Познавательное и речевое развитие воспитанников
картотека (старшая группа)

Вдовиченко Екатерина Васильевна

к проекту "Незнайкин огород"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное и речевое развитие воспитанников 2-й младшей группы и старшей группы.

Художественная литература

Русская народная сказка «Вершки и корешки»

Вершки и корешки – русская народная сказка для детей о том, как хитрый мужик дважды медведя косолапого обманул. Помог как-то медведь мужику репу высадить. Когда урожай поспел, мужик взял себе корешки, а бедному медведю все вершки отдал. В следующий раз обиженный медведь попросил у мужика корешки, и снова остался не с чем. Мужик собрал урожай пшеницы, а косолапому невкусные корешки всучил. Осерчал медведь на мужика, да и не стал с ним больше дружбу водить.

Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:

- Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки.

Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки.

Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:

- Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь.

На другой год говорит мужик медведю:

- Давай, Миша, опять вместе сеять.

- Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки – уговаривается Миша.

- Ладно! – говорит мужик. – Пусть будет, по-твоему.

И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.

Белорусская сказка «Пых»

Жили-были дедушка, бабушка да внучка Аленка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, свеколка, морковка и репка желтенькая.

Захотелось однажды деду репки покушать. Вышел он в огород. Идет-идет, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят.

Прошел дед грядку с капустой, прошел грядку со свеколкой. Прошел грядку с морковкой… А вот и репка растет.

Только наклонился, чтоб репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него:

 — Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это дедка? Не за репкой ли пришел?

Испугался дед и бежать. Бежит мимо морковки, бежим мимо свеколки… аж пятки сверкают. Еле-еле до хаты добрался. Сел на лавку, отдышаться никак не может.

 — Ну, что, дед, принес репку?

 — Ох, бабка, там такой зверь страшный сидит, что я еле ноги унес!

 — Да полно, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу…

И пошла бабка в огород, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят.

Идет бабка, торопится…

А вот и репка. Нагнулась бабка, чтобы репку вытащить, а из борозды как зашипит на нее кто-то:

 — Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, бабка? Не по репку ли пришла?

Испугалась бабка да бежать.

Бежала-бежала она мимо морковки, мимо свеколки, бежала мимо капусты. Еле-еле до хатки добралась. Села на лавку, тяжело дышит, отдышаться не может.

 — Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой, и пыхтит. Еле-еле ноги унесла!

Поглядела на дедку с бабкой внучка Аленка, пожалела их и говорит:

 — Я принесу репку!

Пошла Аленка в огород. А в огороде жарко да тихо, только пчелки жужа да комарики звенят.

Шла-шла и пришла к тому месту, где репка росла.

И только наклонилась она, чтоб репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то:

 — Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не Аленка ли это? Не по репку ли пришла?

Засмеялась тут Аленка и как крикнет звонким голоском:

 — Так! Это я, Аленка! Бабке с дедкой за репкой пришла.

А на грядке кто-то снова как запыхтит:

 — Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!

Нагнулась Аленка над грядкой, чтоб разглядеть, кто там такой страшный сидит, и вдруг увидела: лежит на грядке какой-то колючий клубочек, глазками-бусинками поблескивает и пыхтит:

 — Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!

Засмеялась девочка:

 — Ах ты ежик, ежик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?

А ежик вытянул кверху острую мордочку и опять:

 — Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!

Потянула Аленушка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку. Да такую большую, круглую да желтенькую. Сладкую-пресладкую. Взяла Аленка репку, ежика в передничек положила — и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо свеколки, бежала мимо капусты. Быстро-быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А навстречу ей дедка с бабкой вышли. И спрашивают:

 — А где же репка?

 — А вот вам и репка!

Обрадовались тут дедка с бабкой:

 — Ну и внучка у нас! Ну и Аленкушка! Молодец девочка!

 — А как же зверь этот — Пых страшный? Не испугалась ты его?

Раскрыла тут Аленка передничек:

 — А вот вам и Пых!

Засмеялись старички:

 — Ну и молодец Аленка! Ну и смелая девчонка!

Украинская народна сказка «Колосок»

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

 — Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!

Прибежали мышата и говорят:

 — Нужно его обмолотить.

 — А кто будет молотить? — спросил петушок.

