Эмоциональный интеллект
материал (младшая группа)

Варибрус Алина Олеговна

Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_intellekt.docx21.16 КБ
Файл mk.pptx55.01 КБ

Предварительный просмотр:

Новый термин, который привнес ФГОС ДО - эмоциональный интеллект. Что это такое? Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. И даже взрослые не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с какой интонацией голоса, как проявляют свое отношение к другим. Очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира. Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.

Таким образом, эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence, EI) - это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе [2]. Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего.

Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста отражается в содержании раздела «Социально-коммуникационное развитие»: «Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувст- вовать). Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться

успехам, красивым игрушкам и т. п.

Зачем развивать эмоциональный интеллект?

– Самопознание (способность распознавать эмоции, определять ценности).

– Саморегуляция (способность контролировать свои эмоции, сдерживать их).

– Мотивация (способность стремиться к достижению цели).

– Эмпатия (способность учитывать чувства других людей, сопереживать).

– Социальные навыки (способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать ими).

Практически все дети рождаются эмоционально открытыми и, по мере взросления малыша, уровень эмоционального интеллекта развивается и совершенствуется наравне с крупной и мелкой моторикой, слухом, речью, памятью и другими процессами.

Вспомните ваши первые игры с малышом. Игра «ку-ку» – это не что иное, как реакция ребёнка на чувства и эмоции взрослого – чем веселее интонация и выглядывающее из-за ладошек лицо мамы, тем заливистей детский смех. 

Чувство голода и колики знакомят малыша с такими эмоциями, как страх, боль, грусть, любовь, доверие, растерянность, отчаяние. И задача родителя здесь – отвечать на них так, чтобы ребёнок чувствовал себя нужным, значимым и услышанным. Именно в этом случае происходит развитие эмоционального интеллекта в гармоничном направлении. Как только ребёнок появляется на свет, начинается развитие его эмоционального интеллекта. Он видит улыбки родных и близких, чувствует их прикосновения, учится принимать и распознавать эмоции счастья, любви, заботы.

На третьей неделе жизни у младенца появляется комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая ко взрослому, которая выражается сначала в зрительном сосредоточении на лице мамы и папы, затем появляется улыбка, двигательное оживление и гуление.

Эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение. Эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют все поведение ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо. Примерно в 1,5-2 года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которые формируют первоначальное различение «хорошо - плохо».

К 3 годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением; постепенно различия касаются и характера музыки, ее «настроения».

В ситуации развития у ребенка раннего возраста потребности в похвале начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и самолюбия, а также чувство стыда.

Первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребёнку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Ведь когда малыш радуется, злится или боится, он ещё не знает, что каждое его состояние имеет определённое название. Раз за разом сознавая их, малыш понимает, что чувства бывают разные, и он имеет право на каждое из них. 

Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – всё, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени эмоционального интеллекта – понимания самого себя.

Когда ребёнок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозлённого, иными словами – естественного. Поэтому для родителя важно, в первую очередь, не бояться быть «настоящим», чтобы ребёнок мог признать самого себя со всеми слабостями и особенностями.

Показывая свои чувства, вы, как образец для подражания, даёте право и ребёнку переживать всё многообразие эмоций, учите выражать их приемлемым способом.

Если мы сами будем озвучивать свои чувства (например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьёй провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе», «Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковер красок», «Я радуюсь, когда ты радуешься», «Я злюсь, когда меня не слушают»), это станет нормой общения. Тогда и ребёнку будет легко понимать свои эмоции.

Когда у ребёнка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы: «Тебе весело или грустно?», «Интересно или скучно?»

Ради, казалось бы, простого ответа «Да» или «Нет», малыш проделывает большую работу, прислушиваясь к себе, распознавая эмоции и анализируя способ их выражения. Именно этот процесс и отвечает за развитие эмоционального интеллекта ребёнка.

Разобравшись с противоположными эмоциями, можно будет переходить к близким вариантам, уточняя у малыша, обижается ли он или злится, испытывает ли радость или восторг, грусть или разочарование. 

И, наконец, познакомившись с различными эмоциональными оттенками, научившись распознавать и проживать их, ребёнок сам сможет ответить на вопрос «Что ты чувствуешь?». 

Ребенка важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными, интенсивными эмоциями. Например, в ситуациях, когда ребёнок злится или сильно огорчен (что вы обычно делаете? Проблемная ситуация) помогут «мешочек гнева» или «подушка злости», которые можно бить, кидать или топтать. Так ребёнок избавляется от накопившихся у него сильных эмоций без причинения вреда окружающим.

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

  • Сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребёнку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);
  • трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершённый с другими детьми труд; общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);
  • произведения художественной литературы (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя);
  • творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей).

Психологи рекомендуют использовать игры и упражнения для обогащения чувственной сферы и развития эмоционального интеллекта детей разных возрастов. Все они могут быть использованы родителями для того, чтобы помочь своему ребёнку понять себя и других людей.

Игры с эмоциональными пиктограммами

Изготовьте картинки с рожицами с эмоциями радости, грусти, гнева, испуга, удивления, спокойствия и др. Можете использовать их отдельно или сделать так называемый «Кубик настроений». Ребёнку задается вопрос «Какое у тебя сегодня настроение?», и он выбирает соответствующую картинку. Впоследствии можно усложнить игру описанием определённых ситуаций, например, «Катя поссорилась со своей лучшей подружкой Машей. Как ты думаешь, что она почувствовала? Какое у неё сейчас настроение?»

Упражнение «Покажи эмоцию»

Ребёнок с помощью мимики, жестов и позы передаёт ту или иную эмоцию – мама с папой угадывают и наоборот. Можно устроить соревнование на самое лучшее изображение эмоции. (мешочек эмоций с родителями)

Эмоции в красках

Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребёнок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.

Просмотр мультфильмов, фильмов, чтение литературы с последующим обсуждением чувств героев


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

? Интеллект Эмоции

Слайд 2

Эмоциональный интеллект ( от англ. emotional intelligence , EI) - это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Слайд 3

Зачем развивать эмоциональный интеллект? Самопознание; саморегуляция ; мотивация; эмпатия ; социальные навыки.

Слайд 4

Способы развития эмоционального интеллекта у дошкольников: сюжетно-ролевая игра; трудовая деятельность; чтение художественной литературы; творческая деятельность; игры и упражнения для развития ЭИ.

Слайд 5

Развитие эмоционального интеллекта состоит в прохождении ребёнком пути от понимания эмоций к управлению ими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональный интеллект

материал на ширму для родителей...

Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ)...

Тест на эмоциональный интеллект

Тест даст Вам возможность поразмышлять над проявлением своих эмоций....

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Эмоциональный интеллект у дошкольников.Как воспитателям и родителям развивать эмоциональность у детей дошкольного

Эмоциональный интеллект ‑ это способность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их, применять знания об эмоциональной сфере человека, умение регулировать эмоции с целью продвижения эмоционал...

«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».

Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...

Понятие эмоциональный интеллект, позитивный интеллект

В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Существуют более и менее популярные теории эмоционального интеллекта, описывающие структуру эмоци...