Деятельность педагога по формированию ЗОЖ воспитанников.
учебно-методический материал

Наталья Витальевна Иванова

Лекция из КПК Тульского ИПК, 2021 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Деятельность педагога по формированию 

                          здорового образа жизни обучающихся.

                                   Виды здровьесберегающих технологий.

 Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

 Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискуссионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н. К. Смирнов как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье ребёнка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов.

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, различные гимнастики).
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурная непосредственно образовательная деятельность, игровая непосредственно образовательная деятельность, коммуникативные игры).
  3. Коррекционные технологии (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика).

             

 

                                           Умения и навыки.

Взрослые предоставляют возможность  детям самостоятельно использовать приобретённые умения и навыки в повседневной жизни и деятельности.

  1. Предоставляют возможность самостоятельно отбирать способы действий по обеспечению здоровья в игровых ситуациях.
  2. Поощряют самостоятельность в выполнении режимных процедур.
  3. Предоставляют детям возможность практического овладения навыками соблюдения безопасности как в помещении, так и на улице.
  4. Поощряют самостоятельную двигательную активность детей, поддерживают положительные эмоции и чувство мышечной радости.

       

Взрослые поддерживают и развивают детскую инициативность.

- поддерживают стремление у детей научиться бегать, прыгать, лазать, метать и т.п.

- поддерживают инициативу детей в организации и проведении коллективных игр и физических упражнений в повседневной жизни;

- поддерживают стремление детей узнавать о возможностях собственного организма, о способах сохранения здоровья;

                                         

                                   Формирование ЗОЖ.

 Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнёрская совместная деятельность педагога и ребёнка в течении дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

 

 

 Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребёнка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, - к ценностям здорового образа жизни.

                                     

                               Основные компоненты ЗОЖ

включают в себя:

  1. Рациональный режим.
  2. Правильное питание.
  3. Рациональная двигательная активность.
  4. Закаливание организма.
  5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Под режимом принято понимать научно-обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

       

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается чёткий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создаёт наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и  правильное развитие.

                           

  Формирование представлений о ЗОЖ в ДОУ.  

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

- полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании);

- тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды постели;

- привлечение детей к посильному участию в режимных процессах;

- формирование культурно-гигиенических навыков;

- эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;

- учёт потребностей детей, индивидуальных потребностей каждого ребёнка;

         

 Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребёнка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

 В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Из курса  «Современные подходы к организации дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов».                                                     ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления деятельности педагога-психолога по подготовке воспитанника детского дома к переходу в приемную семью

Прежде чем ребенок попадет в замещающую семью, с ним  проводится ряд мероприятий (старший дошкольный, школьный возраст):1. диагностика (по возможности первичная и вторичная), направленная н...

О результатах деятельности педагога по формированию здорового образа жизни воспитанников.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД       ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «КОСМОС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРО...

Консультация для педагогов«Деятельность педагога в формировании познавательной активности дошкольников»

В консультации рассмотрена деятельность вопитателя в формировании и развитии познавательной активности дошкольников....

Защита модели работы педагогов по формированию у воспитанников здорового образа жизни

Современная педагогика и дидактика не может обойтись без метода моделирования, что доказано опытом как педагогов-теоретиков, так и педагогов-практиков. В педагогической науке принято моделировать как ...

Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни воспитанников

Формирование осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов и родителей....