителями.
Рекомендации по этике взаимодействия между воспитателями и родителями....
Консультация для педагогов "Культура взаимодействия между воспитателями и родителями"
У родителей и педагогов единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, жизнелюбивыми, активными, общительными, чтобы в будущем успешно учились в школе и смогли реализовать...
Установка взаимодействия между ребенком и родителем
С рождения ребенок взаимодействует с родителями. Довольно часто мы понимаем, что ресурсы взаимодействия между ребенком и родителем заканчиваются... Опустошенный родитель не может найти в себе си...
«Формирование у дошкольников интереса к книге через взаимодействие между детским садом, родителями и библиотекой»
Аннотация Название проекта«Формирование у дошкольников интереса к книге через взаимодействие между детским садом, родителями и библиотекой» Направленность проектаИсследовательско-твор...
Развитие речи детей. Взаимодействие между логопедом и родителями.
Развитие речи детей – один из важнейших этапов их развития, определяющий успешность общения, обучения и социализации в будущем. Для достижения положительных результатов в этой области ...