 — Только не я! — закричал один.

 — Только не я! — закричал другой.

 — Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.

Кончил петушок молотить и крикнул:

 — Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:

 — Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

 — А кто понесёт? — спросил петушок.

 — Только не я! — закричал Круть.

 — Только не я! — закричал Верть.

 — Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.

Взвалил себе на плечи мешок и пошёл.

А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:

 — Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

 — Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

 — Кто будет месить? — спросил петушок.

А мышата опять своё.

 — Только не я! — запищал Круть.

 — Только не я! — запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

 — Видно, мне придётся.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.

Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.

Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

 — Ох и проголодался я! — пищит Круть.

 — Ох и есть хочется! — пищит Верть.

И за стол сели. А петушок им говорит:

 — Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок.

 — Ты нашёл! — громко закричали мышата.

 — А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.

 — Ты обмолотил! — потише сказали оба.

 — А кто зерно на мельницу носил?

 — Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.

 — А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

 — Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.

 — А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.

Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

Стихи

«Овощи» Юлиан Тувим

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!..

И суп овощной оказался не плох!

«Праздник урожая» Т. Бокова

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

На полях идет уборка —

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Уродился урожай —

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!

«Корзина овощей» Т. Шорыгина

Я корзину овощей

С огорода принесу.

Пили лук и сельдерей

Утром светлую росу.

Умывал их дождик теплый,

Солнце нежно согревало.

Наливалась соком свекла —

Становилась плотной, алой.

И питал их день за днем

Влажный рыхлый чернозем.

Шаловливый ветерок,

Пролетая возле гряд,

Гладил каждый стебелек

И дарил им аромат.

Мы корзину овощей

С огорода принесли.

Для салатов и борщей

Пригодятся нам они!

«Овощи» Ю. Тувим

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!..

И суп овощной оказался не плох!

«Летний дождик» Т. Шорыгина

Летний дождик мягкой лапкой

Гладит овощи на грядке.

Лишь к капусте прикоснется,

Как капуста встрепенется:

Листья белы и сочны

Завивает в кочаны.

Просят лук и сельдерей:

— Напои нас поскорей!

К струйкам тянется горох:

— Без воды я весь засох!

Благодатный дождик теплый

Жадно пьют морковь и свекла,

И румяные томаты,

И упругий лист салата.

Струйки весело журчат,

И сверкает мокрый сад,

Оживает огород —

Все в нем бурно в рост идет!

«Помидор» Я. Бжехва

В огороде помидор

Взгромоздился на забор.

Притворяется негодник,

Будто сам он — огородник!

Ай-ай-ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Возмутилась тетя репа:

— Это глупо и нелепо!

Ай-ай-ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Крикнул дядя огурец:

— Безобразник! Сорванец!

Ай-ай-ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Покраснел сорванец,

Устыдился, наконец,

И скатился чин по чину

К огороднику в корзину!

«Что растет на нашей грядке?» В. Коркин

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат —

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по-порядку:

Что растет на нашей грядке?

«Спелый колос» Т. Шорыгина

Зашепчется дождь

Тихим голосом

С цветами да травами

Зелеными.

И поднимется рожь

Спелым колосом

Над полями,

Влагой напоенными.

Уродится в поле

Ржаной хлебушек,

Рожь накормит вволю

Наших детушек!

«Зерна наших дней, светитесь» Н. Тихонов

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной!

Говорим мы: «Берегите.

Берегите Хлеб родной…».

Не мечтали мы о чуде.

К нам с полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы — люди!

Научитесь хлеб беречь».

Загадки про овощи

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.

(Морковь)

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

(Морковь)

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ...

(Капуста)

Сто одежек, и все без застежек.

(Капуста)

Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки,

Целый день на животе нежится на грядке.

(Капуста)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

(Капуста)

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом ...

(Картошка)

Неказиста, шишковатая,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчатая, вкусна!"

(Картошка)

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

(Лук)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а ...

(Лук)

Пришла Таня в желтом сарафане:

Стали Таню раздевать,

Давай плакать и рыдать.

(Луковица)

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? ...

(Свекла)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

(Репка)

Круглый бок, жолтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

(Репка)

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(Редиска)

Маленький и горький, луку брат.

(Чеснок)

Золотая голова - велика, тяжела.

Золотая голова - отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

(Тыква)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

Голова на ножке, в голове горошки.

(Горох)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять.

(Картошка)

И красна, и кисла

На болоте росла.

(Клюква)

Без окон, без дверей

Полна горница людей.

(Огурец)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой?

(Огурец)

В землю - блошкой,

Из земли-лепешкой.

(Репа)

Очень длинным вырастает

И пол грядки занимает.

Этот овощ тыквы брат,

Летом все его едят.

(Кабачок)

Он похож на огурец,

Он тяжёлый как свинец,

Завалился на бочок,

Желтощёкий… (Кабачок)

Что за овощ интересный?

Говорят, что он полезный,

Между листьями укрылся,

На земле он развалился.

Повернулся на бочок-

Это длинный… (Кабачок)

Кустик с запахом приятным,

Душистым, пряным, ароматным.

Он форму зонтика имеет,

Когда в нем семена созреют.

(Укроп)

Выросла травка —

К пище приправка;

Ее пожитки —

Душистые нитки.

(Укроп)

Листик пряный, шелковистый,

Он пушистый и душистый.

Там, где рос когда-то боб,

Хорошо взойдет… (Укроп)

https://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_zagadki/pro_ovoschi_i_frukty/ 

Пословицы и поговорки про овощи

Хвощ — деревенский овощ.

- Каждому овощу свое время.

- Капуста не пуста, сама летит во уста.

- Картошка — хлебу присошка.

- Репа продана, и воз накрыт.

- Лук с чесноком — родные братья.

- В пост редьки хвост

- Репой да брюквой не хвалятся.

- Без поливки и капуста сохнет.

- Надоел, как горькая редька.

- Хрен да редька, лук да капуста — лихого не попустят.

- Картофель — хлебу подспорье.

- Хрен редьки не слаще, уголь сажи не белей.

- Была и капуста, а стало пусто.

- У нашего дяди все редька: триха редька, ломтиха редька, редька с маслом да редечка с квасом.

- Пошла свинья в огородники: на морковь, на репу, на белу капусту.

- Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

- Красен, как свекла, как кровь, как клюква, как маков цвет.

- Лук семь недугов лечит

- Без свеклы борща не ищи

-Морковь прибавляет кровь

Приметы летом

- Небо заволокли блые облака к четкими контурами – дождя не будет,но возможен ветер

- Ясный закат – кя сной погоде, красны- к ветру, бледный – к дождю

- Глухой гром – ожидается тихий дождь, гулкий – будет беспрерывный ливень, град. Гром гремит долго и не резко – будет ненастье, отрывисто и непродолжительно – хорошая погода

- Если в августе днем солнце парит, а ночь была холодная — значит, погода сохранится теплая

- Паутина в августе ложится на растения — к теплой погоде», «В августе солнце греет, а вода холодеет

- 7 августа — Анна Зимоуказательница (Анна-холодница и Макарий). По этому дню судили о зиме. Если утренник холодный — и зима холодная. Какая погода до обеда — такая зима до декабря, какая погода после обеда — такая зима после декабря (ясный и теплый день предвещает холодную зиму, дождливый — снежную)

- 27 августа — Михей-Тиховей. Если в этот день дуют тихие ветры — к погожей осени, буря — к ненастной

- Паук усиленно плетет паутину — к сухой погоде

- Петух вечером поет — к перемене погоды

- Когда во время дождя на лужах появляются пузырьки — это надолго.

Опытно – экспериментальная деятельность:

«Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений», «Сравнение плодов разных культур».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ВОСПИТАННИКОВ МБДОУ Д/C № 2 г.ТАГАНРОГА

Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ д/c № 2 г.Таганрога по  использованию проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников в условиях реализации федеральных государственных тр...

Программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе познавательно-речевого развития воспитанников ДОУ

Цели программы комплексного сопровождения развития ребенка в детском саду:1.  Создание благоприятных условий для развития личности ребенка с особыми образовательными потребностями2.  Формиро...

Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников.

Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников....

Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников

Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ, ИСПЫТЫВАЮЩМИ ЗАТРУДНЕНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

В плане представлены игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, лексико-грамматического строя речи, звуковой культуры речи у воспитанников старшей группы.. Игры и упражнения по развитию...